Воспитательная работа в рамках ДООП технической направленности «Вечный огонь» (медиа) для юнармейского отряда
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Воспитательная работа в рамках программы дополнительного образования «Вечный огонь» направлена на формирование всесторонне развитой личности юнармейца, способной эффективно применять знания и навыки в области медиа-технологий, проявляя гражданскую ответственность и патриотизм. Воспитательный процесс интегрирован в учебный план, учитывая специфику работы юнармейского отряда и текущие задачи военно-патриотического воспитания.
Целевые ориентиры воспитания:
Цель: Формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания, морально-этических норм и высоких духовно-нравственных качеств юнармейцев через освоение медиа-технологий и участие в информационно-просветительской деятельности.
Задачи воспитания:
- Привитие интереса к истории России, Вооруженных Сил, юнармейского движения, героическим страницам прошлого и настоящего, используя возможности медиа-средств.
- Развитие чувства гордости за свою страну, уважения к государственным символам, воинским традициям и подвигам защитников Отечества.
- Формирование компетенций в области медиа, необходимых для создания и распространения патриотического контента, противодействия дезинформации и пропаганде.
- Воспитание ответственности за свои действия в медиапространстве, уважения к авторским правам, соблюдения этических норм и правил поведения в сети Интернет.
- Создание благоприятной среды для самореализации юнармейцев в медиа-творчестве, стимулирование инициативы и самостоятельности, развитие лидерских качеств и умения работать в команде.
Формирование, воспитание:
- Интереса к медиа-технологиям как инструменту патриотического воспитания и гражданской активности.
- Уважения к труду журналистов, документалистов, блогеров и других специалистов, работающих в сфере медиа.
- Понимания роли медиа в формировании общественного мнения и национальной идентичности.
- Ценностей правдивости, объективности и ответственности при создании и распространении информации.
- Готовности использовать медиа-навыки для освещения деятельности юнармейского отряда, пропаганды здорового образа жизни, сохранения исторической памяти и противодействия негативным явлениям.
- Воли, упорства, целеустремленности, дисциплинированности при решении медиа-задач.
Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания является вовлечение юнармейцев в практическую медиа-деятельность: создание видеороликов, фоторепортажей, статей, презентаций, ведение социальных сетей, участие в медиа-проектах и конкурсах. Активно используются интерактивные методы обучения, дискуссии, ролевые игры, моделирование ситуаций, работа в команде.
В воспитательной деятельности применяются:
- Методы убеждения (беседы, лекции, дискуссии, просмотр и анализ медиа-материалов).
- Методы положительного примера (рассказы о героях, демонстрация лучших работ, встречи с интересными людьми).
- Метод упражнений (практические занятия, тренинги, мастер-классы по медиа).
- Методы стимулирования (поощрения, награды, участие в престижных проектах).
- Методы коррекции (анализ ошибок, обратная связь, индивидуальная работа).
Условия воспитания, анализ результатов:
Воспитательный процесс осуществляется в тесной взаимосвязи с учебной деятельностью, внеурочными мероприятиями, участием в юнармейском движении и взаимодействием с социальными партнерами.
Анализ результатов воспитательной работы проводится на основе:
- Наблюдения за деятельностью юнармейцев в медиапространстве.
- Оценки качества создаваемого ими контента.
- Опросов и анкетирования участников программы.
- Анализа отзывов и комментариев аудитории.
- Участия в конкурсах и фестивалях медиа-творчества.
Результаты анализа используются для корректировки воспитательной работы, разработки новых мероприятий и совершенствования программы.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путѐм опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, беседы с ними) и после еѐ завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предполагает определение индивидуального уровня воспитанности и развития личностных качеств каждого учащегося. Он направлен на получение общей картины достижений в реализации программы, прогресса в достижении поставленных целей воспитания и воздействия программы на коллектив учащихся.
Результаты, полученные в ходе оценочных мероприятий (опросы, интервью), используются только в обобщѐнном виде и обезличены.
План воспитательной работы.
