Занятие-практикум на тему «Забытые игры XX века»
Реденко Н. В.
педагог дополнительного образования
МАУДО «ДДТ» ст. Староминская
Занятие –практикум: «Забытые игры 20 века»
В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями).
Время дворовых детских игр уходит, и с этим ничего нельзя поделать. Задумайтесь: когда вы в последний раз видели ребят, которые играли в «колечко» или «чики-брики»? Скорее всего, когда сами ходили в школу.
Сейчас на детских площадках можно увидеть только малышей и их родителей. Дети постарше учатся или играют с планшетами дома. А между тем, социализация в этом возрасте крайне важна. В конце концов, те самые забытые игры — это просто весело.
Чтобы не вырастить еще одно «потерянное» поколение, давайте вспомним любимые игры и научим в них играть своих детей.
Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить наших детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение. И не просто научить и рассказать, а организовать во дворе небольшую детскую компанию, играя вместе с детьми .
Цель: Познакомить детей с играми прошлого века.
Задачи:
Воспитывать чувство спортивного азарта, проявлять чувство товарищества, развитие положительных чувств.
Развивать физические качества: Быстроту, ловкость, силу
Доставлять детям радость, удовольствие от физического движения.
Учиться действовать вместе, разумно распределять обязанности, принимать коллективные решения. Понимать ответственность перед другими, когда участвуешь в общей игре.
Учиться понимать друг друга, сопереживать, заботиться друг о друге, вместе радоваться и огорчаться.
Обретать опыт включения в человеческое сообщество, в котором надо быть востребованным, суметь реализовать себя.
Методические рекомендации:
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно.
Объяснение игры - это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.
Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предлагаемой ситуации. Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него; позволяет испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны.
Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений. Таким образом, подвижная игра является естественной формой социального самовыражения личности и творческого освоения мира.
Ход занятия
Звучит народная музыка. Выходит ведущий.
Ведущий:
Как у наших у ворот, да под нашей стеной белокаменной, собрались: девицы-красавицы, да добры-молодцы, да гости дорогие. А собрались мы позабавиться, да потешиться, пошутить, да поиграть. Вспомнить, как играли наши дедушки и бабушки. Ну что? Хотите поиграть, свою удаль показать? Игры наших любимых бабушек и дедушек игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Об этом говорят даже некоторые народные пословицы: «Делу время, потехе час», «Игра не доведет до добра» и другие. Да и игрушки мастерили так, между прочим, из того что было под рукой: тряпок, соломы, глины, дерева, коры и пр. Предков наших не баловали обилием игрушек. Дети играли почти со всем, что их окружало. «Из прутьев гнули луки и самострелы, из коры делали кораблики и лодочки. Собирали камешки, лоскутки тканей, расписные фарфоровые черепки, цветные бусинки, стеклышки, и только сами дети понимали ценность этих неповторимых коллекций».
И это не от бедности. Это опять же интуиция, народная мудрость, которая подсказывала родителям, что минимум игрушек поможет развить у детей фантазию, научит их обходиться в быту малым числом вещей, приучит к порядку, научит трудиться.
Новое – это хорошо забытое старое, известная истина. Незаслуженно забытые старые игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные.
Игры
- Города
Как играть. Ведущий стоит спиной и говорит:»Кали-кали….стоп! Точка!». Слово Кали — столько раз, сколько хочет ведущий. Пока они звучат — дети убегают от ведущего в противоположную сторону. На слово Точка дети останавливаются. Потом ведущий выбирает игрока и прикидывает — сколько до него шагов — больших и маленьких. До города такого-то столько шагов и шажков. Потом он отмеряет это количество, если ведущему удается дотронуться до города рукой, он побеждает, если нет — играет снова.
Что развивает: умение определять расстояние «на глаз»
"Светофор"
Поле ограничено с 4 сторон (умеренно, зависит от количества игроков), это что-то наподобие пешеходной дрожки, выбегать за пределы которой нельзя. Итак водящий в центре игрового поля отвернувшись назначает цвет, те игроки у которых данный цвет имеется на одежде спокойно переходят, остальные - "нарушители" должны перебежать через "дорогу", осаленный "нарушитель" становится водой.
"Hа золотом крыльце сидели..."
Водящий крутится на месте и вокруг себя у земли вращает прыгалками (если длинные, лучше сложить пополам), приговаривая (на каждый оборот по слову): "Hа золотом крыльце сидели царь, царица, король, королева, повар, портной, ... (дальше не помню, но до этого редко дело доходило, если дойдете придумайте сами :) Итак, игроки вокруг должны прыгать через скакалку, кто не успеет, тот водит и до следующей ошибки именуется словом, на котором он запутался в скакалке.
