Задание для воспитателей группы комбинированной направленности для детей с ТНР по теме «Дары природы — фрукты»
Задание для воспитателей группы комбинированной направленности для детей с ТНР по теме «ДАРЫ природы-ФРУКТЫ» в соответствии с ФГОС с элементами психомоторной коррекции
(4 неделя сентября)
Оборудование:
- индивидуальные зеркала, мячик, небольшие палочки на каждого ребенка;
- звуковые фишки, схемы слова;
- иллюстрации к артикуляционным упражнениям Куликовской;
- бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка, ширма;
- предметные картинки: банан, витамин;
- наглядно-дидактическое пособие: «Рассказы по картинкам».- Москва. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2009;
- наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи с дошкольниками с использованием фланелеграфа. З.Е Агранович «Времена года». Издательство Детство-Пресс;
- разрезные картинки по теме;
- дидактическая игра: «Времена года» Серия: «Учись играя»;
- схема графического рассказа «Осень». С.В. Бойкова. Развитие лексики и грамматичского строя речи у дошкольников. - СПБ КАРО-2005;
- тематический словарь в картинках ГРИБЫ. ЯГОДЫ. Я-ЧЕЛОВЕК
Художественная литература: А.К Толстой, «Осень! осыпает весь наш сад»,Ф.И Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.С. Пушкин «Унылая пора!», «Уж небо осенью дышало…» Г. Скребенский «Осень», П.Н. Плешнев «Осень наступила…», С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» Загадки, пословицы, поговорки об осени (Интернет), И Соколов-Микитов « Улетают журавли», Е Чарушин «Журавль», В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Утренняя гимнастика проводится с элементами психомоторной коррекции
Направления работы | Работа воспитателя | Образователь-ные области | ||||||||||||||||
Развитие артикуля- ционной моторики | Артикуляционная гимнастика. Цель: развитие кинетического и кинестетического праксиса артикуляционной моторики. Оборудование: индивидуальные зеркала, иллюстрации к упражнениям, стихотворный текст. Ход: Дети выполняют перед зеркалами, сидя на стульчиках, гимнастика сопровождается стихотворным текстом. Источник: Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц Игровое упражнение «Жуем твердую грушу». Упражнения для губ и щек Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть об; щеки. Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку. Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой. Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты. | Речевое развитие Речевые разминки 3 раза в день: до завтрака, до обеда, после сна. Логопедические минутки. | ||||||||||||||||
Развитие Мимической моторики | Мимическая гимнастика Цель: развитие мимической моторики. Ход: дети изображают эмоцию по просьбе воспитателя. Мимические упражнения Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока. Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву. Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову. | Речевое развитие Речевые разминки 3 раза в день: до завтрака, до обеда, после сна. Логопедические минутки. | ||||||||||||||||
Развитие тонкой моторики самомассаж | Пальчиковая гимнастика «Компот» Цель: развитие кинетического и кинестетического праксиса. Оборудование: Стихотворный текст Н.В. Нищевой. Источник: интернет Ход: дети выполняют после предварительного показа воспитателем. Гимнастика сопровождается стихотворным текстом:
| Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. Ежедневная утренняя гимнастика, конструктивная деятельность, все виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Логопедические минутки. | ||||||||||||||||
Самомассаж | Самомассаж по теме «Фрукты» | |||||||||||||||||
Координация речи с движением | Подвижная игра «Садовник» Цель: развитие координации речи с движением. Оборудование: стихотворный текст Н.В. Нищевой. Источник:интернет Ход: дети выполняют после предварительного показа воспитателем.