№ | Наименование события/тема ВР | Приоритетные направления ВР | Цель ВР | Дата |
1 | День знаний: "Россия - страна возможностей" | Гражданско-патриотическое, ценности научного познания | Развитие чувства гордости за свою страну и осознание ее потенциала. Формирование позитивного отношения к учебе и познанию как пути к самореализации и внесению вклада в развитие России. Воспитание стремления к активной гражданской позиции и участию в общественной жизни. | сентябрь |
2 | "История юнармейского движения в лицах: создаем мультимедийную презентацию" (работа в группах, поиск информации, обработка фото и видео) | Гражданско-патриотическое, учебно-познавательное | Углубление знаний об истории и традициях юнармейского движения, развитие медиа-навыков (поиск, обработка, систематизация информации, создание презентаций), воспитание чувства гордости за принадлежность к юнармейскому движению. | сентябрь |
3 | "Мы против террора" | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное | Формирование неприятия к любым проявлениям терроризма и экстремизма. Повышение осведомленности об угрозе терроризма и способах защиты от него. Воспитание чувства бдительности и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. | сентябрь |
4 | "Безопасность в сети Интернет: личное пространство и защита от кибербуллинга" | Духовно-нравственное, формирование культуры безопасности | Воспитание ответственного и осознанного поведения в сети Интернет. Формирование навыков защиты личной информации и противостояния кибербуллингу. Развитие уважительного отношения к другим пользователям сети. Развитие критического мышления при работе с информацией в интернете. | октябрь |
5 | Конкурс слоганов на тему "Юнармия - это…" | Учебно-познавательное, ценности научного познания | Формирование патриотического сознания через творческое осмысление ценностей юнармейского движения Развитие креативного мышления учащихся в процессе создания слоганов Воспитание чувства патриотизма и гордости за принадлежность к Юнармии Формирование уважительного отношения к истории и традициям Развитие ответственности за результаты своего труда Воспитание культуры творческой деятельности | октябрь |
6 | Проведение круглого стола «Роль СМИ в формировании патриотизма: взгляд молодежи» | Гражданско-патриотическое | Формирование чувства коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения. Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде. Развитие лидерских качеств, ответственности и инициативности. Подготовка к совместной проектной деятельности. Создание позитивной атмосферы в отряде. | октябрь |
7 | День народного единства: "Моя страна - моя семья" (конкурс творческих проектов) | Межнациональное общение, гражданско-патриотическое | Воспитание уважения к культуре и традициям разных народов, проживающих в России. Формирование чувства единства и гражданской идентичности. Развитие творческих способностей и умения выражать свои чувства и мысли через искусство. Укрепление дружеских связей между учащимися разных национальностей. Борьба против проявлений экстремизма и нетерпимости. | ноябрь |
8 | "Я - гражданин России": конкурс эссе и дебатов на темы гражданственности и патриотизма (дискуссии, дебаты, написание эссе) | Гражданско-патриотическое, самоопределение и социализация детей | Формирование активной гражданской позиции и чувства ответственности за будущее страны. Развитие критического мышления и умения аргументировать свою точку зрения. Воспитание уважения к закону и правам человека. Подготовка к участию в общественной жизни. Пробуждение интереса к проблемам развития страны. | ноябрь |
9 | "День Героев Отечества": просмотр патриотических фильмов, возложение цветов к памятникам, участие в акциях | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное | Воспитание чувства глубокого уважения и благодарности к героям Отечества. Сохранение исторической памяти о подвигах советского и российского народа. Формирование готовности к защите Родины. Укрепление связи поколений. Противодействие попыткам фальсификации истории. | декабрь |
10 | Обсуждение новогодних и рождественских традиций. | Духовно-нравственное. | Формировать уважение к культурным и религиозным традициям. Воспитывать чувство единства и семейных ценностей. Развивать умение слушать и уважать мнение других. | декабрь |
11 | Беседа: общепринятые правила – гаранты справедливости не только игры. | Духовно-нравственное воспитание | Формировать понимание важности правил и норм для справедливого взаимодействия. Воспитывать честность, уважение к другим и чувство справедливости. Развивать ответственность за соблюдение договоренностей. | январь |
12 | "Виртуальная экскурсия по музеям воинской славы России" | Гражданско-патриотическое, учебно-познавательное | Расширить знания юнармейцев об истории России и героизме русского народа. Познакомить с экспозициями музеев воинской славы России. Развить интерес к истории и культуре своей страны. | январь |
