Урок на тему «Времена года. Весна» (1 класс)
Технологическая карта урока
Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
1 б класс |
Программа |
Школа России |
Ресурсы |
Интернет-ресурсы Раскраски
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
|
Тема урока |
Времена года. Весна |
Цель урока |
Научить детей новым способам нахождения знания, вести новые понятия. Сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счёт включения новых определений, описаний. |
Планируемые результаты |
Личностные УУД: развитие интереса к урокам окружающего мира; расширить и уточнить представления детей о временах года; воспитывать чувство сопереживания; бережное отношение к природе; формировать умения наблюдать. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. Познавательные УУД: умение характеризовать, объяснять лексическое значение некоторых слов; умение соотносить иллюстрацию с содержанием темы. Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения; умение высказывать своё отношение и оценивать высказывания партнера. |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Формы организации урока:
|
Фронтальная, индивидуальная, работа в паре. |
Автор урока |
Лобанова Светлана Казимировна, учитель начальных классов ГОУ РК «С(К)Ш №42» г. Воркуты |
Ход урока:
Этапы урока |
Содержание |
Формирование УУД |
Мотивационный этап
|
-Здравствуйте, ребята. У нас на уроке сегодня гости. Давайте, поприветствуем их. Звонок прозвенел и напомнил опять, Что время нельзя нам напрасно терять. Кто временем нашим привык дорожить, Тому будет легче победу добыть. |
Личностные: создать положительный настрой, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
Актуализация знаний
|
Наблюдения за погодой. -Природа бывает какая? -Скажите, какое сейчас время года? -Какой месяц? -Какое сегодня число? -Какой день недели? -Сейчас надо охарактеризовать сегодняшний день: -Почему каждому человеку необходимо знать погоду? |
Личностные: развитие познавательных интересов
|
Постановка проблемы
|
-Сегодня у нас вами необычный урок. Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок и вместе с ним мы отправимся в гости. А куда, вы узнайте после того, как отгадаете загадку, которую подготовил Лесовичок. Смотрите и слушайте внимательно. В саду царском стоит дерево райское На одном боку цветы расцветают, На другом боку-плоды созревают, На третьем-листы опадают, А на четвертом-снег да вьюга гуляет! (Времена года) |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Личностные: развитие познавательных интересов Коммуникативные: строить диалог, выслушивать других уч-ся.
|
Проектирование и фиксация нового знания |
-Итак, сегодня мы отправляемся в гости к временам года. Узнаем много интересного, и повторим все, что знаем. Вы готовы ребята? -А чтобы все у нас получилось, мы должны быть дружными, веселыми, умными и смелыми. Друг друга не перебивать, а если нужно помогать. -В путь отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный лес «Лес времен года». |
Регулятивные: принятие познавательной цели |
|
-Можем отправляться в путь… Ребята, а знаете ли вы времена года? А по описанию угадать их сможете? Сейчас проверим! Будьте очень внимательны. |
|
Реализация выбранного плана |
Лес и поле белые, белые луга. У осин заснеженных ветви, как рога. Подо льдами крепкими дремлют воды рек. Белыми сугробами лег на крышах снег. (Зима). -К кому же в гости мы попали, в какое время года? -По каким приметам вы узнали это время года? (Летят с небес лёгкие белые снежинки. 2. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег. 3. Дни короткие, ночи длинные, рано смеркается. 4. Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки. 5. Медведи сладко спят в берлогах). -Побывали в гостях у зимы, продолжаем путь… Голубые, синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки-кружева. Первые проталины, первая трава. (Весна) -Где же мы очутились? В какое время года попали? -По каким приметам вы узнали это время года? (1. Снег становится рыхлым, подтаивает, темнеет. Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи. 2. Сосульки падают и разбиваются. 3. Возвращаются из тёплых краёв на родину перелётные птицы: грачи, скворцы, жаворонки). -Продолжаем наше путешествие… Луг совсем как ситцевый, всех цветов платок — Не поймешь, где бабочка, где какой цветок. Лес и поле в зелени, синяя река. Белые, пушистые в небе облака. (Лето) -Где же мы очутились? В какое время года попали? -По каким приметам вы узнали это время года? (1. Дни долгие, солнечные, тёплые. 2. В жаркие дни бывают грозы с сильными тёплыми ливнями. 3. После ливня на небе сияет в солнечных лучах разноцветная радуга. 4. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зелёная. 5. Цветут: рябина, малина, земляника. 7. Птенцы подрастают. 8. Над душистыми цветами порхают и кружатся бабочки, стрекозы, пчёлы. 9. В садах созревают яблоки, груши, сливы. |
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге.
