Урок окружающего мира в 1 классе «На что похожа наша планета?»
Урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «На что похожа наша планета?» (Разработка Гариповой Дилары Миннифаритовны) ЦЕЛИ:
ОБОРУДОВАНИЕ: глобус, мяч, блюдо, цветные карандаши.
Ход урока I. Организационный момент. Учитель:
А сейчас проверь, дружок, II. Сообщение темы урока Учитель: Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. - Кто знает, как она называется? (Ответы детей) Учитель: - Интересно, на что похожа наша планета? (Ответы детей) -Разные народы по- разному представляли себе устройство мира. В Древней Индии были уверены, что Земля плавает на огромной черепахе по океану. А в Древнем Китае считали, что Земля-это лепешка с обрезанными краями. Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем. -Но как же люди узнали, что Земля-шар? Это произошло, когда наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым из людей поднялся в космос и увидел свою планету со стороны. -Ещё очень давно люди замечали, что чем выше поднимешься, тем дальше видно. Заберешься на дерево - видно то, чего, стоя на земле, не разглядишь. А заберёшься на гору - совсем далеко видно. Всё это происходит от того, что Земля не плоская, как тарелка, а круглая, как мяч. А человек по сравнению с Землёй слишком мал и не может её увидеть всю сразу. III. Работа по теме Учитель: - Какое же изображение правильное? - Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли. -Это наблюдение люди сделали еще в древности. Когда корабль уплывает из порта, провожающие видят его до горизонта, а потом он куда-то исчезает. А люди на корабле смотрят на удаляющийся берег: вот и он исчез, скрылся, видна только вода и вода. Хотя стоит вскарабкаться на мачту, и вновь виден берег. Но через некоторое время, берег опять исчезнет за горизонтом. Горизонт-это воображаемая линия, где земля сходится с небом. Учитель: - В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. -Люди создали модель Земли - глобус. Земля - громадный шар. Глобус-модель, «игрушечная» Земля. На нём нарисовано всё, что есть на Земле: океаны и моря, реки и озёра, горы и низменности.
-Какого цвета больше на глобусе? (Ответы детей) -Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень. - А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете? Что обозначено голубым цветом? (Ответы детей) -Это огромные моря и океаны. Самые глубокие впадины раскрашены тёмно-синим цветом. -А какая вода в морях и океанах? (Ответы детей) -Как вы думаете, что обозначают на глобусе голубые извилистые линии? (Ответы детей) Учитель: - А каким цветом показана суша? (Ответы детей) Учитель: Зелёным цветом показаны леса и равнины, жёлтым – пустыни, а коричневым цветом - горы. Учитель: - Найдите воду, сушу. (Дети находят на глобусе моря, океаны, материки). Учитель: - Итак, на что же похожа наша планета на блюдо или на мяч? (Ответы детей) ВЫВОД: Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место. Учитель: - Давайте прочитаем, что нам сообщает Мудрая Черепаха. (стр. 38) Учитель: - А как вы думаете, Земля неподвижна или движется? Земля вращается вокруг своей оси. (Показать на глобусе движение Земли вокруг оси). - В это время происходит смена дня и ночи. Земля движется вокруг Солнца за 365 дней, за это время происходит смена времен года. Мудрая Черепаха (стр. 39): Учитель: - Пользуясь моделью Земли, разукрасьте глобус. VI. Итог урока.
Учитель: Ни начала, ни конца,
На ноге стоит одной, (Ответы детей) Учитель: Как нужно обращаться с Землей? |