Урок на тему «Звук и буква Х. Составление и чтение слогов, слов» (1 класс)
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа №5 г. Иркутска»
ГОКУ СКШ № 5 г. Иркутска
664022, г. Иркутск, ул. 25 Октября, 43, тел/факс 222-900, эл. почта: sks5@inbox.ru
Урок по предмету «Чтение», предметная область «Язык и речевая практика»
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Тема: «Звук и буква Х х. Составление и чтение слогов, слов».
Составила:
Молостова Светлана Анатольевна
г. Иркутск
Технологическая карта урока
по предмету «Чтение», предметная область «Язык и речевая практика»
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Класс |
1 |
Тема |
Звук и буква Х х. Составление и чтение слогов и слов. |
Тип урока |
Изучение новой темы |
Цель |
Познакомить с согласным звуком [х] и буквой Х х, учить читать слоги и слова со звуком [х]. |
Задачи |
Образовательные: познакомить с согласным звуком [х] и буквой Х х, учить выделять звук [х] в начале слова, слоге, среди других букв, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком. Коррекционно-развивающие: 1. Развивать наглядно-образное мышление через конструирование с помощью палочек и отгадывания загадок; 2. Развивать слуховое и зрительное восприятие посредством проведения игр; 3. Развивать связную речь через вопросно-ответную форму. Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, взаимоуважение и положительную мотивацию к уроку через любовь к чтению. |
Оборудование и техническое обеспечение |
«Букварь» А. К. Аксёнова, С.В. Комарова, М. И. Шишкова, компьютер, проектор, презентация, зеркала, разрезные азбуки, карточки с буквами, предметные картинки, цветные карандаши, карточки с буквой Х, карточки для рефлексии. |
Методы |
Словесные, наглядные, игровые, практические. |
Педагогические технологии |
Информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая, игровая, технология уровневой дифференциации. |
Технологическая карта урока
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
1. |
Организационный момент |
Прозвенел звонок и смолк Начинаем наш урок Если хочешь много знать, Много добиться, Обязательно читать Должен научиться! - Я всем вам желаю хорошего настроения, а теперь вы пожелайте хорошего настроения друг другу, повернитесь к соседу лицом и подарите ему свою улыбку. - Нас ждёт сегодня много интересного. - Итак, вперёд, уже разминка ждёт! |
Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу.
|
2. |
Артикуляционная гимнастика |
- Сейчас будем выполнять гимнастику для язычка, чтобы подготовить его к работе. - Приготовьте зеркало. Я показываю, затем вы выполняете упражнения. «Весёлый язычок» Жил язычок в своём домике. Проснулся, осмотрелся. Выглянул за калиточку, Посмотрел наверх, светит ли солнышко, Потом посмотрел вниз, нет ли на земле луж. Понравилось язычку на улице и захотел он погулять. Устал язычок и решил поесть. чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка. Наелся язычок, а губки испачкал. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю губу. Сделал всё язычок и решил поиграть. На качелях покатался. Потом пересел на лошадку. Погулял наш язычок и зашёл в дом. - Молодцы! Теперь мы готовы к работе. Самым активным и старательным на зарядке был (а)…….. |
Выполняют артикуляционную гимнастику. Язычок высовывается из открытого рта. Кончик языка поднимается вверх. Кончик языка опускается вниз. Кончик языка поворачивается вправо, влево. Языком производят лакательные движения. Облизывание кончиком языка верхней и нижней губы Движения языком вверх- вниз. |
3. |
Повторение изученных букв и слогов а) Повторение букв
б) Повторение слогов |
- А сейчас мы будем повторять буквы, которые уже знаем. Игра «Рассели буквы» (На доске два домика: с синей и красной крышей. Ниже изученные буквы: А, О, У, М, С). - Обратите внимание на доску. Буквы рассыпались, вам надо вернуть их к себе в домики. - Как называются буквы, которые живут в домике с красной крышей? Почему? - Как называются буквы, которые живут в домике с синей крышей? Почему? - Теперь будем читать слоги. - Прочитайте слоги в таблице. (У каждого ученика на парте слоговые таблицы). АМ УМ ОМ МА МУ МО АС ОС УС СА СО СУ Оценка работы детей. |
Дети выходят к доске и под домиками помещают соответствующую букву.
Гласные. Мы можем этот звук спеть.
Согласные. Мы не можем их пропеть тк нам мешают губы и зубы.
