" Владимир Яковлевич Шаинский - любимый детский композитор"
Автор публикации: А. Полянская, ученица 6 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ГОРОДА НЕРЮНГРИ
(МБУДО «ЦРТДиЮ»)
Исследовательский проект
«Владимир Яковлевич Шаинский – любимый детский композитор»
Выполнила: Полянская Арина обучающаяся вокальной студии
«Солнышко», Филиал МБУДО « ЦРТДиЮ»
в п. Беркакит
Руководитель: Завалий Виктория Степановна
Педагог дополнительного образования. Филиал МБУДО « ЦРТДиЮ»
в п. Беркакит
г. Нерюнгри
2025
Оглавление
Основные этапы реализации проекта 5
Практическая ценность данной работы 6
Глава 1: Биография и творчество Владимира Яковлевича Шаинского. 7
1.2. Творчество Владимира Яковлевича Шаинского. 8
1.4. Основные темы и жанры песен В.Я. Шаинского. 10
1.5. Влияние песен В.Я. Шаинского на детей. 12
2. Современное значение песен В.Я. Шаинского. 13
2.1 Актуальность в современном воспитании. 13
2.2 Роль в формировании культурной идентичности. 13
2.3. Современные интерпретации и актуальность. 13
Глава 2. Практическая часть исследовательской работы. 14
Викторина по песням В. Я. Шаинского. 22
Репетиция попурри В. Я. Шаинского с среднее группой вокальной студии «Солнышко» 33
«Мой путь в детскую песню трудный и в то же время радостный. Трудный потому, что совсем нелегко написать песню, которую примут и подхватят дети. А радостный потому, что нет большего счастья для автора, чем слышать, как его песни поют дети».
В. Я. Шаинский.
Многие дети с самого раннего возраста отдают предпочтение «взрослым» песням и не любят песен детских. А ведь именно детские песни, учат добру, заботе о ближнем, любви к животным. Примером красивых и высоконравственных песен могут служить песни на музыку В.Я. Шаинского. Именно на его песнях воспитывалось ни одно поколение детей. Необходимо знакомить детей с песнями В.Я. Шаинского, они не могут не нравиться детям.
На протяжении десятилетий взрослые и дети слушают и поют песни Владимира Яковлевича Шаинского, так как они очень популярны. Свою известность они получили потому, что через песни В.Я. Шаинский разговаривает с детьми по душам на равных, то с озорством и лукавством, то ласково и серьезно, то с юмором и весельем. «Улыбка», «Песенка крокодила Гены», «Антошка», «Чебурашка» - эти песни так прочно вошли в нашу жизнь, что мы не представляем себя без них.
Добрые советские мультфильмы, сказки и детские фильмы подарили нам множество хороших детских песенок В. Я. Шаинского, которые из-за своих поучительных текстов актуальны и в двадцать первом веке.
Песни В.Я. Шаинского многому учат детей:
1.Песня «Улыбка» - учит сражать врага доброжелательностью.
Удивительно светлая, нежная, добрая музыка, легкая и мягкая, сердечная. Но отчего же нам так хочется улыбнуться, лишь только мы запеваем мелодию песни? Произнесите вслух слово «улыбка» с повышением интонации на ударном слоге, и вы заметите, что мышцы ваших губ и рта пришли в такое же положение, как при самой доброй, широкой улыбке. И мы улыбаемся.
2 Песня «Голубой вагон» - помогает понять, что надо верить в лучшее, которое обязательно наступит.
3 Песня «Вместе весело шагать» - помогает собрать друзей всех вместе.
4 Песня «Чему учат в школе» - способствует появлению желания у ребенка идти в школу учиться.
Песни В.Я. Шаинского добрые и светлые, их можно назвать отечественной музыкальной классикой. Не зря А.И. Буренина четко подметила, что песни В.Я. Шаинского — это песни, воспитывающие музыкальный и поэтический вкус, это песни, которые хочется слушать и петь. Все творчество В. Я. Шаинского для детей можно определить так: дружба, улыбка, доброта. Отсюда популярность крокодила Гены, Чебурашки, крошки Енота, как обобщенных образов. Дети рисуют крокодила, так как они хотят дружить с ним.
А Чебурашка пользуется такой горячей любовью, которой не удостаивались ни собачки, ни кошечки. И не случайно симпатичная игрушка обитает во многих наших домах. Чебурашка стал символом необычайной, беспредельной сердечности и доброты. На зимней Олимпиаде 2006 года, проходившей в Турине, талисманом российской сборной стал тоже Чебурашка. Чья же тут заслуга, создателей мультфильма, режиссера, сценариста, художника? Безусловно. Но если бы не музыка В. Я. Шаинского, эти образы не вошли бы в наш быт так уверенно.
Актуальность12 декабря 2025 г знаменитому композитору Владимиру Яковлевичу Шаинскому исполнилось бы 100 лет. По телевидению показывают много программ, посвященных его жизни и творчеству. И каково же было наше удивление, что мы знаем песни этого композитора, но не знаем, что все эти песни написал В.Я. Шаинский. Мы ничего не знаем о его жизни и творчестве. Мы решили выяснить, знают ли ребята вокальной студии "Солнышко», кто такой В.Я. Шаинский, и какие песни он написал. У нас появилось желание узнать как можно больше об этом замечательном композиторе и его песнях. Совместно с педагогом, Викторией Степановной, мы определили цели и задачи проекта, сформулировали проблему, наметили план работы и собрали, и обработали информацию.
