Воспитание патриотизма детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования
Воспитание патриотизма детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования
Аннотация:
Патриотизм (от греч. рatris - отечество, родина) всегда рассматривается в контексте отношения личности к своему отечеству, своему народу, своей культурной среде, к месту своего рождения, месту жительства. Это, прежде всего, чувственная характеристика личности, связанная с переживаниями своей привязанности к родине и своему народу, соотечественникам. В известной мере это природное чувство, способность к которому зарождается вместе с человеком, но оно развивается прижизненно в процессе общения с природным и социальным окружением.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, патриот, система, образование, образовательная организация, дошкольная образовательная организация, дополнительное образование, образовательная программа
В настоящее время существует необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения, особенно это актуально в формате многонационального региона.
Одним из основополагающих документов воспитания и внедрения патриотизма в среде молодёжи является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ и с учётом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий.
На территории Оренбургской области реализуются следующие государственные программы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области» была введена с 2018 года, и продолжает свою работу до настоящего времени;
«Развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи»;
«Информационное обеспечение патриотического воспитания граждан»;
«Научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан».
Разрабатываются различного рода проекты и программы, предусматривающие создание условий для эффективной социализации молодежи, включения их в развивающие и социально-полезные виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, подлинную гражданственность.
В Оренбургской области функционируют следующие организации патриотического характера:
Волонтеры Победы;
Поисковое движение России;
Юнармия;
Оренбургское войсковое казачье войско;
Эффективному развитию системы патриотического воспитания способствуют образовательные организации Оренбургской области.
Ежегодно проводится более 90 областных массовых мероприятий патриотической направленности с участием более 60 тысяч школьников и студенческой молодежи, из которых около 30 - крупномасштабные, в том числе: Межрегиональный фестиваль военно-патриотической песни «Долг. Честь. Родина», областные слеты военно-патриотических клубов и объединений «Отчизны верные сыны», «Юные друзья пограничников», областные слеты-соревнования «Школа безопасности» и «Юный спасатель» и другие. Военно-патриотические клубы, объединения организованы почти в каждом образовательном учреждении региона.
Ежегодно проходит проект «Вахта Памяти» который организован в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области» с целью формирования у детей и молодежи чувства гордости за героическое прошлое нашего народа посредством включения обучающихся в практическую деятельность по сохранению исторической памяти. В него включены такие мероприятия как:
- областная патриотическая акция «Памяти юных героев будем достойны!»;
- областное патриотическое тимуровское движение «Береги тех, кто жив. Помни о тех, кого нет»;
- областная поисковая акция «И помнит мир спасенный…»;
- областной смотр-конкурс Почетных караулов «На посту №1»;
- областная акция «Галерея героев»;
- областной конкурс на лучшую организацию патриотической работы в образовательных организациях «Россия начинается с тебя!».
Дополнительное образование находится в нашей стране на этапе трансформации, поиска новых форм и решений. Ведь наше государство однозначно наметило курс на развитие системы дополнительного образования, и к 2030 г. в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» доля детей от 5 до 18 лет, посещающих организации дополнительного образования, должна достичь 82 %. Выполнение этого поручения вполне логично ложится на общеобразовательные организации и на организации дополнительного образования [1]. Согласно ФГОС дошкольного образования, программы дополнительного образования могут иметь следующие направленности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие [4]. Поэтому школы, кружки, секции, клубы, студии и образовательные центры могут иметь одну конкретную направленность либо объединять несколько направленностей, что так или иначе будет способствовать развитию личности ребенка. Кроме того, следует иметь в виду специфику дополнительного образования детей, которая проявляется в том, что это не просто образование, но и досуг [3]. Поэтому можно говорить о большей открытости, мобильности и гибкости дополнительного образования детей, что связано с большей ориентированностью дополнительного образования на внешнюю среду, запросы детей, родителей и общества в целом [2].
В рамках деятельности нашего образовательного учреждения ежегодно проводится областной конкурс детских исследовательских и проектных работ «Многонациональное Оренбуржье». Конкурс идет уже 11 лет. Лауреатами и дипломантами конкурса в 2022 году стали 344 учащихся, которые представили исследовательские работы по следующим направлениям:
«Я живу в многонациональном крае»;
«Национальные традиции»;
«Национальные герои»;
«Национальные праздники вчера и сегодня»;
«Родной язык в среде межнационального общения»;
«Мои соседи»;
«Культура моего народа»;
«Национальный костюм»;
«Многообразие национальной кухни»;
«Предания моей семьи»;
«Народное творчество вокруг нас»;
«Мой дом – моя крепость».
Данный проект направлен на обмен культурными традициями, на создание единой этнической атмосферы, на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Необходимо учитывать, что Оренбуржье является многонациональным регионом, что порождает как возможности для воспитания терпимости, так и к сложности, и необходимость учитывать и планировать мероприятия особенно тщательно. Но тем не менее в условиях многонационального региона необходимо стремиться к формированию патриотического воспитания и любви к своей малой Родине через формирование национальной терпимости и осознания своего единства.
Литература:
1. Архипов О.Н. Кодекс патриотизма//Тюменский клуб патриотической мысли. – http://www.tkpm72.org/articles?id=32.
2. Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Санкт-Петербург, 2005. – 177 с.
3. Лупандина Е.А.
4. Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности//Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» – http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0110/voen.php