Воспитательный аспект урока

0
0
Материал опубликован 1 January 2021

Воспитательный аспект урока Составила: Латышева Е.Н. Учитель биологии

«Урок - это «клеточка» учебно-воспитательного процесса, насыщенного многообразными отношениями к миру предметов и явлений, событий прошлого и настоящего, к науке, к искусству, к отношениям людей, к собственной позиции в процессе обучения, в мире человеческих ценностей, в собственном развитии...»

В.А. Сухомлинский утверждал, что "быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».

   Воспитательный анализа урока имеет двух адресатов: первый — это ученик, его познавательно-коммуникативная потребность, условия ее формирования и развития; особенности его речемыслительной деятельности, его коммуникативные способности, индивидуально-психологические особенности и т.д., т.е. ученик как субъект учебной деятельности, педагогического общения с другими учениками, с учителем. В то же время воспитательный анализ урока — это инструмент, средство совершенствования собственной педагогической деятельности учителя, что особенно важно в условиях современной школы. Поэтому вторым адресатом является сам учитель. В этом случае воспитательного анализа урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, направленности личности, уровня притязаний, протекания собственной деятельности, ее успеха и т.д.).   

В соответствии с ФГОС для всех учебных предметов в рамках компетентностно–ориентированного урока целью воспитания сегодня является достижение личностных результатов: -формирование положительной мотивации к обучению; - создание позитивного эмоционального отношения к уроку и учебному предмету; -формирование коммуникативной компетенции, потребности в приобретении новых знаний через сотрудничество.

Схема анализа воспитательного аспекта урока Содержание анализа Воспитание каких качеств возможно на данном этапе I. Организационный этап Приветствие учителя и ответная реакция учеников. 1. Доброжелательность. 2. Внимательность. 3. Аккуратность. 4. Тактичность. 5. Сосредоточенность. 6. Ответственность. 7. Умение быстро мобилизоваться. Проверка отсутствующих и использование этого эмоционального момента в воспитательных целях. Проверка готовности кабинета и целесообразность действий педагога в этот момент. Применение приемов педагогического воздействия ля стимулирования и формирования личностного отношения к предстоящей деятельности. Конечный результат этапа и его влияние на следующий этап, и весь урок в целом.

III. Этап подготовки к усвоению новых знаний. 1. Формирование положительной мотивации к восприятию нового. 1. Целенаправленность. 2. Активность. 3. Любознательность. 4. Точность. 2. Связь изучаемой проблемы с жизненными ситуациями сегодняшнего дня.

II. Этап всесторонней проверки знаний Связь между ответами ученика и объективной оценкой учителя. 1. Уверенность. 2. Удовлетворенность собственной деятельностью. 3. Старательность. 4. Внимательность. 5. Сосредоточенность. 6. Активность. 7. Терпеливость. 8. Добросовестность.

IV. Этап усвоения новых знаний или способов действий. 1. Использование воспитательной ценности материала. Формирование нравственных качеств, через содержание материала, волевых качеств – через способы действий. 2. Использование ненасильственных приемов обучения. V. Проверка понимания учащимися нового материала. 1. Индивидуальный подход к “непонятливым”. 1. Уважительность. 2. Терпеливость. 3. Тактичность. 4. Умение вести диалог (диалогичность). 5. Доброжелательность. 2. Отсутствие вспышек раздражительности, гнева.

VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Поощрение инициативы и самостоятельности и осуществление взаимопомощи. 1. Самостоятельность. 2.Адекватность в самооценке. 3. Умение почувствовать содержание урока. 4. Интуитивность. 5. Инициативность. 6. Уверенность в своих силах. 7. Чувство собственного достоинства. 2. Поддержка индивидуальных достижений учащегося, адекватная их оценка. 3. Наличие заданий, направленных на развитие эмоционально-чувственного восприятия, творческого воображения и интуиции. 4. Убеждение необходимости знаний для каждого не только в будущем, но и настоящем.

VII. Домашнее задание, инструктаж по выполнению. Ориентация на необходимость добросовестного систематического отношения к делу. 1. Уверенность. 2. Добросовестность. 3. Систематичность. 4. Трудолюбие.

