12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евгения Бородина17
Россия, Новосибирская обл., Кыштовка

Классный час «Жизненные ценности Человека» .

Цель: Рассмотреть понятие и виды жизненных ценностей и научить учащихся расставлять приоритеты.

Задачи:

создание условий для саморазвития и самовоспитания

включение подростков в разнообразные виды воспитывающей деятельности

научит, по возможности, самостоятельно решать возникающие у подростков проблемы

научить взаимодействовать друг с другом через включение в коллективную творческую деятельность

Размещение участников: Желательно всех посадить в круг.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

Вашему вниманию представлены слова, прочитайте их внимательно и подумайте, что это за слова к чему относятся, можно ли их делить на группы, то по какому принципу.

(ответы)

Можно разделить, на две группы по принципу ценности материальные и нематериальные (духовные)

Какова тема классного часа, кто скажет?

Хорошо, молодцы.

- Ребята, я приглашаю вас в путешествие, по дороге “Жизненные ценности Человека”. Нас сегодня все путешествие будет сопровождать гость, посмотрите на него. Он у нас необычный.

(ответы)

А для какой цели он нас будет сопровождать, кто может сказать.

(ответы)

Хорошо, об этом узнаем дальше.

- Что именно вы считаете жизненной ценностью? (ответы)

- Вот видите, какие разные у всех нас понятия о ценностях. На Кавказе (вернее, в Закавказье, в Грузии) есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: “Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года“, или “Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1960 году. Прожил 120 лет”.

Что на Кавказе считать не умеют? Может, со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?

(ответы)

- Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека.

 (ответы)

- Мы всё говорим “ценность”, “Жизненная ценность” а может  быть, кто-нибудь знает. Что же это такое . Может это, то же самое. Что цена?

ЦЕ́ННОСТЬ.- Важность, значение., Жизненная ценность – это убеждения, представления человека о наиболее важных для него вещах и явлениях. Каждый человек в своей жизни опирается на какие-либо ценности (важное). Цена- стоимость в деньгах.

(ответы)

- Так какие же бывают ценности?

 (ответы)

- Как вы считаете, действительно ли они так важны в жизни человека?

 (Ответы)

 - А как вы думаете, зачем нам вообще нужны жизненные ценности, может без них значительно проще?

 (ответы)

- Представьте такую ситуацию

Собака, яростно лая, припадала на задние лапы. А перед ней, умирая от ужаса,  сидел маленький, беззащитный котёнок. Он умирал от страха. Рядом стояли два мальчика и наблюдали, что же будет дальше. Вдруг на улицу выбежала женщина, она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам: “Как вам не стыдно? ” “А что стыдного, мы же ничего не делали, - ” ответили мальчики.

Вот это и плохо, - ” гневно сказала женщина.

Почему разгневалась женщина? Ведь не мальчики же натравили собаку?

О какой ценности идет речь, наделите нашего гостя ценностью.

(ответы) (Добро, жалость)

Так что скажем проще: это индивидуальные(у каждого человека они свои, особенные) особо дорогие мыслительные вещи, которым придается огромное значение.

- Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны смыслы. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их поступков будет противоположна, как небо и земля.

Но что же является главной ценностью для каждого человека?

Определим после прочтения стихотворения.

Послушайте стихотворение М. Андронова

На тропинке той,

Что шла к реке,

Под поникшей веткой тополиной,

Бился голубь в детском кулаке

На виду у стаи голубиной.

Бился голубь,

Голубь был живой,

А его кормилец восьмилетний

В пыль уткнулся мертвой головой

И закат в селе не видел летний.

А закат был от пожаров рыж.

Бился голубь,

Как в тиски зажатый,

Как хотел он взвиться выше крыш,

Как хотел взлететь к семье крылатой!

Жизнь и смерть

Сплелись в один клубок.

Мальчик был убит фашисткой миной.

Он лежал в пыли, а голубок

Сердцем рвался к стае голубиной.

Подумайте, о какой жизненной ценности идет речь?

 ( Ответ: речь о главной жизненной ценности – жизни).

Не забывайте про гостя.

А всегда ли вы понимаете ценность жизни ? Умеете ли сделать правильный выбор в разных жизненных ситуациях?

У вас лежат анкеты. Я предлагаю вам ответить  на вопросы.

АНКЕТА

1.« Если неприятность может произойти, она случается». Что вы думаете по этому поводу?

а) это забавно, не более; (1)

б) эти законы очень точно отражают реальность жизни; (3)

в) иногда они выполняются, а иногда – нет. (5)

2. Часто ли вас посещает плохое настроение?

