ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?



«Дети каждый день растут.

Каждый день меняются и каждое утро просыпаются новыми людьми»

Александр Куприн.



Дети – это неотъемлемая часть нашей жизни, её украшение. Они радуются и грустят вмести с нами. Мы открываем для них этот огромный мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение каковы мы, таковы и они.

Знаете ли вы своего ребенка? «Конечно!» - ответит почти каждый родитель.

Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – нибудь знать своего ребенка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо.

Что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать?

О ре­бенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть «ближе» к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.

Нужно знать состояние его здоро­вья, темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), эмоциональную стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость), замкнутость (повадки интроверта) или общительность (повадки экстраверта), направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).

Темперамент

Ребенок приходит в мир наделенным врожденными чертами строения организма. Наиболее важными являются особенности мозга ребенка и его нервной деятельности. Соотношение возбуж­дения и торможения, их быстроты и силы позволило ученым выделить четыре типа темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).

Свойства темперамента накладывают отпечаток на характер и способности, поведение в повседневных и необычных обстоятельствах, особенности общения и взаимодействия с людьми. От темперамента зависит глубина интересов, скорость запомина­ния, быстрота восприятия, способность к концентрации внимания, удобный темп деятельности и многое другое.

Темперамент определяет динамику психической жизни, ста­новление индивидуальности. В нем своеобразие путей развития каждого ребенка. Под влиянием окружающей среды темперамент может видоизменяться, но в раннем детстве он отчетливо прояв­ляется в поведении ребенка и должен обязательно учитываться воспитателями.

Учет темперамента необходим при организации жизнедеятель­ности группы, ее среды, начиная с расстановки мебели.

Например, для детей-сангвиников – жизнерадостных, бодрых, редко унывающих, подвижных, в группе выделяется пространство, где они могут организоваться для игр. Они быстро и охотно увле­каются спортивными занятиями, для этого в группе необходимо иметь спортивный комплекс (качели, канат, кольца) или разнооб­разное физкультурное оборудование.

Флегматики – более спокойные дети, у которых преобладает сдержанное поведение. Для них создаются условия, позволяющие заняться спокойными видами деятельности или уединиться.

Холерики часто меняют вид деятельности: за многое берутся, но ничего не доводят до конца. Перед ними ставятся новые, по воз­можности более трудные задачи, требующие от них максимального сосредоточения.

Меланхоликам дается время для сосредоточения, их чаще по­ощряют и подбадривают.

В свободной самостоятельной деятельности ребенок сам вы­бирает себе партнера по желанию, независимо от темперамента. При этом основная задача воспитателей – разрешение конфликтов, которые могут возникнуть именно из-за несовместимости темпе­раментов.

Одна из важнейших задач работы детского сада – подготовка детей к обучению в школе. Среди навыков учебной деятельности важное место занимают такие, как умение начинать и заканчивать работу одновременно, работать в едином темпе. Формирование этих навыков зависит от типа темперамента ребенка.

Воспитатели должны помочь выпускникам в успешной адап­тации к школьному обучению:

- учить ребенка-холерика и ребенка-сангвиника четко соблю­дать правила деятельности, нормы поведения, доводить дело до конца; создавать ситуации, когда необходимо сдерживать себя, проявить выдержку;

- учить ребенка-меланхолика проявлять настойчивость, пре­одолевать неуверенность в себе; поощрять инициативу, от­мечать его положительные черты, давать ему высказаться;

- вовлекать ребенка-флегматика в активную деятельность, соз­давать ситуации, способствующие формированию умения сразу включаться в работу, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; учить работать в едином темпе и заканчивать работу одновременно со всеми детьми.

В жизни нет ни одного челове­ка, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков.

Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не фор­мируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что и семье его не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного.



Тест «Какой вы родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляет в общении с детьми.

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста

1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

4. И в кого ты такой уродился?!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Ну на кого ты похож(а)?

2

7. Я в твои годы…

2

8. Ты моя опора и помощник(ца)

1

9. Ну что за друзья у тебя?

2

10. О чем ты только думаешь?!

2

11. Какая (какой) ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети, как дети, а ты…

2

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!

1


Ключ к тесту. Теперь подсчитайте общее количество баллов.

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши от­ношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаи­моотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ре­бенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.

Памятка «Чтобы воспитать Человека»

Нужно!

1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

4. Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.

5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ре­бенка.

7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя!

1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

2. Относиться к ребенку как к Сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом полу­чают ее обратно с процентами.

3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.

4. Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.

5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши ин­тересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закла­дываются).

6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, кото­рого родители могут по своему усмотрению лепить.

7. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов, бабушек и дедушек.

Памятка «Какие родители - такие и дети»


Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети.

Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснить им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение со­циально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собст­венного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отноше­ния со сверстниками.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считают, что ребенку не следует пре­доставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением – основа их вос­питания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко – физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители – импульсивные, агрессив­ные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контроли­ровать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не об­ращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется само­контроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать не­правильную форму поведения при столкновении с этим новым.

Помните, что дети учатся жить у жизни.

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородными.

Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым.

Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире.


t1734545343aa.png


Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример тому.


Себастьян Брант

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.