Цель проекта – активизировать интерес обучающихся вокальной студии «Солнышко» к детским песням, путём приобщения их к песенному наследию Владимира Яковлевича Шаинского.
ЗадачиИзучить биографию детского композитора В. Я. Шаинского
Познакомится с музыкальными произведениями и песнями В. Я. Шаинского.
Прослушать песни и просмотреть мультфильмы с песнями В. Я. Шаинского;
Провести анкетирование среди ребят вокальной студии «Солнышко»;
Проанализировать результаты анкетирования;
Составить игру- викторину «Волшебный мир песен В. Я. Шаинского»;
Гипотеза- мы предполагаем, что знакомство с жизнью и творчеством В.Я. Шаинского и его песнями, через музыкальную игру- викторину «Волшебный мир песен В. Я. Шаинского», расширит музыкальный кругозор и пробудит у детей интерес к разучиванию песен и просмотру мультфильмов с его песнями.Предмет исследования- жизнь и творчество Владимира Яковлевича Шаинского.
Объект исследования- детские песни Владимира Яковлевича Шаинского как музыкальное достояние России.
Результат исследования – познавательная музыкальная игра - викторина «Волшебный мир песен Владимира Яковлевича Шаинского»- для младших школьников, выполненная в виде презентации с иллюстрациями к песням и с музыкальным сопровождением.
Проблема- мы не знакомы с жизнью композитора В. Я. Шаинского и не знаем многих его замечательных детских песен. Методы исследованияСбор и обработка информации о жизни и творчестве В. Я. Шаинского.
Знакомство с песнями В. Я. Шаинского.
Анкетирование ребят вокальной студии «Солнышко».
Работа с интернет-ресурсами по подбору заданий для сценария.
Первый этап:
Подготовительный
1. Знакомство с темой проекта.
2. Формулирование основополагающих вопросов.
Второй этап:
1. Анкетирование обучающихся вокальной студии «Солнышко».
2. Оформление результатов анкеты в виде диаграммы.
3.Формулирование проблемы, цели и задач проекта.
4. Обсуждение плана работы над проектом.
Третий этап:
1.Сбор материала о жизни В.Я. Шаинского и его обработка.
2.Сбор материала о творчестве композитора.
3. Знакомство с песнями.
Четвертый этап:
1.Оформление презентации по биографии композитора.
2.Создание сценария музыкальной игры-викторины - «Волшебный мир песен Владимира Яковлевича Шаинского.»
Заключительный этап:
1. Проведение музыкальной игры-викторины - «Волшебный мир песен Владимира Яковлевича Шаинского.»
2. Повторный опрос обучающихся и оформление результатов.
3. Подведение итогов работы.
Практическая ценность данной работыСоздание сценария музыкальной игры-викторины - «Волшебный мир песен Владимира Яковлевича Шаинского.»
Выученное и исполненное попурри песен В, Я. Шаинского, обучающимися вокальной студии «Солнышко».
1.1 Биография Владимира Яковлевича Шаинского.
Владимир Яковлевич Шаинский родился 12 декабря 1925 года. Его отец был инженером-химиком, мать - биологом. Детство Володи прошло в городе Киеве. Вместе с мамой четырехлетний малыш часто бывал в музыкальном театре, особенно ему нравилась опера «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского - Корсакова, по дороге домой он напевал мелодии из оперы.
Серьезно заниматься музыкой В. Шаинский стал с десяти лет, он увлеченно учился игре на скрипке, однако начавшаяся война прервала учебу, семья была эвакуирована в Ташкент. В Ташкентской консерватории Владимир Шаинский продолжил музыкальное образование вплоть до 1943 года, когда его призвали в армию.
Обучившись в школе военных радистов, он попадает в артиллерийский полк. Именно в тревожные дни войны с особой остротой чувствовалась необходимость песни: с песней легче было грустить, вспоминая родной дом, а веселая песня вызывала улыбку, поднимала настроение.
После войны Владимир Шаинский, получает музыкальное образование в Московской консерватории, становится композитором и среди множества музыкальных дорог выбирает эстраду.
Его песни зазвучали повсюду: в детском саду и в школе, в воинских частях и на различных стройках, в кругу друзей и знакомых. В 1966 году его песню "Как бы мне влюбиться" исполнила Алла Пугачева, а первым и громким успехом стала песня "Лада", написанная в 1968 году. Имя Владимира Шаинского зазвучало рядом с именами известных композиторов песенного жанра, а его песни "Дрозды", "Береза белая", "Уголок России", "Когда цвели сады", "Цыганский хор", "Любви негромкие слова", "На дальней станции сойду", "Ну почему ко мне ты равнодушна", "Родительский дом", "Обручальное кольцо" и другие пользовались поистине народной любовью. Их исполняли певцы: Муслим Магомаев, Анна Герман, Лев Лещенко, Алла Пугачева, Эдуард Хиль, Валерий Леонтьев. До 2003 года Владимир Яковлевич жил и работал в Москве. С 2003 года в Израиле. С 2007 года — Шаинский живет в США. В 2012 году на первом канале центрального телевидения Владимир Шаинский стал главным героем передачи «Достояние республики». В исполнении известных артистов прозвучали лучшие песни композитора.