А) почти никогда;

Б) тогда, когда у меня случаются неприятности; ( 3)

В) бывает, что меня тянет погрустить (5)

3. В какие приметы ВЫ верите больше всего?

А) я не обращаю на приметы никакого внимания; (3)

Б) если черная кошка перебежала мне дорогу, значит , день точно будет неудачным; (5)

В) я верю во все счастливые приметы: они всегда сбываются. (1)

4. Что Вы подумаете, если во время завтрака в столовой случайно опрокинете на себя стакан сока?

А) хороший был костюм;(3)

Б) ну вот, опять, не повезло; (5)

В) подумаешь, с кем не бывает. (1)

Результаты психологического теста

Если вы набрали от 4 до12, то Вы неисправимый оптимист. Если даже неприятности преследуют Вас буквально по пятам, вы считаете их случайными и верите в свою удачу.

Если вы набрали от 13 до 20. Вы привыкли надеяться только на себя. В удачу Вы не верите, и строя планы, принимаете во внимание только несчастливые случайности. Но пожалуй, вы чересчур пессимистично смотрите на жизнь.

- Мы теперь оптимистов и пессимистов знаем в лицо

Чтобы решить проблему нужно оптимистам принять в свои ряды пессимистов, показать ему как можно жить по-другому не прозябая в забытье, а быть жизнерадостным, весёлым, общительным.

- Как уже говорилось, жизненные ценности  у всех разные  и сейчас я хочу попросить вас ответить на вопросы: с вашей точки зрения.

1. Преуспевающий человек – это человек, который...

2. Неудачник – это человек, который...

3. Человек в жизни состоялся, если он имеет...

4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет...

5. Истинные ценности – это ...

6. Мнимые ценности – это ...

(ответы)

- Предлагаю вам послушать притчу

Притча о царе Соломоне (о двух женщинах, деливших ребенка)

Однажды к царю Соломону, известному своей мудростью, пришли на суд две женщины. Они жили в одном доме и были соседями. Обе недавно родили ребенка.

Прошлой ночью одна из них задавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить, каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый - соседки.

Так же спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал принести меч.

Меч немедленно был принесен.  Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:

- Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца.

 Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:

- Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!

Другая же, напротив, согласилась с решением царя.

- Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне, - решительно сказала она.

Тут же царь Соломон изрек:

- Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать.

О чем эта притча, о какой ценности идет речь, наделите нашего гостя ценностью.

(Материнская любовь – одно из самых священных и сильных чувств).

- Послушайте еще одну древнюю притчу о каменотесах (слайд №9)

Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.

- Неужели ты не видишь – дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один.

- Зарабатываю себе на жизнь, -пожал плечами другой.

- Я строю храм! – гордо ответил третий.

Как вы думаете, у кого из каменотёсов самая благородная цель?

(Ответы)

Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на хлеб.

Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.

Какой ценностью наградим нашего гостя? (счастье)

Храмы строятся по всей России. Народ, который живет в нашей многонациональной стране , как один из тех каменотёсов - преследуя самые благородные цели, приносят духовно-нравственные ценности, а они необходимы как хлеб...

- Я вам желаю, чтобы вы всегда помнили о том, что только от вас самих, от ваших жизненных ценностей и целей зависит, каким будет ваш жизненный путь...

- Да, ценности сформировались в истории человечества, как некие духовные опоры, которые помогают нам выстоять в трудные минуты жизни, не сломаться.

- Вот как определяли ценности философы разных времен .

1. Демокрит – древнегреческий философ: Бог.Культура. Знания. Творчество.

2. Э. Кант – немецкий философ: Бог. Свобода. Добро. Счастье.

3. Л. Толстой – русский писатель, мыслитель: Любовь. Отечество. Свобода. Труд. Здоровье. Природа.

- А почему именно эти ценности так важны?

А сейчас, ребята, Творческое задание .

Я предлагаю вам представить свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, на каждой ступеньке напишите свои жизненные цели.(экзамен, ГИА ,ОГЭ- основной, ЕГЭ, институт, университет, карьера ,машина, квартира, круиз, турне, заграница,)

(Дети не зачитывают свои цели, затем все помещается в сосуд и остается на хранении в школе.)

Учитель: Ребята, вы можете прийти в школу через 5 лет, 10 лет. Взять данный сосуд из архива, прочитать, то, что вы сейчас написали и подумать, а все ли получилось, что я задумал, а может что-то я еще успею сделать.

Итог.

Вывод: Прекрасные слова сказал Николай Островский в романе «Как закалялась сталь»)

«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Возвращаемся к гостю.

Мы наделили нашего гостя самыми важными жизненными ценностями, так ли это?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.