Внеклассное мероприятие «Георгиевская ленточка - символ Победы»
Внеклассное мероприятие
Цель: познакомить детей с героическими фактами русской истории.
Задачи:
воспитывать бережное отношение к традициям своего народа;
способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков;
побуждать обучающихся к участию в акциях памяти;
развивать творческие способности.
Оформление класса:
Плакаты: «Георгиевская ленточка», «Орден Святого Георгия», «Орден Отечественной войны», Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов.
Презентация «Георгиевская ленточка – символ победы»
Оборудование: Мероприятие проводится в кабинете информатики, оснащенном 8 персональными компьютерами. В работе используется мультимедийный проектор, интерактивная доска. Практическую часть учащиеся выполняют с помощью компьютерных программ PowerPoint, Paint.
План мероприятия:
Вступительное слово.
Информационный блок
Практическая работа
Рефлексия
Подведение итогов
Ход мероприятия:
Вступительное слово.
Классный руководитель: Георгиевская ленточка – это символ, выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году.
Наше мероприятие мы посвящаем самому дорогому для нашей страны празднику – Дню Победы. В преддверие этого дня проходит общенародная акция «георгиевская ленточка». Цель акции – создание символа праздника, единение всех, кто пережил самую страшную войну XX столетия, тех, кто помнит о нашей победе и гордится подвигами своих предков.
Акция задумана и осуществлена в 2005 году, в год 60-летия Победы. У акции было много лозунгов: «Победа деда – моя Победа», «Повяжи, если помнишь!», «Я помню! Я горжусь!», «Мы наследники Великой Победы!» и другие. Ленточка стала символом праздника, памяти и уважения к ветеранам и героям, павшим в боях за Родину.
Об этом мы и поговорим сегодня на классном часе.
Информационный блок (Рассказ сопровождается показом презентации)
Ученик 1. Георгиевские ленты занимают наиболее почетное место в ряду воинских наград. Историю возникновения этой награды мы сейчас узнаем.
Ученик 2. Мысленно перенесемся во вторую половину XVIII века – время правления императрицы Екатерины II. Россия ведет успешные войны против Турции. В самый разгар войны 1768 – 1774 гг. (26 ноября 1769 года) Екатерина учреждает новый орден. в честь Святого Великомученика и Победоносца Георгия.
Ученик 3. Святой Георгий - великомученик. Он был замучен и убит врагами христианства - язычниками. За мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности святого Георгия называют еще Победоносцем.
Ученик 1. Святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия.
Ученик 2. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Чтобы утолить ярость змея, люди регулярно по жребию отдавали ему на съедение юношу или девушку. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Ученик 1. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девушку. Этот юноша был святой великомученик Георгий.
Ученик 2. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в родной земле и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Ученик 3. В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Поэтому дали его имя самому почетному военному ордену. Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги. Все награжденные орденом считались кавалерами Святого Георгия. Имя награжденного заносилось на мраморную доску Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца.
Ученик 4. Эта награда могла быть выдана также за взятие неприятельского знамени, захват в плен главнокомандующего неприятельского войска и другие выдающиеся подвиги.
Ученик 5. Орден святого Георгия подразделялся на четыре степени, причем первый раз выдавалась низшая, 4-я степень, в следующий раз более высокая З-я, далее 2-я и, наконец, совершивший четвертый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия 1-й степени.
Ученик 6. О том, насколько почетно было получить орден Святого Георгия 1-й степени, говорит, например, следующий факт. Высшую награду Российской империи - орден Андрея Первозванного - получило более тысячи человек. А орден Святого Георгия 1-й степени только 25 человек. Среди них великие русские полководцы Суворов и Кутузов.
Ученик 5. За всю историю ордена полными кавалерами стали только четыре военачальника: Генерал – фельдмаршал князь Михаил Илларионович Голенищев – Кутузов, Фельдмаршал Михаил Богданович Барклай де Толли, Генерал – фельдмаршал Иван Федорович Паскевич, Генерал – фельдмаршал Иван Иванович Дибич.
Ученик 6. Для награждения солдат в начале ХIХ века был утвержден особый серебряный Георгиевский крест, имевший одну степень и носившийся на оранжево-черной Георгиевской ленте.
