ТЕМА: ГЛАВНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ.
Занятие для учащихся 8 кл., воспитатель Гуськова Л.В.
РАЗДЕЛ: Личностное развитие ЦЕЛЬ: патриотическое воспитание учащихся; Задачи: 1.дать основные понятия о символах и эмблемах государства, показать, что государственная символика- это ценность; 2. воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; 3. обогащать словарный запас, развивать устную связную речь на основе правильного составления предложений при ответах на вопросы.
Подготовительная работа: изучение соответствующей литературы, подбор наглядного материала, продумывание форм эмоционального воздействия на личность школьника. Оформление: гербы России разных времен, рисунки детей «Здесь виден флаг и герб России», паспорт, грамота с печатью, деньги. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Начинается урок, он пойдет ребятам впрок. Мы о символах России речь сегодня поведем. Звучит песня « Гляжу в озера синие» из к/ф «Тени исчезают в полдень.» ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Символы России. Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако, ответы, без сомнения, будут разные. Далее по ходу текста воспитателя идет демонстрация слайдов. Кто-то вспомнит бескрайние просторы- луга, поля, леса; кому-то на ум придут поднадоевшие , но непременные сувениры: матрешки, самовар, медведи…Любители старины расскажут о древнем Московском Кремле, о знаках царской власти: скипетре, короне, державе. Конечно, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор ( Храм Василия Блаженного), Храм Христа Спасителя… А кто-то, возможно, обратит мысленный взор к своей малой Родине- городу, поселку, где он родился и вырос, где остался родительский дом, школа, в которой учился. Сегодня мы поговорим о главных символах России. Тема нашего занятия: Главные символы России. Словарная работа: очень часто сегодня мы будем слышать слова: Символ - условный знак, обозначение. Он отражает историю государства, его народа, отображает национальный характер. Держава – государство; золотой шар с крестом наверху, как символ власти монарха. Скипетр – жезл с драгоценными камнями и резьбой, знак царской власти. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Стихотворение С.Я.Маршака Различным образом державы свои украсили гербы. Вот леопард, орел двуглавый и лев, встающий на дыбы. То хищный зверь, то птица злая; подобье, потеряв свое, Сжимает в лапах, угрожая, разящий меч или копье. Таков обычай наш старинный, чтоб с государственных гербов Грозил соседям лик звериный оскалом всех своих зубов. Везде орел, везде с ним слава! Везде он гордый, впереди - Крестом увенчана держава, Святой Георгий на груди. ( М.Шереметьев) Эмблемам, их символическому смыслу всегда предавалось огромное значение. Среди государственных символов первенство занимает эмблема, которую называют государственный герб. Герб - наследство. Закон « О Государственном Гербе Р.Ф» дает следующее его описание: четырехугольный щит с закругленными нижними концами с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой руке орла находится скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьем черного, опрокинутого навзничь, ,попранного конем, дракона. Рисунок современного герба выполнил художник Е.И.Ушаков, был принят 30 ноября 1993 года. Впервые герб появился в конце 14 века. Для чего нужен герб? Как к нему нужно относиться? Герб служит отличительным знаком человеку, роду, городу, государству, относиться к нему нужно с огромным уважением. Что представляет собой герб? (Щит с изображением двуглавого орла) Почему именно орел изображен на гербе? (Сильная, ловкая, смелая птица, как Россия) А почему орел двуглавый? ( Россия находится на материке Евразия, головы контролируют Европу и Азию) Что у орла в лапах? Что на груди? В центре? (В левой – держава - наше государство, в правой- скипетр, который символизирует власть). На груди - Георгий Победоносец, он символизирует победу добра над злом, он готов защищать наше государство от врагов. Где еще можно встретить Георгия Победоносца? (На гербе нашей столицы, говорят, что Москва поделилась с Россией своим гербом). Где можно встретить изображение герба? (Идет показ паспорта, диплома, монет, печатей) Менялось государство в ходе истории, а вместе с ним менялся и символ. Непростая судьба у нашего герба, но независимо от времени русский народ бережно и уважительно относится к гербу, признаваясь тем самым в любви к Родине. Вот гордая птица о двух головах, Корона и щит этот герб украшают и воин, который змею поражает. Мы герб этот видим на важной бумаге, На нашем большом государственном флаге. Когда бы и где бы о нем не спросили, Скажи: «Это герб дорогой нам России!» ФИЗМИНУТКА У каждой страны есть и свой флаг. В романе К.Симонова «Живые и мертвые» рассказывается о многих эпизодах В.О.