"Холодно-горячо".
Вода прячет предмет, который игроки должны найти по его указаниям: холодно, холоднее, теплее, горячо, совсем жарко и т.д., в зависимости от темперамента игроков. (можно играть дома)
"Испорченный телефон".
Правила, к сожалению, помню смутно. Игроки сидят на скамеечке, водящий произносит шепотом слово первому игроку, который по цепочке намеренно быстро передает его дальше. Вся соль заключается в том, что дойдет до последнего игрока. Далее очередь сдвигается и последний игрок становится первым - водой.
- Нитки
Как играть. Дети берутся за руки и «запутываются», переступая через ноги и руки. Потом кричат: «Бабка, нитки рвутся!» и бабка-ведущий пытается распутать свои нитки (руки и ноги), не порвав (не расцепив руки игроков).
Что развивает: ловкость и смекалку
«Бабка, распутай нитки!»
В начале игроки выбирают водящего («Бабку»). Если играющих много, то водящих может быть сразу несколько (примерно по одному водящему на 8-10 игроков). Водящие выходят из комнаты (на улице — отворачиваются либо отходят подальше)а игроки берутся за руки, образуя цепочку в виде круга. Далее они начинают запутывать свою цепочку. При этом цепочка может самопересекаться, игроки могут подлазить или перелазить через цепочку, переплетать свои руки и даже ноги. Одно условие — руки соседа отпускать нельзя. После того, как цепочка запутана до невообразимости, игроки хором зовут водящих:
Путаница-путаница, распутай нас!
Или
Бабка, распутай нитки!
А ещё так:
Папа ниточку запутал,
Мама — узел развяжи!
Водящие возвращаются и начинают передвигать игроков, распутывая цепочку. При этом главное условие то же самое: руки разрывать нельзя! Если водящие смогли распутать игроков, восстановив круг и не разорвав рук — победили они. Если распутать не смогли или если цепочка разорвалась — победили игроки-«путаники». Естественно, что игроки не должны специально бросать руки!
- Красная Шапочка
Как играть. Дети делятся на две части. Одни — крепко держатся крепко за руки и не пропускают. Те, что держатся, кричат:»Красная шапочка, белое перо! Дайте нам .. (имя игрока) ну, Марину к примеру, и больше никого!». Марина разгоняется и пытается пробить брешь в стене из детей по середине. Если пробивает, то берет кого-то из средних детей и возвращается обратно к своим, если не пробивает, то становится к средним.
Что развивает: силу и выносливость
Чай-чай-выручай
Выбирается водящий, игроки разбегаются, в случае, если водящий осалит кого-то, игрок должен замереть, расставив руки в стороны и кричать:
«Чай-чай-выручай!»
Другой игрок может подбежать к «заколдованному» и дотронувшись «освободить»его. «Расколдованный» игрок вновь в игре. Игра заканчивается, когда все игроки заколдованы. Водящим становится тот, кого осалили первым (если это удастся вспомнить, или вновь выбирается считалочкой. (усложнение- выручить проползти под широко расставленными ногами. или обнять ссади осаленного)
«Воробьи и Вороны»
Участники делятся на две команды. Одна команда будет «воробьями», другая — «воронами». Команды размещаются друг напротив друга на расстоянии 2-3 метра.
По команде водящего (взрослого) «Воробьи!» команда воробёв должна броситься догонять команду ворон, а по команде «Вороны!» — наоборот. Игра продолжается, пока догоняющая команда не переловит всех игроков убегающей.
Теперь можно начинать игру. Хитрость заключается в том, что водящий произносит команды по слогам медленно: «Вооо — роооо —. НЫ!» или «Воооо — рооооо —. БЬИ!», поэтому до самого последнего момента игроки не знают, догониять им или убегать. Кстати, хитрый водящий может называть и совсем другие слова: «Вооо — роооо —. ТА!», «Вооо — роооо —. ЖБА!», «Вооо — роооо —. ВКА!», что добавляет игре большего веселья. А ещё, для усложнения игры можно выстроить команды спиной друг к другу. Тогда убегать будет легко, а догонять — трудно.
