12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена34

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Голдыревская средняя общеобразовательная школа»







« Что читает наше поколение»

Научное направление: исследовательская работа по литературе







Фамилия, имя, отчество участника ( полностью)

Смирнов Даниил Александрович

Полное наименование образовательной организации

( согласно Устава)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Голдыревская средняя общеобразовательная школа»

Класс участника

7 А

Фамилия, имя, отчество научного руководителя ( полностью)

Хузина Елена Равиловна

Место работы руководителя

МАОУ « Голдыревская СОШ»

Должность руководителя

Педагог - библиотекарь







Кунгурский муниципальный округ , 2023









Содержание

Введение

1.Анализ литературы. Как формируется интерес к чтению.

Факторы, влияющие на формирование интереса к чтению у

учащихся

Почему надо читать книги. Влияние книги на развитие

личности человека

Исследование.

Результаты исследование.

Выводы.

Библиография.

Приложение.







































Введение:

« Книги – это корабли мысли,

странствующие по волнам

времени и бережно несущие

свой драгоценный груз

от поколения к поколению»

Френсис Бэкон

В XX веке чтение было самой распространенной формой досуга. Люди читали везде: в транспорте, в библиотеке – записывались в очередь прочитать интересную книгу, дома имели свою библиотеку, получали в подарок книгу. Современные подростки читают школьную программу, только для того, чтобы не получить двойку. Свободное время часть предпочитают компьютер или компьютерные игры. Но все, же большинство подросткам нравится читать книги или загружать на свой телефон и компьютер электронную книгу, а также используют аудио версии книг. Доступность литературы удивительна. На переменах ребят можно застать в телефонах, но не за чтением книг, а за играми или поиске информации к уроку.

Мы задумались, как можно повлиять на эту ситуацию привлечь и заинтересовать к чтению, расширить их кругозор чтения. С этой целью мы провели исследования среди своих одноклассников.

Объект исследования: учащиеся 6-7 класса.

Предмет исследования: интерес чтения подростков.

Цель: изучение читательского интереса современных детей в возрасте 13-15 лети возможность влияния на формирование и расширение читательского кругозора.

Задачи:

Проанализировать теоретический материал (книги, статьи, публикации, в интернет – пространстве)

Изучить читательский интерес обучающихся 6-7 класса, родителей.

Составить читательскую анкету и провести среди учащихся 6-7 класса.

Разработать рекомендации для учащихся и родителей по формированию интереса к чтению.

Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности молодого поколения поможет привлечь внимание сверстников и их родителей к проблеме формирования читательских интересов.

Продуктом моего проекта станет буклет « Что прочитать?»

I .Анализ литературы

1.Как формируется интерес к чтению

Почему же многие дети неохотно и мало читают? Существует ряд причин, в том числе и социальных. Общий спад интереса к чтению, обилие источников информации, помимо книг т.д. Интересы нынешних подростков часто сводятся к просмотру телевизионных передач, электронным и компьютерным играм. Поэтому книги уходят на задний план. После обследования 15-летних подростков из 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят на компьютерах, ученики показывают худшие результаты. К сожалению, результаты различных исследований, в том числе результаты PISA 2009 года подтверждают и актуальность проблемы. По оценкам читательской грамотности, а это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни, Россия заняла 41–43 место из 65 стран, участвующих в этом международном проекте.

Интерес к книге в печатном виде ослабевает, и будет ослабевать. Да, сегодня чтение становится все более элитарным занятием, сами книги стоят недешево, доступны не всем людям. Даже когда подросток может покупать книги, когда ему это по карману, он все равно сегодня будет скачивать и читать в Сети. Это необратимый процесс. В перспективе в книжных магазинах и среди подписчиков периодики (уже сейчас сокращаются тиражи даже у наиболее массовых журналов и газет) будет все меньше людей, и все больше и больше людей в глобальной Сети, читающих самым разным образом; ибо технические средства для чтения книг в этом смысле постоянно развиваются.

Так же в этой ситуации воспитать интерес к чтению? Это совместный труд учителей, родителей и детей. В первую очередь нужно, чтобы дома были книги. Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей. В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.

2. Почему надо читать книги. Влияние книги на развитие личности человека.

Без чтения нет человека, нет личностного и инновационного развития человека. Книга является инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки, а также формирует новую личность.

Я думаю, что книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей, совместные семейные чтения вечером родителей вместе с детьми, беседы по прочитанным книгам, обсуждения поступков героев, так мы будем развивать, и прививать любовь к чтению.


II . Исследование.

Результаты исследования.

Анкета « Что читают современные подростки?»

Любите ли вы читать?

Да-

Нет.

Какие книги вы предпочитаете читать?

Если вы не читаете ничего, то укажите почему?

Нет времени

Неинтересно

Есть развлечение более приятные

Читаете ли вы классическую литературу, которую проходите по программе в школе?

Да

Нет

Частично

Посещаете ли вы библиотеку?

Да

Нет

6.Покупаете ли вы художественную литературу?

Да

Нет.

7.Если не покупаете то почему?

Дорогое удовольствие

Непрактично

Неинтересно

8.Интересуетесь ли вы новинками литературы в сетях Интернет?

Да

Нет

9. Хотите ли вы получить в подарок электорнную книгу?

Да

Нет


Предлагаю познакомиться с результатами анкетирования « Любите ли вы читать?»

Любите ли вы читать?