1.2. Творчество Владимира Яковлевича Шаинского.Первыми произведениями композитора стали струнный квартет, написанный в 1963 году ещё в консерватории, и симфония, созданная в 1965 году. Наиболее В. Я. Шаинский известен, как автор многочисленных произведений для детей. За годы творческой деятельности он сочинил оперу для детей «Трое против Марабука» (1974 г.), несколько мюзиклов:
«Аз, Буки, Веди» (1975, либретто и стихи М. С. Пляцковского);
«Путешествие Нильса» (1984, по сказке Сельмы Лагерлёф, стихи Р. Рождественского);
«Восьмое чудо света» (1985);
«Лифт» (1987);
«Джельсомино и пираты» (1988, либретто и стихи А. Гангова);
«По сказкам и континентам» (1989);
«Рэкет» (1993, либретто и стихи А. Гангова);
«Жених для приданного» (1994, либретто и стихи А. Гангова). Владимир Шаинский — автор десятков мелодий из популярных художественных и мультипликационных фильмов.
Среди них кинокартины:
«Анискин и Фантомас»,
«И снова Анискин»,
«Завтрак на траве»,
«Школьный вальс»,
«Финист — ясный сокол»,
«Пока бьют часы»,
"4:0 в пользу Танечки",
"Школьный вальс",
"Что такое хорошо и что такое плохо",
"Веселая карусель",
"Маленькие недоразумения",
"Снежные люди",
Мультфильмы:
«Чебурашка»,
«Шапокляк»,
«Катерок»,
«Крошка Енот»,
«Трям! Здравствуйте!»,
"Чебурашка и крокодил Гена",
"Приключения Незнайки и его друзей",
"Аврора",
"Песня о дружбе",
"Крошка Енот",
"38 попугаев", "Мама для мамонтенка". и многие другие.
Музыкальные сказки:
«2 × 2 = 4»,
«Площадь картонных часов»,
Как неоднократно признавался композитор, в мелодиях и аранжировке его песен заметно влияние венской классической школы. Особенно большую популярность имеют персонажи сказок Эдуарда Успенского — Чебурашка и сопутствующие персонажи. Шаинский исключительно точно проработал персонажей Успенского с музыкальной точки зрения, и песенки Чебурашки, крокодила Гены и старухи Шапокляк стали неувядающими хитами». Когда Владимир Яковлевич, впервые пришел на звукозаписывающую фирму «Мелодия» с озорной песенкой про Антошку в майке, джинсах и тапочках, то его сначала даже не пустили внутрь. Но уважаемый поэт-песенник Юрий Энтин изменил ситуацию, отправив песню «Антошка» в детскую редакцию телевизионной передачи «С добрым утром!», где она моментально стала хитом! Вот так, даже знаменитые композиторы вначале своего пути пользовались помощью своих верных друзей, ведь вместе — весело шагать по жизни!
На студию «Союзмультфильм» В.Я. Шаинский попал неожиданно. Помог ему в этом один из героев – Антошка, тот самый, который пел: «Дили-дили, трали-вали, это мы не проходили, это нам не задавали…» Затем появились мультфильмы «Чебурашка и крокодил Гена», «Катерок», «Крошка Енот», «Трям, здравствуйте!», «Если рядом с тобой друг», музыкальные сказки «2 × 2 = 4», «Площадь картонных часов» и многие, многие другие. После Антошки в мультфильмах запели: мамонтенок и крошка Енот, Чебурашка и крокодил Гена…
Владимир Яковлевич Шаинский написал более 300 песен. Его песни просты и человечны. Они учат любить и дружить, беречь природу и восхищаться ею, заботиться о братьях наших меньших, хранить секреты и дорожить друзьями. Мелодии их легко запоминаются, они несут свет жизнелюбивой, иногда по-детски озорной, иногда чуть грустной улыбки талантливого художника. «Никогда я специально для детей не писал. «Пишу, как бы для самого себя», —говорит Владимир Яковлевич. – Деление песен на детских и взрослые я считаю не совсем точным. Лучше делить на хорошие и плохие». Композитор и сам исполнил роли в фильмах "Восемь с половиной долларов", "ДМБ".
1.3. Награды.За большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность Владимир Шаинский был награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12 декабря 2005).
Орденом Почёта (11 октября 2001) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
Орденом Дружбы (28 декабря 1995) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
Он является лауреатом Государственной премии СССР (1981), Лауреат германской «Премии искусства» (1976), Лауреатом ряда отечественных и международных конкурсов песен.
Владимиру Шаинскому присвоены звания: Народный артист РСФСР (1986),
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978).
1.4. Основные темы и жанры песен В.Я. Шаинского.Песни Владимира Шаинского стали настоящим гимном детства. Написать такие солнечные и запоминающиеся мелодии мог только такой жизнерадостный, озорной и очень добрый человек как Володя Шаинский, называвший себя из-за небольшого роста великим и давший имя Дворжак, в честь знаменитого чешского композитора, своей собачке-дворняжке. Сам Владимир Яковлевич всегда старался быть в хорошем расположении духа, не злиться, никому не завидовать, радоваться каждому дню и постоянно улыбаться. Каждому, кто встречал этого неунывающего человека невольно хотелось улыбнуться. Он был добр к людям, старался не грустить и радовать взрослых и детей своими волшебными песнями. Для многих он был музыкальным сказочником и даже будучи взрослым, всегда оставался ребёнком-фантазером: «Зовите меня просто Вовой» — говорил композитор.