| Речевое развитие. Физическое развитие. Художественно-эстетическое. Логопедические минутки. | ||||||||||||||||
Звукопроизно-шение | Старшая группа | Подготовительная группа | Речевое развитие. Коррекционный час. Индивидуаль-ная работа. Контроль за звуками во всех видах деятельности. | |||||||||||||||
Подготовка артикуляционного аппарата, автоматизация поставленных звуков (индивидуальная работа по заданию логопеда) | Автоматизация поставленных звуков (индивидуальная работа по заданию логопеда) | |||||||||||||||||
ОРН (дыхание, голос) | «Узнай фрукт по запаху» (вдох носом) Дыхательное упражнение «Шарик» Надуваем арбузик. (Цель: формирование диафрагмального дыхания) | Речевое развитие. Физическое развитие. Музыка. Коррекционный час. Логопедичес-кие минутки (вместе с артикуляции-онной и пальчиковой гимнастикой) | ||||||||||||||||
Игра «Тихо-громко» Цель: развитие длительного речевого выдоха. Источник: Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – Санкт-Петербург. Изд.’’ Союз’’, 2001. Ход: дети поют вместе с воспитателем и самостоятельно на одном выдохе звук А (тихо-громко). Звуки АУ. | Игра «Тихо-громко» Цель: развитие длительного речевого выдоха. Источник: Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – Санкт-Петербург. Изд.’’ Союз’’, 2001. Поем на одном выдохе Звуки АУИ (тихо-громко) | |||||||||||||||||
Слоговая структура | Упражнения под музыку «Молоточки», «Хлопки». Е. Железновой | Речевое развитие. Коррекционный час (вторник) | ||||||||||||||||
Игра «Хлопни как я» Цель: формирование повторяющихся движений рук с наращиванием их количества и сохранением постоянного темпа. Ход: воспитатель отстукивает ритм и дает инструкцию: «Постучите как я ! !!, !! !, ! !!!, !!! !.». Источник: Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: 2006. | Игра: «Прошагай слова» Цель: закрепить умение передавать ритмический рисунок слов разной сложности слоговой структуры. Источник: Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПБ, 2000. Ход: прошагать слова: ли-мон, ба-нан, двухсложных слов со стечением согласных в середине: пер-сик. | |||||||||||||||||
Предложение | ||||||||||||||||||
Фонематическое восприятие | Игра «Поймай звук» Цель: развитие фонематического восприятия, упражнять в узнавании звука А на фоне других звуков. Ход: воспитатель произносит звуки, дети хлопают в ладоши, когда услышат, как плачет девочка А. - Найти картинки, названия которых начинаются на звук А. - «Придумай слова со звуком А. | Игра «Собери бусы» Цель: упражнять в различении гласных и согласных звуков. Оборудование: звуковые фишки. Источник: Ход: воспитатель произносит звуки, дети выкладывают фишки: красный-гласный, синий- твердый согласный, зеленый- мягкий согласный. Звуки АУ Оборудование: схемы слова, красная фишка. -Определение наличия-отсутствия заданного гласного звука в слове, подбор слов с заданным звуком. - Определение места звука А в слове.(Аня, лиса, мак). -Определение места звука У в слове (Уля, лук, рагу) | Речевое развитие. Коррекционный час. (среда) Совместная деятельность (четверг) (пятница) (пятница) | |||||||||||||||
Грамота | Знакомство с буквами А,У. Нахождение букв в кассе букв Выложить буквы А,У, из палочек, пуговиц. Печатание букв А,У. Обвести бархатную букву. Чтение сочетаний АУ,УА. | Коррекционный час (среда) | ||||||||||||||||
Словарь | Ввести в активный словарь: Существительные: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, сад, дерево. Прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый. Глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать. | Ввести в активный словарь: Существительные: фрукты, яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград, Прилагательные: спелый, зрелый, душистый, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, розовый, коричневый. Глаголы: зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, | Все образователь-ные области. | |||||||||||||||
Грамматический строй речи | Игры: «Две рейки» -классификация картинок по соотнесению с числительными ОДНА,ОДИН. Ход: на одну рейку выставляются овощи и фрукты, к которым подходит числительное ОДНА (про которые говорим одна).,на вторую , про которые подходит числительное один (про которые говорим один). «Эхо» -к числительным один, одна добавляются соответствующие предметы. Игра «Один-много» Лимон-лимоны Апельсин-апельсины и т.д. | «Назови ласково» Яблоко-яблочко Лимон-лимончик Апельсин-апельсинчик Ананас-ананасик «Один-много» Яблоко-яблоки Груша-груши Слива-сливы Персик-персики Банан-бананы Ананас-ананасы Абрикос-абрикосы Персик-персики Измени по образцу Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. Варенье из апельсинов, слив, груш, яблок, персиков. Сок из апельсинов, слив, груш, персиков. Цели: Продолжить работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (цвет, форму, размер, вкус) Игры: «Найди пару», «Измени по образцу», «Подбери признак», «Подбор признаков к предмету». «Помоги повару». Распространение предложений с противительным союзом А. Распространение предложений однородными членами (определениями). Практическое употребление предлогов: В ,НА,ПОД,ЗА. «Веселый счет»
