Конспект открытого урока по русскому языку «Звуки и буквы» (1 класс)
ГБОУ РФМЛИ
Конспект открытого урока по русскому языку
Тема «Звуки и буквы»
Учитель: Кривко О.Ю.
Тема: «Звуки и буквы»
Тип урока: РЕФЛЕКСИЯ
Цель урока: систематизировать представление о существенных признаках звуках и букв.
Задачи:
- учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;
- называть буквы, обозначать звуки на письме;
-развивать аналитическое мышление, память, умение обобщать, делать вывод;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность
Ход урока
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Просмотр фрагмента мультфильма «Просто так»
- Какое настроение было у мальчика? А у ослика?
-Как изменилось настроение ослика и почему?
- Что мы можем делать друг для друга, чтобы у нас было хорошее настроение? ( дарить улыбки «просто так»)
- Улыбнитесь друг другу.
- Я тоже хочу сделать вам приятное и приготовила подарки каждому из вас – букет цветов ( у детей на партах цветы красного, синего, зелёного и жёлтого цветов). Они пригодятся нам сегодня для работы.
-А справиться с нашими заданиями помогут верные помощники. Назовите их, пожалуйста. (Внимание и память)
- А ещё хорошая дисциплина.
II. Самоопределение к деятельности.
1.Чистописание.
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
- Начнем свою работу с минутки чистописания. А что будем сегодня писать, узнаете, послушав загадку:
А и Б сидели на трубе. А упала, Б – пропала, Кто остался на трубе? ( И )
- Запишите в тетрадь заглавную и строчную буквы Ии
- Кто еще сидел на трубе? (А, Б)
- Запишите в тетрадь заглавные и строчные буквы Аа Бб
2.-А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте ( звучит запись: звуки весеннего леса)
- Что вы услышали? ( Звуки)
- А теперь посмотрите в тетрадь, что вы видите? ( Буквы)
- Кто догадался, о чём пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. ( Звуки и буквы)
- Это новая тема для нас? О чём будем говорить на уроке? Чему будим учиться? ( Различать буквы и звуки, обозначать их на письме)
III.Работа по теме урока.
- Я хочу рассказать вам сказку о звуках и буквах, но мне нужна будет ваша помощь.
Сказка. Жили-были в одной волшебной стране звуки ( учить вывешивает на доску табличку со словом ЗВУКИ ). Страна была крохотная, жителей в ней было мало. Никто никогда их не видел, т.к.они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За их певучесть и голосистоть прозвали их … ( ответы детей: гласными, табличка со словом ГЛАСНЫЕ) Эти звуки умели и любили петь. Споём и мы их на одном дыхании. Фонетическая зарядка: - Следите за указкой, вдохните. а о у э ы и
Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили с гласными, во всём с ними соглашались и любили стоять с ними рядом. И назывались они … ( ответы детей: согласными, табличка со словом СОГЛАСНЫЕ ) - Молодцы! Звуки и теперь живут все вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями, но они ведь были невидимками. Тогда волшебник решил подарить каждому жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в … ( ответы детей: в буквы, табличка со словом БУКВЫ ).
- Напомните мне ещё раз, чем отличаются звуки и буквы? ( ответы детей)
- С каким из этих звуков «дружит» ударение? (с гласными)
- Благодаря этой дружбе, какими бывают гласные? ( ответы детей: ударными и безударными, табличка со словами УДАРНЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ )
- Для чего в слове нужны гласные звуки? ( для образования слогов). Какое правило мы уже знаем? ( сколько в слове гласных, столько и слогов).
- Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какими бывают согласные? ( звонкими и глухими, твердыми и мягкими, таблички со словами ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ ТВЁРДЫЕ МЯГКИЕ)
Работа с лентой букв:
- Почему гласные расположены в два ряда? Какие особенности у гласных второго ряда? ( ответы детей).
- Почему согласные расположены в два ряда? Что обозначают цвета согласных букв?
- Все ли согласные буквы могут обозначать два звука : мягкий и твердый?
- Назовите буквы ,обозначающие всегда твердые звуки. Всегда мягкие звуки.
- Какие ещё есть буквы на ленте, о которых мы ничего не сказали? ( Ь, Ъ). Почему они серого цвета? Для чего служат?
IV.Физкультминутка.
V.Закрепление изученного материала.
1.Игра «Определите первый звук».
Учитель называет слово, дети определяют, с какого звука начинается слово и поднимают цветочек соответствующего цвета. Объясняют свой выбор.
Школа – синий цветочек Аист – красный цветочек Чайка – зелёный цветочек Мост – синий цветочек Юла – зелёный цветочек
2.Работа по карточкам ( по вариантам)
КАРТОЧКА
Задание 1. Прочитайте слова.
трава, олень, лось, ива, утка, дом
1 вариант –выпишите слова, которые начинаются с гласного звука, определите, сколько в слове букв, сколько звуков.
2 вариант – выпишите слова, которые начинаются с согласного звука, определите, сколько в слове букв, сколько звуков.
Проверка ( на экране эталон)
- 1 вариант, сколько слов выписали? Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.
- 2 вариант, сколько слов выписали? Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.
- Назовите ещё случаи, когда количество букв и звуков не совпадают. Приведите примеры таких слов.
3.Работа с транскрипцией.
Работа в парах: - На доске записано слово и два варианта транскрипции к нему. Надо выбрать правильный вариант, записать в тетрадь, посчитать сколько в слове букв и звуков, слогов.
поле [ п о л’ э ] [ п о л’ е ]
Работа в группе ( для одной группы отдельное задание на карточке): даны транскрипции слов, рядом записать слова правильно.
[ м’ э с’ и ц ] - [ р’ и б’ а т а ] - [ г о р а т ] -
Проверка заданий на экране.
VI. Рефлексия.
- Чем отличаются звуки от букв?
- Сколько гласных звуков в русском языке? А гласных букв?
- Что можете рассказать о гласных звуках? О согласных?
- Какие буквы не обозначают звуков?
- Оцените свою работу при помощи цветочков, которые лежат у вас на партах: зеленый цветочек – на уроке было интересно, я все понял, справился с заданиями жёлтый цветочек – было интересно, но не всё получилось красный цветочек – было неинтересно, ничего не получилось