Правила сидячей игры «Воробьи и Вороны»
Двое игроков садятся друг напротив друга (можно через стол) и протягивают друг другу одну руку. При этом руки не должны соприкасаться. Водящий так же как и в предыдущих вариантах игры случайно называет слова «воробьи» или «вороны». Тот, чьё слово названо, должен успеть схватить противника за руку, а его противник должен успеть её отдёрнуть.
Три-пятнадцать-рубль-двадцать
Для игры на полу или на земле рисуют круг (на асфальте проще всего нарисовать круг мелками). В центре круга ставится камешек. Игроки становятся в круг так, чтобы их правая нога была выставлена вперед и касалась носком камешка. Получается, что правые ноги играющих соприкасаются друг с другом (что-то вроде ромашки). Затем все играющие дети хором кричат:
- Три-пятнадцать -рубль- двадцать!
И отпрыгивают от центра как можно дальше. Кто дальше всех отпрыгнул - тот становится водящим.
Водящий кричит заветное "Три -пятнадцать -рубль- двадцать" и старается прыгнуть и наступить на ногу соседу справа. Сосед не должен ловить ворон, а так же отпрыгивает, чтобы спастись. В это время остальные игроки стоят неподвижно на тех местах, куда они отпрыгнули в первый раз.
Если игрок успел спастись и на ногу ему не наступили команда "Три- пятнадцать -рубль-двадцать" переходит к нему. Теперь он "кричит" и пытается прыгнуть на ногу своего соседа справа. Игра идет по кругу.
Если ребенок не успел отпрыгнуть и водящий наступил ему на ногу, то он выбывает из игры. Победителем становится тот, кто останется в круге.
- Тише едешь, дальше будешь — стоп
Как играть. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.
Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
- «Вопросы и ответы»
Известная и интересная игра, которая поднимет настроение и развеселит каждого.
Что развивает: устраняет скованность.
Правила игры:
Ведущий достает листок бумаги и пишет на расстоянии 2 сантиметров вопросы: «Кто это был?», «Где находился?», «Что делал?», «Что сказал?», «Что сказали люди?», «Чем закончилось?». Листок передают каждому ребенку по очереди. Первый игрок пишет ответ на вопрос и загибает листок, чтобы никто не видел, что он написал. Второй и следующие игроки поступают также. После, ведущий берет листок, разворачивает и начинает читать историю, которая получилась.
- Колдунчики
Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.
Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.
Развлекательная игра «Охотники» для детей
Эту игру можно проводить как на свежем воздухе, так и в помещении. В ней может принимать участие неограниченное количество детей разного возраста. Особенность игры является ее главный атрибут — карточка. До начала игры ведущий перечисляет всех участников и записывает имя каждого на отдельной карточке. Карточки перетасовываются и даются детям для вытягивания.
Чтобы игра получилась забавной и интересной, обязательным условием является полное знакомство детей друг с другом. Только тогда они смогут реагировать должным образом. Всем детям нужно объяснить, что они — охотники. Задание охотника — поймать «дичь». Дичью является тот участник, имя которого написано на карточке.
игра «охотники» на природе
Во время первого розыгрыша игры дети еще не будут знать, что каждый из них одновременно и охотник и дичь. Все дети собираются на одной территории, желательно в это время включить музыку, чтобы они смогли танцевать. Все это время каждый охотник пристально и незаметно следит за своей дичью. Когда музыка заканчивается, охотники хватают дичь. Каково будет удивление и радость всех участников, когда они все вместе схватят друг друга и игра окончится дружными объятьями!
Игра организовывает вместе детей в один дружный коллектив, обучая их общению и способу взаимодействовать друг с другом, тренируя ловкость и быструю реакцию.
- Колечко-колечко
Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.
Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.
- Съедобное-несъедобное
Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.
Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.
- Я садовником родился
Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.
Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.
- Краски-раскраски
Еще одна известная и не менее яркая игра. Один из игроков назначался «чертом» (или «монахом»), еще один – «продавцом» (или «мамой»), все остальные были «красками». Каждая из «красок» загадывала себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщала его «продавцу». Причем, если хотелось побегать, загадывали самые простые цвета: синий, зеленый, розовый и т.п. Если же кому-то из игроков было лень бегать, он загадывал себе что-нибудь вроде изумрудного и преспокойно просиживал всю игру.