13 | «Неделя толерантности: мы разные, но мы вместе» (дискуссии о культуре народов России, игры, направленные на сплочение коллектива, творческие проекты) | Духовно-нравственное, межнациональное общение | Воспитание уважения к традициям и образу жизни различных этносов. Формирование навыков межкультурного общения и умения находить компромиссы. Развитие толерантного отношения к разным культурам и религиям. Воспитание неприятия к дискриминации и нетерпимости. Разработка проектов направленных на укрепление дружбы и взаимопонимания. | февраль |
14 | "Военные профессии": создание альбома-презентации о различных военных специальностях | Гражданско-патриотическое, учебно-познавательное,самоопределение и социализация детей | Расширение знаний о различных профессиях в армии и их особенностях. Воспитание уважения к труду и людям разных профессий. Формирование осознанного выбора будущей профессии. Помощь ориентирования в сфере выбора будущей профессии. Развитие исследовательской деятельности, творческих качеств и навыков работы с информацией, формирование представлений об этике военнослужащего. | февраль |
15 | «Фотография как способ познания мира и себя» | Духовно-нравственное, ценности научного познания | Формирование эстетического вкуса и чувства гармонии. Содействие самопознанию и самовыражению через фотографическое творчество. Осознание ценности личности и уникальности каждого человека. Развитие наблюдательности и умения анализировать окружающий мир. Формирование исследовательского подхода к фотографии. Понимание связи между искусством и наукой в процессе создания фотографии. | март |
16 | Конкурс фотографий «Мой родной край» | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное | Воспитание любви к малой Родине и чувства гордости за свой край. Формирование бережного отношения к природе и культурному наследию родного края. Развитие чувства ответственности за сохранение красоты и уникальности родного края. Развитие чувства сопричастности к истории и культуре родного края. Воспитание уважения к традициям и обычаям родного края. | март |
17 | «Живая память» (уроки мужества, просмотр и обсуждение документальных фильмов, посещение памятных мест) | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное | Воспитание чувства гордости за героическое прошлое страны. Сохранение памяти о подвигах ветеранов и участников локальных конфликтов. Формирование готовности к защите Родины. Развитие нравственных качеств: сострадания, милосердия, чувства долга. Углубление знаний об исторических событиях и причинах конфликтов. | март |
18 | "Медиа-критика: учимся анализировать новости и рекламу" | Гражданско-патриотическое, ценности научного познани | Повысить уровень медиаграмотности юнармейцев. Формирование осознанного и ответственного отношения к потреблению медиаконтента. Научить критически оценивать информацию, представленную в СМИ и рекламе. Развить навыки распознавания фейков, манипуляций и пропаганды. | апрель |
19 | Медиа-эстафета "Хроника Победы" | Гражданско-патриотическое. | Углубление знаний об истории Великой Отечественной войны и ее героях. Воспитание чувства гордости за подвиг советского народа и уважения к ветеранам. Формирование патриотической позиции и готовности к защите Родины. | май |
20 | Медиа-акция "Георгиевская ленточка онлайн" | Гражданско-патриотическое. Духовно-нравственное | Воспитание уважения к символам воинской славы и памяти о Победе в Великой Отечественной войне. Формирование чувства сопричастности к истории своей страны и гордости за ее героев. Укрепление связи поколений через участие в патриотической акции. | май |
21 | Участие в медиа-конкурсах и фестивалях (подготовка конкурсных работ, представление проектов, участие в мастер-классах и тренингах) | Учебно-познавательное. Гражданско-патриотическое. Духовно-нравственное. (в зависимости от тематики конкурса/фестиваля). | Формирование командного духа и умения работать в коллективе. Воспитание чувства гордости за свой отряд/организацию. Развитие умения соблюдать этические нормы и правила поведения на мероприятиях. | в течении учебного года |
22 | Медиа-волонтерство: помощь библиотеке в оцифровке архивов. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное | Формирование чувства сопричастности к сохранению исторического и культурного наследия. Воспитание уважения к труду библиотекарей и архивариусов. Развитие гражданской ответственности и желания приносить пользу обществу. Воспитание уважения к прошлому своей страны и малой родины. Формирование ценностного отношения к информации и знаниям. Развитие чувства милосердия и желания помогать другим. | в течении учебного года |
23 | Медиа-игра по станциям для юнармейцев: «По следам Победы» (создание веб-квеста, прохождение заданий в сети, разгадывание ребусов и загадок, работа с картами и историческими документами) | Гражданско-патриотическое, учебно-познавательное | Воспитание чувства гордости за подвиги советского народа. Формирование готовности к защите Родины. Развитие навыков поиска и анализа информации. Совершенствование умения работы с картами и историческими документами. Стимулирование познавательного интереса к истории. | в течении учебного года |