В песнях В.Я. Шаинского часто затрагиваются разные темы, такие как дружба, любовь к природе, уважения к старшим и любви к Родине, важность знаний и умений. Композитор искренне верит в добро и свет, что проявляется через его музыку. В.Я. Шаинский также активно использует в своих произведениях элементы фольклора, что создает уникальную атмосферу и делает песни более яркими и запоминающимися.
Дружба и товарищество. Одной из центральных тем песен В.Я. Шаинского является дружба. Песни, такие как «Солнечный круг» и «Пусть всегда будет солнце», учат детей ценить дружеские отношения, работать в команде и помогать друг другу.
«Песенка мамонтенка» сл. Дины Непомнящей, муз. Владимира Шаинского. А вы знаете, что песенка Мамонтёнка в настоящее время является неофициальным гимном учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Слушая и исполняя ее, такие дети искренне верят, что обязательно будут кому-то нужны. Что в семье, которая их примет, они обязательно обретут долгожданное счастье. Эти ребятишки, несмотря ни на что, всегда очень жизнерадостные. Ведь они по-настоящему знают, что такое друг, с которым веселей дорога.«Вместе весело шагать» сл. Михаила Матусовского, муз. Владимира Шаинского Центральной темой всего творчества Владимира Шаинского была тема детства во всех его проявлениях: от веселого озорства до душещипательных переживаний. «Если с другом вышел в путь» сл. Михаила Танича, муз. Владимира Шаинского. «Улыбка» сл. Михаила Пляцковского, муз. Владимира Шаинского. «Чему учат в школе» сл. Михаила Пляцковского, муз. Владимира Шаинского. «Голубой вагон» муз. Владимира Шаинского, обраб. Виталия Альченко . «Детство» сл. Александры Осиповой, муз. Владимира Шаинского
Природа и окружающий мир. В творчестве В.Я. Шаинского значительное внимание уделяется природе. Песни, такие как «Как прекрасно в нашем мире» и «Лесенка», вдохновляют детей любоваться окружающими красотами и заботиться о природе. Это стимулирует формирование экологической сознательности уже в раннем возрасте.
«Дождь пойдет по улице» сл. Сергея Козлова, муз. Владимира Шаинского. У Шаинского, на самом деле, много серьезных вокальных произведений, в которых с помощью музыки выражена искренняя любовь к нашей Родине и родной природе. «Белые кораблики» сл. Леонида Яхнина, муз. Владимира Шаинского, «Дело было в январе» сл. Юрия Энтина, муз. Владимира Шаинского. Владимир Шаинский с удовольствием играл с детьми, иногда даже шалил, почти как ребенок. Вот почему его песни всегда понятны детям. Он как будто говорил с ребятами на одном языке, мог выразить звуками радость и даже печаль, наполняющих ранимое детское сердце. Познакомившись с песнями Шаинского в раннем детстве, взрослые сквозь свою жизнь проносят в сердце искренний восторг от Чебурашки и крокодила Гены, безудержное озорство Антошки и Чунга-Чанги или безмерную грусть от потери любимой мамы.
Патриотизм и национальные ценности. Некоторые песни, например «Я люблю свою страну», пропагандируют патриотизм и гордость за свою Родину. В.Я. Шаинский соединяет в своих текстах элементы национальной идентичности и любви к культуре, что играет важную роль в воспитании патриотично настроенного поколения. «Уголок России» сл. Екатерины Шевелёвой, муз. Владимира Шаинского. «Если мы войну забудем» , стихи Роберта Рождественского, музыка Владимира Шаинского. Известная, пророческая песня о том, что память о войне нужна всей Земле… К сожалению, после гибели СССР все чаще и чаще наносятся удары по самому святому — по этой исторической памяти.
Есть у композитора и не столь известные песни, но очень сильные. Например, «Аджимушкай», написанная на слова В. Дубровина. Она повествует о героях-керчанах, которые в годы Великой Отечественной войны укрывались в Аджимушкайских каменоломнях и оттуда вели беспощадную борьбу, наносили чувствительные удары по оккупантам. «Держись, ты не сражен, Аджимушкай, подземный гарнизон». Владимир Яковлевич продолжал работу над военной темой. Вместе с поэтами Михаилом Таничем, Львом Ошаниным, Сергеем Островым, Владимиром Харитоновым, Михаилом Пляцковским, Александром Алшутовым создал ряд солдатских песен: "Идет солдат по городу", "Победа", "Шло письмо", "Не плачь, девчонка", "Через две зимы", "Проходит кавалерия".
В.Я. Шаинский создал множество песен, которые отличаются мелодичностью, простотой и доступностью. Он умело соединяет элементы фольклора и современного стиля, что делает его музыку близкой и понятной детям. В песнях В.Я. Шаинского часто используются образы, понятные детям, что обогащает их эмоциональный опыт и способствует воспитанию. Мелодии песен просты и запоминающи, а тексты наполнены позитивными эмоциями и мудрыми уроками. Это, помогает детям развивать такие качества, как креативность, воображение и эмоциональную отзывчивость.
