Творческий отчет «Вожатство как первая ступень в профессию»
Вожатство как первая ступень в педагогику.
Вожатская деятельность многие годы в разных городах является популярной и востребованной. Подростковый период очень важен для дальнейшего формирования личности человека, и психологическо-педагогический интерес, воспитание и обучение детей очень важны.
Временные детские коллективы, на основе которых функционирует детский лагерь, способствует не только, как многие думают, оздоровлению ребенка, но и развитию многих его качеств. Ведь при выходе из зоны комфорта (для лагеря – смена привычной для ребенка обстановки, отсутствие рядом родителей) человек, в рассматриваемом случае ребенок, не может не начать изменять ежедневные привычки, свои определенные модели поведения; начинает изменяться, развиваться сам.
Как школа вожатых, та и работа в лагере является хорошим средством развития вожатого. Вожатый получает навыки коммуникативного взаимодействия с детьми разных возрастных периодов, организации их досуга и времяпрепровождения. Другими словами, вожатый учится работать с детьми, организовывать их творческую, познавательную, трудовую и другую деятельности. Несомненно, руководитель временного детского объединения (отряда) в независимости от своей уже полученной или только получаемой специальности, получает возможность развить многие положительные качества и навыки; но для будущего педагога этот опыт наиболее ценен, ведь он непосредственно связан с детьми и будущей сферой работы.
Уточним некоторые термины. Вожатская деятельность – педагогическая деятельность в условиях временного детского коллектива (ВДК). Вожатый – человек, работающий с временным детским коллективом, организатор детского отдыха в условиях лагеря.
Заглянем немного в историю вожатсва, с чего все начиналось. История вожатства начинается в 1876 году в Альпах. Пастор Герман Вальтер Бион открыл первый аналог детского лагеря, и его основной задачей было духовное и физическое воспитание детей. Он мало был похож на современный лагерь, но начало было положено. Лагеря очень быстро получали распространение во многих странах и становились все более разнообразными. Например, среди них появились обучающие лагеря, которые отличались по стоимости и другим критериям. Но были и лагеря, которые мог себе позволить средний класс и даже малообеспеченные семьи.
Вожатская деятельность была раскрыта и через скаутское движение, и через пионеров и октябрят, ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи). И всегда данная деятельность была направлена на развитие и личностный рост не только детей в лагере, но и их вожатых.
Цель исследования – изучить, как и каким образом вожатская деятельность помогает выбрать профессию педагог и получить большое количество необходимых для дальнейшей работы навыков и в целом положительно повлиять на свое личностное саморазвитие.
Однако не стоит забывать, что, конечно, первоочередной задачей в области педагогики является обучение и воспитание детей. Их благополучие выходит на первый план, и будущий педагог должен это понимать.
Работа педагога, к примеру, в школе имеет свою специфику. Не каждый человек с ней справится, но и не каждый справится с обязанностями вожатого. Дело в том, что они подразумевают ответственность за каждого ребенка не только во время учебных занятий, а в каждый момент времени. Он должен быть всегда быть в доступе; знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка становятся наиболее важными, ведь дети и вожатые совместно проживают на протяжении всего существования временного детского коллектива. После такой практики вожатый получает незаменимый опыт, который поможет ему в дальнейшей выборе профессии.
Отдельной темой выступает организация детского досуга в лагере. Это непростая задача, и вожатый должен уметь с ней справляться. Совершенно разные дети приезжают в лагерь, и нужно суметь найти подход к каждому, найти для каждого то, что ему интересно. Организовывать для большого количества детей трудовую, познавательную, творческую и при этом коллективную деятельность – предмет огромного труда и подготовки. Тем более что это должно быть ежедневно на протяжении всей смены, а может и нескольких.
Учитывая, что человек осуществляет вожатскую деятельность в составе педагогического коллектива, он учится также более тесной коммуникации с коллегами. Подготовка к смене – объемная работа, ее должна вести целая команда. Его участники неизбежно будут учиться взаимодействию между людьми именно в рабочей сфере и другим качествам – к примеру, умению отстаивать свою точку зрения и одновременно присушиваться к другому человеку. И не стоит забывать, что все вышеописанное тесно связано с педагогической практикой, что ценно для будущего учителя. И даже если позже вожатый не будет работать по специальности, полученные навыки все равно будут очень полезны в дальнейшей жизни.
Исходя из нашего анализа, можно понять, что опыт работы в лагере может действительно помочь вожатому в выборе профессии и его дальнейшей педагогической деятельности. В дополнение к этому, кроме развития педагогических навыков, это отличное подспорье и для личностного роста и развития в целом.
Литература
Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я., Тураев Р.Р. Методика работы вожатого в детском оздоровительно-образовательном комплексе [Электронный ресурс]: учебное пособие. – СПб: Наукоемкие технологии, 2018.
Основы вожатской деятельности: учебно-методическое пособие. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. Составители: О.В. Бородина, Л.М. Тафинцева
История вожатского дела: Методические рекомендации / Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко, Л. А. Долинская и др.; Под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2017.
Голев А.Г., Давыдова Е.В. Методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебно-методическое пособие. – 2- е изд., испр. и доп. – Пятигорск: ПГЛУ, 2011.
Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. — Ярославль : Академия развития, 2003.