войны. В одном из них говорится о судьбе полка. В первые дни войны полк с боями выходил из окружения. Почти все солдаты и офицеры погибли, но полк сохранил свое знамя. Его на собственной груди вынес с полей боев один солдат. Сохранили знамя - сохранили полк. Если бы знамя не сохранили, могли бы расформировать целую дивизию. (Отрывок можно зачитать) Из глубины веков пришел в наши дни нынешний Российский флаг. (Вывешивается флаг и демонстрируется слайд с его изображением) Именно такое полотнище развивается сейчас над Кремлем в Москве, над администрацией городов, поселков. Закон о Государственном Флаге, принятый 25.09. 2000 года, описывает его так: Государственный Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из равновеликих горизонтальных полосок: верхняя- белого цвета, средняя- синего, а нижняя- красного цвета. Почему именно эти цвета? Есть несколько мнений на этот счет. 1. Царь Петр 1 взял эти цвета у герба Москвы. Белый – белый конь, синий – плащ Георгия Победоносца, красный – красный щит герба. 2. Раньше самыми многочисленными народами являлись белорусы (белый цвет), украинцы (синий цвет), русские (красный цвет). Единство этих народов и отражает флаг. 3. Издавна эти цвета – цвета Русской православной церкви. Что означает белый цвет? ( Откровенность, благородство) Красный? (Мужество, отвага.) Синий?( верность и честь). Где мы можем встретить флаг? Как следует к нему относиться? Зачем нужен флаг? Государственный флаг – это важный символ России. Он подлежит защите, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести и достоинства народа и государства. Флаг – это святыня. Когда празднуется День Государственного Флага? ( 22 августа) В каких случаях флаг приспускается? ( В дни траура , к нему прикрепляется в верхней части черная лента. Это говорит о всеобщей скорби. ) Стихотворение « О флаге» Откуда на флаге три цвета? Давайте мы спросим об этом поэта. Он вот что сказал « Виновата природа – Приходит зима к нам почти на полгода. Еще белый цвет мог придти от берез, от ландышей даже… А красный – от роз, от ярких тюльпанов в весеннем Поволжье… А синий – от неба над зреющей рожью.
Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя флаг, ставили его на завоеванную землю, город, высоту. Тот, кто несет флаг, всегда считался лучшим человеком... Это всегда – особая честь . ( Олимпиада. Рассказ о нашем флагоносце .) Вот такой флаг у нашей страны. Именно он символизирует Родину с непростой судьбой и ее славным прошлым. Именно он напоминает нам о том, что наши предки выдержали все, значит, выдержим и мы. Государственный флаг – наша гордость, наша святыня, символ независимости и величия нашего государства. Долг каждого гражданина – оберегать честь российского флага. Работа с выставкой рисунков «Здесь виден герб и флаг России.» Перед занятием мы рисовали флаг и герб, то , где они могут встречаться. Кто что нарисовал? ( Спросить каждого воспитанника). О каком символе нашего государства мы еще не говорили? Вывешивается Государственный Гимн. Что означает слово « гимн»? ( Хвалебная, торжественная песня). Его исполняют в особых торжественных случаях. Где вы могли слышать гимн? Отдавая дань уважения, люди встают, а военные отдают честь. Гимн – это песня, посвященная Родине, символ, такой же, как герб и флаг. Государственный гимн был принят 8 декабря 2000 года. А кто из вас может назвать авторов Гимна? (Композитор А.Александров, поэт С. Михалков.) Уважающий себя гражданин должен знать Гимн своего государства наизусть. Давайте вспомним строчки из гимна. Спросить куплеты гимна. Припев проговаривают все. Какие чувства вы испытываете, когда слышите строчки гимна? ( Гордость, торжественность; хочется взяться за руки, объединиться). В словах гимна отражается могущество и величество нашей Родины, необъятные просторы, богатая история. Они объединяют людей всех национальностей, всех, кто любит и гордится своей страной и желает ее процветания. В отличие от других символов, гимн можно не только увидеть на листе бумаги, но и услышать. Давайте встанем и прослушаем Государственный Гимн Российской Федерации. Какие чувства в ваших сердцах вызвали слова и музыка гимна? Как истинные патриоты своей Родины и граждане своего государства вы должны бережно чтить и знать слова гимна. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Герб, флаг, гимн – священные символы России, и мы должны знать, уважать их, любить так, как мы любим свою Родину. По- разному люди в стране нашей жили, Но верой и правдой Отчизне служили. Дороже любого другого богатства Ценились у нас всегда скромность и братство. Есть слово такое хорошее - «наш». И пусть ты татарин, якут иль чуваш, Родился ли русским, мордвой, осетином, Будь Родине добрым и любящим сыном. ИТОГ ЗАНЯТИЯ: Почему люди с разных времен стремятся иметь различные символы? Что считается государственным символом? Какие цвета имеет Государственный Флаг? Что вы узнали о Гербе нашей страны? Что вы знаете о Гимне России? Поблагодарить детей за работу.
Марченкова Инна Вячеславовна