Образовательная ценность песен В. Я. Шаинского. Каждая песня В.Я. Шаинского несет в себе образовательный аспект. В них затрагиваются важные жизненные уроки, которые помогают детям понимать такие понятия, как дружба, взаимопомощь, уважение и ответственность. Кроме того, музыкальная основа песен помогает развивать слух, ритм и чувство музыкальности.
2. Современное значение песен В.Я. Шаинского. 2.1 Актуальность в современном воспитании.Несмотря на развитие технологий и появление новых форм развлечений для детей, песни Юрия Шаинского продолжают оставаться актуальными. Их можно встретить на утренниках, в детских садах и школах, что свидетельствует о способности музыки преодолевать время и оставаться важной частью культурного обмена. «Вместе весело шагать», «Если с другом вышел в путь», «Голубой вагон», «Улыбка», «Мир похож на цветной луг», «Пропала собака».
2.2 Роль в формировании культурной идентичности.Песни В.Я. Шаинского способствуют формированию культурной идентичности у детей. Через музыку они могут знакомиться с традициями своей страны, что важно для понимания своего места в мире и связи с прошлым. «Уголок России», «Крейсер Аврора», «Дрозды», «Родительский дом».
2.3. Современные интерпретации и актуальность.Современность вносит свои коррективы в восприятие песен В. Я. Шаинского. Многие из них интерпретируются новыми исполнителями, что помогает сохранять их актуальность. В детских театрах, компаниях по организации праздников и образовательных учреждениях песни В. Я. Шаинского продолжают использоваться, что говорит о их огромной популярности и востребованности. «В траве сидел кузнечик», «Чунга-Чанга», «Песенка Чебурашки», «Дождь пойдет по улице», «Взрослые и дети», «Чему учат в школе», «Первоклашка», «Дети любят рисовать», «Облака».
Мной был проведён опрос среди обучающихся вокальной студии «Солнышко», младшей и средней групп и выяснили, что всего 8 % обучающихся знают, что В.Я Шаинский – это композитор. Песни «Дважды два четыре», «Голубой вагон», «Песня мамонтенка» знают 56 %. Эти песни нравятся 36% опрошенных. А вот что мелодии этих песен написал В. Я. Шаинский, знают всего 1% обучающийся. Хотя эти песни многим нравятся. Я также выяснила, что есть ребята, которые не знают даже самых известных его песен. (Приложение 1Анкета 1.).
Пользуясь интернет - ресурсами, мной был собран материал о жизни В.Я. Шаинского и оформили его в виде презентации.
Затем, познакомилась с его песнями, Нашли и придумали сами интересные задания, вопросы и конкурсы по творчеству композитора, (Приложение 2) и совместно с педагогом, создали сценарий игры - путешествия «Волшебный мир песен Владимира Яковлевича Шаинского». Сценарий игры стал первой частью конечного продукта моей исследовательской работы, второй часть: выученное попурри из песен В.Я. Шаинского с средней группой вокальной студии «Солнышко».
Сценарий игры, включает в себя краткие биографические сведения о композиторе, слушание его уже забытых песен, просмотр фрагментов известных детских мультфильмов, а также конкурсы на знание песен В.Я. Шаинского.
Описание игры:
В игре пять основных тем:
1. Музыка в Мультфильмах.; 2. Музыка в фильмах и сказках; 3. Биография композитора; 4. Песни о дружбе; 5. Интересные факты из жизни В.Я. Шаинского.
В каждой теме по пять вопросов, которые имеют разные баллы: 10,20,30,40,50. Чем больше балл за вопрос, тем труднее вопрос. Участников игры, делим на две команды. Каждая команда выбирает себе вопрос. Если правильно отвечают, то записывают себе баллы в таблицу. Чтобы узнать правильный ответ, надо нажать на бабочку, которая находится в левом углу поля. Чтобы перейти на основное поле, после ответа на вопрос, надо нажать на героя из мультфильма «Смешарики».
Почему «Смешарики» - чтобы заинтересовать детей. Героев из мультфильма «Смешарики» - дети очень хорошо знают и любят. (Приложение 3). Игра была проведена среди обучающихся младшей и средней группах, и вызвала у детей не только интерес, но и желание учить песни этого замечательного композитора. (Приложение 4.) После игры мы вновь провели анкетирование, и получили следующие результаты: 100% обучающихся, ответили, что В.Я. Шаинский – это композитор и 98% ответили, что песни В.Я. Шаинского им нравятся. На вопрос, какие песни ты рекомендуешь своим друзьям для слушания и разучивания, обучающиеся ответили следующим образом: песня «Антошка» нравиться 92 % опрошенных, «Кузнечик» – 81%, «Голубой вагон» – 77%, «Пусть бегут неуклюже» -71%, «Чему учат в школе» и «Улыбка» – 70%, «Облака» – 62%, «Песня мамонтенка» - 57%, «Пропала собака» – 54%, «Песня львенка и черепахи» – 51%, песня «Мир похож на цветной луг» - 8% учащихся. (Приложение 1, Анкета 2).
