Автор публикации: П. Омелина, ученица 9А класса
Исследовательская работа на тему:
« Омелин Николай Григорьевич –
герой – железнодорожник»
Выполнила работу: Омелина Полина Сергеевна, обучающаяся 9а класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Ю.А.Гагарина»
Руководитель – Орешина Елена Борисовна, учитель истории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Ю.А.Гагарина»
ГО «Котлас»
2025
Оглавление:
I. Введение стр. 3
II. Основная часть
Глава 1. Мой прадед – герой – железнодорожник стр. 3
Глава 2. Продолжение династии стр. 4
III. Заключение стр. 5
IV. Библиографический список стр. 5
V. Приложения стр. 6
Приложение 1. Фотопортрет Омелина Николая Григорьевича
Приложение 2. Омелин Н.Г. со своими сослуживцами (фото)
Приложение 3. Омелин Н.Г. после награждения орденом Красной звезды (фото)
Приложение 4. Наградной лист.
Приложение 5. Приказ о награждении орденом Красной звезды
I. Введение
Наша страна готовится к 80-летию Великой Победы. Этот день занимает особое место среди государственных праздников в нашей стране. В каждой семье есть свои герои, люди, защищавшие Отчизну, исполнившие свой долг. Многих нет в живых, но из воспоминаний родственников складывается общая картина войны за освобождение любимой Родины. Вписать рассказы о судьбах людей, каждым своим шагом приближавших победу нашего народа, в летопись Великой Отечественной войны — долг каждого человека, неравнодушного к своей стране. Сегодня у меня появилась возможность исследовать историю о ветеране войны, моем прадедушке.
Проблема:
Мой отец много рассказывал мне о том, как воевал его дед, мой прадедушка Омелин Николай Григорьевич. Я внимательно слушала рассказы отца, с волнением рассматривала сохранившиеся в семье фотографии военных лет, воинский билет Николая Григорьевича, держала в руках его награды и хотела не только узнать о нем больше, но и сохранить о нем память, рассказать о нем другим людям.
Цель моей работы: изучить историю жизни моего прадеда, узнать, какой след оставила война в его жизни и судьбе и показать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
Задачи:
1. Изучить подробно биографию моего прадедушки на основе сохранившихся в семейном архиве документов, фотографий и рассказов моих родственников.
2. Установить, где и в каких войсках он воевал.
3. Исследовать историю награждения моего прадеда высокой государственной наградой – орденом Красной звезды.
При выборе методов исследования, я использовала беседы с отцом, бабушкой, изучала документы и фотографии, награды прадедушки, изучала литературу и интернет – источники.
Объект исследования: история жизни Омелина Николая Григорьевича, моего прадедушки.
Предмет исследования: Воспоминания родных, фотографии, награды, архивные документы.
II. Основная часть
Глава 1. Мой прадед – герой – железнодорожник.
Мой прадед Омелин Николай Григорьевич (1) родился 21.08.1912 в деревне Анциферовской Вожегодского района Вологодской губернии. Родился он в семье небедных артельщиков, что позволило получить достойное начальное образование и окончить Вологодский железнодорожный техникум в 1932 году. Свою трудовую деятельность прадед начал в этом же году на Северной дороге в структуре управления движением поездов. С началом Великой Отечественной войны он был призван в Красную Армию и после прохождения курсов младших командиров в 1942 году в звании старшего лейтенанта (2) был отправлен командовать 256 стрелковой дивизией на Волховский фронт. В составе своего подразделения мой прадед участвовал в прорыве блокады Ленинграда, за это был награждён медалью «За оборону Ленинграда».
В мае 1944 года, как и многие железнодорожники-фронтовики, прадед был направлен на I Белорусский фронт для организации деятельности транспорта на Западную Украину командиром станции Ровно, где 29 июля 1944 года за свой железнодорожный подвиг получил орден Красной Звезды (3).
В Большой российской энциклопедии сказано, что орденом Красной звезды во время Великой Отечественной войны «награждались военнослужащие рядового и командного состава Вооружённых сил СССР, пограничных и внутренних войск, сотрудники органов государственной безопасности и внутренних дел, воинские части и военные корабли, а также их соединения и объединения, коллективы, учреждения, предприятия и общественные организации, военнослужащие иностранных государств за выдающиеся заслуги в деле обороны СССР как в военное, так и в мирное время».[2]
