Конспект урока по окружающему миру 1 класс
Учитель МАОУ СОШ № 13: Бугаева Н.И.
Целевые установки урока:
Предметные результаты:
-определять деревья по листьям;
-наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;
-узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;
Метапредметные результаты:
-понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
-сравнивать и группировать листья по различным признакам;
-описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;
Личностные результаты:
-осознавать красоту деревьев в осеннем наряде.
Оборудование. У учителя — букет осенних листьев, листья и семена конского каштана.
У учащихся — листья, собранные на прогулке;
Предварительная работа. До урока проводится прогулка, во время которой дети собирают опавшие листья разных пород деревьев.
Ход урок:
1.Вступительная беседа учителя:
- Отгадайте загадки:
(Листья)
Учитель:
- Вот букет из листьев. И на столах у вас листья.
- Рассмотрите листья. Одинаковые они или разные? Чем они отличаются друг от друга? (Размером, формой, цветом.)
- Разложите листья на группы: большие, маленькие, средних размеров;
с сильно изрезанным краем, с мелкими вырезами по краям; жёлтые, красные, бурые, зелёные, пёстрые».
Затем учитель предлагает отложить листья в сторону и выполнить задание на с. 28 учебника (вспомнить и отметить фишками листья, найденные во время прогулки).
Новый материал:
Учитель:
-А теперь узнаем, от каких деревьев эти листья. Дети читают подписи. Далее выполняются другие задания на с. 28. Важно, чтобы дети поняли, что листья одной и той же породы деревьев одинаковы по форме, но могут быть разными по окраске (осенью). Для этого учитель просит посчитать, сколько на рисунке листьев каждого дерева.
Дети показывают цифровую карточку («2», «3», «5»).
Физ. пауза
Учитель:
- Как узнали листья одного и того же дерева? (Они одинаковые по форме.) Найдите различия в осенней окраске листьев у деревьев.
Опишите листья каждого дерева, собрав вместе их характерные признаки. Например, листья клена большие, с сильно изрезанным краем, могут быть желтыми, красными, пестрыми.
Далее выполняется практическая работа. Работа в группах.
Учитель:
1) рассмотрите лист; обратите внимание на форму листа, его край;
2) рассмотрите рисунки в атласе-определителе;
3) найдите свой лист на рисунке;
4) прочитайте название.
Те, кто не может прочитать название, просят помощи у учителя или у специально назначенного помощника из числа читающих детей.
Дополнительно учитель сообщает, что лист состоит из черешка и листовой пластинки.
Если пластинка одна (как, например, у листа березы), то лист называется простой.
А если пластинок на черешке несколько (как, например, у рябины), то лист называется сложный.
Эти подробности помогут детям при определении растений, но они необязательны для запоминания.
В завершение практической работы Муравей Вопросик просит показать в букете и назвать листья, которые были определены.
Приобретенные знания и умения применяются при выполнении задания на с. 29 учебника. Дети работают в парах с использованием атласа-определителя и «Страничек для самопроверки».
Далее выполняется задание в рабочей тетради (с.17, №2). Прежде всего дети должны узнать и назвать листья по чёрно-белому изображению. Затруднения могут вызвать листья конского каштана, которые не представлены в учебнике и атласе-определителе.
Учитель называет это дерево, показывает его листья и семена (крупные коричневые семена, которые мы в обиходе называем просто каштанами, хорошо знакомы большинству детей и помогут запомнить это дерево.
Итог урока:
- Учитель просит ответить на вопрос «Что это за листья?»
Дети отвечают, показывая листья и называя деревья, которым они принадлежат.