Сначала читают два сильных ученика, хором, потом два слабых. |
4. |
Знакомство с новым звуком и его закрепление
а) Выделение нового звука
б) Артикуляция и характеристика звука [х].
в) Упражнение на различение звука [х] в словах. |
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а чтобы узнать какой это звук послушайте внимательно загадку и определите о ком она. Слайд 1. Я устраиваю ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (Хомяк) - Кто это? - Как вы догадались? - Где прячет свои запасы хомячок? Правильно! - Разделите слово хомяк на слоги. - Сколько слогов в слове? - Назовите только первый слог. Теперь второй. - Произнесём все вместе первый слог: хо, а теперь так: хххо. Какой первый звук в слоге хо? - [Х] - это наш новый звук. Слайд 2. - Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, в которых есть звук [х] и с буквой Х, которая обозначает этот звук. - Давайте научимся произносить звук [х] отчётливо и посмотрим, как он произносится. - Возьмите зеркала. Ещё раз произнесите этот звук. - Скажите, встречает ли струя воздуха препятствия? - Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его за нижними зубами. - Произнеси XXX и попробуй это почувствовать. - Что мешает воздуху выходить изо рта? - Значит звук [х] - это какой звук: гласный или согласный? - В какой домик мы его поселим? - Положите ладонь на горлышко, послушайте, работает ли голосовой моторчик? - Значит, [х] - это какой звук? (глухой) - Кто хочет рассказать о новом звуке всё, что мы узнали? - Обратите внимание на доску и отберите только те предметы, которые начинаются со звука [х].
- Сейчас мы будем учится слушать звук [х] в словах. - Поиграем в игру «Хлопочки». - Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [х]. Хомяк зимою, в холод лютый Не хочет мёрзнуть ни минуты, Хитрец холодною порой Храпит в хоромах под землёй. |
Отгадывают загадку.
Хомяк.
За щекой.
Делят слово на слоги. Определяют какой первый слог, какой второй. Определяют какой первый звук в первом слоге.
Каждый ученик смотрит в зеркало и произносит звук. Отвечают на вопросы.
Один ребёнок (сильный) даёт характеристику звука [х]. Выходят по одному к доске и убирают только те предметы, которые начинаются со звука [х] Отбирают картинки: (хурма, хлебница, хлеб, хомяк, хорёк).
Играют в игру «Хлопочки».
|
5. |
Знакомство с буквой и её закрепление
а) Знакомство с буквой
б) Закрепление буквы
|
- Звук [х] мы с вами слышим и произносим, а видим, читаем и пишем буквы: Х. Познакомьтесь с буквой Х. Слайд 3. - Это большая буква Х. Её пишут в начале предложения или в именах людей. - Это маленькая буква х. - Сейчас будем узнавать букву х и запоминать её. - Посмотрите на экран. На что похожа буква х? Слайд 4. - А мне она напоминает открытые ножницы. (Показ учителем). Х на ножницы похожа Но в работе, а не лёжа Хочешь шьёшь, Хочешь сам себя стрижёшь. - Как вы думаете из каких элементов состоит эта буква? - Достаньте из коробочек палочки. Сложите букву Х. - А теперь давайте оставим след от этой буквы на песке. - Давайте попробуем изобразить букву Х при помощи пальцев. Слайд 5. - Что за крестик получился? - Интересно? Ха-ха-ха! - Да это просто буква «х». - Итак, какую букву сложили? - Найдите в конвертах большую и маленькую букву Х. - Возьмите свои разрезные азбуки. Найдите домик для буквы Х. Положите на место. - А теперь мы будем художниками. - Вам надо раскрасить букву Х х. - Каким цветом вы её раскрасите? Почему? - Какую букву мы раскрашивали? Оценка работы детей. |
Показ буквы.
На хоккеиста с клюшкой.
Выкладывают букву из палочек. Дети рисуют букву на песке. Изображение буквы пальцами.
Работа с разрезной азбукой.
