Конспект урока по окружающему миру на тему «Мои помощники — органы чувств»
Ход урока.
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
Подводящий диалог.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
Выдвижение проблемы.
- А нужны они ему? (Конечно)
- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
- А точнее «Наши помощники – органы чувств»
- В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться с …… (органами чувств)
Узнать…. (для чего они нужны)
- Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?
(Нарисовать ему органы чувств)
- Я предлагаю сегодня работать в группах.
- По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств.
- Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
- Давайте мы эти правила вспомним.
(Работаем тихо, дружно;
Говорим по очереди, не перебивая друг друга;
Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)
Учебные действия «Открытие новых знаний»
- У каждой группы будет свое задание.
- Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить исследовательской работой.
- А я буду вашим помощником.
- Капитаны подойдите ко мне за заданиями.
(капитаны получают задания)
Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.
Задание для 2 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.
Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.
Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.
Задание для 5 группы: в мешке находятся предметы, определить их на ощупь.
- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли…
… нам нужны…….
Научное название…
Физминутка.
- Выступает 1 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.
Научное название – орган зрения.
- Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? (глаза)
- Что еще мы можем делать при помощи глаз? (Читать, смотреть телевизор)
- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
(рассматривают иллюстрацию с изображением глаза)
- Вы хорошо справились с заданием.
- Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.
(рисуются глаза человечку)
- Выступает 2 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.
Научное название – орган слуха.
- Что вам помогло услышать звуки? (уши)
- Вы постарались, выполнили задание верно.
- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)
(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)
- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? (Нарисовать уши)
- Выступает 3 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.
Научное название-орган вкуса.
- Что помог определить вкус воды? (язык)
- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)
- Молодцы. С задание справились верно.
(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)
- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой морошки.
(дети рисуют язык человечку)
- Выступает 4 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.
Научное название- ….
- Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)
- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)
- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.
- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.
(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)
- Помогите нашему герою.
(дети рисуют нос)
- Выступает 5 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь предметы по форме…
Научное название - …. орган осязания.
- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)
- Верно, справились с заданием.
(рассматривают иллюстрацию с изображением рук)
- Поможем нашему герою ощутить мягкость лесных мхов.
(дети рисуют человечку руки)
Обобщающая беседа.
- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Сколько у человека органов чувств?
- На какой вопрос вы должны мне ответить?
- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.
- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?
(дети рассматривают получившегося человечка)
Рефлексия.
- А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик - запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Итог урока.
- Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.
- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.
- Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Ивлиева Наталия Алексеевна