12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хабибулина Ия Григорьевна91
Преподаю роспись по дереву и основы ДПИ
Россия, Ханты-Мансийский АО, Новоаганск
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»
4

«Участие детей в традиционных праздниках. Святки»

Хабибулина Ия Григорьевна

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО «РЦТД и М «Спекрт»

п. Новоаганск, Нижневартовского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытое мероприятие:

«Участие детей в традиционных праздниках.

Святки»

 

 

 

 

Открытое мероприятие:

«Участие детей в традиционных праздниках.

Святки» (Слайд №1)

 

Цель мероприятия - приобщение детей к народным традициям,

воспитание чувства патриотизма.

 

Задачи: - развитие интереса к изучению народных традиций;

- знакомство с традициями святочной недели;

- изучение колядок;

- знакомство с устным народным творчеством (загадки, сказки, песни).

 

Ход мероприятия

 

1. Организационный момент.

Сообщение цели и хода мероприятия.

2. Рассказ о святочных традициях и сочельнике. Христославление. Пение песен, сценка с рождественской звездой. Колядование. Пение колядок. Сценка с колядовщиками. Вручение казуль.

3. «Страшные вечера». Демонстрация масок.

4. Посиделки. Отгадывание загадок, игры, конкурсы, пение песен.

5. Чаепитие с родителями.

Святки (Слайд №2)

Если обратиться к народному календарю, легко заметить, что праздников, в которых дети принимали участие, в общем сравнительно немного. В большинстве своем они приходятся на начало святого года и на весну, немного - на лето и совсем мало - на осень.

Строго говоря, чисто детского праздничного календаря не существовало, т.е. не было сугубо детских праздников или дней, посвященных исключительно младшему поколению. Но, разумеется, будучи участниками, очевидцами различных событий, дети по- своему принимали в них участие.

Наступила зима. Скоро закончится этот год и ему на смену придет новый. Поэтому сегодня ми поговорим о традиционных новогодних праздниках в которых принимают участие и дети.

В старину новогодние праздники длились две недели, которые назывались святками. Этим праздничным дням предшествовал особо почитаемый Рождественский пост. Святки открывались Рождеством Христовым (7.01) и заканчивались Крещением Господним. (19.01). Дань встречи Нового года, совпадавший с днем Василия Кесарийского, приходился на середину святочного периода (14.01); таким образом первая неделя святок завершала уходящий год (7.01 - 14.01), а вторая открывала, наступающий 14.01 - 19.01).

Первая половина святочного празднования (то Рождества до Васильева вечера) носила название «святые вечера», вторая (с ночи под Новый год до Крещения) - «страшные вечера».

Вечер и ночь накануне Рождества и Крещения назывались Сочельником.

Здесь заканчивается текст 2 слайда.

 

Рождественский сочельник (Слайд № 3)

В старину сочельник был наиболее чтимым семейно - родовым праздником, скромным, тихим, проходящим за столом, в благовоспитанной беседе. Его принято было ознаменовать добрыми делами: помогать убогим и страждущим, раздавать милостыню и др.

К сочельнику и следующему за нам Рождеству готовились с особой тщательностью: убирали дом, готовили специальную обрядовую еду -пресные сочни, кутью. И как только на небе загоралась вечерняя звезда, семья усаживалась за стол.

Здесь заканчивается текст 3 слайда.

 

 

 

 

 

 

 

Святочные обряды (Слайд № 4)

С вечера накануне Рождества начиналась череда святочных посещение домов. В рождественском обходе первыми шли дети: они как бы открывали празднование Святок, несли на себе знак начала года, праздничного времени.

Забегая немного вперед, скажу, что дети принимали участие в двух типах рождественских поздравлений - христославлении и колядовании.

В первом случае ходили от дома к дому со звездой, сделанной из желтой соломы или из картона, бумаги, нередко со вставленной внутрь свечкой. Христославщиков приглашали в дом, где они исполняли специальные рождественские песнопения, а иногда разыгрывали рождественскую драму под названием «Царь Ирод». За это участники представления получали от хозяев щедрое угощение. Совершали такой обход, как правило, в сам день Рождества Христова. Утром 7.01 до восхода солнца молодые неженатые парни посевали в домах.

Здесь заканчивается текст 4 слайда.

 

Колядование (Слайд № 5)

Колядование же начиналось накануне Рождества Христова, в сочельник. Но в отличии от тех, кто ходил по домам славить Христа, колядовщиков, согласно старинному обычаю, в избу не пускали, они «кличали Коляду» под окном. Да и одаривали их не в избе, а прямо на крыльце или передавали угощение через окно.

Для ребят- колядовщиков специально выпекали обрядовые фигурки, имевшие разные названия - козульки, коровки и др. Козули могли выпекаться в форме разного рода животных - коров, овец, лошадей - в форме звезды, спирали или каких - либо сельскохозяйственных орудий -плуга или серпа.