Итак, «краски» и «продавец» садились на длинную скамейку. «Черт» («монах») подходил к ним и говорил: «Тук-тук!» «Продавец» спрашивал: «Кто там?» – «Я черт с рогами, с горячими пирогами, на лбу шишка, в кармане – жареная мышка!» Или: «Я монах в синих штанах!» «Продавец» интересовался: «За чем пришел?» – «За краской!» – «За какой?» Здесь черт называл какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, «продавец» отвечал: «Такой у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке!» «Черт» делал круг почета на одной ноге и возвращался за новой краской. Если же названная «краска» присутствовала среди сидящих, «продавец» говорил: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «черт» «расплачивался» – хлопал рукой по ладони продавца нужное количество раз (использовался возраст игрока), «краска» вскакивала и убегала.
Дальше существовало два варианта развития событий. Вариант первый: «черт» пытается поймать краску. Пойманная «краска» становится «чертом». Если же игрок сумел вернуться на скамейку – игра продолжалась. Вариант второй: как только названная «краска» побежала, «черт» как можно быстрее проговаривал: «Стоп коли-коло, раз, два, три. Точка!» На последнем слове бегущий игрок должен был остановиться. Теперь «черту» необходимо дойти до «краски», определив заранее, сколько нужно сделать шагов. Естественно, чем дальше успела убежать «краска», тем сложнее это проделать.
Шаги тоже были примечательными: простые, гигантские (очень широкие), лилипутские (махонькие шажочки), верблюды (плевок вперед и шаг сверху), цыплячьи, или кирпичики (пятка в носок) и др. В разных компаниях выдумывались свои варианты шагов. Итак, «черту» говорят, какими шагами он должен двигаться (например, цыплячьими и лилипутскими), а «черт» определяет на глаз, сколько и каких шагов он должен сделать. Выполняет все это и старается дотронуться до «краски». Если получилось – «краска» становится «чертом».
Подвижная игра «Кошки-мышки» для детей любого возраста
Эта игра очень популярна в детских садах и начальной школе. Это активное развлечение для детей любого возраста. Принимать участие в игре может неограниченное количество детей. Все они становятся в круг, заранее определив одного в роль «кошки» и еще одного в роль «мышки».
Все дети формируют круг и держатся за руке, как в хороводе
Мышка должна находится снаружи круга, а кошка — внутри
Задача кошки поймать мышку, а задача круга — не позволить это сделать
Именно тот факт, что дети держаться за руки — не дает кошке проникнуть в центр круга, они стараются препятствовать всеми способами
В это время движения мышки не ограничены и она свободно может передвигаться как в кругу, так и за его пределами
Когда кошка наконец-то поймает мышку, мышка принимает роль кошки, а все остальные участники выбирают мышку
игра «кошки мышки» на улице
Игра учит детей быстро реагировать, проявлять смекалку и координировать свои движения, плюс ко всему она учит детей общаться друг с другом.
Развлекательная подвижная игра «чернило и перо»
Эта игра предполагает большое количество детей для игры. Все они делятся на две команды равные по количеству, которые размещаются друг от друга на хорошем расстоянии. Все они становятся в шеренгу и держаться за руки.
Одна из команд читает слова:
«Черное чернило, белое перо.
Отдайте нам … (имя ребенка) и больше никого»
После этих слов названный ребенок разбегается и пробегает сквозь сомкнутые руки команды
Если ему удается разорвать цепь, он забирает одного из участников, которого коснулся и уводит его в свою команду
Если ему не удается разорвать цепь, он остается в противоположной команде
Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один участник
Игра учит детей общаться в коллективе, быть одним целым и с точностью координировать свои движения.
- «Классики»
Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.
На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.
№1 – одна нога;
№2 – одна нога;
№3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
№5 – двумя ногами (можно передохнуть);
№6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
№8 – одна нога;
№9 и 10 – левая на 9, правая на 10.
Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.
Количество игроков: не ограничено.
- «Резиночка»
Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.
Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.
Уровни:
резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
резиночка на талии (почти никому не удавалось);
резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).
На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.
Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).
Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)
- Море волнуется раз
Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.
- «Горячая картошка»
Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.
Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.
Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.
- «Лягушка»
Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.
На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.
Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!
Количество игроков: не ограничено, количество игроков: не меньше 3.
Подвижная коллективная игра «Гуси-лебеди»
Это популярная и очень известная игру. существующая не один десяток лет. игра хороша тем, что способна развивать моментальную реакцию у детей и тщательно тренировать выносливость у каждого участника. Она прекрасно подойдет для детей, старших шестилетнего возраста, способных различать команды и быстро реагировать.