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока: -при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; -продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; -осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; -использовать на этапе актуализации инновационные технологии; -использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; -применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач; -проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока

При конструировании заданий воспитательного характера необходимо учитывать особенности учащихся средних и старших классов. В подростковом возрасте идет интенсивное физическое и социальное созревание личности, знакомство с художественными и нравственными ценностями. Поэтому необходимо включать подростка в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированного отношения, творчества, помогать в оценке и самооценке своих действий. У старшеклассников прежде всего идет духовно-нравственное развитие личности, поиск смысла жизни, познание истины, физическое и нравственное самосовершенствование, вхождение в жизнь общества, жизненное самоопределение, социально-психологическая адаптация. "Здесь механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных и естественных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуации выбора, жизнетворчество, саморазвитие." (Е.В. Бондаревская)

Задания воспитательного характера : 1. Задания на выявление отношения к знаниям Может ли человек жить без сердца? Почему? Каких людей называют бессердечными? Может ли жить бессердечный человек? Какие организмы биологи называют паразитами? Приведите 1-2 примера. Как ты считаешь, а встречаются ли люди-паразиты? Что такое симбиоз? Можно ли любовь назвать симбиозом? Ответ поясните. В ночь на Ивана Купалу, по народным преданиям, совершаются самые невероятные чудеса. Расцветает цветок папоротника и тому, кто это увидит, подвластны все тайны и чары. Такова легенда. Можно ли в природе наблюдать цветение папоротника? Почему? Как можно объяснить, что каждый год сотни (а, может, и тысячи) людей отмечают этот праздник? Как ты относишься к этой традиции? (Чему учит нас эта легенда?).

2. Поиск выхода из жизненной ситуации (решение жизненных ситуаций) "Жизнь - это движение". Почему мы так говорим? Вспомни, какие ощущения и чувства ты испытываешь, когда играешь в футбол или танцуешь? Есть люди, которые от рождения или в результате травмы, оказались прикованными к постели, они ограничены в движении. Если бы ты был инженером (архитектором, соседом и т.п.), чтобы ты предложил для таких людей? Кто такие грибы-трутовики? Почему они наносят урон лесному хозяйству? Как ты поступишь, если твой друг предложит весной взять березового сока? Что такое СПИД? Чем опасно это заболевание? Как ты поступишь, если узнаешь, что твой друг (одноклассник, близкий тебе человек) ВИЧ-инфицирован? 3. Задания на понимание смысла Как ты понимаешь высказывания: "доброе сердце", "горячее сердце", "холодное сердце"? Что такое корень? Какую роль он играет в жизни растения? Что такое "корень зла"?

4. Задания оценивающего характера Какие качества характера тебе сегодня помогли в выполнении лабораторной (практической, самостоятельной) работы? Поставь себе оценку за I (II, III, IV) четверть по биологии, которую тебе хотелось бы получить. Как ты считаешь, что для этого тебе надо сделать? Совпала ли твоя оценка и оценка учителя? Как ты считаешь, почему? Справедливо ли я поступлю, если поставлю пять за списанную работу (не допущу к уроку тех, у кого постоянно нет учебника и тетради)? Честно ли поступают те, кто списывает домашнее задание? Списываешь ли ты сам? Даешь ли списывать другим?

5. Творческие (креативные) задания Придумай рекламу белкам, жирам, углеводам и нуклеиновым кислотам (исходи из того, какую роль они играют в клетке). Сравни системы органов животных с явлениями, объектами нашего города. Что бы ты посоветовал мэру и жителям нашего города? Какие выводы сделаешь для себя? Сочини сказку о дружбе корней, листьев и стебля растения. Напиши благодарственное письмо от имени цветка (например, шиповника) пчеле. Обучающиеся 6-7 классов хорошо откликаются на задания 1 группы (задания на выявление отношения). Вот как ответили шестиклассники на одно из подобных заданий: “Известно, что в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, могут родиться дети с различными отклонениями в развитии. С нарушением каких процессов это связано? Выскажи свое отношение к этой проблеме, продолжив предложение: "Я ..." ("Мне ..."). Мне жалко таких людей, раз они злоупотребляют алкоголем, значит, у них нет цели в жизни. Я думаю, что родителям не нежно пить. Мне не хочется жить в такой семье. Мне кажется, чтобы твой ребенок был здоровым, надо не пить и не курить. Мне очень жаль этих детей. Я переживаю за этих детей. У меня возникает жалость к этому ребенку и хочется сказать, что курить и пить опасно – от этого зависит жизнь ребенка.

