Тематический вечер
Автор: Колобова Н.Н.,
учитель начальных классов
Тема: Зимние посиделки.
Форма проведения: Тематический вечер.
Возраст участников: 2 класс.
Цель: Сплочение детского коллектива. Расширение кругозора учащихся.
Задачи:
Обучающая: Познакомить со старинными традициями народного календарного года, в частности с зимним циклом тематических вечеров.
Приобщать к истокам народного творчества. Формировать исполнительские навыки в области пения, движения. Формировать навыки общения, умения работать в коллективе.
Развивающая: Развитие познавательной сферы, активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора. Развитие музыкальных и творческих способностей детей.
Воспитательная: Воспитание добра, гостеприимства, трудолюбия, уважения к народным обычаям.
Предварительная работа: Подготовить самостоятельно инсценировку к песне «Мы девчонки». Найти ученикам пословицы о труде. Девочкам изготовить кокошники. Мальчикам – красный цветочек.
Оборудование: Фортепиано, магнитофон, 12 деревянных ложек, 8 «снежков», 2 «майонезных» ведерка.
Оформление зала: «Снежинки» с пожеланиями на стульях детей. Русские платки и «Снежинки» на стенах. «Снежинка» с заданиями на полу.
Действующие лица: Хозяюшка.
Ход проведения
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие!
Веселья Вам да радости!
Давно Вас жду, вечер не начинаю!
А сейчас сядем рядком,
Да поговорим ладком о том,
Как люди раньше в старину
Жили, трудились и веселились.
Раньше очень любили принимать гостей.
Да и у нас сегодня много гостей.
Улыбнитесь всем!
И был такой старинный обычай гостеприимства.
Позабыла только какой!
1 ученик: Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном:
«Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в
доме из еды.
Хозяюшка: Какое время года? (зима)
Хозяюшка: Зимой какие блюда им могли предложить?
Дети: Соленые огурцы, помидоры, капусту, компоты из фруктов и т. д.
2 ученик: Если гость заходил во время ужина, то он говорил: «Хлеб, соль»,
а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба - соли откушать!»
Хозяюшка: А еще, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг
другу.
Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о
помощи, они оказывались рядом в трудную минуту.
Если кто-то строил дом- помогали все. Не забывали стариков,
детей, сирот – приносили им пищу, вместе убирали урожай.
Хозяюшка: А вам когда-нибудь приходилось чистить дорожки от снега?
Сейчас мы это и проверим!
Игра «Чистим дорожку от снега»
(Из 2 команд по очереди бегут к «дорожке» дети с «лопатой» (ложкой) и кладут снежок в ложку. Возвращаясь, кладут ее в ведро. Побеждает та команда, которая больше наберет снежков).
Хозяюшка: Вы молодцы! Трудиться вы мастера!
Во время уборки снега был небольшой ветерок, который принес
«снежинку».
(Ведущая поднимает «снежинку» с пола)
Хозяюшка: А здесь целое письмо!
Дорогие детки, меня не слушается «Мороз»!
Помогите мне с ним справиться!
Хозяюшка: Поможем?
Для начала ей песню «Зимушка» подарим.
Если все будете хорошо петь, то «Зимушка» вас услышит и плакать перестанет.
Песня «Зимушка», р.н.п.
А вот и загадки от «Зимушки»:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Какой это мастер на стены нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
Белый, а не сахар,
Мягкий, а не вата,
Без ног, а идет? (Снег)
Хозяюшка: А вот вам и «Снежок»!
У кого на стульях голубые «снежинки» приклеились будут
Собирать «снежки» на время.
Танцевальная игра «Снежочек»
(Дети стоят вокруг ведерка и пляшут. Как музыка остановится, они должны
собрать «снежок». Кому не хватит, тот выбывает из игры.)
Хозяюшка: Что мы с вами делали? (плясали, трудились, собирая снег)
Я начну пословицу о труде, а вы закончите. Хором дружно отвечайте!
Без труда….(не вынешь рыбку из пруда)
Делу время….(потехе час)
Кто любит трудиться….(тому без дела не сидится)
Труд человека кормит…(а лень портит)
Рукам работа…(душе праздник)
Хозяюшка: Как у нашего соседа
Весела была беседа
А у нас на весь двор еще больше разговор.
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Тараканы – в барабаны,
Кукушки – в колотушки,
Девчушки распевают,
А веселые ребятки в ложки играют!
Песня «Мы девчонки», р.н.
Игра на деревянных ложках.
(выходят те дети, у которых на стуле «приклеилась» большая «снежинка»)
Хозяюшка: У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра «Золотые ворота»!
Хороводная игра «Золотые ворота»
Хозяюшка: «Зимушка» вам благодарна за то, что вы ей помогли.
Она для вас пожелания оставила,
И каждому свое!
(Дети отрывают от своих стульев листочки, на которых разные пожелания: будь гостеприимным, помогай ближним, больше трудись, будь веселым, вежливым и т.д.)
Хозяюшка: Итак, какими мы с вами должны быть? (внимательными,
помогать ближним, быть гостеприимными и вежливыми).
Уходя, мы будем с вами прощаться вежливо: было хорошо или
Очень весело и интересно! Договорились?
Хозяюшка: Всем спасибо за внимание!
За задор и звонкий смех!
Вот настал момент прощания!
Говорю вам до свидания!
До счастливых новых встреч!
(Звучит фонограмма.
Гости расходятся.)
Список литературы:
Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. Науменко Г. М.: Дет.лит. 1980.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Пр. 1986.
Лысаков В.Г. 1000 загадок. М.: АСТ. Донецк: Сталкер. 2006.
Тридцать три пирога: Игры, считалки, скороговорки. М.: Дет.лит. 1988.
Ты игра наша веселая… Игры, записанные в Алтайском крае. Барнаул.2004.
Алчинова Екатерина Леонидовна
Львова Светлана Алексеевна
Шалина Наталия Александровна
Маргарита