«Я в психологи пошёл…» (занятие по профориентации для старшеклассников)
МКОУ Тогучинского района «Коуракская средняя школа им. А.Я. Михайлова»
Методическая разработка
«Я в психологи пошёл…»
(занятие по профориентации для старшеклассников)
Выполнил: педагог – психолог
Марников Николай Владимирович
2023 г.
Аннотация
Вся наша жизнь – это игра в психологов. С самого детства мы даём своим друзьям, коллегам, соседям, близким людям и другим советы, как правильно поступить, что-то сделать, а также утешаем, выслушиваем их и сопереживаем им.
Тренинг посвящён проблеме, которая встаёт перед старшеклассниками и требует для своего решения всех возможностей разума. Это проблема выбора будущей профессии. От того, насколько успешно решит её молодой человек, зависит, сможет ли он найти себе работу и будет ли удовлетворён ей, будут ли ему сопутствовать профессиональные успехи, сможет ли он достойно зарабатывать.
Тренинг предназначен для учащихся 10 и 11 класса.
В ходе тренинга выявляются скрытые проблемы, раскрываются новые качества детей, что облегчает работу педагога-психолога.
Адресован педагогам-психологам учреждений образования.
Пояснительная записка
Цель: ознакомить с особенностями психологии как науки и определить расположенность учащихся к профессии психолога.
Задачи:
- создание ситуации ознакомления участников с особенностями профессиональной деятельности специалиста;
- создание условий для анализа возможных препятствий на пути профессионального успеха;
- создание условий для самостоятельного принятия решений по преодоления препятствий на пути профессионального успеха.
Форма проведения: групповая.
Используется метод группового общения с применением разнообразных упражнений, приёмов и заданий.
Время проведения: 2 часа.
Ожидаемые результаты:
- Формирование позитивных представлений об персональном будущем, убеждений, что человек способен влиять на своё будущее.
- Формирование навыков уверенного поведения, бережного отношения друг к другу.
- Снижение тревожности.
- Снятие стресса.
- Создание безопасного психологического пространства.
- Улучшение социального самочувствия.
Содержание тренинга
Ход занятия
Упражнение «Рука Судьбы»
Цель: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
Инструкция участникам: написать на карточках названия профессий, которыми вы хотите заниматься в течение жизни.
Заполните 2 карточки.
Далее мы перемешаем, все карточки и каждый вытянет случайно только одну (как лотерейный билет). Затем обсудим результаты.
Каждый участник вытягивает из пачки случайно одну карточку с названием профессии.
Анализ упражнения:
- Что произойдёт с Вашей жизнью, если судьба подарит Вам эти профессии?
- Попалась ли кому-нибудь из Вас своя карточка?
- Какие чувства Вы испытали, когда произошла не состыковка желания с результатом?
- Как найти выход из сложившейся ситуации?
- Что можно предпринять в таком случае?
- Какой вывод Вы можете сделать?
Вывод очевиден – «на судьбу надейся, но и сам не плошай». Нужно научиться более осмысленным действиям при выборе профессии.
В мире так много интересных и важных профессий. Какую из них выбрать? Сегодня я расскажу о своей любимой профессии. Как вы думаете, о какой? (педагог-психолог)
Упражнение «Кто такой психолог?»
За последние десятилетия интерес к психологии возрос. Попытаемся разобраться с вопросом «Так кто же такой психолог?»
Ответим на несколько вопросов. Варианты ответов «да» или «нет».
- Психолог и психиатр – одно и то же?
- Психолог решает за людей их проблемы?
- Психолог видит людей насквозь?
- Психологи – безотказные люди, готовые помогать всем, в любое время, при любых обстоятельствах?
- Психолог может решить все проблемы?
- Психолог обладает сверх способностями?
- У психолога могут быть свои проблемы?
- Психолог работает с психически нездоровыми людьми.
- Психолог способен дать такой совет, который в миг решит проблему обратившегося?
Правы вы были или нет, нам предстоит выяснить в процессе сегодняшней встречи.
Беседа о психологии и профессии
Психология (от греч. «псюхе» - душа, «логос» - наука) – это наука о внутреннем мире человека, который проявляется в его мыслях, чувствах и поступках при взаимодействии с внешним миром.
Психология – прекрасная и занимательная наука. Зародилась она еще в глубокой древности. В греческой и римской мифологии существовало олицетворение человеческой души в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. Бабочка издревле символизирует бессмертие души, весны, любви. Считается, что если увидишь бабочку у себя дома, то это к счастью.
