Воспитательный час «Мой круг чтения» («Мир моих увлечений»)
Воспитательный час «Мой круг чтения»
(«Мир моих увлечений»)
Цели:
Способствовать формированию и развитию интереса к чтению у учащихся;
Формирование культуры чтения учащихся;
Продолжение сплочения классного коллектива на основе обмена читательским опытом, совместного обсуждения проблемных вопросов.
Форма проведения: час общения
Оформление класса: на стенде – оформленные отзывы о прочитанных внепрограммных книгах, выставка журналов комиксов, фото любимых героев комиксов.
Пояснительная записка: Данный материал рассматривается в одной сквозной теме «Хобби», «Мир моих увлечений», «Круг чтения» и тому подобное. Можно провести как в рамках одного занятия (45 минут), так и курсе занятий, в случае чего он рассматривался бы гораздо более подробно и развернуто. Такой курс целесообразно было бы разбить на три части, в первой из которой, более короткой, изучался бы комикс классической супергероики, «золотой век», во второй – его естественное развитие (и наиболее интересные отклонения) в соответствии с десятилетиями двадцатого века; в третьей – современное состояние, начиная с «Кризиса». Также в изучение важно было бы включить феномен кроссоверов (как варианта развития «Вселенных»). Разумеется, тема комикса как таковая не может исчерпываться супергероикой; но для изучения этой культуры в целом в сколько-нибудь сносном объеме требуется курс с немалым количеством часов; супегероика же – один из важных и, на сегодняшний момент, пожалуй, наиболее заметных аспектов комикс-культуры.
Класс: 9 (10)
Тема: «Супергероика и ее последствия»
Место в программе: внеклассное чтение, внеклассное мероприятие в серии занятий «Мир моих увлечений»
Теория литературы: особенности композиционного построения комикса, подачи нарратива, деления на серии, сюжетного построения.
Цели: познакомить учащихся с одной из сторон эволюции культуры комикса (конкретно: усложнение супергероики), творчеством Эллиса и Темплсмита и художественным миром комикса «Fell», способствовать развитию критического мышления.
Задачи:
- Дать представление о комикс-культуре и ее эволюции;
- Способствовать развитию у учащихся навыков работы с видом повествования как такового в любой форме (конкретно здесь: смесь нарратива и графики);
- Способствовать развитию у учащихся культуры дискуссии;
- Рассмотреть этическую проблематику вопросов, ставящихся в современном комиксе, в связи с особенностями этого вида повествования.
Действия учителя |
Предполагаемые действия учеников |
Время (мин) |
Предварительный этап: готовит презентацию к уроку, выводит ее на экран в классе. Организационный момент: приветствует учеников. Основная часть: (слайд 1) Озвучивает тему урока и спрашивает аудиторию, знаком ли кто-нибудь с понятием комикса и «супергероя»; что последние из себя, по мнению отвечающих, представляют. Рассказывает основные положения о супергероике как жанре и о критической точке в ее развитии – «кризисе». (лекционный элемент). Демонстрирует (слайд 2). Рассказывает о роли Эллиса в становлении современного вида супергероики, о Темплсмите как комикс-художнике. (слайд 3) Спрашивает, можно ли, на взгляд учащихся, причислить прочитанный ими «Fell» к жанру супергероики и почему. Рассказывает о построении «Fell’a» (слайды 4, 5, 6 и 7): общие положения, цвет, композиция. Демонстрирует (слайд 8) и спрашивает, чем отличается эта страница от предыдущих четырех (рассматривая ее по тем же параметрам); почему она отличается. Предлагает рассмотреть сюжетную составляющую третьего номера «Fell’a» и дает вопросы к обсуждению: Каким предстает город Сноутаун? Каковы его жители? Правильно ли, с точки зрения общепринятой морали и нравственности, поступили: владелица магазинчика, старики, убившие брата Джефа, Джеф, сам детектив Фелл? Почему они поступили так? Что позволило Феллу победить в этой ситуации? Предлагает сравнить мотивы и поступки «классического» и «посткризисного» супергероя и мотивы «обычного» героя в сходной ситуации (слайд 9). К кому из них можно отнести Фелла? Почему? Почему в данной ситуации «классическое супергеройство» было бы фактически неверно? Как вы думаете, что ближе современности - нуар или супергероика? При необходимости дает теоретические комментарии; направляет дискуссию. Домашнее задание: (слайд 10) Объясняет домашнее задание: обязательно: прочесть выдержки из послесловия Эллиса к «Fell»; творческое задание по выбору: Написать эссе на одну из тем: - Кто виновен в ситуации, сложившейся в магазине? - Почему детектив Фелл не обладает сверхспособностями? - Как вы считаете, что явилось причиной исчезновения в комиксах «классической супергероики» в настоящее время? Написать короткий рассказ/нарисовать иллюстрацию или страницу комикса на тему: «Сноутаун: гостеприимный город». Отвечает на вопросы учащихся. |
Предварительный этап: читают третью главу комикса «Fell». Организационный момент: приветствует учителя, занимают свои места. Основная часть: Высказывают предположения. Слушают, при желании конспектируют. Высказывают предположения, дискутируют. Слушают, при желании конспектируют. Отвечают. Дискутируют. Дискутируют. Домашнее задание: Записывают задание, по желанию задают вопросы, прощаются, выходят из класса. |
1 41 3 7 3 7 10 11 3 |
Приложение.
1. На столах журнал с комиксом.
2. Иллюстрации по теме.
3. Вопросы для обсуждения.