Мы выяснили, что теперь обучающиеся вокальной студии" Солнышко», знают о жизни и творчестве композитора В.Я. Шаинского, и что песни этого композитора им очень нравятся, а значит, они с большим удовольствием будут их слушать и разучивать. После повторного анкетирования, мы подобрали в интернете фонограмму попурри песен В.Я. Шаинского. Вместе с ребятами средней группы вокальной студии «Солнышко», выучили и исполнили, перед ребятами филиала МБУДО «ЦРТДиЮ» в п. Беркакит.
Достигнутые результаты.1.Я изучила литературу, интернет - источники и познакомилась с биографией и творчеством В. Я. Шаинского.
2. Узнала, что песни В.Я. Шаинского очень добрые, учат любить и дружить, беречь природу и восхищаться ею, заботиться о животных, хранить секреты и дорожить друзьями.
3.Составила музыкальную игру – викторину «Волшебный мир песен Владимира Яковлевича Шаинского». 4. Прослушали много песен В. Я. Шаинского и просмотрели м\ф с его песнями. 5. Провели игру с обучающиеся вокальной студии" Солнышко". 6. Подобрали фонограмму попурри и выучили с средней группой.
Я считаю, что все задачи, которые были поставлены - выполнены. Цель проекта – активизировать интерес обучающихся вокальной студии «Солнышко» к детским песням, путём приобщения их к песенному наследию Владимира Яковлевича Шаинского, достигнута.
Гипотеза подтвердилась, мы расширили музыкальный кругозор и пробудит у детей интерес к разучиванию песен В. Я. Шаинского и просмотру м\ф с его песнями, через игру- викторину «Волшебный мир песен Владимира Яковлевича Шаинского». Дети с интересом смотрят мультфильмы с песнями композитора и разучивают песни великого композитора.
Применение игры- викторины «Волшебный мир песен В. Я. Шаинского» и попурри по его песням: исполнять попурри на концертах, праздниках. Для ребят вокальной студии «Солнышко», для малышей детского сада «Цветик-семицветик». Пение попурри вместе с ребятами и родителями на праздниках.
Песни В. Я. Шаинского имеют глубокие и поучительные тексты. Мелодии, песен - не только развивают музыкальный вкус у детей, но и формирует их личность, воспитывая в них доброту, дружелюбие и желание познавать мир, привнося радость и счастье в детские души. Доступность песен, приятные мелодии и глубокий смысл- делают их актуальными для современных детей. Значение песен В.Я. Шаинского, выходит за рамки простого развлекательного контента — они учат детей дружбе, патриотизму и любви к окружающему миру.
ЗаключениеПесни В.Я. Шаинского представляют собой важный элемент детской культуры и воспитания, занимают важное место в культурном и педагогическом поле России. Таким образом, значение песен В. Я. Шаинского для детей в современном мире невозможно переоценить, и они, безусловно, остаются важной частью детской культуры, способствуя развитию положительных ценностей и эмоций у новых поколений. Я думаю, что музыка, которую подарил людям Владимир Яковлевич Шаинский, уже прошла испытание временем, на его песнях выросло не одно поколение людей. Песни Шаинского – наше музыкальное достояние.
Список литературы
1. Википедия. Мама для мамонтенка. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: ru.wikipedia.org. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мама_для_мамонтёнка 2. Кондратьев В. Композитор всех возрастов и поколений: интересные факты из жизни Владимира Шаинского. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: ntv.ru. URL: https://www.ntv.ru/novosti/1965564/ 3. Кошмина. Владимир Шаинский и его песни. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: aleo07.ru. URL: https://ale07.ru/music/notes/song/book/shainskiy1.htm 4. Кубасова, О. А. Сценарий музыкальной гостиной «Любимец детворы — Шаинский» / О. А. Кубасова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7098/ (дата обращения: 28.04.2025). 5.Мельникова И. Литературно-музыкальная гостиная по творчеству В. Я. Шаинского. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: maam.ru URL: https://www.maam.ru/detskijsad/literaturno-muzykalnaja-gostinaja-po-tvorchestvu-v-ja-shainskogo.html 6.Осипчук Ю. Творчество Владимира Яковлевича Шаинского. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: infourok.ru. URL: https://infourok.ru/tvorchestvo-vladimira-yakovlevicha-shainskogo-3505401.html 7.Салихова Е. Музыкальное занятие для детей подготовительной группы. Знакомство с творчеством Шаинского. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: kladraz.ru.URL: https://kladraz.ru/blogs/elena-nikolaevna-salihova/tematicheskoe-zanjatie-dlja-detei-shestogo-goda-zhizni-po-oznakomleniyu-s-tvorchestvom-shainskogo.html 8. Сурначев, А "Музыкальное воспитание детей: традиции и инновации". Санкт-Петербург: Летний сад. 2005. 9. Шинкарюк Н. «Вечер творчества композитора В. Я. Шаинского» в рамках проекта «Музыкальная гостиная для детей и родителей». [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: maam.ru. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-muzykalnaja-gostinaja-dlja-detei-i-roditelei-tema-vecher-tvorchestva-kompozitora-v-ja-shainskogo.html 10. Шаинский В. Я. Собрание произведений. Москва: Музыка.2020.
Интернет- источники
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2012/12/17/vneklassnoe-meropriyatie-po-muzyke-tvorchestvo-vya-shainskogo, http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-vladimir-shainskii-i-ego-druzja.html; http://www.mega-stars.ru/actors/shainsky.php
Кто такой Владимир Яковлевич Шаинский?