Древние греки подарили нам прекрасный миф о любви. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Однако Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, сын богов, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и, прилагая все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была столь сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом настолько велико, что это произвело глубокое впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту же удалось убедить Зевса – верховное божество – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.
Психология помогает нам разобраться в наших делах, неудачах, ошибках, изъянах характера, привычках, понять, как совершаются научные открытия, создаются великие произведения искусства.
Как бы ни складывалась наша дальнейшая жизнь, от нас зависит, будем ли мы с оптимизмом смотреть в будущее, попытаемся ли найти себя в любимом деле, захотим ли оставить что-то хорошее о себе на Земле.
Важно понимать разницу между профессией психолога и другими людьми, которые тоже оказывают помощь человеку.
Кто они?
(Врач, священник, юрист …)
Психолог – это …
- не врач, он не ставит диагноза, не лечит и не прописывает лекарств;
-не юрист, так как не защищает права другого человека по его поручению;
-не священник, который прощает и отпускает грехи; психолог этим не занимается.
Психолог помогает человеку самому найти выход из затруднительных ситуаций, преодолеть внутренние преграды.
Психология учит пониманию самого себя, своих чувств и желаний, своих поступков и поведения других людей - друзей, родителей, учителей. Знание своих слабых сторон помогает воспитанию характера, развитию своих способностей.
Основных направлений работы у педагога – психолога три: психологическая диагностика, консультирование и проведение коррекционно-развивающих занятий.
Психологическая диагностика - это изучение с помощью специальных тестов психологических особенностей человека. Ее цель – на основе полученных результатов дать рекомендации, например, о том, на какие сильные стороны своей личности человек может опереться, а что пока развито относительно слабо и нуждается в совершенствовании.
Тест «Высокая гора»
Ваша задача долго не думать, а обратить внимание на то, что первое пришло в голову. Представьте себе высокую гору, на ней три пещеры – на вершине, в середине и внизу, у подножия. А сейчас спрячьтесь в одну из этих пещер.
Если Вы спрятались в пещере у подножия горы то, у Вас, заниженная самооценка. Если Вы спрятались в середине, то у Вас нормальная (адекватная) самооценка. Если Вы спрятались на вершине, то у Вас завышенная самооценка.
Можно соглашаться или не соглашаться с результатами этого теста, если есть желание можно прийти на индивидуальную консультацию.
Проективный тест «Ты и твоя профессия»
Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигуры, качество рисунка значения не имеет. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает -дорисовать недостающие. Время выполнения – 1 минута.
Подсчитайте количество треугольников.
Первый тип: 6-8 треугольников. Тип руководителя, хороший преподаватель. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираетесь в людях.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, обладает хорошими организаторскими способностями. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству. Тонко чувствует всё новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать их развивать. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Следующее направление работы - консультирование – это доверительное общение между психологом и клиентом, направленное на более полную реализацию способностей клиента и поиск способов решения беспокоящих его проблем. Психологи-консультанты - это не экстрасенсы и не колдуны. Выведать твои тайные помыслы или решить за тебя какую-либо проблему, они не могут.
Психолог сохраняет тайну того, что обсуждается на консультациях. Для психолога нет запретных тем, с ним можно смело обсуждать абсолютно всё, что тебя беспокоит.
- Как вы думаете, по каким причинам обращаются за психологической помощью?
Чаще всего это конкретные личные затруднения или проблемы: тревога и страх, конфликты, неуверенность в себе и т. д. А также желание человека больше узнать о себе, развивать свои способности.
- По каким вопросам нужно обращаться к школьному психологу?
(Трудности в учебе, взаимоотношения в классе, взаимоотношения с родителями, выбор жизненного пути, саморазвитие)
Людей с нарушениями психики лечат врачи: психиатры, психотерапевты, клинические психологи. Школьные психологи помогают ученикам лучше адаптироваться к школе, развивать и проявить свои способности, грамотно общаться друг с другом и со взрослыми, находить выход в трудных ситуациях.
- Какие способности нужны для того, чтобы стать хорошим психологом?
Самых важных условий два:
- Высокий уровень интеллекта. Мало толку от психолога, который не может понять своего собеседника в силу ограниченности собственного ума.
- Интерес к другим людям. Без этого интереса даже самые качественные знания психологии пользы не принесут.
Что касается всех остальных качеств личности – то они, безусловно, тоже имеют значение, однако их наличие или отсутствие не является столь уж обязательным. Возьмем, например, общительность. Конечно, хорошо, когда психолог обладает этим качеством. Однако и у не очень общительных психологов есть свои преимущества - они в беседе дают больше инициативы клиентам, а сами говорят пусть немного, зато очень обдуманно и взвешенно.