Девочек одаривали печеньем «женского рода», мальчиков -«мужского», девочкам доставались коровки, овечки, тетёры, мальчикам же -бычки, барашки. Подарок обязательно сопровождался словами: «Спасибо вам девочки. Вот вам коровки, будьте хозяюшками, будьте здоровыми, будьте красивыми и рукодельницами. А мальчикам вот вам бычки, чтобы были такими же сильные, здоровые, крепкие». Вот в такой форме взрослые высказывали свои ответные благопожелания детям.

Такого рода печенье издавна использовалось как хороший подарок- гостинец - не только для христославцев, но и для родственников и знакомых. Нередко вылепленные к празднику фигурки были предметом гордости их создателей. В Архангельской губернии, например, фигурки животных выставляли и на окна для показа прохожим.

Нередко в колядовании наряду с детьми участвовали и старики. После обхода домов, дети устав от дневных забот, собирались дома или в какой -нибудь избе. Кто - то из старших начинал рассказывать разные сказки и былички, загадывать загадки, петь песни. В эти две святочные недели совершалось нечто более важное: происходила своеобразная передача от старших младшим коллективного знания, накопленного традицией культурного опыта многих поколений.

 

Здесь заканчивается текст 5слайда.

 

Христославление (Слайд № 6)

Рано утром в Рождество Христово детишки, а в некоторых местах- девушки, парни и даже взрослые мужчины, отправлялись в обход по домам славить Христа, за что получали деньги, козули и другую еду.

Главным атрибутом шествия являлась рождественская звезда, символизирующая вифлеемскую звезду, осветившую Рождество Иисуса Христа и приведшую волхвов к месту его рождения.

Если звезда была большой, богато украшенной, то и ходить с нею могло большее количество славильщиков. Предварительно участники обряда могли выбрать мехоношу, в обязанности которого входило собирание в каждом доме подарков хозяев.

Как правило, в конце обряда дети исполняли коротенькие песенки, или приговорки, поэтическую основу которых составляло требование вознаграждения, как правило, в форме колядки:

 

Хозяин с хозяюшкой, с праздником!

С рождеством Христовым!

Не давай ломком, подавай целком,

Шаньга да копытце не ломается,

Серебряна копейка накидается,

Стопка вина подавается!

 

Детей принимали ласково и радушно. Их одаривали пирогами, шаньгами, калачами, пряниками, баранками и деньгами.

Здесь заканчивается текст 6 слайда.

 

 

«Страшные вечера», игры ряженых (Слайд №7)

 

Наверное, каждый из нас знает, что деревенские святки трудно себе представить без ряженых. Они ходили от дома к дому и под звуки дудки, волынки, балалайки, а иногда и под аккомпанемент импровизированных «инструментов» - печной заслонки, ведер, ложек, палок, сковородок и т.п., исполняли песни, озорные частушки, пускались в веселый пляс. За это ряженных было принято щедро одаривать.

Девушки и женщины рядились в мужчин, дети и молодежь одевалась стариками, пожилые - женихом и невестой, кто-то одевался цыганом, кто-то уродом - горбуном и т.д. Очень часто рядились в животных - медведя, коня, быка, журавля. Лица обмазывали мукой и сажей, прикрывали платками и тряпками, привязывались бороды, делались шутовские костюмы. Вход шли самые

Для подчеркивания «нечистоты» и опасности этого момента специально для святочного ряженья делались маски из дерева, бересты или бумаги - в народе их называли «личинами», «харями». Маски представляли собой средоточие нечистой силы, их одевали, как правило, представители сильного пола - мужчины ,могущие противостоять колдовским чарам «личин».

В период «страшных вечеров» малые дети отводились на задний план, их охраняли от возможного воздействия нечистых сил, в дело же вступали дети с восьми лет и молодежь, т.е. те, кто уже «вошел в ум». Именно им предстояло выполнить важную обрядовую миссию: принять на себя роль нечистой силы и одновременно её укротителей.

Даже в городах, где появились первые детские елки и довольно широко была развита маскарадная культура (это середина XIX века), детей наряжали преимущественно бабочками, цветочками, стрекозками, волшебниками, звездочетами, феями, куколками и т.д. Из века в век эта традиция интуитивно сохранялась.

Здесь заканчивается текст 7слайда.

 

Рецепт теста для козуль (Слайд № 8)

Для приготовления печенья из «белой» (пшеничной) муки на 500г. муки возьмите один стакан сметаны, две ст. лож. масла или маргарина, 2 яйца, 1 ст. лож. сахара, 1А ч. лож. соли. На доску просейте муку холмиком, сделайте в нем углубление и положите туда сметану, масло, соль, сахар, влейте яйца и быстро замесите тесто. Скатайте тесто в шар, положите его на тарелку, накройте полотенцем, вынесите в холодное место на 30 - 40 минут. Если вы хотите приготовить тесто без сметаны, не 500 г. муки вам потребуется 200 г. масла или маргарина, 1 ст. лож. сахара, 2 ст.лож. водка или коньяка и Уг ч. лож. соли.