Слышали ли вы песни: «Дважды два четыре», «Голубой вагон», «Песня мамонтенка»?
Нравятся ли вам эти песни?
Кто написал музыку этих песен?
Анкета 2
1.Кто такой Владимир Яковлевич Шаинский?
2.Нравятся ли тебе его песни?
3.Какие песни ты рекомендуешь своим друзьям для слушания и разучивания?
Результаты.
Пояснительная записка к игре | ||
1 | Автор (ФИО) | Полянская Арина вокальная студия «Солнышко» Филиал МБУДО «ЦРТДиЮ» ДДТ п. Беркакит |
2 | Название ресурса | Интерактивная музыкальная игра «Волшебный мир песен Владимира Яковлевича Шаинского.» |
3 | Вид ресурса | Интерактивная Презентация |
4 | Предмет | Музыка, сольное пение, слушание музыки, музыка в сказках, внеклассное мероприятие по предмету. |
5 | Цель и задачи ресурса | Цель: знакомство с творчеством композитора В.Я. Шаинского. Задачи: знакомить детей с песнями композитора музыкальными произведениями мультипликационных фильмов способствовать формированию теоретической музыкальной базы воспитывать музыкально-художественный вкус всестороннее развивать музыкальные способности детей. |
6 | Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс | 7 - 11 лет |
7 | Программа, в которой создан ресурс | Microsoft Office PowerPoint |
8 | Методические рекомендации по использованию ресурса | Предназначена, для педагогов дополнительного образования, учителей музыки. |
9 | Источники информации | |
| https://www.pinterest.ru/pin/408560997441447643/ - 2 слайд https://youtu.be/9pSM85qYeZM Облака, белогривые лошадки - 3 слайд https://youtu.be/Qtv5worqJcQ Крошка Енот "Улыбка"- 4 слайд https://youtu.be/MKlXoiSo-VU - Мама для мамонтенка. Песенка мамонтенка- 5 слайд http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-vladimir-shainskii-i-ego-druzja.html- 7 слайд. https://ru.wikipedia.org/wiki /Шаинский,_Владимир_Яковлевич– 8- 12 слайд http://www.mega-stars.ru/actors/shainsky.php 13- 17 слайды. http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-shainskiy.html- 18-20 слайд https://forum.d-seminar.ru/threads/pesni-shainskogo-dlya-detei.12223/ http://madamelavie.ru/victoriny/muzyka/- Копилка идей для досуга Викторина о музыке https://www.calc.ru/451.html - Жанры музыкальных произведений Инструкция по применению викторины – игры. Игра создана на основе любимого детьми мультфильма «Смешарики». Участвует в викторине вся группа обучающихся. Викторина - игра начинается по кнопке Слайд 2: Игровое поле. Игра состоит из пяти категорий: названия категорий написаны на втором слайде. Всего пять категорий. В каждой категории 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов. С помощью кнопки Возврат на Слайд № 2: «Игровое поле» - осуществляется по нажатию на «Смешарика» В каждой категории - есть подсказки (три варианта ответа.) Сыгравший номер при возврате на игровое поле пропадает. Список ресурсов находится на слайдах 28-29. Перейти к нему в режиме показа можно по кнопке |
1. Когда вы едете в машине или на поезде, и вам стало грустно, можно вспомнить эту замечательную песенку Владимира Шаинского на слова Эдуарда Успенского. Ее смысл: чтобы в жизни не происходило, нужно надеяться на лучшее, и так оно и случится! О какой песне идет речь?
Синий вагон
Сиреневый вагон
Голубой вагон
Песенка «Голубой вагон» впервые прозвучала в далеком 1974 году в мультфильме «Старуха Шапокляк».
2.«Щенок белоснежный,
Лишь рыжие пятна,
Лишь рыжие пятна
И кисточка-хвост.
Он очень занятный…»
Укажите кличку пропавшего щенка — героя песни «Пропала собака». Музыку сочинил… сами знаете кто! А стихи написала советская поэтесса Алла Ламм.
Лужок
Прыжок
Дружок
Популярность песни «Пропала собака» началась в 70-е года прошлого века.
Висит на заборе, колышется ветром,
Колышется ветром бумажный листок.
Пропала собака, пропала собака,
Пропала собака по кличке Дружок!
Мы верим, что собака обязательно найдется!
3.Кузнечик, слон и маленькая улитка знают секрет хорошей погоды и хорошего настроения. В чем он состоит?
Поделись бутербродом своим
Поделись улыбкою своей
Поделись вай-фаем своим
Рецепт хорошей погоды и хорошего настроения знают герои нашего старого мультфильма по сказке Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Слова песни «Улыбка» написал поэт Михаил Пляцковский.
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
4.«Чудо-остров, чудо-остров,
Жить на нём легко и просто!
Наше счастье постоянно,
Жуй кокосы, ешь бананы!»
Как называется остров из одноименной песни Владимира Шаинского на стихи замечательного поэта Юрия Энтина?
Чунга-Чанга
Ярко-Арка
Манго-Манго
Песенка со смешным названием «Чунга-Чанга» прозвучала 50 лет назад в мультфильме «Катерок». Именно к этому острову направлялся почтовый «Чижик».