Где работают психологи?
Сегодня психология широко развивается и практически в каждом учреждении, компании, организации есть психологи.
1.Психологи работают в детских учреждениях: детские сады, школы, детские центры, а также коррекционные детские учреждения и вузы.
2.Медицинские учреждения: больницы, роддома, медицинские центры, где предусмотрена ставка психолога.
3.Правовые структуры: полиция, тюрьма.
4.В политике психологов много и под другими названиями. В должностях имиджмейкеров, коучей и т. п. - подобные специалисты постоянно сопровождают политиков: ставят голос, корректируют содержание речи, работают над стилем и т. д. - очень интересная работа.
5.Очень много психологов в организациях, правда, называются они чаще всего менеджерами по персоналу, коучами, тренерами - это всё разновидности психологов. Менеджеры по персоналу - занимаются мотивацией, адаптацией, обучением, оценкой персонала и т. п.
6.Психологические центры: основные места обитания психологов. В основном они занимаются психологическим консультированием и психологическими тренингами, а также психодиагностикой.
7.Частная практика. Это выгодно и даёт свободу, возможность жить и консультировать так, как хочется самому психологу.
8.Телефоны доверия.
Тест «Объективность» [№4, стр.131 - 134]
Каждому из нас приходиться оценивать других людей. Обычно мы оцениваем человека положительно или отрицательно, в зависимости от того, как он держится, ведёт себя. Нам не всегда удаётся правильно и объективно оценить людей. Не зря говорят: первое впечатление бывает обманчивым. Только некоторые из нас обладают замечательным талантом реалистично оценивать людей. Про таких говорят: у них есть психологическое чутьё.
Данный тест позволит узнать, есть ли у вас способности в области психологии: можете ли вы реально оценивать людей или вы нередко «грешите» по отношению к ним.
Инструкция: не слишком долго думая, выберите один из вариантов, запиши номер вопроса, а рядом - очки, затем суммируй их. Если вы не были в какой-либо ситуации, вообразите её!
Ситуации:
1. По-вашему, те, кто всегда придерживается правил хорошего тона:
А) вежливы, приятны в общении – 2 очка;
Б) строго воспитаны – 4 очка;
В) просто скрывают свой истинный характер – 1 очко.
2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. По-вашему:
А) они счастливы – 2 очка;
Б) равнодушны друг к другу – 1 очко;
В) у них нет доверия друг к другу – 4 очка.
3. Вы впервые видите человека, и он сразу начинает рассказывать вам анекдоты, острить. Вы решите, что он:
А) остряк – 1 очко;
Б) он чувствует себя неуверенно и таким образом пытается выйти из этого неприятного состояния – 2 очка;
В) хочет произвести на вас приятное впечатление – 4 очка.
4. Вы говорите с кем-то на интересную тему, ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией. Вы считаете, что:
А) это выдаёт его внутреннее волнение – 4 очка;
Б) он слишком устал, переутомился – 2 очко;
В) он неискренен – 1.
5. Вы решили лучше узнать кого-либо из своих знакомых. Считаете, что надо:
А) пригласить его в какую-либо компанию – 1 очко;
Б) понаблюдать его в деле – 2 очка;
В) посмотреть, как он ведёт себя в «передряге» - 4.
6. Кто-то в ресторане дает большие чаевые. Вы убеждены:
А) он хочет произвести впечатление – 4 очка;
Б) ему нужно расположение обслуживающего персонала – 2 очка;
В) он просто «добрая душа» – 1 очко.
7. Вы знаете людей, которые сами никогда не начнут разговор первыми. Вы считаете:
А) они скрытничают и нарочно не хотят разговаривать – 2 очка;
Б) они слишком робкие – 4;
В) они слишком мнительные, часто бояться , что кто-то их обидит – 1.
8. По-вашему мнению, низкий лоб человека означает:
А) глуповатость – 1 очко;
Б) упрямство – 2 очка;
В) не может сказать о человеке что-либо конкретное – 4 очка.
9. Что вы думаете о человеке, который не смотрит в глаза другим:
А) у него комплекс неполноценности – 1 очко;
Б) он неискренен – 4 очка;
В) он слишком рассеян – 2 очка.
