Обобщение педагогического опыта на тему «Знакомство с профессиями родителей через дни мам и пап с детьми старшего дошкольного возраста»
Обобщение педагогического опыта на тему
«Знакомство с профессиями родителей через
дни мам и пап
с детьми старшего дошкольного возраста»
Автор:
воспитатель высшей квалификационной категории
Архипова Инна Викторовна
г.Рязань, МБДОУ “ Детский сад №43”
«Знакомство с профессиями родителей через дни мам и пап
с детьми старшего дошкольного возраста»
От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Одним из требований ФГОС по взаимодействию дошкольного учреждения с родителями является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Самую важную роль в процессе становления ребенка играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ.
Цель: вовлечь родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство, установить партнёрские отношения «родители – дети – педагоги».
Задачи:
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
- Установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Разработать интерактивные формы работы с родителями по ознакомлению детей с профессиями.
- Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
Многое в становлении личности можем сделать мы - воспитатели. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, создаём условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда сможем его направить на путь саморазвития, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого мы ищем новые и оригинальные инновационные формы, наполняем их педагогически эффективным содержанием.
Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из первых задач нашей деятельности является создание полноценного сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Новшество подобных отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Это долгий процесс, требующий терпения, неуклонного следования выбранной цели. В настоящее время в своем детском саду мы используем всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
В нашем детском саду, работающий по программе Крыловой Н.М. «Детский сад – дом радости» родители не обделены вниманием.
В мире прогресса мы тоже не стоим на месте, чтоб родители знали о жизнедеятельности детей в детском саду, мы создали интернет группу «дружные ребята», каждый день, размещая в ней интересные фото и видео материалы с занятий, утренников, экскурсий, досугов, игр, прогулок, праздников, конкурсов и др. Родители наши помощники, вместе снам живут полной жизнью детского сада и детей.
Родительские собрания также проходят нетрадиционно с использованием ИКТ.
В группе организованна познавательно - развивающая среда: «полочки: красоты, профессий, сказок, построек, дидактических игр, библиотека» сменяемость которых необходима один раз в месяц.
Составляются такие полочки также с помощью родителей, ведь только родители имеют дома богатейший материал на разные темы. Тем самым формируя у детей эстетическое восприятие, знакомя с новым, необычным миром простых предметов, с миром профессий и с результатом их труда.
Вводя детей в мир профессий, мы проводили с детьми наблюдения за трудом няни (как накрывает на стол, моет посуду, пол, застилает постель), организовывали экскурсии на кухню, прачечную, в медкабинет. Проводили с детьми целевые прогулки на улицу, по которой движется автотранспорт, на почту, в библиотеку, в магазин.
Обращали внимание детей на понятные им трудовые действия (шофер управляет автомобилем, ухаживает за машиной, делает ремонт, перевозит грузы; продавец взвешивает, отпускает товар; водитель-экспедитор доставляет продукты и др.).
Полученные детьми впечатления уточнялись и конкретизировались в процессе специальных бесед: «Что мы видели на улицах нашего города?», «О чем мы беседовали с продавцом?», «Кто готовит нам обед?» и др. Беседы сопровождались демонстрацией картин, иллюстраций, фотографий. Чтение художественной литературы и просмотр презентаций, детских видеофильмов познавательного характера так же помогали формированию представлений о труде взрослых.
Пытливый детский ум всячески стремится узнать правду все обо всем, что окружает, что из чего состоит, кто и как делает, что получается.
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.
В дни пап и мам мы приглашали родителей для показа трудовой деятельности своей профессии (швея, библиотекарь, повар, спасатель МЧС, военный-хирург).
В один из дней мам и пап своим опытом поделилась мама Егора, она повар. Показала процесс приготовления печенья. Дети помогали смешивать ингредиенты, использовали специальные инструменты и посуду. Самое вкусное печенье, это которое приготовил сам.
Как получить муку? Люди, каких профессий помогают хлебу попасть к нам на стол? А как в старину пекли? На все вопросы помогли нам ответить экскурсии на кухню и посещение вместе с родителями городской сельскохозяйственной выставки «Спожинки» и Рязанский Кремль.
Но как познакомить их с более «сложными» специальностями- инженерами, архитекторами, учеными? Один из интересных вариантов знакомства с профессией это погружение в виртуальную экскурсию с помощью видео-открытки. Как же хочется побывать там, где работают родители. Отправиться на экскурсию в пожарную часть, побывать в современном салоне красоты, посетить магазин часов, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!
Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.
Видео позволяет ребенку интерактивно очутиться на рабочем месте, познакомиться с трудовыми процессами и узнать кому, нужен результат его труда, что дальнейшем позволяет ребенку «примерить» роль и обыграть профессию в сюжетно-ролевой игре, в конструировании или в продуктивных видах деятельности.
В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя понравившиеся роли и с удовольствием играют. Игра помогает каждому ребенку реализовать свои желания, впечатления, творчество, воображение; проявить умение играть в коллективе.
Дети любят играть в «детский сад», отображая профессии работников детского сада. Дети умеют размещаться в пространстве, обустраивают место для игры, используя крупный строитель. Игровые действия выполняют с любовью, заботой: укладывают кукол спать, поют колыбельную, моют руки. Постепенно повышая свой уровень развития игровых умений и творческого преобразования в игре по ее сюжету (сервировка столов, постройка площадки на участке детского сада, работа прачек). Чем чаще дети играют, тем азартней, интересней становится игра. Играя в многотемную сюжетно-ролевую игру дети, включают и объединяют много профессий, отображают реальную жизнь.