Да - 72%

Нет - 28 %


t1699183817aa.gif









2.Какие книги вы предпочитаете читать?



t1699183817ab.gif



3. Если Вы не читаете ничего, то укажите почему?

t1699183817ac.gif





4. Читаете ли вы классическую литературу, которую проходите по программе в школе?

Да – 53%

Нет – 13,6%

Частично – 33,4%

5. Посещаете ли вы библиотеку?

Да – 71, 2 %

Нет - 28,8 %

6. Покупаете ли вы художественную литературу?

Да -6%,

Нет – 94%

7.Если не покупаете, то почему?

Дорогое удовольствие – 47 %

Непрактично – 23 %

Неинтересно -30 %

8. Интересуетесь ли вы новинками литературы в сетях Интернета?

Да – 6%

Нет – 94%

9. Хотите ли вы получить в подарок электорнную книгу?

Да – 54 %

Нет – 47 %

Вывод: среди подростков есть такие, кто любит читать. Они охотно берут книги в библиотеке или читают в интернете. В основном читают художественную литературу. Большинство учащихся читают те произведения, которые изучают по программе в школе. Вне школьной программы читают произведения разных жанров: романтику, фантастику, детективы и приключения. Книги предпочитают не покупать, так как считают это дорогим удовольствием, а берут их в библиотеке или читают на страницах сети Интернет.

Наши сверстники хотели бы знать, что сейчас модно читать, какие книги пользуются популярностью.





III.Вывод.

1. Современные подростки, безусловно, читают.

2.Подростки в основном читают ту литературу, которую изучают по программе в школе.

3.Современные подростки выбирают литературу в основном для развлечения, для ухода в сказочный мир и для саморазвития.

4. Из зарубежной литературы в основном читают те произведения, которые были экранизированы.

Поставленные нами цели и задачи достигнуты

Наша гипотеза подтвердилась отчасти. Результаты анкетирования и опроса указывают на то, что современные подростки читают, хотя и увлечены электронными развлечениями; пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуре, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий.

Выявив проблему, изучив соответствующую литературу, мы пришла к выводу, что проявление интереса к чтению, знание произведений художественной литературы - важнейшее условие успешности человека в обществе.

Чтобы развить читательскую культуру, необходимо:

В средствах массовой информации рассказывать подросткам о том, книги каких писателей следует выбирать для чтения.

Запустить интернет - ресурсы, посвященные молодежи и чтению, где подростки могли бы общаться, делиться отзывами, комментировать рецензии, знакомиться с текстами произведений.

Родителям необходимо воспитывать у подростков культуру чтения: если начал, дочитай до конца; книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу и не заглядывая в ее конец.

Подростки должны видеть родителей читающими. Их подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.

В доме обязательно должна быть библиотека, которая периодически должна пополняться. Домашняя библиотека должна быть ориентирована на интересы подростка.









Приложение

Анкета « Что читают современные подростки?»

Любите ли вы читать?

Да-

Нет.

Какие книги вы предпочитаете читать?

Если вы не читаете ничего, то укажите почему?

Нет времени

Неинтересно

Есть развлечение более приятные

Читаете ли вы классическую литературу, которую проходите по программе в школе?

Да

Нет

Частично

Посещаете ли вы библиотеку?

Да

Нет

Покупаете ли вы художественную литературу?

Да

Нет.

7.Если не покупаете то почему?

Дорогое удовольствие

Непрактично

Неинтересно

8.Интересуетесь ли вы новинками литературы в сетях Интернет?

Да

Нет

9. Хотите ли вы получить в подарок электорнную книгу?

Да

Нет












Памятка для родителей.

Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал? Учтите наши добрые советы, и Ваши желания исполнятся!

Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку Вашего сына или дочери.

Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.

Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.

Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте Ваши и его впечатления.

t1699183817ad.jpg











Анкета для родителей «Книга в вашем доме»



Уважаемые родители отметьте галочкой нужный ответ
1. Есть ли у вас дома книги? (Да Нет)
2. Читаете ли вы дома книги? (Да Нет)
3. Есть ли в семье традиции семейного чтения? (Да Нет)
4. Совместное чтение детской литературы происходит:
(Часто Время от времени Редко)
5. Часто ли вы покупаете книги своим взрослым детям?(Да Нет)
6. Что на первом месте? (Компьютер Книги Телевизор)
7. Какова, по-вашему, роль книги в жизни ребенка?


Эмоциональное удовлетворение от слушания

Совместное общение со взрослым

Познавательный интерес

































Библиографический список :

1.Бородина В. А. Психологические методы в изучении читательского

развития // Методология исследовательской работы. – СПб. : СПбГУКИ,

2.Тихомирова И. И. Детское чтение: тенденции и приоритеты [Текст]/ И. И.

Тихомирова// Журнал международного института чтения им. А.А.Леонтьева.

Секция «Психология и педагогика чтения» Рос. психолог. общества. – М. –

3.Школа чтения. Хрестоматия». Сост. И.И. Тихомирова. 2006

4 Кашурникова, Татьяна Михайловна. Чудо, имя которому книга / Москва :

Школьная библиотека, 2006 - 104 с.

5.Тихомирова И. И. Библиотечная педагогика или воспитание книгой: учеб.-

метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми [Текст]/ И. И.

Тихомирова. – СПб.: Профессия, 2011 – 384 с.

6.Халперн Д. Психология критического мышления [Текст]/ Д. Халперн. –

Интерес к чтению: как его пробудить

https://proshkolu.ru/user/chepkasova777/blog/405314 /







Автор материала: Д. Смирнов (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.