Ученик 7. В середине ХХ века солдатский Георгиевский крест был подразделен на 4 степени (1-я и 2-я - золотые, 3-я и 4-я - серебряные) и стал выдаваться так же, как и ордена Святого Георгия, т.е. сначала 4-я, затем 3-я, 2-я и, наконец, 1-я степень - высшая.
Ученик 8. В Первую мировую войну Георгиевский крест, в частности, получили такие известные советские военачальники, как В.А. Василевский (1895 – 1977; маршал Сов. Союза; дважды Герой Советского Союза) и Г.К. Жуков (1896 – 1974; маршал Сов. Союза; четырежды Герой Советского Союза).
Ученик 7. Некоторые герои носили на груди Георгиевские кресты всех 4 степеней, так называемый «полный бант».
Ученик 8. “Полный бант” был у С.М. Буденного (1883 – 1973; маршал Советского Союза; трижды Герой Советского Союза) и В.И. Чапаева (1887 – 1919), легендарного командира времен Гражданской войны.
Классный руководитель. Мы услышали о подвигах наших далеких предков. Но это события давно минувших лет. Какое отношение имеет орден Святого Георгия к самой страшной войне ХХ века, когда на нашу землю была брошена военная мощь всей Европы?
Ученик 5. А вот какое. В самый разгар битвы с фашистами был учрежден орден Славы. На нем тоже есть Георгиевская лента - как символ связи с русской боевой традицией. Ведь и воины Александра Невского, и дружинники Дмитрия Донского, и солдаты Суворова, и миллионы советских солдат шли в бой за Родину, за честь и свободу своей земли. Около полутора миллионов человек были награждены этим орденом, а значит, почти в каждой российской семье есть свой георгиевский кавалер.
Ученик 4. После Октябрьской революции были отменены все царские награды, в том числе и Воинские Ордена Св. Георгия. В годы Великой Отечественной войны, 8 сентября 1943 года для награждения рядового состава был учрежден Орден Солдатской Славы трех степеней, в оформлении которого используется георгиевская лента, сам орден выполнен в виде пятиконечной звезды.
Ученик 3. 2 марта 1992 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О государственных наградах Российской Федерации» было принято решение о восстановлении российского военного ордена Святого Георгия и знака почета «Георгиевский крест».
Классный руководитель. Что означают цвета Георгиевской ленточки?
Ученик 6. Это «цвет пороха и цвет огня…» считают одни историки.
Ученик 7. Это цвета Российского герба: черный орел и золотая корона, считают другие.
Ученик 1. Но как бы то ни было, для нас - это цвета победы, цвета мужества и героизма, символ памяти и уважения к ветеранам.
Классный руководитель. Нынешняя акция «Георгиевская ленточка - это как бы эстафета от прошлых поколений к нынешним. Эстафета народной памяти, уважения к подвигам отцов и дедов, эстафета готовности защитить свою землю, свой народ, свой язык, свое имя. Эта акция становится хорошей традицией, общей данью памяти и уважения к ветеранам. Наш народ всегда был силен своим единством, именно это единство всегда спасало Россию в самые трудные времена. Но мы едины, пока помним.
Давайте и мы прикрепим к груди Георгиевскую ленточку и продолжим эту эстафету.
Дети прикрепляют к одежде ленточки.
Практическая работа
Мы с вами кратко ознакомились с историей ордена и сейчас переходим ко второй части нашего занятия – практической, где вы используете свои знания по информатике в процессе творческой деятельности по созданию плаката или подарочной открытки, посвященной Дню Победы. В оформлении должна присутствовать георгиевская ленточка.
После окончания практической части все работы будут рассмотрены и выбраны лучшие образцы. Приступаем к работе.
Рефлексия
Классный руководитель. Ну вот, ребята, наш классный час подходит к концу. И я хочу спросить вас, понравился ли вам наш сегодняшний классный час. Может быть, какие-то моменты вызвали волнение, душевный трепет, желание стать лучше? Ответы детей.
Подведение итогов
Рассматриваются работы детей, выбираются работы для размещения на зданиях села. Дается задания добровольческому отряду разместить плакаты, подготовить поздравительные открытки для ветеранов.