Правила игры:
отделите зону на три участка: гусятник, поле и горы — это обязательное условие для игры
разделите всех участников игры (х может быть около двадцати и даже больше) на «гусей» и «волков»
объясните команды всем участникам, чтобы исключить недопонимание
Разместите всех участников по территориям:
«гусятник» — место обитания тех детей, кто воплощает в себе гусей
«поле» — место, где гуси пасутся и летают
«горы» — место обитания волков
команды для игры «гуси-лебеди»
По четкой команде «гуси-лебеди летите» все дети, выполняющие эту роль вылетают из «гусятника» на пастбище и летают там, махая крыльями и забавляясь
По команде «волки» гуси лебеди должны отправиться домой, а волки в то время пытаются схватить хотя бы по одному участнику-гусю
Выигрывает та команда, которая осталась не схваченная волками
Кроме выносливости, данное развлечение тренирует в детях координацию всех своих движений, ловкость движений и учит их правильно мыслить, планируя свои действия.
- «Пекарь»
У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.
Инвентарь:
палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
мел (чтобы расчертить площадку).
Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.
От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).
На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).
ПравилаСначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».
«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.
За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.
- «Казаки-разбойники»
Красная печать никому не убегать.
Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.
ПравилаПравила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).
Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.
По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.Количество игроков: от 6 человек.
Игра на внимание «Нос, пол, потолок»
Играющие стоят в шеренге или в кругу. Сначала руководитель говорит «потолок» и поднимает руки вверх, «пол» – руки идут вниз, «нос» – руки касаются своего носа. Дети повторяют движения учителя. Затем руководитель, произнося «нос», «пол», «потолок», делает не всегда соответствующие движения. Дети же должны поднимать руки вверх по слову «потолок», опускать их – по слову «пол» и поднимать и касаться своего носа – по слову «нос».
Правило:тот, кто делает движение руками, не соответствующее названию, проигрывает и делает шаг вперед.
Игры с мячом
Сколько замечательных игр с мячом было во времена нашего детства, и всегда они проходили необыкновенно весело и интересно. Сейчас понимаешь, что кроме радости эти игры несли в себе и массу других полезных свойств: развивали ловкость и выносливость, тренировали координацию движений и внимание. Давайте попробуем вспомнить, что же умели делать наши мячи, и мы вместе с ними. А потом научим этим волшебным играм наших подрастающих крошек. Целая серия игр предполагала соревнования между участниками в ловкости и умении виртуозно владеть мячом. Назывались эти игры по-разному: «Попугайчики», «Десятки». Для одних упражнений нужен был только небольшой мячик (идеально – теннисный), для других – мяч побольше (волейбольный) и стена. Хороши эти забавы еще и тем, что для них необязательно собирать «кворум». Играть можно вдвоем, а совершенствоваться – даже в одиночку. Упражнения-«попугайчики» могут быть такими:
Подбросить мячик вверх и, когда он упадет и отскочит от земли, – поймать.
Невысоко подбросить мяч и поймать. Подбросить мяч вдвое выше и поймать. Последний раз подбросить мяч как можно выше и поймать.
Взять мячик в правую руку, отпустить, чтобы он начал падать вниз, и тут же поймать на лету. Тот же трюк проделывается и левой рукой.
Мячик кладется на ладошку, слегка подбрасывается вверх, ловится тыльной стороной ладони, снова подбрасывается и ловится одной или двумя руками.
Рука с мячиком заводится за спину, делается бросок из-за спины, и мячик ловится спереди, но уже другой рукой.
Подбросить мячик вверх, хлопнуть в ладоши, а затем поймать мячик. С каждым броском увеличивается и число хлопков (обычно до пяти).
Для этих упражнений нужен теннисный мячик. Каждый игрок упражняется до тех пор, пока не ошибется или не уронит мяч. После этого ход переходит к следующему игроку. И так по кругу, пока кто-нибудь первым не закончит «обязательную» программу.
«Десятки», или «Десяты»
Правила: необходима ровная площадка и стена. Каждый игрок должен выполнить десять упражнений:
Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.
Девять раз стукнуть мячом об стену, ударяя по нему ладонями снизу.
Бросить мяч восемь раз под правую ногу об землю так, чтобы он отскочил к стене, а от стены поймать мяч руками.
Теперь семь раз, но под левую ногу.
Стоя лицом к стене, шесть раз бросить мяч сзади между ногами об землю так, что бы он отскочил к стене и затем поймать его в руки.
Теперь то же самое, но пять раз и стоя спиной к стене.
Четыре раза бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова ударить об стену и затем поймать.
Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.
Два раза ударить мяч об стену сложенными вместе кулаками.
Ударить мяч об стену прямым пальцем один раз.
