12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молостова Светлана Анатольевна16
Россия, Иркутская обл., Иркутск
3

«Звук и буква Х х. Составление и чтение слогов, слов»

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа №5 г. Иркутска»

ГОКУ СКШ № 5 г. Иркутска

664022, г. Иркутск, ул. 25 Октября, 43, тел/факс 222-900, эл. почта: sks5@inbox.ru 











Урок по предмету «Чтение», предметная область «Язык и речевая практика»

  для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).




Тема: «Звук и буква Х х. Составление и чтение слогов, слов».











Составила:

Молостова Светлана Анатольевна









г. Иркутск

Технологическая карта урока

по предмету «Чтение», предметная область «Язык и речевая практика»

для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).





Класс

1

Тема

Звук и буква Х х. Составление и чтение слогов и слов.

Тип урока

Изучение новой темы

Цель

Познакомить с согласным звуком [х] и буквой Х х, учить читать слоги и слова со звуком [х].

Задачи

Образовательные: познакомить с согласным звуком [х] и буквой Х х, учить выделять звук [х] в начале слова, слоге, среди других букв, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать наглядно-образное мышление через конструирование с помощью палочек и отгадывания загадок;

2. Развивать слуховое и зрительное восприятие посредством проведения игр;

3. Развивать связную речь через вопросно-ответную форму.

Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, взаимоуважение и положительную мотивацию к уроку через любовь к чтению.

Оборудование и техническое обеспечение

«Букварь» А. К. Аксёнова, С.В. Комарова, М. И. Шишкова, компьютер, проектор, презентация, зеркала, разрезные азбуки, карточки с буквами, предметные картинки, цветные карандаши, карточки с буквой Х, карточки для рефлексии.

Методы

Словесные, наглядные, игровые, практические.

Педагогические технологии

Информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая, игровая, технология уровневой дифференциации.



























Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.

Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк

Начинаем наш урок

Если хочешь много знать,

Много добиться,

Обязательно читать

Должен научиться!

- Я всем вам желаю хорошего настроения, а теперь вы пожелайте хорошего настроения друг другу, повернитесь к соседу лицом и подарите ему свою улыбку.

- Нас ждёт сегодня много интересного.

- Итак, вперёд, уже разминка ждёт!

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу.


2.

Артикуляционная гимнастика

- Сейчас будем выполнять гимнастику для язычка, чтобы подготовить его к работе.

- Приготовьте зеркало. Я показываю, затем вы выполняете упражнения.

«Весёлый язычок»

Жил язычок в своём домике. Проснулся, осмотрелся. Выглянул за калиточку,

Посмотрел наверх, светит ли солнышко,

Потом посмотрел вниз, нет ли на земле луж.

Понравилось язычку на улице и захотел он погулять.

Устал язычок и решил поесть. чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка.

Наелся язычок, а губки испачкал. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю губу.

Сделал всё язычок и решил поиграть. На качелях покатался.

Потом пересел на лошадку.

Погулял наш язычок и зашёл в дом.

- Молодцы! Теперь мы готовы к работе. Самым активным и старательным на зарядке был (а)……..

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Язычок высовывается из открытого рта.

Кончик языка поднимается вверх.

Кончик языка опускается вниз.

Кончик языка поворачивается вправо, влево.

Языком производят лакательные движения.

Облизывание кончиком языка верхней и нижней губы

Движения языком вверх- вниз.

3.

Повторение изученных букв и слогов

а) Повторение букв











б) Повторение слогов

- А сейчас мы будем повторять буквы, которые уже знаем.

Игра «Рассели буквы»

(На доске два домика: с синей и красной крышей. Ниже изученные буквы: А, О, У, М, С).

- Обратите внимание на доску.

Буквы рассыпались, вам надо вернуть их к себе в домики.

- Как называются буквы, которые живут в домике с красной крышей? Почему?

- Как называются буквы, которые живут в домике с синей крышей? Почему?

- Теперь будем читать слоги.

- Прочитайте слоги в таблице.

(У каждого ученика на парте слоговые таблицы).

АМ УМ ОМ

МА МУ МО

АС ОС УС

СА СО СУ

Оценка работы детей.



Дети выходят к доске и под домиками помещают соответствующую букву.





Гласные. Мы можем этот звук спеть.


Согласные. Мы не можем их пропеть тк нам мешают губы и зубы.



Сначала читают два сильных ученика, хором, потом два слабых.

4.

Знакомство с новым звуком и его закрепление


а) Выделение нового звука











б) Артикуляция и характеристика звука [х].




