Регулятивные: умение осуществлять контроль. |
Физминутка |
Дети по лесу гуляли, За временами года наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали Дружно хлопаем, Ногами топаем Хорошо мы погуляли, И немножечко устали! |
|
|
Ну что ж, а нам пора дальше… Золотые, тихие рощи и сады. Нивы урожайные, спелые плоды. И не видно радуги, и не слышен гром. Спать ложится солнышко раньше с каждым днем. (Осень) -Где же мы очутились? В какое время года попали? -По каким приметам вы узнали это время года? (1. Дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе высоко. 2. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках). - Кто справился с заданием-прикрепите листочек на наше дерево.
|
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге. |
Первичное закрепление |
-Осень, зима, весна, лето — это времена года. Работа по карточке «Времена года». -Определите время года. - Расположите времена года в последовательности: правый верхний угол-весна, в правый нижний угол-лето, в левый нижний угол-осень, в левый верхний угол-зима. - Назовите самое холодное время года. - В какое время появляются листочки, прилетают птицы? - Самое жаркое время года? - На оставшейся картинке изображено, какое время года? Молодцы, вы назвали признаки осени. - Кто справился с заданием-прикрепите листочек на наше дерево.
-А мы с вами перенеслись на «Поляну Весна». Каждое время года имеет свои месяцы. Проговаривание названия месяцев весны. Игра «Повтори, не ошибись». Март-апрель-май, май-апрель-март, апрель-май-март, март-май-апрель, май-март-апрель, апрель-март-май. - Какое слова вы повторяли? - Месяцы, какого времени года вы называли? - Сколько месяцев длится весна? - Назовите первый весенний месяц? - Назовите последний месяц весны? - Между мартом и маем стоит какой месяц? Расположите весенние месяца в правильном порядке (в классе развешены название месяцев и их название в народе). Март-протальник Апрель-снегогон Май-травень |
Регулятивные: учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по плану с опорой на образец
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, работать в паре
|
Самостоятельная работа и проверка по эталону |
-Ох, ребята совсем устал наш Лесовичок! Решил послушать музыку. Послушайте и вы внимательно. Закройте глазки. Что услышали? Какие признаки весны? У каждой пары лежат предложения. Выберите те, которые подходят для весны. Стало холоднее Стало теплее Образовались проталинки земля покрылась снегом …………………… ………………………….. Это изменения в неживой природе. А какие изменения происходят в живой природе? Веточки………………………………….. Учащиеся выполняют задание, называют основные признаки весны. Учитель записывает эти признаки на доске в виде “Кластера”. На доске: - Какие изменения происходят с наступлением весны? - Какое умение развивали, выполняя задание? 3) Исследовательская работа. Теперь посмотрим на наши веточки, что с ними произошло за две недели. - Что нужно, чтобы природа весной ожила? (Главное, чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой, и тогда природа оживает.) Раскроем секрет волшебницы-Весны. . Необходимо раскрасить одежду, которую одевают в весеннее время года. (Походу идет беседа о здоровом образе жизни и о том, что здоровье нужно беречь) - Кто справился с заданием-прикрепите листочек на наше дерево.
|
Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение планировать свою трудовую деятельность.
|
Включение в систему знаний и умений |
АМ рефлексии. Метод “Ромашка”. Подведём итоги нашей работы. Поможет в этом нам: Вот цветочек на поляне, Цветок “Ромашка”. На обратной стороне лепестков написаны вопросы: Какие явления природы бывают весной? По каким признакам люди узнают весну? Какова главная причина весенних явлений в природе? Одинакова ли погода весной? Об этом и об изменениях живой и не живой природы мы узнаем на следующем уроке. |
Познавательные: умение выделять необходимую информацию |
Рефлексия
|
У вас на партах лежат лучики солнца и тучки. - Если вы активно работали на уроке, помогали своим одноклассникам в решении поставленных задач и ваши ожидания оправдались, подарите весеннему солнышку лучик. Если ваши ожидания не оправдались, вы испытывали трудности на уроке, и они остались нерешёнными - прикрепите рядом с солнышком тучку. -Лесовичок принёс раскраски «Времена года», выберите себе любую и раскрасьте. |
Регулятивные: умение слушать, осуществлять контроль. |