Классный час «Жизненные ценности Человека»
Классный час «Жизненные ценности Человека» .
Цель: Рассмотреть понятие и виды жизненных ценностей и научить учащихся расставлять приоритеты.
Задачи:
создание условий для саморазвития и самовоспитания
включение подростков в разнообразные виды воспитывающей деятельности
научит, по возможности, самостоятельно решать возникающие у подростков проблемы
научить взаимодействовать друг с другом через включение в коллективную творческую деятельность
Размещение участников: Желательно всех посадить в круг.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!
Вашему вниманию представлены слова, прочитайте их внимательно и подумайте, что это за слова к чему относятся, можно ли их делить на группы, то по какому принципу.
(ответы)
Можно разделить, на две группы по принципу ценности материальные и нематериальные (духовные)
Какова тема классного часа, кто скажет?
Хорошо, молодцы.
- Ребята, я приглашаю вас в путешествие, по дороге “Жизненные ценности Человека”. Нас сегодня все путешествие будет сопровождать гость, посмотрите на него. Он у нас необычный.
(ответы)
А для какой цели он нас будет сопровождать, кто может сказать.
(ответы)
Хорошо, об этом узнаем дальше.
- Что именно вы считаете жизненной ценностью? (ответы)
- Вот видите, какие разные у всех нас понятия о ценностях. На Кавказе (вернее, в Закавказье, в Грузии) есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: “Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года“, или “Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1960 году. Прожил 120 лет”.
Что на Кавказе считать не умеют? Может, со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?
(ответы)
- Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека.
(ответы)
- Мы всё говорим “ценность”, “Жизненная ценность” а может быть, кто-нибудь знает. Что же это такое . Может это, то же самое. Что цена?
ЦЕ́ННОСТЬ.- Важность, значение., Жизненная ценность – это убеждения, представления человека о наиболее важных для него вещах и явлениях. Каждый человек в своей жизни опирается на какие-либо ценности (важное). Цена- стоимость в деньгах.
(ответы)
- Так какие же бывают ценности?
(ответы)
- Как вы считаете, действительно ли они так важны в жизни человека?
(Ответы)
- А как вы думаете, зачем нам вообще нужны жизненные ценности, может без них значительно проще?
(ответы)
- Представьте такую ситуацию
Собака, яростно лая, припадала на задние лапы. А перед ней, умирая от ужаса, сидел маленький, беззащитный котёнок. Он умирал от страха. Рядом стояли два мальчика и наблюдали, что же будет дальше. Вдруг на улицу выбежала женщина, она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам: “Как вам не стыдно? ” “А что стыдного, мы же ничего не делали, - ” ответили мальчики.
“Вот это и плохо, - ” гневно сказала женщина.
Почему разгневалась женщина? Ведь не мальчики же натравили собаку?
О какой ценности идет речь, наделите нашего гостя ценностью.
(ответы) (Добро, жалость)
Так что скажем проще: это индивидуальные(у каждого человека они свои, особенные) особо дорогие мыслительные вещи, которым придается огромное значение.
- Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны смыслы. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их поступков будет противоположна, как небо и земля.
Но что же является главной ценностью для каждого человека?
Определим после прочтения стихотворения.
Послушайте стихотворение М. Андронова
На тропинке той,
Что шла к реке,
Под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке
На виду у стаи голубиной.
Бился голубь,
Голубь был живой,
А его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мертвой головой
И закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж.
Бился голубь,
Как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш,
Как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть
Сплелись в один клубок.
Мальчик был убит фашисткой миной.
Он лежал в пыли, а голубок
Сердцем рвался к стае голубиной.
Подумайте, о какой жизненной ценности идет речь?
( Ответ: речь о главной жизненной ценности – жизни).
Не забывайте про гостя.
А всегда ли вы понимаете ценность жизни ? Умеете ли сделать правильный выбор в разных жизненных ситуациях?
У вас лежат анкеты. Я предлагаю вам ответить на вопросы.
АНКЕТА
1.« Если неприятность может произойти, она случается». Что вы думаете по этому поводу?
а) это забавно, не более; (1)
б) эти законы очень точно отражают реальность жизни; (3)
в) иногда они выполняются, а иногда – нет. (5)
2. Часто ли вас посещает плохое настроение?
А) почти никогда;
Б) тогда, когда у меня случаются неприятности; ( 3)
В) бывает, что меня тянет погрустить (5)
3. В какие приметы ВЫ верите больше всего?