24 | Создание серии подкастов об интересных фактах из истории российской армии | Гражданско-патриотическое | Расширение знаний об истории Вооруженных Сил России. Формирование уважения к военной службе. Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну. Развитие навыков работы со звуком и записи подкастов | в течении учебного года |
25 | Разработка и реализация мультимедийного проекта "История моей семьи в истории страны" | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное | Формирование чувства сопричастности к истории своей страны. Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа.Воспитание уважительного отношения к членам семьи, формирование чувства сопричастности к истории своей страны. Развитие чувства ответственности перед будущими поколениями. Сохранение исторической памяти | в течении учебного года |
26 | Создание виртуальной экскурсии по памятным местам. | Гражданско-патриотическое, учебно-познавательное | Формирование чувства любви к своей малой родине. Воспитание уважения к историческим и культурным памятникам. Расширение знаний об истории и культуре своего края. Развитие навыков исследовательской работы. Совершенствование умения использовать медиа-технологии в образовательных целях. | в течении учебного года |
27 | Организация и проведение медиа-квеста, посвященного Дню Победы | Гражданско-патриотическое, учебно-познавательное | Углубление знаний о событиях Великой Отечественной войны. Воспитание чувства благодарности к ветеранам. Формирование стремления к миру и согласию. Развитие навыков работы в команде. Совершенствование умения решать проблемные задачи. Стимулирование познавательного интереса к истории. | в течении учебного года |
28 | Разработка серии патриотических стикеров для социальных сетей | Учебно-познавательное, патриотическое | Формирование чувства любви к Родине и гордости за свою страну. Воспитание уважения к государственной символике. Пробуждение интереса к истории и культуре России. Развитие креативного мышления и творческих способностей. Совершенствование навыков графического дизайна. Формирование умения выражать свои мысли и чувства через визуальные образы. Развитие символического мышления и умения лаконично выражать свои мысли графически. | в течении учебного года |
29 | Создание "Книги памяти" в цифровом формате: истории ветеранов, записанные юнармейцами | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное | Сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны. Воспитание чувства долга перед ветеранами. Воспитание милосердия и сострадания. Формирование уважительного отношения к старшему поколению. Развитие умения слушать и сопереживать. | в течении учебного года |
30 | Написание постов в социальные сети к каждой памятной дате России | Гражданско-патриотическое, учебно-познавательное | Расширение знаний о памятных датах в истории России. Формирование чувства сопричастности к событиям прошлого и настоящего.Развитие навыков работы с информацией. Совершенствование умения писать грамотные и интересные тексты. Формирование умения адаптировать контент к разным форматам и платформам. Развитие навыков работы с информацией и написания постов в социальных сетях | в течении учебного года |
31 | Ведение группы юнармейского отряда в социальных сетях | Гражданско-патриотическое | Формирование гражданской активности и ответственности. Воспитание чувства гордости за принадлежность к юнармейскому движению. Популяризация деятельности отряда среди молодежи. Привлечение новых участников в отряд. Освещение событий и мероприятий отряда в социальных сетях. Создание привлекательного и информативного контента для группы. | в течении учебного года |
Планируемые результаты воспитательной работы
1.Гражданско-патриотическое воспитание:
Знания:
- Углубленное понимание истории и традиций юнармейского движения, Вооруженных сил России, Великой Отечественной войны, памятных дат и героев Отечества.
- Знание основных символов воинской славы и военной службы.
- Осознание роли СМИ в формировании патриотизма.
Ценности и отношения:
- Чувство гордости за свою страну, народ и Вооруженные Силы.
- Уважение к историческому и культурному наследию России.
- Готовность к защите Родины и выполнению гражданского долга.
- Неприятие к любым проявлениям терроризма, экстремизма и фальсификации истории.
- Сопричастность к сохранению памяти о героях и ветеранах.
Навыки и опыт:
- Активная гражданская позиция и участие в патриотических мероприятиях.
- Умение выражать свою гражданскую позицию в эссе, дебатах и творческих проектах.
- Навыки поиска, анализа и систематизации информации о военной истории и героях.
- Умение создавать мультимедийные презентации, подкасты и медиа-продукты на патриотическую тематику.
- Навыки медиа-критики и анализа информации в СМИ.