Из полученного теста можно либо лепить фигурки, либо, раскатав его тонким слоем, вырезать необходимую форму. Предоставьте детям проявить здесь максимум своих творческих способностей, и вы увидите, какую радость доставит им это занятие!

Поверхность фигурок можно украсить орнаментом, сделанным с помощью вязальной спицы или любого острого предмета. Аккуратно уложите фигурки на железный лист с промежутками 1,5-2 см., смажьте их сбитым яйцом и выпекайте их в жарком духовом шкафу в течении 10-15 мин.

Несмотря на то, что наиболее распространенный способ изготовления фигурок из теста - выпекание в печи, существовал более древний способ их производства. Вылепленную фигурку с начали опускали на несколько минут в кипящую воду и лишь потом ставили ее в печь. При таком способе печенье при выпечке не «расползалось» и сохраняла свою первоначальную форму.

Здесь заканчивается текст 8 слайда.

 

Святки

Длились 2 недели

 

Новый год

1 января (Слайд № 9)

 

Древние славяне Новый год праздновали 1 марта.

 

С 1492 года Новый год праздновался 1 сентября.

 

По указу Петра1 новое столетие началось 1 января 1700 года. Пётр1 принял юлианский календарь, из- за чего к XX столетию Россия на 13 суток отстала от Европы.

 

В 1918 году был осуществлён переход на григорианский календарь, «новый

стиль».

 

Здесь заканчивается текст 9 слайда.

 

Рождество 6-7 января (Слайд № 10)

Христославление проводилось накануне Рождества.

Колядование проводилось всю святочную неделю.

Посевание проводилось 7 января до восхода солнца.

 

 

Старый Новый год

13- 14 января (Слайд № 11)

Колядование.

Поздравления с Новым годом.

Здесь заканчивается текст 11слайда.

 

 

 

 

Крещение

18-19 января (Слайд №12)

Разгул не чистой силы.

Рисовали кресты над окнами и дверьми.

Здесь заканчивается текст 12 слайда.

 

 

 

Новые слова (Слайд № 13)

 

Мехоноша - княжий служитель, носящий за ним шубу;

- носячий продавец шуб;

- в местах, где колядуют или щедруют, славят Христа, тот из колядовщиков, кто принимает подачку и носит её, до дележа, в мешке;

- подносчик, чернорабочий, не знающий ремесла.

 

Коляда - мифический персонаж у славян и некоторых др. народов,

связанный с весенним циклом плодородия. В образе ряженного (козел и др.) участник народных рождественских обрядов с играми и песнями.

 

Колядки - древние обрядовые песни. Распространены у индоевропейских народов, в т.ч. у славянских. Пелись под Новый год, на Рождество. Содержат древние магические и христианские молитвы, величание хозяев, пожелание богатства, здоровья, хорошего урожая, девушкам - счастливого брака.

 

Сочельник - канун Рождества Христова и Богоявления: постятся, едят сочиво, кашу без с ко ром и (постную). Сочевничать, сочельничать - не есть в сочельник до звезды.

 

Личина - то же, что маска. Притворная внешность.

 

Харя - дурное, отвратительное лицо, рожа. Маска, личина и самый окрутник, наряженный, переряженный.

 

Здесь заканчивается текст 13 слайда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Загадки

 

Черная собачка

Свернувшись лежит,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Собака.)

 

Новая посудина –

Вся в дырах. (Корзина.)

 

Сидит на макушке,

Завязаны ушки. (Шапка.)

 

Бежит свинка,

Дырявая спинка,

Остренький зубок,

Льняной хвосток. (Иголка с ниткой.)

 

На сковородку - ручейком,

Со сковородки - солнышком. (Блин.)

 

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот. (Клубок.)

 

Пять чуланов,

Одна дверь. (Перчатки.)

 

Один вход, да три выхода. (Рубаха.)

 

 

Что за братец? Вот загадка!

У него за носом - пятка! (Носок.)

 

 

Стоит копытце, полно водицы. (Колодец.)

 

Что за дорого: кто по ней идет -

Тот хромает? (Лестница.)

 

Жидко, а не вода,

Бело, а не снег. (Молоко.)

 

Хоть сама - и снег, и лед, А уходит - слезы льет. (Зима.)

 

Сказка про Снегурочку

 

Жили - были дед и бабка, детей у них не было. Наступила зима. Вышли дед с бабкой на двор и решили слепить Снегурочку. Такая красивая получилась Снегурочка, что ожила. Стала жить Снегурочка у бабки и деда, по хозяйству помогает, сказки рассказывает, довольны дед и баба. Но за зимой наступила весна. Пошла Снегурочка весной погулять и растаяла. Плачет дед, плачет бабка - Снегурочку жалко. Но ничего, придет зима слепим еще Снегурочку.

 

Дед: «Кхе - кхе».

Баба: «Ах - ох».

Снегурочка: «Какая я беленькая».

Зима: «Хрусть хрусть».

Весна: «Кап - кап. Жур - жур».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.