Доклад на тему «Особенности полифонии XX века»

0
0
Материал опубликован 23 October 2022

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Снегиревская детская школа искусств»

Городской округ Истра













Доклад на тему:

«Особенности полифонии XX века»













Подготовила преподаватель

Музыкально-теоретических дисциплин

Снегиревской ДШИ

Евстигнеева Оксана Николаевна















Го. Истра 2022 г.

Особенности полифонии ХХ века

В музыке ХХ века полифония является одной из важнейших форм музыкального мышления. Так, цикл прелюдии и фуги занимает важное место в творчестве П. Хиндемита, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, С. Слонимского, К. Караева. Кроме того, в ХХ веке происходит обращение к форме полифонических вариаций (в т. ч. на basso ostinato), а также включение полифонических или полифонизированных частей в сонатно-симфонический цикл, сюиту, кантату, оперу, что свидетельствует о полифоническом обогащении гомофонных форм.

Данный период характеризуется значительным обновлением полифонических форм и средств полифонического языка благодаря применению политональности в разнотемной полифонии, расширенной тональности (например, у П. Хиндемита), симметричных ладов (например, у О. Мессиана), нетрадиционных способов преобразования темы – звуковысотного, ритмического варьирования. В полифонии ХХ века применяются особые виды ритмической техники – полиостинато, ритмические прогрессии, виды акцентной и безакцентной ритмики, а также сонорики (например, сверхмногоголосные пласты в творчестве В. Лютославского). В ХХ веке полифонические формы свободно обобщают в себе разные виды полифонии, например подголосочное изложение в соединении с басовым контрапунктом (контрастно-подголосочное трехголосие).

Ю. Николаева отмечает, что изменения полифонических форм в XX веке непосредственно связаны с преобразованиями, происходившими в композиторской и музыкальной практике в целом.  Назовем наиболее важные из них [5, 10]:

усложнение и трансформация тонально-функциональной системы, приведшие к возникновению новотональных форм и додекафонии;

применение различных модальных, микротоновых и сонорных звуковысотных систем;

расширение материальной основы музыкального искусства – новации электроники, электроакустики, звукоизвлечения: изобретение новых музыкальных инструментов (например, терменвокса) и применение инструментов неевропейских музыкальных традиций (зурна, ситар, гамелан), вовлечение в сферу музыкальной композиции шумовых звуков и электронного звучания, новые приёмы звукоизвлечения на классических европейских музыкальных инструментах (игра на струнах рояля, кластеры).
Музыка ХХ века
корреспондирует с «дотональными» периодами музыкальной практики в опоре на полифонические приёмы и методы письма. Из всех видов полифонии большое значение в ХХ веке приобретает каноническая техника. К музыкальной форме канона обращался целый ряд композиторов, среди которых А. Шёнберг, А. Веберн, П. Хиндемит, Б.Барток, О. Мессиан, Б. Бриттен, Д. Шостакович, Э. Денисов, Р. Щедрин и др.

Интерес к канону, возникшему на ранних этапах развития многоголосия, не угасал на протяжении многих веков. В зависимости от способа применения в различных музыкальных композициях канон может предстать в значении техники, или формы, или жанра. Кроме этого, термин «канон» имеет и ряд других значений1. Приведем наиболее распространенное современное определение термина: канон – это музыкальная полифоническая форма, основанная на имитационном принципе, при котором начальная мелодия – пропоста (Р) в каждом имитирующем голосе – риспосте (R) последовательно вступает до того, как она закончилась в первоначальном.

Как видно из данного определения, канон соотносится с остальными определениями идеей строгого порядка. За многовековую историю развития музыки он постепенно приобрел значение «вечной формы», на что указал С. И. Танеев в книге «Подвижной контрапункт строгого письма»: «...Формы имитационные, канонические и сложного контрапункта, и применяемые, и возможные, являются вечными, не зависящими ни от каких условий, и могут входить в рамки всякой гармонической системы, охватывать всякое мелодическое содержание» [6, 8].

Особенностью современного музыкального мышления также является интеграция полифонического и гармонического начала. Как пишет Ю. Николаева, «контрапунктические формы обладают свойством реализовываться в различных звуковысотных и гармонических системах»[5, 9]. Необходимо отметить появление «полифонической гармонии – звуковысотной структуры в полифонической ткани» [7, 184]. Ю. Холопов определяет специфику данной гармонии как «смещение центра гармонического действия с аккордов ... на линии, одноголосно-ладовые комплексы» [7, 184].

Тип полифонии определяет в полифонической гармонии «тип взаимодействия горизонтальных комплексов» [7, 184]. Это подтверждает тот факт, что «контрапунктические принципы организации музыкального письма оказываются более широкими, универсальными, чем принципы гармонические, и первые включают в себя вторые» [5, 9]. Ю. Холопов определяет «полигармонический контрапункт как контрапункт, оперирующий ... пластами как самостоятельными ценностями» [7, 184]. Другой термин – «полифония пластов» – характеризует различные формы полигармонического контрапункта – контрапункт тембро-сонорных образований, тем и пьес в целом.

В ХХ веке в процессе распада и трансформации тональных структур произошел «возврат» к полифоническим принципам соединения и взаимодействия звукового материала – контрастной, имитационной полифонии, каноническим, остинатным формам, индивидуально претворенным в творчестве композиторов ХХ века.



Литература


История зарубежной музыки. Вып. 6. Начало ХХ века – середина ХХ века / Ред. В. Смирнов. – С.-Петербург: Композитор, 2001. – 630 с.

История русской музыки. В 10 т. – М.: Музыка, 1997. – Т.10А: Конец ХIХ - начало ХХ века / Под ред. Ю. Келдыш. – 542 с.

Кузнецов И. Теоретические основы полифонии ХХ века. – М.: НТЦ Консерватория, 1994. – 286 с.

Музыкальная энциклопедия в 6 т. Гл. ред. Ю. Келдыш [Электронный ресурс]. – [2013]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru/

Николаева Ю. Индивидуальные системы контрапункта в музыке ХХ века (на примере творчества И. Стравинского, А. Шнитке, Э. Денисова): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – НГК им. Глинки, 2009. – 35 с.

Танеев С. Подвижной контрапункт строгого письма (ред. С. Богатырев). – М., 1959. – 383 с.

Холопов Ю. Задания по гармонии. – М.: Музыка, 1983. – 287 с.







1 Термин «канон» (греч. – прут, брусок, линейка для графления, правило, норма, мерило, образец) в музыкальной терминологии имеет несколько разных определений [4]:

1. В Древней Греции – устройство, которое служило для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых различными частями колеблющейся струны (со II века до н. э. данное устройство получило название монохорда).

2. В странах Ближнего и Среднего Востока – струнный щипковый инструмент, известный также под названием канун (перс. – ганун).

3. Третья (из четырех) часть католической мессы (canones missae), от слов «Te igitur») Канон относился к ординарию, поэтому молитвенные тексты должны были звучать в церкви ежедневно и без изменений.

4. В конце VII – 1-й половины VIII веков – один из жанров гимнографии в византийской музыке. Это многострофное произведение сложной литературной конструкции со строгими правилами написания на определенные модели сочинения.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.