Занятие по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 4–5 лет «Подарок для Карамельки»
Шатилова Елена Юрьевна, воспитатель
высшей квалификационной категории
МДОУ д/с «Спутник» г. Балашова
Конспект занятия по финансовой грамотности в форме квеста
«Подарок от Карамельки»
Актуальность
Одно из современных и актуальных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей дошкольного возраста. Дошкольники, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: посещают с родителями в магазины/супермаркеты/рынки, наглядно видят рекламу, понимают, что их родители ходят на работу, где зарабатывают деньги, а на полученные денежные средства покупают одежду, продукты питания.
Финансовая грамотность — это умение человека распоряжаться своими доходами и расходами, принимать адекватные решения по распределению денежных средств, иначе говоря, умение не только тратить, но и накапливать и приумножать финансовые средства. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются формирование у дошкольника таких ключевых характеристик, как:
бережливость,
рациональное поведение в отношении простых обменных операций,
здоровая ценностная оценка результатов труда,
формирование у ребенка верного представления о мире финансов, которое поможет ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим обдуманные, взвешенные решения.
Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в простой, доступной и увлекательной для дошкольников форме. А занятия по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 4-5 лет способствуют формированию верных представлений о мире финансов.
Занятие по финансовой грамотности «Подарок от Карамельки» с детьми 4-5 лет имеет следующую цель:
Создать условия для формирования первичного представления о деньгах
Задачи:
Формировать элементарные представления о монетах и банкнотах;
Формировать умение выявлять и сравнивать свойства монет и банкнот, делать простейшие умозаключения;
Формировать представления детей о том, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.
Формировать представлений об истинных ценностях и богатстве человека
Пополнить активный словарь воспитанников словами «банкнота», «монета»
Материалы и оборудование: письмо, стойки-указатели с цифрами от 1 до 4, коробка, монеты, банкноты, карточки с изображениями для дидактической игры «Что можно купить, а что нельзя», 2 корзины, коробка с пазлами, музыкальная колонка.
Ход занятия:
Воспитатель приветствует детей и предлагает поздороваться и подарить друг другу улыбки.
Воспитатель:- Ребята, кто-то из вас принес сегодня в группу письмо? (нет) А чье это письмо? Очень интересно… Здесь написано – «для ребят группы «Звёздочка» из детского сада «Спутник»». Это же письмо для вас, ребята! Ой, на конверте след – кошачья лапка. Откроем конверт и прочитаем. Это же кошечка Карамелька из хорошо знакомого вам мультфильма написала письмо! Послушайте…
- «Здравствуйте, ребята из детского сада «Спутник»! Я – Карамелька. Вы меня все знаете. Хочу порадовать вас подарком, только вы сами должны найти его! Для этого выполните мои задания. Они не такие простые, но интересные. Вам надо пройти 4 станции, и выполнив задания – найдете подарок. Удачи вам!».
Воспитатель:- Ребята, будем выполнять задания от кошечки Карамельки? (Ответы детей). Становитесь паровозиком и поедем в путь! Под музыку «Паровоз Букашка» дети идут друг за другом по группе. Ребята, вот 1 станция. Как вы думаете, как она называется? Для того, чтоб это узнать, отгадайте загадку:
Их можно тратить и копить,
Откладывать, чтоб дом купить.
Без них не обойтись порой –
Когда карман совсем пустой…
- Что же это? Верно, деньги! Так как же называется эта станция? Ответы детей.
Объявление (голос в записи): «Внимание, станция № 1 - «Денежная»!».
Воспитатель:- Ребята, видите, здесь стоит коробка. Что в ней? Воспитатель достает монету.
- Что это? (Ответы детей)
- А какая она – монета? (ответы детей – круглая, твердая, блестящая).
- Молодцы. Но тут есть что-то еще, на дне коробки…
Воспитатель достает банкноты.
- Ребята, это бумажные деньги, или банкноты. Какие же они? (бумажные, легкие, шелестящие).
- Молодцы! А теперь сосчитайте, сколько монет у меня в руке? Верно, две. Значит мы едем на станцию № 2.
Под музыку «Паровоз Букашка» дети двигаются к указателю с цифрой 2.
Объявление (голос в записи): «Внимание, станция № 2 - «Экспериментальная»!».
- Ребята, а здесь нам нужно узнать, чем отличаются монеты и банкноты, для этого мы проведем увлекательные эксперименты!
Эксперимент № 1: дети сжимают в одной руке монету, а в другой – банкноту. Что случилось с банкнотой? (помялась). А с монетой? (все в порядке). Вывод следующий: монеты прочные, их нельзя разорвать и помять.
Эксперимент № 2: дети бросают в стакан с водой монету. И в другой стакан – банкноту. Что случилось с монетой? (утонула, внешне не изменилась). А с банкнотой? (намокла, легко рвется). Выводы следующие: банкноты от воды портятся, а монеты – нет.
Эксперимент № 3: дети кладут на одну чашу весов 3 банкноты, на другу. – 3 монеты. Что тяжелее? Что легче? Выводы следующие: монеты тяжелые, а банкноты – намного легче.
Воспитатель: - Дети, сколько на чаше весов банкнот? Сосчитайте. Верно -3 банкноты. Значит, нам пора двигаться на станцию под номером 3!
Под музыку «Паровоз Букашка» дети двигаются к указателю с цифрой 3.
Объявление (голос в записи): «Внимание, станция № 3 - «Покупкино»!».
Воспитатель:- Ребята, что мы видим на этой станции? Да, здесь 2 корзинки и карточки, которые нам нужно рассортировать. В одну корзину мы будем складывать карточки с изображениями предметов, которые можно купить. В другую корзину – карточки с изображениями предметов, которые не продаются и их нельзя купить.
Дети раскладывают карточки с изображениями: «овощи», «сладости», «смех» «одежда», «солнце», «автомобиль», «планета Земля», «счастливая семья».
Воспитатель:- Вот видите, ребята, оказывается, не всё можно купить за деньги. Есть то, что не продается – счастье, смех, наши улыбки и т.п. Мы выполнили и это задание. Двигаемся дальше!
Под музыку «Паровоз Букашка» дети двигаются к указателю с цифрой 4.
Объявление (голос в записи): «Внимание, станция № 4 - «Подарочная»!».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, здесь коробка с изображением нашей кошечки Карамельки. Откроем коробку. Здесь подарок – пазлы! Какой полезный подарок нам сделала Карамелька. Поблагодарим ее! А теперь пора возвращаться в группу.
Под музыку «Паровоз Букашка» дети двигаются и садятся на ковер.
Рефлексия.
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие! Предлагаю вам обменяться впечатлениями. Перед вами 2 ведерка: голубое и красное, монеты и банкноты. Те, кому задания Карамельки показались не сложными, положите, пожалуйста, банкноты в голубое ведерко. Те, для кого задания Карамельки были трудны, положите, пожалуйста, монеты в красное ведерко.
В чем была трудность?
Какое задание наиболее запомнилось?
Что можно купить за деньги? Что – нельзя?
Воспитатель благодарит детей и предлагает отрыть и собрать пазлы, которые им подарила Карамелька.
Ссылки на используемую литературу:
Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» – Банк России.
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» - А.Д. Шатова, Аксенова Ю.А., И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдова, И.С. Мищенко.