Сотрудничество с родителями позволила конкретизировать и расширить представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
Таким образом, при правильно организованной совместной работе семьи и детского сада, к выходу из детского сада дети знают не менее 50 профессий, осознают, что все, что нас окружает, сделано людьми разных профессий. На вопрос: «Зачем нужно столько профессий?», дети отвечают: «Чтобы получить разные результаты, нужные людям».
Обобщение педагогического опытаDOCX / 5.47 Мб
Приложение
День пап и мам «Моя мама-повар».
Цель: Расширение представлений о профессии повара.
Задачи: 1. Закрепить знания об инструментах, используемых поваром.
2. Познакомиться с процессом приготовления печенья.
3. Воспитание внимательности, аккуратности.
4. Формирование уважения и чувства благодарности к людям труда.
Ход занятия.
В.- Ребята, к нам сегодня в гости пришла мама Егора, Ольга Ивановна. Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, кем и где вы работаете.
О.И. - Здравствуйте, ребята. Я работаю поваром в детском саду.
В.- Расскажите, пожалуйста, какие инструменты вы используете на своей работе и что готовите ими.
(О.И. рассказывает и по возможности показывает сами инструменты или картинки).
В.- Ольга Ивановна, наши дети очень любят печенье, а мы знаем, что вы их умеете очень хорошо готовить, научите нас?
О.И.- С удовольствием! Руки вымою, все приготовлю для работы.
( Моет руки, надевает красивый передник вышитый узором.)
В.- Сначала надо решить, какое сделаем печенье: кругленькое, или узорное, или квадратное. (Дети говорят.)
( Для показа используются два стола»: на одном – раскатывание теста, на другом средства для труда: продукты, инструменты.)
О. И.-Теперь сделаем тесто. Я принесла продукты. Называйте. (дети называют, мама выставляет на стол.) все приготовила для теста. В чем тесто делать?
В.- Есть кастрюля и миска, что вам подойдет?
О.И. - В кастрюле не удобно месить тесто, стенки высокие. У миски стенки низкие месить удобно. Еще мне нужно… ( достает ложку деревянную с деревянной ручкой.) Это специальная ложка, чтобы удобно было размешивать. Еще нужно обыкновенную ложку, гасить соду. Формочки для вырезания, скалка и доска разделочная. Буду делать все по порядку.
(Мама делает, воспитатель спрашивает у детей)
В.- Что положила, что делает? (Кладет, мешает, взбивает, размешивает, насыпает, месит.) Что получилось? (Тесто.) Какого цвета? (Белое.) Какое тесто в руках твердое или мягкое? Тесто готово.
В.- Что взяла, что делает? (Скалку, раскатывает на доске.) Какое тесто стало? (Тонкое, гладкое.)
О.И.- Теперь будем вырезать печенье. Иди ты теперь попробуй вырезать. (по очереди все дети.) Много печенья вырезали, положу все печенье на лист противень.
В. - Готово печенье? (Нет). Попросим повара поставить в духовку.
(Печенье относят на кухню.Повара приглашают и маму вечером угоститься.)
Пред ужином.
В.- Печенье готово. Печенье испеклось. А из чего его пекли? (Из теста) Поужинаем и попробуем.
В.- Кому скажем спасибо за вкусное печенье? Как же оно у нас появилось на столе? Кого угостим? (Няню, повара.)
(Дети угощают взрослых на кухне, заведующую, медсестру.)
В.- Спасибо, Ольга Ивановна. Приходите к нам еще, научите, как фруктовый салат делать.
Видео-открытка о профессии мамы «Продавец часов»
Конспект видео-открытки «День мам и пап»
по программе Крыловой Н.М . «Детский сад — Дом радости»
Цель: Расширение представлений о профессии продавца.
Задачи:
1. Расширять знания детей о разнообразии профессий на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда.
2. Развивать умение соотносить орудия труда, выполнение трудового процесса с названием профессии.
3. Развивать воображение, логическое мышление.
4. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.
5. Формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет.
6. Воспитывать положительное, ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.
Ход:
Дорогие ребята, здравствуйте.
Меня зовут Елена Викторовна я мама Ильи.
Загадка:
Мы заходим в магазин,
Человек там есть один,
Нам поможет, что купить,
Сколько нужно заплатить.
Кто же этот молодец?
Ну конечно… продавец.
Вы уже догадались моя профессия продавец.
Я работаю в магазине, помогаю выбрать часы, я знаю все о качестве повара, о цене. Я прихожу в магазин за час до открытия для того чтоб расставить товар по местам.
Магазин вовремя открываю, встречая покупателей приветливой улыбкой, всегда рада помочь в выборе часов.
В нашем магазине большой выбор наручных часов, есть кварцевые и механические. Это женские кварцевые часы, сделаны из стали и золота, имеют дату, а это мужские механические часы на ремешке, задняя крышка прозрачная они имеют множество мелких деталей.
Это касса, здесь покупатель оплачивает свою покупку.
Каждые часы имеют свою коробку, на подушечку надеваем часы, вот так красиво выглядит упаковка.
А ещё у нас в магазине продаются настольные часы, они имеют маятник и еще у них есть бой.
Ребята, а вы знаете, по каким часам в старину определяли время?
Я вам подскажу.
Были часы точные
В них песчинки текли
Как секунды бежали
Когда песчинки собрались
Холмиком улеглись в колбочки из стекла
Так и минутка истекла.
Ребята как вы думаете, что это за часы?
Правильно песочные часы
А какие часы еще вы знаете?
Видео https://youtu.be/2YGy1kdoUZo Мама Ильи- продавец часов