Возможные проявления в: Участии в исторических викторинах, конкурсах эссе, посвященных военной истории, умении рассказывать о подвигах героев. Правильном использовании военной атрибутики, знании значения воинских ритуалов. Уважительном отношении к государственным символам, участии в патриотических мероприятиях. Бережном отношении к памятникам истории и культуры, интересе к изучению истории родного края. Участии в акциях памяти, оказании помощи ветеранам, уходе за воинскими захоронениями. Умении распознавать фейки и манипуляции, критически оценивать информацию из разных источников.
2. Духовно-нравственное воспитание:
Знания:
- Понимание культурных и религиозных традиций народов России.
- Знание общепринятых правил и норм справедливого взаимодействия.
- Осознание ценности семьи, дружбы, взаимопомощи и уважения к старшим.
Ценности и отношения:
- Уважение к другим культурам, религиям и образу жизни.
- Толерантное отношение к различиям между людьми.
- Честность, справедливость, ответственность и сострадание.
- Осознанное и ответственное поведение в сети Интернет.
- Понимание важности сохранения исторического и культурного наследия.
Навыки и опыт:
- Умение строить межкультурный диалог и находить компромиссы.
- Навыки защиты личной информации и противостояния кибербуллингу.
- Умение работать в команде, проявлять лидерские качества и оказывать помощь другим.
- Умение создавать творческие проекты, отражающие духовно-нравственные ценности.
- Навыки медиа-волонтерства и участие в социальных акциях.
Возможные проявления в: Соблюдении правил этикета, умении решать конфликты мирным путем. Проявлении заботы о близких, оказании помощи нуждающимся. Защите личной информации, умении распознавать кибербуллинг, уважительном общении с другими пользователями. Участии в мероприятиях, направленных на сохранение памятников истории и культуры, интересе к изучению истории своей семьи и родного края. Участии в групповых проектах, организации мероприятий, оказании помощи товарищам. Создании контента для социальных сетей, направленного на пропаганду здорового образа жизни, защиту окружающей среды, помощь нуждающимся.
3. Учебно-познавательное воспитание:
Знания:
- Расширение кругозора и углубление знаний об истории, культуре, науке и технике.
- Знание основ медиаграмотности и безопасного поведения в интернете.
- Представление о различных профессиях, в том числе военных.
Ценности и отношения:
- Позитивное отношение к учебе и познанию.
- Интерес к техническим наукам и медиа-технологиям.
- Стремление к саморазвитию, творчеству и исследовательской деятельности.
Навыки и опыт:
- Умение искать, анализировать, систематизировать и представлять информацию.
- Навыки работы с медиа-инструментами и создания медиа-продуктов.
- Умение работать в команде, проводить исследования и реализовывать проекты.
- Критическое мышление и медиа-компетентность.
Возможные проявления в: Участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах эссе, исследовательских конференциях по различным предметам. Активное участие в обсуждениях на уроках, проявление интереса к дополнительной литературе, чтение научно-популярных журналов. Стремление к получению новых знаний, высокая посещаемость уроков, активное участие в внеурочных мероприятиях, связанных с учебой. Самостоятельное изучение новых тем, участие в творческих конкурсах, проведение собственных небольших исследований, разработка проектов. Успешное выполнение групповых заданий, участие в проектной деятельности, умение распределять роли в команде, слушать и уважать мнение других.
4. Самоопределение и социализация:
Знания:
- Представление о своих интересах, способностях и возможностях.
- Знание о различных профессиях и требованиях к ним.
- Понимание роли гражданина в обществе.
Ценности и отношения:
- Осознанный выбор будущей профессии.
- Уважение к труду и трудовым достижениям.
- Активная жизненная позиция и готовность к участию в социальной жизни.
Навыки и опыт:
- Умение определять свои цели и планировать свою деятельность.
- Навыки самопрезентации и коммуникации.
- Умение работать в коллективе и находить свое место в обществе.
Возможные проявления в: Осознанный выбор учебных предметов для углубленного изучения. Участие в профориентационных мероприятиях, посещение мастер-классов, встречи с представителями различных профессий, изучение требований к профессиям на специализированных сайтах. Целенаправленная подготовка к поступлению в выбранное учебное заведение, углубленное изучение предметов, необходимых для выбранной профессии. Почитание профессиональных праздников, уважительное отношение к людям разных профессий, осознанное понимание важности труда для развития общества. Составление планов на год, месяц, день, постановка краткосрочных и долгосрочных целей, умение расставлять приоритеты. Участие в командных проектах, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, нахождение компромиссов, умение брать на себя ответственность за результат.