Материал на проверке

Профориентационный урок-путешествие «Выбор профессии – дело серьёзное»

3
0
Материал опубликован 5 March 2015
Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов:общий размер: 4,16 Мб)
Автор: Елена Бондарь, Венера Вазыхова

 

Урок – путешествие «Выбор профессии – дело серьезное»

Цели:

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
  • расширять социальное партнерство с организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
  • способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
 
Вводная часть.
 
Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Необходимость школы – подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии. Профессиональную ориентацию необходимо рассматривать как научно-практическую систему подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Она призвана учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения
трудовых ресурсов в интересах страны.
 
Школа берет на себя задачу сформировать у учащихся общую готовность трудиться,  активно влиять на профессиональное самоопределение учащихся, знакомя их с различными видами и технологией труда, трудовыми процессами, раскрыть экономический потенциал страны. Психологи тщательно изучили профессии. Выявили самые характерные признаки и по ним разбили все профессии на группы. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – преимущественно ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности.
 
Тип профессии указывает на то,  чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предметом  труда могут быть другие люди, техника, информатика, художественные произведения или природа.
 
По предмету труда можно выделить пять типов профессий.
 
Предметом профессий первого типа является другие люди. Поэтому их называли профессиями типа «человек-человек». Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. Тип «человек-техник» включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройство, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков,
ловкости.
 
Тип «человек-знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
 
Тип «человек художественный образ» предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
 
Тип «человек-природа» включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.
 
Основная часть.
 
Сегодня мы поговорим о профессиях типа «человек – техник», это профессии которые связаны с созданием, использованием, обслуживанием самых различных технических устройств  и устройств которые играют не подсобную и второстепенную роль, а являются основным предметом труда профессионалов.
 
В нашей республике Татарстан существует много учебных заведений которые осуществляют непрерывную, многоуровневую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов наиболее востребованных профессий и специальностей. Одним из таких является профессиональный лицей № 50 города Казани (ул. Голубятникова д. 18) который даёт возможность получить следующие дефицитные профессии:
 
- станочник широкого профиля (Владеет основными металлорежущими станками: токарным, фрезерным, шлифовальным, сверлильным, долбёжным, заточным. Использует конрольно – измерительные приборы и делает необходимые расчёты, читает чертежи. Профессионально – важные психофизические качества: внимание, зрение, техническое мышление, пространственное воображение, уравновешенность.)
 
- электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию ( Устанавливает и обслуживает электрооборудование, проводит его профилактический осмотр и ремонт, испытание электропроводок и кабельных линий.  Профессионально-важные психофизические качества: развитый вестибулярный аппарат, цветоразличение, внимание, сосредоточенность, пространственное воображение).
 
- радиомеханик ( Одна из самых интеллектуальных рабочих профессий. Занимается обслуживанием и ремонтом радиотелевизионной аппаратуры. Диагностика, выявление неисправностей и устранение их, подбор деталей, инструментов, материалов, оборудования. Чтение чертежей и схем.  Профессионально-важные психофизические качества: внимание, точный глазомер, цветоразличение, техническое мышление,усидчивость).
 
- электромеханик по лифтам.
 
Об этой профессии поговорим более подробно. В настоящее время, когда здания становятся всё выше, без вертикального транспорта обойтись уже невозможно. Лифты необходимы на промышленный предприятиях и в учреждениях, в учебных заведениях и больницах, в гостиницах, торговых центрах и жилых домах – словом, всюду, где требуется ускорить и облегчить перемещение людей и грузов по этажам.
 
Профессия электромеханик по лифтам одна из самых дефицитных профессий, которая предъявляет к человеку разносторонние требования. Он должен быть технически грамотным, разбираться в электрических и монтажных схемах, знать конструкцию, способы разборки, сборки и ремонта различных электромеханических устройств, правила обслуживания и ремонта лифтов. Он должен обладать подвижностью, ловкостью, быть наблюдательным, внимательным и вдумчивым, уметь образно представить взаимодействия различных механизмов и устройств в процессе работы лифта. Работа электромеханика по лифтам даёт удовлетворение тем, кто любит разбираться в сложной, связанной с автоматикой техникой, кому приносит удовольствие находить путём интеллектуального поиска неисправности и исправлять их на радость людям.
 
Выпускники данного лицея востребованы на таких предприятиях как: ОАО «Элекон», МУП «КАЗЛИФТСЕРВИС», ЗАО «ЭЛКОМ», ОАО «Вакууммаш», ОАО «Электроприбор». А так же  выпускники имеют возможность поступления в Казанский Государственный Энергетический Университет.  Панораму современного города или посёлка невозможно себе представить без новых домов, школ, кинотеатров, концертных и спортивных комплексов, фабрик и заводов. Возводятся мосты, атомные, тепловые и гидроэлектростинции. Такое огромное строительство возможно вести, только применяя бетонные и железобетонные кострукции, которые изготавливаются на специальных заводах. Овладеть специальностью техника – технолога по производству сборных бетонных и железобетонных изделий и конструкций можно в Казанском строительном колледже (ул. Липатова д. 25). Техник – технолог должен уметь чертить и конструировать, составлять рецепты различных составов бетона, организовывать изготовление изделий, осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины, обеспечивающей высокое качество продукции. Техник – технолог должен иметь хорошую теоретическую подготовку, знать и уметь применять техническую документацию, решать конкретные производственные вопросы по приёму поступающих материалов, рациональному использованию технологического оборудования, энергоустановок, транспортных средств, расстановки и выдаче заданий бригадам.
 
