След карандаша на бумаге - это отражение нашей души...
В своей педагогической практике, я использую методы, связанные с активизацией в детской душе творческого созидающего начала. Именно сегодня, когда мы перешагнули тысячелетний рубеж, создание условий для проявления созидающей силы в наших детях является главной задачей как родителей, так и специалистов.
Мой педагогический опыт воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. В развитии творческих способностей детей, я вижу не только возможность, но и необходимость православного подхода в педагогической практике. По-новому оценивается роль Православия в истории России и признается его большое влияние на духовно-нравственное развитие человека.
Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Педагогическая практика, в свою очередь, настоятельно требует разработки адекватных методов, приемов, технологий, направленных на повышение уровня самосознания как основного условия развития ученика и учителя, их становления как субъектов саморазвития. Поиск адекватных современному уровню развития науки психолого-педагогических технологий ориентирует на предпочтение такого материала, который оказался бы наиболее тесно связан с содержанием внутреннего мира, подлежащего преобразованию субъектом в целях саморазвития. Такую возможность изменения видения мира и самого себя как раз и предоставляет использование сказочной метафоры. Сказка - это достойный инструмент из арсенала педагога. И использовать его следует максимально эффективно.
Я подхожу к проблемам педагогики творчества со стороны психологии, существенно меняя при этом сложившийся взгляд на предмет и содержание как психологических, так и педагогических знаний. До сих пор мы рассматривали творческие способности, абстрагируясь от их носителя – человеческой личности. Для формирования личности с высоким творческим потенциалом нужны адекватные педагогические воздействия. Невозможно управлять творчеством человека, опираясь лишь на знание заложенных в его памяти профессиональных сведений, без учета его мировоззрения, убеждений, потребностей, интересов, склонностей, способностей, мотивов деятельности и т.п.
Мировоззрение определяет творческие и ценностные ориентиры художника. Какие же абсолютные идеальные ценности воплощаются в любой культуре? Истина, добро и красота! Подлинный художник, совершенно выразивший красоту, раскрывает абсолютные идеальные ценности. Красота, сохраненная художником, позволяет людям проникнуться идеями блага и добра, ведущими их через знание к истине, то есть к универсальному бытию. Нравственное сознание тесно связано с искусством. Гений не может быть злодеем, все его творчество подчинено высочайшим нравственным целям. Нравственное сознание, так же как и искусство, обращено к целостному человеку. И перед наукой встает проблема: каковы должны быть условия внешней среды, чтобы каждый ребенок мог развить свои творческие задатки и превратить их в творческие достижения?
Уровень развития творческих способностей зависит от воспитания. Несомненно, наследственные факторы кладут предел творческим достижениям данного человека. Но для реализации творческих задатков нужны благоприятные условия. Задача педагога – приучать ребенка считаться со своею совестью и способствовать тому, чтобы совесть его была развита и чувствительна к понятием добра и зла. Смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы. Образование должно помочь детям в организации и упорядочении их внутреннего мира, развитии самого себя. Этот путь целостной педагогики совпадает с религиозным идеалом.
Задачей педагога, прежде всего, является воспитание души в целом. Развитый духовно человек – не тот, кто только понимает, но тот, кто и правильно оценивает и верно действует. Воспитание должно стоять на первом месте и вмещать в себя обучение, а не быть лишь придатком и чем-то добавочным к обучению.
Источник: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-5573