12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зеленкова Валентина Васильевна83
Закончила Новосибирский Педагогический институт. Стаж работы учителем начальных классов 37 лет.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Формирование метапредметных результатов  в УМК «Школа России»

      В прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень умений и навыков ученика. Сейчас важно не просто дать школьнику новые знания, а научить их применять, развивать и умело  использовать. Как сказал английский поэт, критик Ричард Олдингтон

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.»

В наше время  перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлен ФГОС нового поколения.

           На протяжении многих лет наша школа  работает по УМК "Школа России". Учебник был и остается  основным средством обучения.

3)

         Комплект УМК «Школа России» помогает решить задачи по формированию универсальных учебных действий

 В содержание УМК, заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Работая  в  школе  более  25 лет могу  утверждать:  данный комплект формирует прочные знания, умения и навыки учащихся, а  учебный материал усовершенствованных учебников УМК «Школа России » направлен на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Это отражено и в новом художественном оформлении учебников и тетрадей, и в системе заданий, и включении в учебники новых рубрик :«Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др. Эффективно влияют на формирование мотивов учебной деятельности задания рубрик: «Дай совет другу…»,  «Выскажи своё мнение…», «Подготовь сообщение на тему…»  и др.

            Хотелось бы остановиться на курсе «Окружающий мир» 4 класс , где формируется весь комплекс УУД, предусмотренный ФГОС. Разнообразный материал представленный в учебнике А. Плешакова «Окружающий мир», расширяет знания детей о природе и мире с точки зрения астронома, географа, эколога, историка, развивает интерес к познанию, учит детей анализировать, сравнивать, делать выводы. Рабочая тетрадь "Мир вокруг нас", позволяет закрепить полученные на уроке знания, работать   ученикам самостоятельно, использовать дополнительную литературу.

             На окружающем мире мы  формируем регулятивные УУД , а именно:

1.Развитие умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с

материалом учебника. 

             Например, использование на уроке проблемной ситуации, (учебник «Окружающий мир» 4 кл. ч.1) по теме «Природные зоны России».

- Сколько природных зон расположено на территории России?

Дети высказывают версии, а затем пытаются найти ответ на проблемный вопрос с помощью карты, расположенной в учебнике на стр.72-73

  - Выскажите предположение, почему происходит смена природных зон?

Проверьте себя по тексту учебника.

               В результате дети сравнивают  полученный в беседе вывод с выводом параграфа( стр.74-75), определяют успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и по вопросам рубрики «Проверь себя»

3. Развитие умения прогнозировать предстоящую работу .

4. Развитие умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию (использую метод самооценки). 

              С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебнике включены  планы описания и изучения  объектов окружающего мира. Например учащиеся пользуются планами описания реки, планом изучения природной зоны, изучения природного сообщества, алгоритмом  работы над проектом. Для осуществления контрольно-оценочной деятельности в конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела  целей и задач. В учебнике имеются «Странички для самопроверки», помогающие осуществлять самоконтроль.

        Познавательные универсальные действия включают:        

      1.Развитие умения извлекать информацию из текстов ,схем, иллюстраций.

2. Перерабатывать информацию и представлять в виде схем, моделей, сообщений.

3. Анализировать, сравнивать, группировать объекты, явления, факты. 

4.Отбирать необходимые источники информации для изучения нового материала  среди словарей, энциклопедий, справочников, сети Интернет .

          Мы формируем данные умения с помощью создания на уроках ситуаций, когда в своём рассказе учитель намеренно пропускает какие-либо важные сведения,  затем просит детей прочитать в учебнике текст  и дополнить его рассказ. 

Для изучения особенностей живой природы разных зон и экологических связей в этих зонах организуем работу в парах, в группах  по заданиям учебника. Результаты своей работы учащиеся представляют классу.

         Проводим работу по формированию коммуникативных УУД:

1. Развитию умения слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

4. Умение работать в паре, группе.

Приведу примеры заданий по формированию коммуникативных УУД: 

-Выполните задание в паре, соедините стрелками природную зону с  ее описанием. (Умение работать в парах с проверкой у доски или по эталону)

-По предложенной схеме рассказать о роли леса в природе и жизни людей.

-Придумать условные знаки к памятке «Как разводить костёр», представить их классу.

 Формирование  личностных УУД.

1. Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои

 эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Развитие мотивов учебной деятельности.

             

              Приведу примеры задания в учебнике «Окружающий мир»:

Учебник 4-го класса, ч.  1 (с. 42) Тема «Мир глазами эколога»

     -Распределившись на группы проанализировать одну и предложенных экологических проблем : в чем причина её возникновения, какие последствия для людей?

-Предложите способы решения проблемы.