Специалисты такого уровня могут занимать должность мастера формовочного цеха бетонного узла, мастера отдела технического контроля, лаборанта строительной лаборатории и др.
 
А  также колледж готовит  техников по строительству и эксплуатации зданий и сооружений, техников по кадастру, которые осуществляют работу по учёту, регистрации и оценке земли и других объектов недвижимости, кадастровым съёмкам городских территорий, созданию и функционированию геоинформационных , кадастровых систем, проведению государственного контроля за использование и охраной земель населённых пунктов, осуществлению мониторинга земель и операций с землёй и недвижимостью. Профессия техник по кадастру является в настоящее время одной из наиболее перспективных.

Итог.

Выбор профессии — задача со многими неизвестными. Когда вы познакомитесь с миром профессий, вам станет ясным только первое неизвестное — круг работ, которые вам нравятся, и одна из них, — которая нравится особенно.
 
А понравитесь ли вы этой работе?
 
Другими словами, будут ли соответствовать ваши личные качества, черты характера, темперамент тем требованиям, которые предъявляет к человеку облюбованная им работа. Тут как раз все обойдется благополучно: сама профессия остановит вас на пороге и дальше не пустит, если вы ей не подходите. Значит, нужно заранее приглядеться к самому себе. Тут можно сразу сказать, что точных результатов самопознания вы не получите — это почти невозможно. Да и не нужно. Старайтесь только объективно и беспристрастно изучать себя (а о том, как это делать, мы тоже поговорим позже), и вы получите второе неизвестное, пусть приблизительное, но достаточное для решения задачи. Есть профессии, престиж которых в нашей стране стоек и непоколебим. Представители этих профессий пользуются особым уважением общества. Это не значит, конечно, что остальные профессии хуже. Из престижных профессий есть такие, которыми выпускается жизненно необходимая людям продукция, отсюда и повышенное внимание к тем, кто эту продукцию производит, и желанные техникум или ПТУ могут оказаться рядом с вашим  домом.

 

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru

Комментарии

Здравствуйте, организаторы конкурса. Очень хотела бы принять участие в конкурсе, но почему-то это невозможно. Ведь конкурс стартовал только вчера, а участие уже закрыто. С ув. Любовь Маленьких

11 November 2015

Здравствуйте, аналогичный вопрос. Хотелось бы стать членом жюри. Состав набран - отвечает окошко!!!

11 November 2015

Добрый день! Ошибка исправлена, регистрация участников возобновилась. Ждем ваши заявки и разработки.

12 November 2015

Здравствуйте! У меня не получается загрузить презентацию в конкурс "Современный урок в коррекц. школе" Урок сам загрузила, презентацию????

14 November 2015

Здравствуйте Инна Геннадьевна. Вот инструкция по прикреплению презентации: <a href="http://moeobrazovanie.ru/edu/blogs/faq.html#presentation2">http://moeobrazovanie.ru/edu/blogs/faq.html#presentation2</a> Если не получится - пишите мне личное сообщение. С уважением!

16 November 2015

Здравствуйте! Обязательное условие коррекционная школа? Могу ли я участвовать, если работаю в обычной школе на логопункте?

21 November 2015

Здравствуйте! Извините, пожалуйста, но нельзя ли отменить мое участие в жюри? Очень необходимо именно участие. Боюсь, что больше не смогу поучаствовать в конкурсе для педагогов коррекционных школ. А в жюри я подала заявку на конкурс "Мастера и мастерицы". спасибо!

23 November 2015

Большое спасибо администрации сайта "Моё образование" за проведение бесплатных конкурсов! Отдельное огромное спасибо жюри за их кропотливую и грамотную работу. Очень приятно получать сообщение, что стала обладателем награды Диплом победителя Всероссийского конкурса уроков для учителей коррекционных школ «Современный урок в коррекционной школе». Всем от меня искренняя благодарность!

21 February 2016

Огромная благодарность администрации сайта "Мое образование" за проведение конкурсов и всем членам жюри конкурса уроков учителей коррекционных школ "Современный урок в коррекционной школе" за профессиональную работу в оценке конкурсных работ. Для меня особая ценность этой победы в том, что оценку моей работы дали компетентные коллеги, профессионалы своего дела.Еще раз спасибо всем.

21 February 2016

Спасибо администрации сайта: как член жюри, изучала конкурсные материалы и переняла передовой опыт работы учителей, скопировала их работы, за что им большое моё спасибо. Спасибо и за возможность доступа ко всем интересующим материалам.

22 February 2016

Как получить сертификат участника конкурса? Спасибо.

7 March 2016

Ответ смотрите в сообщениях.

7 March 2016