10. Вы знаете людей, которые, случись что-то неприятное, заявляют, что они давно знали, что так получится, но ничего не предпринимали потому, что не хотели попадать в неприятную историю. Вы считаете, что:
А) у этих людей волевой характер – 1 очко;
Б) у этих людей не ничего за душой, они хвастуны – 4;
В) такие люди не хотят ни с чем связываться – 2.
11. Человек с высоким достатком всегда покупает дешевые вещи. Вы думаете:
А) он бережлив – 4 очка;
Б) он скромен – 2 очка;
В) он скряга – 1 очко.
12. Вам наверняка приходилось оценивать других людей только по внешнему виду. По вашему мнению, полные люди:
А) симпатичнее других, они веселы и добросердечны – 2 очка;
Б) совсем не симпатичны, так как они ленивы и апатичны – 1;
В) они такие же, как и все: есть и хорошие, и плохие – 4.
Интерпретация:
40 и более очков. Вам очень легко составить мнение о человеке. Вам достаточно посмотреть на кого-либо, и вы уже знаете, что он за птица. Кроме того, вы можете сразу же сообщить ему свое мнение, так как убеждены, что не ошиблись. Но даже если это и так, поразмышляйте: разумно ли говорить каждому, что вы о нем думаете? Этим вы вряд ли что-то измените, скорее – вызовете раздражение. Или вы хотите показать, что вас никто не сможет «водить за нос»?
От 31 до 39 очков. Вы умеете объективно оценивать ситуации и окружающих. У вас действительно есть «нюх» на людей, и для вас не составит сложности угадать характер человека. Из вас вышел бы отличный психолог. Вы не позволяете себе принимать на веру чужое мнение, предпочитаете сами убедиться, каков человек, которого вы оцениваете. Это очень хорошее качество для педагогов и руководителей. Если вы поймете, что ошиблись, то не побоитесь признать это.
От 21 до 30 очков. Вы, как правило, не бываете, уверены в своём мнении, легко принимаете постороннюю точку зрения. Таким образом, ваша наблюдательность притупляется, и все это в конце концов может привести к тому, что вы вообще не сможете сформулировать свое самостоятельное мнение. Попытайтесь хоть раз по-своему оценить другого человека.
20 и менее очков. Вы нередко готовы поверить, кому бы тони было. Вы чрезвычайно доверчивы и судите о людях лишь по внешним признакам. Когда же впоследствии оказывается, что ваша оценка была совершенно ошибочной, вы изумляетесь и расстраиваетесь. Вас ждут ошибки, которые вы совершите по одной и той же причине – из-за неверной оценки людей…
Задания для групп
1.Напишите рядом с буквами слова, каким должен быть ПСИХОЛОГ:
П - |
С - |
И - |
Х - |
О - |
Л - |
О - |
Г - |
2 . Помоги школьному психологу подготовиться к занятию. Подумай, что может быть
интересно ребятам. Поделись своими идеями.
3. Составить профессиограмму профессии - психолог
Схема профессиограммы:
1.Общая характеристика профессии.
2.Содержание и характер труда.
3.Необходимые общие и специальные знания и умения.
4.Требования, предъявляемые профессией к работнику, медицинские противопоказания.
5.Условия труда.
6.Сведения о возможности получения профессии (учебные заведения).
4. Нарисуй поздравительную открытку для психолога.
Ежегодно в России День психолога отмечается 22 ноября. Праздник отмечается с 2000 года. Основной целью проведения праздника является информированность граждан о необходимости и важности деятельности психолога, а также о существовании проблем финансирования сферы психологии. В День психолога в России проводятся семинары, лекции и совещания. Психическое здоровье человека является достаточно важным для каждого человека. Психическое здоровье человека говорит о его благополучной жизни, о возможности справляться со стрессовыми ситуациями и чувствовать себя счастливым и полноценным человеком. Также во всем мире ежегодно отмечается всемирный день психологического здоровья с 1992 года, который был учрежден по инициативе Всемирной федерации психического здоровья.
Обсуждение
Подведение итогов
Вернёмся к вопросам, на которые отвечали в начале занятия. Все утверждения были ложными. Чем больше отрицательных ответов вы дали, тем больше вы знаете о профессии психолога. Надеюсь, наша встреча приоткрыла некоторые тайны этой увлекательной профессии. Буду рад, если кто-то из вас решит связать свою жизнь с психологией.
Список литературы
1. Грецов, А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшекласссников и студендов /А. Грецов, Т. Бедарёва. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
2. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) /Н.С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2006. 288 с.
3.Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
4.Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы /М.Ю. Савченко. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с.
5.Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия /сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 283 с.