в) Упражнение на различение звука [х] в словах.

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а чтобы узнать какой это звук послушайте внимательно загадку и определите о ком она. Слайд 1.

Я устраиваю ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк)

- Кто это?

- Как вы догадались?

- Где прячет свои запасы хомячок? Правильно!

- Разделите слово хомяк на слоги.

- Сколько слогов в слове?

- Назовите только первый слог. Теперь второй.

- Произнесём все вместе первый слог: хо, а теперь так: хххо. Какой первый звук в слоге хо?

- [Х] - это наш новый звук.

Слайд 2.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, в которых есть звук [х] и с буквой Х, которая обозначает этот звук.

- Давайте научимся произносить звук [х] отчётливо и посмотрим, как он произносится.

- Возьмите зеркала. Ещё раз произнесите этот звук.

- Скажите, встречает ли струя воздуха препятствия?  

- Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его за нижними зубами.

- Произнеси XXX и попробуй это почувствовать.

- Что мешает воздуху выходить изо рта?

- Значит звук [х] - это какой звук: гласный или согласный?

- В какой домик мы его поселим?

- Положите ладонь на горлышко, послушайте, работает ли голосовой моторчик?

- Значит, [х] - это какой звук? (глухой)

- Кто хочет рассказать о новом звуке всё, что мы узнали?

- Обратите внимание на доску и отберите только те предметы, которые начинаются со звука [х].

t1710379469aa.jpgt1710379469ab.jpgt1710379469ac.jpg


t1710379469ad.jpgt1710379469ae.jpg

t1710379469af.jpgt1710379469ag.png



- Сейчас мы будем учится слушать звук [х] в словах.

- Поиграем в игру «Хлопочки».

- Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [х].

Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мёрзнуть ни минуты,

Хитрец холодною порой

Храпит в хоромах под землёй.





Отгадывают загадку.



Хомяк.



За щекой.


Делят слово на слоги. Определяют какой первый слог, какой второй.

Определяют какой первый звук в первом слоге.










Каждый ученик смотрит в зеркало и произносит звук.

Отвечают на вопросы.















Один ребёнок (сильный) даёт характеристику звука [х].

Выходят по одному к доске и убирают только те предметы, которые начинаются со звука [х]

Отбирают картинки: (хурма, хлебница, хлеб, хомяк, хорёк).
















Играют в игру «Хлопочки».


5.

Знакомство с буквой и её закрепление


а) Знакомство с буквой


б) Закрепление буквы


- Звук [х] мы с вами слышим и произносим, а видим, читаем и пишем буквы: Х. Познакомьтесь с буквой Х. Слайд 3.

- Это большая буква Х. Её пишут в начале предложения или в именах людей.

- Это маленькая буква х.

- Сейчас будем узнавать букву х и запоминать её.

- Посмотрите на экран. На что похожа буква х? Слайд 4.

t1710379469ah.jpg

- А мне она напоминает открытые ножницы. (Показ учителем).

Х на ножницы похожа

Но в работе, а не лёжа

Хочешь шьёшь,

Хочешь сам себя стрижёшь.

- Как вы думаете из каких элементов состоит эта буква?

- Достаньте из коробочек палочки. Сложите букву Х.

- А теперь давайте оставим след от этой буквы на песке.

- Давайте попробуем изобразить букву Х при помощи пальцев.

Слайд 5.

t1710379469ai.jpg

- Что за крестик получился?

- Интересно? Ха-ха-ха!

- Да это просто буква «х».

- Итак, какую букву сложили?

- Найдите в конвертах большую и маленькую букву Х.

- Возьмите свои разрезные азбуки. Найдите домик для буквы Х. Положите на место.

- А теперь мы будем художниками.

- Вам надо раскрасить букву Х х.

- Каким цветом вы её раскрасите? Почему? t1710379469aj.jpg

- Какую букву мы раскрашивали?

Оценка работы детей.



Показ буквы.













На хоккеиста с клюшкой.















Выкладывают букву из палочек.

Дети рисуют букву на песке.

Изображение буквы пальцами.



















Работа с разрезной азбукой.


Работа по карточкам.

6.

Физкультминутка

Слайд 6.

- А сейчас давайте отдохнём.

Хохотала буква X -

Хохотушка буква X.

Ха - ха - ха, да ха-ха-ха -

Вот какая буква X.

Ходит-бродит буква Х,

Хороводит буква X,

Хлоп в ладоши X - X – X -

Хороша я, буква X!