Работа по карточкам. |
6. |
Физкультминутка |
Слайд 6. - А сейчас давайте отдохнём. Хохотала буква X - Хохотушка буква X. Ха - ха - ха, да ха-ха-ха - Вот какая буква X. Ходит-бродит буква Х, Хороводит буква X, Хлоп в ладоши X - X – X - Хороша я, буква X! Вот какая буква Х. |
Для динамической паузы необходимо заранее изготовить буквы. Учитель, рассказывая стихотворение, манипулирует буквой и движется сам: он и буква - одно целое. Дети повторяют движения или импровизируют. Все движения можно делать произвольно, придумывая свои, оригинальные решения. |
7. |
Чтение слогов с новой буквой |
- Будем учиться читать слоги с буквой Х. - К наше новой букве пришли в гости её соседки: гласные буквы А О У. Давайте их подружим и посмотрим, что из этого получится. АХ ОХ УХ - Послушайте первый слог: ах - Произнесите слог, хорошо проговаривая звуки. - Какой звук первый? Какой второй? - Составьте слог на партах, а Тунар составит на доске. - Проверьте. Прочитаем слог хором. - Сейчас составим слог: ох. - Какую букву надо заменить в слоге ах, чтобы получился слог ох? - Составьте слог, у доски Рита. - Теперь самостоятельно составьте слог: ух. - Проверим. На доске составит слог ух Семён. - Прочитайте слоги на доске хором. - Уберите буквы в кассу. Оценивание детей. |
Составляют слоги у себя на партах. А один ученик у доски.
Букву а.
Составляют слоги у себя на партах. А один ученик у доски. Самостоятельно составляют слог: ух. Слоги сначала читаю по порядку, а потом вразбивку. Затем читают слабые дети по одному. |
8. |
Чтение по букварю.
а) Повторение характеристики звука.
б) Составление и чтение слогов с буквой Х.
в) составление и чтение слов с буквой Х. |
- Сейчас мы будем читать букварь. - Откройте буквари по закладке. Найдите новую букву. - Почему буква Х в синем квадратике? - Какой это звук глухой или звонкий? - Почему глухой? - Ребята, обратите внимание на иллюстрации, которые расположены слева на странице. - Что видите на картинке? (Халат). - Какой первый звук? - Кто нарисован рядом? (Петух). - Где слышится звук х? - Что мы сейчас произносили? (Слова). - Ниже кто изображён? (Девочка). - Дайте ей имя. - Что случилось? - Как она воскликнула, прочитать. - Что делает лыжник? - Прочитайте, как он говорит при спуске с горы. - Что произошло с девочкой на следующей? (Она упала и уронила куклу). - Что оно при этом сказала, прочитайте. - А теперь давайте встанем и проиграем каждую ситуацию. - Сели. - Нашли каждый на своей странице флажок и поставили палец на первый слог. 1. Чтение слогов учителем. 2. Чтение слогов по цепочке. - Посмотрите на картинку. Что это? (Ухо). - Разделите слово на слоги. - Сколько слогов в слове ухо? - Какая первая буква в слове ухо? - Найдите её у себя и положите на парту. У доски работает Давид. - Произнесите второй слог в слове ухо. - Скажем хором дружно. - Здесь все звуки и буквы нам знакомы. Составьте его у себя на партах, а Серёжа у доски. - Прочитайте слово хором. Теперь читает Игорь, Ксюша. (Аналогична работа проводится со словом: уха). Оценивание детей. |
Это согласный звук. Глухой. Не работает голосовой моторчик.
Чтение слогов.
Проигрывают ситуации под руководством учителя.
Составление и чтение слов. |
9. |
Итог урока |
- Закройте букварь. Сядьте правильно. - С каким звуком мы сегодня познакомились? - Расскажите об этом звуке всё, что знаете. - Назовите слова, где встречается звук [х]. Подошёл к концу урок, Прозвенит сейчас звонок, Вам мальчишки и девчонки – Всем спасибо за урок! |
Ответы детей |
10. |
Рефлексия |
- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Слайд 7. - У вас на партах лежат карточки с изображением улыбающегося солнышка, солнышко, выглядывающее из-за тучки, и плачущая тучка. Вам нужно дать предельно простой ответ при помощи этих карточек: Мне всё удалось – это улыбающиеся солнышко. Мне не всё удалось – это солнышко, выглядывающее из-за тучки. У меня ничего не получилось – это плачущая тучка. |
Дети получают карточки с изображением улыбающегося солнышка, солнышка, выглядывающее из-за тучки и плачущую тучку. Детям нужно показать с помощью таких изображений степень усвоения учебного материала и т.д.
|
Приложение 1.
АМ УМ ОМ
МА МУ МО
АС ОС УС
СА СО СУ
Приложение 2.
Приложение 3.