После этого предстоит «экзамен»: каждое упражнение проделывается по одному разу, при этом нельзя смеяться и разговаривать.
«Секретики…»
«Секретики» в коробочках, закапывали во дворах, были самым что ни на есть настоящим счастьем. И это абсолютно точно. Помните, с каким радостным нетерпением выкапывалась ямка? С каким благоговением складывались туда конфетные обертки, фольга, цветочные лепестки и листья, ягоды рябины, кусочки пластмассы и прочая очень важная и нужная дребедень? А потом все это великолепие торжественно закрывалось осколком стекла и засыпалось землей. Самым главным было запомнить место захоронения «клада», чтобы через некоторое время выкопать «секретик» с таким трепетом и восторгом, будто это самое настоящее сокровище. И как горько становилось, если клада на месте не оказывалось. Это вездесущие мальчишки выслеживали наши тайники и проводили несанкционированные раскопки. А сколько таких «секретиков» было забыто и выкапывалось иногда через год, а порой навсегда оставалось в земле! Как доверялись «секретики» только самым близким друзьям, как загадочно просвечивались через стеклышко несметные сокровища.
Посиделочки на скамеечке
«В числа»
Из всех играющих выбирались два ведущих. Они загадывали число от 1 до 100 (если все умели считать до этой цифры). Остальные игроки по очереди пытались отгадать число, а ведущие помогали им словами «больше» и «меньше». Когда кто-то, наконец, угадывал число, ведущие спрашивали: «Что тебе?» Изначально предполагалось, что все игроки не имеют ничего: ни одежды, ни жилья. И обычно, первым делом, требовалась хоть какая-никакая одежка. Не сидеть же на скамейке голым! Игрок заказывал, например, платье, и ведущие удалялись на совещание. Нужно уточнить, что еще до начала игры обсуждался очень важный вопрос: будут ли предложенные «товары» «без брака, без юмора» или же, напротив, «с браком и с юмором». Без брака – приятнее, с браком – веселее. Каждый из ведущих придумывал свой фасон платья, и оба «товара» предоставлялись игроку на выбор. Если «товар» без брака, то платья были самые что ни на есть «принцессные» и наимоднейшие. Если же с браком… О, тут полет фантазии ничем не ограничивался! Каких только одежек мы не придумывали: из бумаги, целлофана, мха, колючек, проволоки, железа, с дырками в самых немыслимых местах… Из двух предложенных нарядов игрок выбирал тот, который ему больше по душе (из двух зол выбирал меньшее). И уходил загадывать число вместе с модельером своего платья. А второй ведущий занимал место игрока на скамейке. Игра могла продолжаться до бесконечности или до тех пор, пока игрокам будет уже нечего больше желать: каждый получит и немыслимую одежду, и шикарные дома, и машины, и яхты, и самолеты… Или пока не позовут домой.
«Золушка»
Все игроки усаживаются опять же на скамейку, снимают по одной туфле и сваливают их в общую кучу. Водящий отворачивается, ему показывают обувь и спрашивают: «Кому?» Он называет имя кого-нибудь из игроков. Так продолжается до тех пор, пока не закончится обувь. Игроки надевают по второй туфле и веселятся. Иногда в «Золушку» играли и мальчишки. Тогда было еще смешнее…
«Ручеек»
Правила:
РУЧЕЕК – обычная вечерняя игра пионерлагерей. Все становятся парами, держась руками, поднятыми над головой, образуя коридор. Тот, кто остался без пары, проходит по этому коридору и выбирает симпатичную ему личность и вместе с ней проходит в конец этого коридора – ручейка, а освободившийся идет сначала и тоже кого-то выбирает и т. д.
"Я знаю 5 имен"
По земле чеканят мячом (ладонью), при каждом ударе произнося очередное слово: "Я знаю 5 имен девочек (мальчиков, названий цветов, птиц и так до бесконечности): Маша - раз, Таня - два, Катя - три, "Соня - четыре, Ира - пять", "Я знаю 5 ..." Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к другому игроку, когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался ( как это делается в "классиках"), при этом заранее лучше договориться в каком порядке будут называться предметы. Эта игра полезна и без мяча, в домашних условиях.
