Здоровый образ жизни. Здоровьесберегающее образование

2
0
Материал опубликован 7 August



Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Ефремовский областной центр образования»










Доклад:


«Здоровый образ жизни. Здоровьесберегающее образование»




Составлен учителем

Бартеневой О. Н.



















2024 г.







Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи.

Работа по формированию ЗОЖ в образовательных организациях должна соответствовать принципам здоровьесберегающей педагогики.

Принцип не нанесения вреда.

Принцип приоритета действительной заботы о здоровье обучающихся и педагогов.

Принцип триединого представления о здоровье.

Принцип субъект – субъективного взаимодействия педагога с обучающимися.

Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье.

Принцип контроля за результатами.

В работе педагога должны учитываться школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье обучающихся:

Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.

Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и общеобразовательных технологий, а также интенсификация учебного процесса.

Недостаток двигательной активности.

Недостаточная компетентность педагогов в вопросах сохранения здоровья и здорового образа жизни.

Неправильное (нерациональное) питание обучающихся.

Низкий уровень культуры здоровья обучающихся, их неграмотность в вопросах здоровья.

Неблагополучное состояние здоровья педагогов.

Программы по формированию ЗОЖ для образовательных организаций ставят перед педагогами следующие задачи:

Научить детей определять свое состояние и ощущения.

Сформировать у школьников активную жизненную позицию.

Сформировать у обучающихся представления о своем теле и организме.

Формировать представления о средствах укрепления и сохранения своего здоровья.

Обучить правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

Привить детям умения оказывать элементарную помощь при травмах.

Формировать у обучающихся представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Работа по формированию здорового образа жизни должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса. Для этого необходимо обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:

Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение и на образ жизни человека.

Второе важное направление формирования здорового образа жизни, так называемое, «обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. В связи с этим нельзя не подчеркнуть главный вопрос: любая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит.
Здоровье обучающихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению.

Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании.
От степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения.

Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Здесь важно учитывать не только занятия физической культурой в школе, спортивные кружки и спортивные секции, необходимо пропагандировать утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы, и другие формы, доступные для массового использования. Стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше, как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни.

Важную роль в формировании здорового образа жизни детей играет семья. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо в семье создать условия для реализации у детей потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. При этом отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большее значение, чем физическому воспитанию девочек.

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными: туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного цвета, чистый воздух, фитонцидные свойства растений.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой и соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни. Помочь родителям в этом – задача педагога.



Здоровьесберегающее образование

В связи с актуальностью проблемы обеспечения здоровья населения, качества образования в настоящее время получило распространение понятие «здоровьесберегающее образование». Здоровьесберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ; обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья. Здоровьесберегающее образование складывается из взаимоотношений участников этого процесса, а также реализации целей (здоровьесбережения) и содержания здоровьесберегающих технологий.

Основой эффективного подхода по внедрению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня в общеобразовательной организации является внедрение таких форм двигательной активности, как гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, физкультурные паузы во время уроков, подвижная (динамическая) перемена, спортивный час.

Во время проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в классных комнатах, школьных коридорах, холлах, рекреациях, необходимо обеспечить безопасные условия для двигательной активности обучающихся.

При составлении плана физкультурно-оздоровительных форм в режиме учебного дня необходимо обратить внимание на следующее:

подготовку мест проведения;

методическое сопровождение;

систему обучения для учителей-предметников, общественных инструкторов из числа педагогов и обучающихся;

порядок ознакомления обучающихся, учителей и родителей с организацией и проведением занятий;

характер технического и музыкального сопровождения комплексов;

систему осуществления контроля.

Гимнастика до учебных занятий является составной частью физкультурно-оздоровительной работы в школе. Ее цель – организовать обучающихся в начале учебного дня, создать положительный эмоциональный настрой на активную учебную деятельность. Проведение гимнастики до занятий при оптимальном решении организационных мероприятий и целенаправленном использовании физических упражнений решает следующие задачи: повышает работоспособность обучающихся на первых уроках; активизирует функциональные системы организма; улучшает общее эмоциональное состояние, самочувствие и настроение; содействует формированию правильной осанки, улучшению координации движений, повышению внимания и двигательной активности.

Организация и проведение физкультминуток и физкультурных пауз на всех этапах обучения в образовательной организации является наиболее эффективным способом поддержания работоспособности обучающихся на стабильном уровне. Физкультурные минутки и физкультурные паузы – кратковременные серии физических упражнений, используются в основном для активного отдыха и переключения с одного вида деятельности на другой, что в целом обеспечивает динамику общей работоспособности обучающегося в течение учебного дня.

К механизмам воздействия физкультурных минуток и физкультурных пауз следует отнести: нормализацию работы центральной нервной системы, восстановление способности обучающихся к восприятию учебного материала, активизацию внимания, повышение эмоционального настроя, снятие статического напряжения, предупреждая тем самым нарушение осанки.

Выполнение физических упражнений желательно проводить на всех без исключения учебных предметах.

В образовательных организациях рекомендовано чередование учебной деятельности с активным отдыхом школьников. С этой целью используются физические упражнения и подвижные игры на переменах, что позволяет создать условия для благоприятного режима двигательной деятельности и развлечения обучающихся и является профилактическим средством гиподинамии, которая развивается в результате их учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы, возникновением утомления, нарушением внимания, снижением усвоения учебного материала.

Регулярное проведение подвижных (динамических) перемен решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в комплексе.

Спортивный час, как основная форма занятий физическими упражнениями на открытом воздухе в группах продлённого дня, введен в режим учебного дня с целью укрепления здоровья и обеспечения активного отдыха обучающихся. Он компенсирует до 40% биологической потребности школьников в движении и при правильной организации составляет почти половину суточного объема необходимых движений.

Физкультурно-спортивные мероприятия

Примерный перечень физкультурно-спортивных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни

«Урок Айболита» (мероприятие о культуре питания), 1-4 класс.

Программа «Мы выбираем здоровый образ жизни», 1-11 класс.

Тренинг «Здоровый образ жизни».

Лекции на темы: «Гигиенические основы образования обучающихся», «Охрана репродуктивного здоровья», «Основы здорового образа жизни», «Профилактика употребления психоактивных веществ», 10-11 класс.

Классный час «Наши друзья – вода и мыло».

Дискуссия «Зачем человеку знания о здоровом образе жизни?».

Беседа «Похитители здоровья и здоровый образ жизни».

Тренинг «Проблемы, связанные с наркотиками и профилактика начала употребления наркотиков».

Игра «Закончи предложение».

Создание контента в школьных СМИ по темам «Экология. Здоровье. Безопасность»:

Телецентр: информационные и познавательные программы.

Радиоцентр: выпуск еженедельных (ежедневных) тематических информационных программ.

Издательский центр: издание школьных газет для всех участников образовательных отношений.

Информационный центр: сопровождение новостной ленты школьного сайта; размещение разработанных материалов на сайте школы и других электронных информационных ресурсах сети Интернет.

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления обучающихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.