Старшеклассникам более интересны задания на решение конкретной жизненной ситуации. Например, десятиклассникам был задан вопрос: “Что такое СПИД? Чем опасно это заболевание? Как ты поступишь, если узнаешь, что твой друг (одноклассник, близкий тебе человек) ВИЧ-инфицирован?”. Вот некоторые примеры их ответов. Если мой друг или близкий окажется болен СПИДом, я постараюсь оградить его от себя. Я схожу и проверюсь у врача. А потом, наверно, если это мой друг, то перестану с ним общаться; если одноклассник, то перейду в другой класс. А вот насчет родственника – я не знаю, чтобы сделала. Буду его игнорировать. Не буду с ним общаться. Посоветую обратиться к квалифицированному врачу. Я буду стараться относиться к нему так же, как и прежде, хотя в душе будет жалость и, не скрою, отвращение. Я думаю, у этого человека измениться миропонимание, и мне будет интересно понаблюдать за этим человеком с психологической точки зрения. Я не знаю, что буду делать в этой ситуации. Я буду продолжать общаться с этим человеком, т.к. он сейчас одинок и знает, что обречен. Конечно, я посочувствую ему, спрошу, что ему хочется, как ему помочь, чтобы он почувствовал поддержку. Мое отношение к этому человеку не изменятся, даже, если от него все отвернутся. Не зависимо от того, кто он мне – друг или близкий, родной человек, я помогу ему морально и поговорю с ним, чтобы он смог высказать свое горе. Посоветуюсь и проконсультируюсь с врачом. И что возможно я сделаю. Я сильно удивлюсь и даже буду в шоке. Но нельзя бросать этого человека. Надо помочь ему хотя бы вниманием и общением.

Можно привести примеры и творческих заданий. 1. Придумайте рекламу органоидов и частей клетки. Привет! Вас приветствует фирма “Лизосомокорпорейшн”. Наши сотрудники без труда очистят ненужные части клетки: как мертвые, так и утратившие свою роль. Также мы предоставляем особую услугу - переваривание пищи внутри клетки. Обращаться по адресу: ул. Клетка, дом Цитоплазма. (10 кл.) 2. Сравнение органоиды и части клетки с явлениями или объектами окружающего мира. Предположим, что клетка – это школьный класс. Стены – плазматическая мембрана, ограничивающая внутреннее содержимое от внешней среды. Окна и двери – это каналы плазматической мембраны, обеспечивающие транспорт веществ. Проходы между парт – эндоплазматическая сеть, которая пронизывает все пространство внутри клетки. Учитель – ядро - главная часть клетки, которая отвечает за сохранение и передачу информации. А ученики – это аппарат Гольджи, накапливающий “информацию учителя”.

3. Напиши благодарственное письмо зеленому растению. “Здравствуйте, зеленые растения! Я пишу вам, потому что вы самые важные для меня растения. Пожалуй, не только для меня, но и для всех людей на планете, потому что ваш организм способен углекислый газ превращать в кислород. А он необходим для дыхания всех живых организмов на Земле. С такой работой не справилась бы ни одна очистительная фабрика! Недавно в школе мы прошли процесс фотосинтеза, и я был удивлен вашими способностями образовывать органические вещества на свету в хлоропластах из углекислого газа и воды. Так же ты украшаешь Землю, и с твоей помощью она становится пышной и красивой. Но, к сожалению, сейчас деревья вырубают с большой скоростью, и может это письмо не дойдет до вас, но я хочу пожелать вам удачи и спросить: “Хорошо ли вам живется в нашем климате?”.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.