Воспитание чувства сострадания посредствам литературных произведений, уроков ОРКСЭ и сочинений
Воспитание чувства сострадания посредствам литературных произведений, уроков ОРКСЭ и сочинений. (Из опыта работы).
Сострадание – это одно из человеческих качеств, которое необходимо для воспитания личности ребенка.
Очень часто мы говорим о жестокости и озлобленности людей и, к сожалению, эти качества мы наблюдаем у детей. Помимо бесед о сострадании, помощи тем, кто в ней нуждается, я использую в своей работе литературные произведения, которых немало. Это такие произведения как: «Лев и Собачка» – Л. Толстой,
«Заячьи лапы» – К. Паустовский,
«Кусака» – Л. Андреев,
«Белый пудель» – А. Куприн,
«Собачье счастье» – А. Куприн,
«Белый клык» – Д. Лондон, и др.
На их основе происходит восприятие детьми тех проблем, которые испытывают животные в тяжелых ситуациях. Эти страдания очень схожи с человеческими чувствами, что заставляет детей сопереживать братьям нашим меньшим.
Также есть литературные произведения, где главными героями выступают растения, которые также наделены человеческими качествами.
Одно из таких произведений «Новогодняя быль» – С. Михалков, где показана жизнь Ёлочки, ее чувства, переживания и страх, что ее срубят. И таких произведений в детской литературе немало.
В своей работе, я предлагаю детям написать сочинение от лица любого животного или птицы, лучше, если это будет бездомное животное. Тогда ребенок погружается в те проблемы и чувства, которые испытывают братья наши меньшие, понимая, как им тяжело в жизни и чем им можно помочь.
На уроках ОРКСЭ есть тема: «Милосердие и сострадание», где эти качества уже проецируют на людей. Как сказал немецкий философ
А. Шопенгауэр: «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток к животным».
В работе учителя очень важно учить детей состраданию и милосердию. От того, как они понимают эти понятия, зависит будущее детей и нас.