"Собачка"
Игроки встают в круг, и перебрасывают мяч друг другу, задача "собачки" - завладеть мячом, потерявший мяч сам становится "собачкой". Это ограниченный перечень игр с мячом, его можно дополнить классическими играми в футбол, баскетбол, волейбол, пионербол - отечественное детище для малышей (вариант волейбола, где мяч не отбивается, а ловится)
«Квадраты»
Для этой игры необходима ровная площадка, которую можно расчертить на четыре части, и футбольный мяч. Игра рассчитана на четырех (согласно количеству игровых полей) человек, но можно играть и вдвоем, тогда каждый игрок играет на двух четвертях. Если желающих играть в «квадраты» больше, то на одном поле могут играть двое. Перед игрой оговаривается, до скольки очков будет длиться игра. Выигрывает тот, у которого меньше всего наберется очков. Игроки подают сопернику мяч с таким расчетом, чтобы тот мог его отбить. Если мяч ударяется о землю более одного раза, то хозяину территории засчитывается очко. Если после касания игрока мяч опять падает на его квадрат или за пределы площадки, то игроку засчитывается очко. В случае, когда мяч после подачи попадает на линию, то игроки кричат «Линия!» и разыгрывают спорный мяч — со сброса в середину, как в начале игры. Разные хитрости:
«тихие» — сбрасываются слегка, чтобы после подачи мяч успевал удариться о территорию противника больше одного раза, прежде чем тот смог до него добежать;
«крученая» - когда сбрасывающий закручивает мяч так, чтобы после удара трудно было предположить, в какую сторону отскочит мяч;
«на голову» — когда ведущий сильно сбрасывает мяч, так что его трудно отбить ногами и приходится отбивать головой (в таком случае есть опасность перекинуть мяч через границу всей площадки и заработать лишнее очко.
«Бита-банка"
Берётся кирпич, на него ставится пустая металлическая банка из-под сгущенки (тушенки). От банки (как в игре "классики") делаются мелом 5 полосок: Cамая дальняя от цели полоса - 20 баллов, следующая - 40 баллов, потом 60 и так до 100 баллов. Каждый ребенок выбирает себе хорошую палку. Этой палкой сбивается банка с кирпича (кстати, тот, кто сбил банку, должен за ней сбегать и поставить её на место, т.е. на кирпич). Сбил банку, заработал 20 баллов, перешел на одну черту ближе к цели. С последней 100 балльной черты, которая находится почти вплотную к мишени, банку с кирпича сбивают палкой, держа ее двумя руками как скалку. И так можно играть до бесконечности, потому что в этой игре нет "выбывающих" и "ожидающих": кто-то из ребят быстро проходит все полоски и опять возвращается на 1-ю (считая свои баллы), а кто-то может зависнуть и на 1-й, или на 4-й… В конце игры у каждого ребенка своё количество заработанных баллов. Но каждый раз первым бьет тот, кто находится на самой дальней от мишени черты. Единственное, следует проследить (научить их!!!), что за своей палкой не надо бегать, пока все детки не кинут свои - иначе можно попасть под удар.
«Балда»
Первый игрок пишет любую букву. Второй пишет букву перед ней или после. И так далее. У кого получится слово (существительное в единственном числе), тот проиграл.
Но нельзя писать такие буквы, с которыми изначально уже ничего путного не получится. Например, несколько согласных или гласных подряд. Цель игры - подвести противника к тому, чтобы поставив букву, он получил слово. Очень интересно подставлять другого игрока. Игра дает хорошую возможность пошевелить мозгами.
Догонялки-обрывалки Мы придумали с ребятами такую игру. Для нее нужны 2 катушки ниток или очень длинные нитки двух цветов (желательно синие и красные). Выбираем ведущего. Всем на видное место на руку повязывают нитку, но узел крепко не затягивают. Мальчикам и девочкам разные цвета.
Задача состоит в том, чтобы догнать любого человека и сорвать с него нитку. Трудность в том, что тот, кого поймали, также может сорвать нитку с руки срывающего. У кого нитку сорвали, тот идет к ведущему.
В итоге оказываются два победителя: тот, у кого больше всего сорванных ниток, и тот, кто дольше всех продержался.
«КОРОБОК»
Обыкновенный спичечный коробок (можно заменить другим небольшим обыденным предметом) - главный участник. Все выходят за дверь. Водящий "прячет" коробок - кладет его на видное место, но чтобы он не сразу бросался в глаза (например, у ножки стула, на папин тапок, на книжную полку...). Главное, его нельзя действительно прятать, накрывать чем-нибудь, засовывать куда-нибудь. Его должно быть видно... но не сразу. Все входят, бродят по комнате, внимательно вглядываются в обстановку. Тот, кто заметит коробок, не подавая знаков, что его увидел, идет (или стремительно бежит с кем-нибудь на перегонки, тут уж как получится) и садится на диван (или ряд стульев). Это место специально выделяется для обнаруживших коробок. И сидит и наблюдает за остальными. Не подсказывать! Все тут же очень оживляются: где он ходил? Куда смотрел? Где нашел? Следующий обнаруживший коробок садится туда же на диван. И так, пока все не найдут. Первый, кто нашел коробок, становится водящим и прячет его в следующей игре. Если кто-то долго не может найти коробок, то чтобы все не заскучали, можно помочь ему, по типу "горячо-холодно". И если кто-то ни разу не был водящим, то его нужно хоть разок таковым назначить, чтобы он не расстроился.