Вот какая буква Х.

Для динамической паузы необходимо заранее изготовить буквы.

Учитель, рассказывая стихотворение, манипулирует буквой и движется сам: он и буква - одно целое. Дети повторяют движения или импровизируют. Все движения можно делать произвольно, придумывая свои, оригинальные решения.

7.

Чтение слогов с новой буквой

- Будем учиться читать слоги с буквой Х.

- К наше новой букве пришли в гости её соседки: гласные буквы А О У. Давайте их подружим и посмотрим, что из этого получится.

АХ ОХ УХ

- Послушайте первый слог: ах

- Произнесите слог, хорошо проговаривая звуки.

- Какой звук первый? Какой второй?

- Составьте слог на партах, а Тунар составит на доске.

- Проверьте. Прочитаем слог хором.

- Сейчас составим слог: ох.

- Какую букву надо заменить в слоге ах, чтобы получился слог ох?

- Составьте слог, у доски Рита.

- Теперь самостоятельно составьте слог: ух.

- Проверим. На доске составит слог ух Семён.

- Прочитайте слоги на доске хором.

- Уберите буквы в кассу.

Оценивание детей.











Составляют слоги у себя на партах. А один ученик у доски.



Букву а.


Составляют слоги у себя на партах. А один ученик у доски.

Самостоятельно составляют слог: ух.

Слоги сначала читаю по порядку, а потом вразбивку.

Затем читают слабые дети по одному.

8.

Чтение по букварю.


а) Повторение характеристики звука.



б) Составление и чтение слогов с буквой Х.



















в) составление и чтение слов с буквой Х.

- Сейчас мы будем читать букварь.

- Откройте буквари по закладке. Найдите новую букву.

- Почему буква Х в синем квадратике?

- Какой это звук глухой или звонкий?

- Почему глухой?

- Ребята, обратите внимание на иллюстрации, которые расположены слева на странице.

- Что видите на картинке? (Халат).

- Какой первый звук?

- Кто нарисован рядом? (Петух).

- Где слышится звук х?

- Что мы сейчас произносили? (Слова).

- Ниже кто изображён? (Девочка).

- Дайте ей имя.

- Что случилось?

- Как она воскликнула, прочитать.

- Что делает лыжник?

- Прочитайте, как он говорит при спуске с горы.

- Что произошло с девочкой на следующей? (Она упала и уронила куклу).

- Что оно при этом сказала, прочитайте.

- А теперь давайте встанем и проиграем каждую ситуацию.

- Сели.

- Нашли каждый на своей странице флажок и поставили палец на первый слог.

1. Чтение слогов учителем.

2. Чтение слогов по цепочке.

- Посмотрите на картинку. Что это? (Ухо).

- Разделите слово на слоги.

- Сколько слогов в слове ухо?

- Какая первая буква в слове ухо?

- Найдите её у себя и положите на парту. У доски работает Давид.

- Произнесите второй слог в слове ухо.

- Скажем хором дружно.

- Здесь все звуки и буквы нам знакомы. Составьте его у себя на партах, а Серёжа у доски.

- Прочитайте слово хором.

Теперь читает Игорь, Ксюша. (Аналогична работа проводится со словом: уха).

Оценивание детей.




Это согласный звук.

Глухой.

Не работает голосовой моторчик.








Чтение слогов.











Проигрывают ситуации под руководством учителя.






Составление и чтение слов.

9.

Итог урока

- Закройте букварь. Сядьте правильно.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Расскажите об этом звуке всё, что знаете.

- Назовите слова, где встречается звук [х].

Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок,

Вам мальчишки и девчонки –

Всем спасибо за урок!

Ответы детей

10.

Рефлексия

- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Слайд 7.

- У вас на партах лежат карточки с изображением улыбающегося солнышка, солнышко, выглядывающее из-за тучки, и плачущая тучка. Вам нужно дать предельно простой ответ при помощи этих карточек:

Мне всё удалось – это улыбающиеся солнышко.

Мне не всё удалось – это солнышко, выглядывающее из-за тучки.

У меня ничего не получилось – это плачущая тучка.

t1710379469ak.png

Дети получают карточки с изображением улыбающегося солнышка, солнышка, выглядывающее из-за тучки и плачущую тучку. Детям нужно показать с помощью таких изображений степень усвоения учебного материала и т.д.


























Приложение 1.










АМ УМ ОМ

МА МУ МО

АС ОС УС



СА СО СУ

























Приложение 2.









t1710379469al.png









Приложение 3.





t1710379469am.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.