Программа профориентации «Юный железнодорожник»
Программа профориентации «Юный железнодорожник»
С.О. Гречко
Уфимская детская железная дорога
Аннотация
Программа разработана для школьников 5-9 классов, которые являются юными железнодорожниками Детских железных дорог, учащихся опорных школ РЖД. ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы дополнительного образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднеспециального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурвх и предпринимательство. На первый план выступает коммерческая деятельность, что не позволяет молодым людям состояться в профессиональном отношении. Отсутствует престиж рабочих профессий, общественное мнение о работе в открытых атмосферных условиях негативное, Работники ОАО «РЖД» в основном осуществляют свою деятельность на открытом воздухе, в специальной одежде, обязательно выполнение норм, правил и инструкций. Не востребованы молодежью рабочие специальности, необходимые для развития Российской экономики. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствует о том, что представления выпускников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда. В связи с этим нужно организовать целенаправленную профориентационную работу среди обучающихся, которая должна опираться на знание системы основных профессий, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации, привести ее в соответствие требований времени. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу жизни, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и слабостей человека.
Цель программы
Целью данной программы является работа по программе внеурочной деятельности «Профориентация», которая позволит преподавателю реализовать актуальные для личностного развития учащегося задачи, которые лишь отчасти решаются в учебном процессе.
Задачи программы
1, Расширить систему профориентации на детской железной дороге через внеурочную деятельность.
2. Повысить уровень осведомленности обучающихся о профессиях посредством вооружения их соответствующими знаниями.
3. Ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях глобальной конкуренции.
4. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
Актуальность и практическая значимость
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности. А это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школьников, в развитии мотивации школьника к осуществлению трудовой деятельности, в формировании готовности школьников к выбору профессионального пути и к обучению в течение всей жизни. Работа по программе внеурочной деятельности «Профориентация» позволит преподавателю реализовать эти актуальные для личностного развития учащегося задачи.
Педагогическая идея и логика ее реализации
Программа может быть реализована в работе со школьниками 5 - 9 классов. Программа курса рассчитана на 26 часов, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разнличных железнодорожных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога. Выбирая ту или иную профессию, человек руководствуется набором ценностных оснований, характерных для него, но эти ценности сформировались под влиянием всей системы одобряемых обществом норм и правил. В данном случае требуется поступательность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения. Одноразовые акции и мероприятия не подходят для такой работы. Это длительный процесс, который берет начало на уровне дошкольного образования и продолжается всю жизнь. На каждом этапе жизненного пути важно определить свои задачи профессионального самоопределения. В профориентации по программе «Юный железнодорожник» требуется практическая ориентированность: деловые игры, профессиональные пробы, встречи с непосредственными представителями профессий, погружение в реальный профессиональный контекст. Важное значение имеет активная позиция самого школьника. На встречах со школьниками в муниципальных автономных общеобразовательных учреждениях выяснилась интересная закономерность: дети называют только пару профессий железнодорожников, о которых им известно. Чаще всего называют профессии машиниста и проводника, в то время как в холдинге ОАО «РЖД» около 750 специальностей и профессий.
Детям практически ничего неизвестно о структуре и производственных процессах на предприятиях.
Основные механизмы реализации и организационно-педагогические условия
Механизм реализации программы: Главными исполнителями программы являются педагогический совет, совет по профессиональной ориентации школьников. Соисполнители мероприятий программы – преподаватели.
Предполагаемые результаты реализации программы: Реализация данной программы позволит обучающимся иметь представления: о мире труда, основных группах профессий и тенденциях их развития; о ситуации на рынке труда и тенденции ее изменения; об организациях профессионального образования различных уровней, оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения; о своих правах и обязанностях, связанных с определением индивидуальной образовательной траектории; о вузах, в которых они могут получить дальнейшее образование. Обучающиеся должны уметь: анализировать мотивы своего профессионального выбора и причины принятия соответствующих решений; анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории; анализировать и правильно оценивать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.
Программа реализуется через:
1. Организационно-методическую работу (деятельность по профориентационной работе с учащимися);
2. Работу с обучающимися: комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по профессиональному самоопределению; консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование; организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия, виртуальные экскурсии); встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования. помощь в организации профессиональных проб на предприятиях;
3. Работу по организации экскурсий в на предприятия города.
Результаты и показатели эффективности педагогической практики
Ожидаемые результаты: Программа станет востребованной как юными железнодорожниками, так и обучающимися опорных школ, которые планируют после окончания основной школы продолжить обучение в колледжах и техникумах железнодорожного транспорта, так и теми, кто планирует получить среднее образование в стенах школы. Сегодня профессионалу любой сферы деятельности необходимо владеть набором универсальных навыков, поэтому программа ориентирована на всех школьников вне зависимости от профиля (направленности) предполагаемой будущей профессии.
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы: Достижение поставленной цели возможно и оправданно только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающей как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям региона, в котором они живут, общества в целом.
Социальный эффект, точки роста и возможности тиражирования
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: повысить мотивацию молодежи к труду; оказать адресную помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии; обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
В зависимости от изменения требований рынка труда возможно исключение или добавление материала рабочей программы.
Возможно включение программы в Рабочую программа ФОП — Профориентация по ФГОС.