«СРЕЗАЛКИ»
Это игра, в которой все получают призы. Ее можно проводить как заключительную игру, где все получают подарки в конце праздника, или как-то использовать в череде конкурсов. Поперек комнаты натягивается веревка. На нее подвешиваются призы по количеству участников дня рождения (календарики, ручки, наклейки, елочные игрушки, если дело под Новый год, и другие занятные вещицы, милые детскому сердцу). Главное, чтобы они были примерно равнозначными. Призы завернуты в цветную бумагу, так что не поймешь, что внутри. Пока идут приготовления, все стараются угадать, что там завернуто, и "нацелиться" на "свой" приз. Очередность определяется или предыдущими конкурсами, или жребием, или по договоренности. Претенденту завязывают глаза, разок раскручивают, дают в руки ножницы, и он идет по направлению к веревке; находит на ощупь свой приз и срезает его. Тут все в нетерпении: что внутри? Затаив дыхание, малыш разворачивает упаковку. Затем все хотят тоже срезать свой приз. Очень весело! Можно использовать срезалки для раздачи фантов или каких-нибудь номерков, но с призами, конечно же, веселее.
- «Штандер»
На земле рисуется (или чем-то отмечается) круг. Все игроки становятся вокруг него, водящий с мячом находится в центре. Водящий высоко подбрасывает мяч, одновременно выкрикивая имя любого из игроков. Тот игрок, чье имя назвали, должен вбежать в круг и поймать мяч, водящий в это время занимает освободившееся место. Если игрок поймал мяч, он сам становится водящим и действия повторяются. Если же мяч коснулся земли, все игроки бросаются врассыпную и бегут до тех пор, пока водящий не подымет мяч и не крикнет «Штандер!» После команды все игроки замирают на месте, а водящий должен сначала вернуться в круг, а затем из круга «осалить» кого-либо из них (попасть по нему мячом). Игроки при этом не должны двигаться с места, можно только уворачиваться. Если в игрока попали, ему начисляется штрафное очко. Три штрафных очка — смена имени. Игрок, набравший три штрафных очка, должен «поменять имя», то есть объявить всем новое имя, на которое он будет откликаться в игре.
Игра «Жмурки».
Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центр круга. Остальные занимают места в ямках- норках. Водящий приближается к игроку, что бы поймать его. Тот не выходя из своей норки, старается увернутся от него, тот наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят «Открой глаза! » и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.
Игра «Невод».
В игре принимает участие достаточно много народа.Выбирают водящего, который старается осалить убегающих, уплывающих, увертывающихся от него, ныряющих. Тот кого он осалил, тоже принимается ловить других вместе с водящим. Ловцов становится всё больше. Вот их стало пятеро — теперь они должны не просто осалить каждого оставшегося, а взять его в кольцо. Но тот может спастись, если поднырнет под руки водящих. Игра продолжается до тех пор, пока есть кого ловить.
Игра «Перетяжки».
Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки наносится линия на расстоянии 5 метров, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды. По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону стараясь нарушить цепь, т. е перетянуть соперника за ранее обусловленную линию. Кто перетянет то и выигрывает.
Подведение итогов.
Источники:
https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2014/04/a_5986333.shtml
http://jablogo.com/playing-learn-to-live/childhood-games.html
http://mama.tomsk.ru/dosug/games/igry_detstva.html
http://yellowbricks.ru/blog/index.php/2017/08/02/forgotten-games/
http://www.maam.ru/detskijsad/igry-nashego-detstva.html
https://summercamp.ru/Игры_нашего_детства
http://детинн.рф/igry-nashego-detstva-rasskazhem-rebenku/
https://multiurok.ru/blog/stsienarii-sportivnogho-razvliechieniia-dlia-dietiei-i-vzroslykh-ighry-nashikh-diedushiek-i-babushiek.html
Невгодовская Людмила Анатольевна