-Свои выводы и предложения представьте классу.

        Продуктивные задания учебника позволяют научить детей применению знаний в новой ситуации, выходящей за пределы данного предмета.

           Результатом освоения метапредметных связей должны стать :

 Умения самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.

Умения самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели.

Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом.

   

       Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь.
 

Задания для формирования метапредметных, предметных и личностных результатов

Регулятивные . Целеполагание.

Предметное умение: уметь решать текстовые задачи.

Метапредметное умение: Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов, процессов для решения задач.

Задача №1. Реши задачу.

Сливочное масло упаковали в пачки по 250 г. Пачки сложили в ящик в 4 слоя. Каждый слой имеет 5 рядов по 6 пачек в каждом. Выдержит ли ящик, если максимальная масса, на которую он рассчитан, равна 32 кг?

Задача №2. Реши задачу.

Пакеты с молоком упаковали в красный  ящик, а с кефиром в синий. В красном ящике  5 рядов, по 10 пакетов в каждом. В синем ящике 4 ряда, по 8 пакетов  в каждом. Во сколько раз число пакетов в красном ящике больше, чем число пакетов в синем ящике?

 Прогнозирование.

Предметное умение: находить значения заданных выражений чисел, распределять по заданному правилу.

Метапредметное умение: Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; умение осуществлять контроль деятельности.

Задача №3. Реши задание.

Какая из данных величин выражает длину ткани для пошива фартука?

150см

150м

150дм

150мм

Комментарий. Проверяется способность предвидеть возможность получения результата.

 Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Работа группой..

Предметное умение: находить периметр прямоугольника и квадрата  по заданным величинам.

Метапредметное умение: умение работать с информацией, анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

Задача №4. Как найти периметр прямоугольника, квадрата, из которого будет изготавливаться карман халата? Предложите разные способы. Какие из этих способов лучше?

Комментарий. Проверяется способность формулировать собственное мнение, предлагать помощь и сотрудничество.

Решение

1. Для нахождения периметра прямоугольника и квадрата надо сложить сумму длин всех сторон.

2.Для нахождения периметра прямоугольника надо вычислить удвоенную сумму длины и ширины. Для нахождения периметра квадрата надо его сторону умножить на 4.

Второй способ лучше, так как более эффективный.

 

Задача №5Формирование читательской грамотности

 О каком понятии идет речь в тексте?

«____________ становится решающим фактором развития лёгкой промышленности: растёт качество продукции текстильных компаний, снижаются издержки, появляются новые способы победить в острой конкурентной борьбе. Трансформация бизнеса в лёгкой промышленности связана с внедрением технологий, ставших доступными в последние годы: аналитикой больших данных и машинным обучением, искусственным интеллектом и роботизацией».

 Выберите один правильный ответ.

1.     прототипирование

2.     эргономичность

3.     цифровизация

4.      алгоритмизация

 

Задача №6  Формирование читательской грамотности

Переворот в молекулярной и биологической отраслях науки привёл к тому, что в настоящее время учёные способны не только изобретать новые, но и использовать уже известные и считавшиеся непригодными материалы в качестве потенциального сырья для создания волокна и пряжи. Сельскохозяйственные культуры, органические отходы, а также отрасли животноводства, ранее не представлявшие интереса для мира модных тканей, теперь являются новыми источниками производства волокон. Это стало возможным благодаря возрастающей сложности научных методов, достижениям инжиниринга и усовершенствованиям производственного процесса. За последние пять лет в мире зарегистрированы новые виды натуральных текстильных волокон растительного происхождения, применяемые в производстве одежды (из стеблей, листьев и даже лепестков кукурузы, сои, водорослей, бамбука и др.)

Как называют такие волокна?

 

Задача №7. Игра « Кто знает свою кухню»

-Необходимо написать все электробытовые приборы на кухне.

 

Или другой вариант Игра «Кондитер»

- Назовите все инструменты и приспособления для приготовления песочного печения.

Девочки очень активно включаются в работу.

 

Задача №8.  Проект «Растения в интерьере моей комнаты»

 

Задача №9 Игра «Дом моделей».

По окончанию раздела «создание изделий из текстильных материалов» провожу это игру. Девочки с удовольствием демонстрируют свои изделия, т.к. часто в классах изготавливают швейные изделия различных моделей. Также они делают  комментарии по описанию своих моделей.

 

Задача №10

 

Рассмотрите рисунок и прочитайте описание варианта обработки складок на представленной модели. Какое слово пропущено в формулировке: (впишите правильные слова в формулировку, чтобы получить верный ответ)

t1707199390aa.jpg

 Все внешние сгибы односторонних складок смотрят в ___________________(левую) сторону


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.