А) я не обращаю на приметы никакого внимания; (3)
Б) если черная кошка перебежала мне дорогу, значит , день точно будет неудачным; (5)
В) я верю во все счастливые приметы: они всегда сбываются. (1)
4. Что Вы подумаете, если во время завтрака в столовой случайно опрокинете на себя стакан сока?
А) хороший был костюм;(3)
Б) ну вот, опять, не повезло; (5)
В) подумаешь, с кем не бывает. (1)
Результаты психологического теста
Если вы набрали от 4 до12, то Вы неисправимый оптимист. Если даже неприятности преследуют Вас буквально по пятам, вы считаете их случайными и верите в свою удачу.
Если вы набрали от 13 до 20. Вы привыкли надеяться только на себя. В удачу Вы не верите, и строя планы, принимаете во внимание только несчастливые случайности. Но пожалуй, вы чересчур пессимистично смотрите на жизнь.
- Мы теперь оптимистов и пессимистов знаем в лицо
Чтобы решить проблему нужно оптимистам принять в свои ряды пессимистов, показать ему как можно жить по-другому не прозябая в забытье, а быть жизнерадостным, весёлым, общительным.
- Как уже говорилось, жизненные ценности у всех разные и сейчас я хочу попросить вас ответить на вопросы: с вашей точки зрения.
1. Преуспевающий человек – это человек, который...
2. Неудачник – это человек, который...
3. Человек в жизни состоялся, если он имеет...
4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет...
5. Истинные ценности – это ...
6. Мнимые ценности – это ...
(ответы)
- Предлагаю вам послушать притчу
Притча о царе Соломоне (о двух женщинах, деливших ребенка)
Однажды к царю Соломону, известному своей мудростью, пришли на суд две женщины. Они жили в одном доме и были соседями. Обе недавно родили ребенка.
Прошлой ночью одна из них задавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить, каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый - соседки.
Так же спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал принести меч.
Меч немедленно был принесен. Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:
- Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца.
Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:
- Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!
Другая же, напротив, согласилась с решением царя.
- Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне, - решительно сказала она.
Тут же царь Соломон изрек:
- Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать.
О чем эта притча, о какой ценности идет речь, наделите нашего гостя ценностью.
(Материнская любовь – одно из самых священных и сильных чувств).
- Послушайте еще одну древнюю притчу о каменотесах (слайд №9)
Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.
- Неужели ты не видишь – дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один.
- Зарабатываю себе на жизнь, -пожал плечами другой.
- Я строю храм! – гордо ответил третий.
Как вы думаете, у кого из каменотёсов самая благородная цель?
(Ответы)
Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.
Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на хлеб.
Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.
Какой ценностью наградим нашего гостя? (счастье)
Храмы строятся по всей России. Народ, который живет в нашей многонациональной стране , как один из тех каменотёсов - преследуя самые благородные цели, приносят духовно-нравственные ценности, а они необходимы как хлеб...
- Я вам желаю, чтобы вы всегда помнили о том, что только от вас самих, от ваших жизненных ценностей и целей зависит, каким будет ваш жизненный путь...
- Да, ценности сформировались в истории человечества, как некие духовные опоры, которые помогают нам выстоять в трудные минуты жизни, не сломаться.
- Вот как определяли ценности философы разных времен .
1. Демокрит – древнегреческий философ: Бог.Культура. Знания. Творчество.
2. Э. Кант – немецкий философ: Бог. Свобода. Добро. Счастье.
3. Л. Толстой – русский писатель, мыслитель: Любовь. Отечество. Свобода. Труд. Здоровье. Природа.
- А почему именно эти ценности так важны?
А сейчас, ребята, Творческое задание .
Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, на каждой ступеньке напишите свои жизненные цели.(экзамен, ГИА ,ОГЭ- основной, ЕГЭ, институт, университет, карьера ,машина, квартира, круиз, турне, заграница,)
(Дети не зачитывают свои цели, затем все помещается в сосуд и остается на хранении в школе.)
Учитель: Ребята, вы можете прийти в школу через 5 лет, 10 лет. Взять данный сосуд из архива, прочитать, то, что вы сейчас написали и подумать, а все ли получилось, что я задумал, а может что-то я еще успею сделать.
Итог.
Вывод: Прекрасные слова сказал Николай Островский в романе «Как закалялась сталь»)
«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Возвращаемся к гостю.
Мы наделили нашего гостя самыми важными жизненными ценностями, так ли это?