| Социально-коммуникативное. Познавательное развитие. Художественно- эстетическое. Речевое развитие. Максимальное использование в режимных моментах, игровой деятельности, в коррекционный час. Совместная деятельность. | |||||||||||||||
Связная речь | Учить составлять простейшие рассказы-описания с помощью опорной таблицы. Учить отгадывать загадки о фруктах и обосновывать свой ответ простыми предложениями. | Составление рассказа-сравнения по схеме (фрукты-овощи). | . | |||||||||||||||
Загадки о фруктах Груша, яблоко, банан, Ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты Вместе все зовутся... (фрукты) Жарким солнышком согрет, В шкурку, как в броню, одет. Удивит собою нас Толстокожий... (ананас) Кто-то там, в углу садовом, В скромном платьице лиловом Прячется в листве пугливо. Догадались? Это... (слива) На ветвях они висели, Как созрели — посинели. Смотрят сверху вниз пугливо, Ждут, когда сорвут их... (сливы) Фрукт похож на неваляшку, Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала... (груша) Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? (Лимон) Этот фрукт в рубашке яркой Любит, чтобы было жарко. Не растет среди осин Круглый рыжий... (апельсин) Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран. Высоко растет... (банан) Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рой ос. — Сладок мягкий... (абрикос) Сверху — шкурка золотая, В центре — косточка большая. Что за фрукт? — Вот вам вопрос. Это сладкий... (абрикос) В желтоватой корочке Розовые долечки. Этот горько-кислый фрукт Называется... (грейпфрут) Летом в платьице зеленом, А по осени — в лиловом. Ароматна и красива. Узнаете? Это... (слива) Он из стран, где климат жаркий. Ярко-желтый, но не сладкий. Даже спелый кислый он. Как зовется фрукт? (Лимон) Надорвали край рубашки — Вниз посыпались стекляшки. Не собрать их все назад. Что за плод такой? (Гранат) Кто там спрятал под листок Свой румяный крепкий бок? Под листы-панамочки Прячутся в зной... (яблочки) | ||||||||||||||||||
Психологи-ческий базис речи | Игры: «Сложи картинку», «Что изменилось?» , «Что прибавилось? ” «Чего не стало?» Цель: развитие зрительного внимания, объема зрительной памяти, сукцессивных функций в зрительной модальности. Оборудование: предметные картинки по теме (грибы, ягоды, осенние листья, ягоды). Источник: Тематический словарь в картинках ФРУКТЫ.. Я-ЧЕЛОВЕК. Игра «Куда я прикоснулась?» Цель: Развитие пространственной ориентировки в строении собственного тела Ход: у детей закрыты глаза. Воспитатель дотрагивается до правой или левой конечности. Ребенок должен угадать какую руку или ногу ему трогают. Игры: «Выше-ниже», «Спереди-сзади», «Дальше-ближе», «Право-лево». Ход: находим и показываем то, что выше всего (голова), что ниже всего (ноги, стопы), выше, чем…, ниже, чем… Аналогично отрабатывается расположение отдельных частей лица и других частей тела; собственно тела, ног, рук. Цель: Формирование пространственных представлений (старшая группа), закрепление (подготовительная группа): осознание ребенком пространства и двигательных возможностей собственного тела впереди-сзади, вверху-внизу, слева-справа, слева-направо. Игра «Хлопки». Цель: развитие внимания. Ход: дети свободно передвигаются по комнате. На один ваш хлопок они должны присесть на корточки (произнести «звезда»), на два — сделать «ласточку» (произнести «гроздь»), на три — встать с поднятыми вверх прямыми руками (произнести «крендель») и т.д. Игра: «Условные сигналы». Цель: развитие внимания. Ход: Перед занятием детям задаются условные сигналы. Один хлопок посмотреть вверх—вниз (направо—налево, выполнить «качалку»). Два хлопка — прислушаться к звукам вне комнаты (за Источник: Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе. Новосибирск 2005. Упражнения под музыку Железновой «Играем с бубном» Логопедическое лото «Что, где растет?» | Познавательное развитие. Социально-коммуникатив-ное. Художественно-эстетическое. Речевое развитие. Максимальное использование в режимных моментах, игровой деятельности, в коррекционный час. Самостоятель-ная деятельность | ||||||||||||||||
Графомоторные навыки | Раскрасить картинку (см. Нищеву) | Заштриховать картинку (см. Нищеву) Повтори рисунок по клеточкам. | Коррекционный час |
Литература
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей –СПб.ДЕТСТВО –ПРЕСС.2001.
Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание.-М.:Эксмо-Пресс,2001.
Вартапетова Г.М. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе. -Новосибирск.НИПКиПРО,2005.
Воробьева Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и речь.-СПб.: Каро, 2003.
Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике.- М.: Айрис-Пресс,2006.
Карпова С.И, Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет.Санкт-Петербург,2010.
Лопатина Л.В, Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии)-СПб.: РГПУ.Союз.2001.
Железнова Е. Музыкальная методика. Интернет- ресурсы.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС.2003.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.-М.: Генезис, 2008.
Интернет-ресурсы.
Кияйкина Наталья Федоровна
Шарапова Елена Викторовна