Обратимся к наградному листу: «Товарищ Омелин Н.Г. за время работы на узле ст. Ровно Ковельской железной дороги проявил себя дисциплинированным и самоотверженным командиром станции. При налетах вражеской авиации обеспечил своевременное рассредоточение воинских эшелонов, ликвидировав два очага пожара, этим самым спас 47 вагонов воинских грузов. Четкой работой обеспечил своевременную доставку воинских эшелонов к линии фронта. Достоин награды орденом Красной звезды» (4). Подписал наградной лист начальник передвижных войск, генерал-майор железнодорожных войск (фамилия неразборчиво) и начальник Ковельской железной дороги Петров, начальник военных сообщений, генерал-майор технических войск Черняков и начальник тыла I Белорусского фронта, генерал-лейтенант Антипенко. Также среди архивных документов я обнаружила приказ и наградной список (5).
Вернувшись с фронта, прадедушка всегда старался быть полезным: вместе со своими земляками восстанавливал мирную жизнь своей малой Родины. После Ровно он работал начальником станции Ковель Ковельской железной дороги.
В 1953 году, учитывая огромный профессиональный опыт, его направили на станцию Сольвычегодск - на тот момент, развивающийся новый сортировочный узел на Северной железной дороге.
Приказом НКПС от 19 июня 1942 года за №516/Ц было образовано Управление Северо-Печорской ж/д – с местом нахождения в Котласе. Одновременно с образованием Управления дороги также приказом образовано Котласское отделение дороги. Станция Сольвычегодск начала свое официальное существование 30 октября 1948 года.[1]
В послевоенные времена труд здесь был очень тяжёл. Путевое развитие станции Сольвычегодск сначала состояло из пяти приёмо-отправочных и шести сортировочных путей. Стрелочные переводы проводились вручную, запирались на висячие замки, освещались при помощи керосиновых ламп. Составы поездов списывались и составлялись вручную. Освещение территории было слабым, работали с керосиновыми фонарями. Но люди самоотверженно выполняли свой долг под лозунгом «Работать так, как работает передовой товарищ!». И недаром среди ветеранов немало тех, кто с гордостью носит звание «Почётный железнодорожник», ордена и медали за доблестный труд. [3]
Прадедушка на работе и в поселке был достойным и уважаемым человеком. Умер прадедушка в 1958 году.
Глава 2. Продолжение династии
Так мой дед Валентин, старший сын в семье Николая Григорьевича, оказался на земле Вычегодской. Интересный факт, но именно "железка" познакомила моих бабушку и дедушку. В 1960 году моя бабушка, Валентина Николаевна, работала стрелочницей на станции Сольвычегодск, а дед - кочегаром на паровозе «Лебедянка», так ласково называли их в то время. Там они и познакомились. Дед и бабушка проработали на станции Сольвычегодск до середины 80-х годов 20 века: Валентина Николаевна - на сортировочной горке оператором телетайпа, а Валентин Николаевич - слесарем в локомотивном депо.
Мой отец Сергей Валентинович с сестрой Ольгой подхватили эстафету чуть позже. Отец в 1991 году был принят электромонтёром станционной радиосвязи, и трудится по настоящее время уже в должности заместителя начальника Сольвычегодского регионального центра связи. Моя тетя, Ольга Валентиновна, отслужив в структуре МВД почти 25 лет, тоже пришла на железную дорогу - с 2007 по 2017 годы трудилась в химической лаборатории в локомотивном депо.
Общий стаж нашей династии железнодорожников составляет 120 лет! И это не предел! Жизнь и история семьи Омелиных продолжается!
III. Заключение
Таким образом, поставленные в начале исследования цели и задачи выполнены.
В ходе исследовательской работы я подробно узнала историю жизни и участия в Великой Отечественной войне своего прадедушки, познакомилась с архивными документами о награждении Омелина Н.Г. орденом Красной звезды. Огромную помощь в поиске информации оказали интернет-ресурсы. Также помогли воспоминания родственников, сохранившиеся документы и награды. Уверена, что поиски еще не закончены. Работа интересная, буду дальше продолжать работать над этой темой.
Я горжусь, что мой прадед храбро сражался за нашу Родину в Великой Отечественной войне и внес достойный вклад в Победу над врагом!
IV. Библиографический список:
1. Магистраль – моя судьба: Воспоминания и очерки истории к 70-летию Сольвычегодского отделения дороги и 175-летию железных дорог России.- Котлас, 2012. – 556 с.: ил.
2. https://bigenc.ru/c/orden-krasnoi-zvezdy-sssr-7103fa
3. https://gudok.ru/zdr/179/?ID=914893
5. Галерея памяти участников ВОВ
V. Приложения
Приложение 1. Портрет Омелина Николая Григорьевича (фото)

Приложение 2. Омелин Николай Григорьевич со своими сослуживцами (фото)

Приложение 3. Омелин Н.Г. после награждения орденом Красной звезды (фото)

Приложение 4. Наградной лист.
Приложение 5. Приказ о награждении орденом Красной звезды