5.Выражение «Не надо ля-ля» — означает«не говори глупости, не говори ерунды».
А что означает «ля-ля-ля жу-жу-жу»?
"Про всех и про каждого"
"По секрету всему свету"
"Всем обо всем"
«По секрету всему свету» — двухсерийный телевизионный фильм (1976) по рассказам Виктора Драгунского. Так же называется и забавная песенка из фильма, которая учит хранить чужие секреты. А веселая музыка Владимира Шаинского помогает в этом нелегком деле.
6.Это неуклюжее существо с большими ушами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах, прославилось такой песенкой:
Мне не везло сначала,
И даже так бывало:
Ко мне на день рожденья
Никто не приходил.
О каком существе идет речь?
Чубурок
Чебырка
Чебурашка
Чебурашку придумал писатель Эдуард Успенский в далеком 1966 году. Это один из героев книги и мультфильма «Крокодил Гена и его друзья».
7.Всем ребятам, которые хотят выучить таблицу умножения, рекомендуем простую песенку Владимира Шаинского на слова Михаила Пляцковского. Как она называется?
«Пятью пять – двадцать пять»
«Трижды три навеки – девять»
«Дважды два – четыре»
«Дважды два – четыре» — добрая музыкальная сказка замечательного финского писателя Сакариаса Топелиуса про тех, кто знает, что такое дважды два — четыре, и для тех, кто не знает. Так же называется и песенка из нее. Всю музыку сочинил Владимир Шаинский.
8.«Снежинки спускаются с неба» — новогодняя песенка композитора Владимира Шаинского на стихи Андрея Внукова.
Снежинки спускаются с неба,
Всё ниже, всё ниже…
Сугробы пушистого снега,
Всё выше, всё выше…
Шаги уходящего года,
Всё тише, всё тише…
А песенка НОВОГО ГОДА
Всё ближе, всё ближе…
9.Задорный текст этой песни был написан в 1978 году поэтом Михаилом Матусовским. Автор мелодии — Владимир Шаинский. Песня известна до сих пор. А секрет такой популярности прост: в ней поется о настоящей дружбе, вместе можно не только петь и считать иголки, но и преодолеть все трудности. Угадайте название песни.
Вместе весело молчать
Вместе весело кричать
Вместе весело шагать
10.Слова песенки «Антошка» сочинил поэт Юрий Энтин. Эта история любви к одному вкусному овощу. Он необычайно популярен в мире. Именно его нужно сначала посадить, выкопать, а уж потом готовить. Назовите этот вкусный овощ. Редис
Картофель
Свекла
Вопросы по песням В.Я.Шаинского.
1.Эти белые суда
К нам плывут издалека,
А пристать они должны
Только к маковке сосны
"Белые кораблики"
2.Учимся играя вместе с ней, друзья,
Умная, веселая детская игра.
"АБВГДейка"
3.Рано утром летним днём
С кем пойдём копать картошку?
Ну, конечно, позовём
Друга нашего...
"Антошку"
4.Не страшны мне дождь и зной
Ни враги, не зверь лесной
Храбрый, смелый я такой
Лишь...
"Когда мои друзья со мной"
5.Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об .....
"Улыбке"
6.Разноцветными клоками
Вата по небу плывёт.
Если в кучу соберётся,
То на землю дождик льёт.
Объясните мне, ребята,
Как зовётся эта вата?
"Облака"
7.У бабулички чуднOй
Нрав веселый, заводной.
Сумочка в руке ее –
Там животное одно.
Без друзей она грустит
И от скуки всем вредит.
Ей без шалостей никак
Хулиганит ...
"Старуха Шапокляк"
8.Здесь на острове с тобой
Встретит нас народ чудной.
Жить на острове так просто:
Ешь бананы, жуй кокосы
"Чунга-Чанга"
9.Он один совсем остался,
Сам не знал как потерялся,
Но не верил, что на свете
Есть потерянные дети.
И решил один, на льдине
В путь отправиться он длинный,
И, во что бы то ни стало,
Отыскать родную маму.
С хоботком, но не слонёнок,
Это, детки, ...
"мамонтенок"
"Песенка мамонтенка"
10.На заборе объявленье
Под дождем листок промок,
Что куда-то подевался
Пёс по имени Дружок
"Пропала собака"
11.Буквы разные писать,
Вычитать и умножать…
Обо всём узнаем вскоре.
Нас всему научат в школе.
"Учат в школе"
12.Маленький кузнечик до полудня спал.
С полудня до вечера на скрипочке играл.
Скажите, не стесняйтесь, кто песенку узнал?
"В траве сидел кузнечик"
13.Всем известно, как чудесно
Хором песню запевать.
Ведь с хорошей звонкой песней…
"Вместе весело шагать"
14.Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нем Чебурашка,
А рядом с ним….
"Гена"
"Песенка крокодила Гены"
15.Если даже в воскресенье
Марсианин прилетел,
Позвонил по телефону
Познакомиться хотел.
Переходят все границы,
Ну конечно...
"Небылицы"
16.Собирайся детвора, начинается игра!
Да ладоши не жалей, бей в ладоши веселей!
Сколько будет дважды два?
А двенадцать минус два?
Замечательный ответ. Математика привет!
Всем известно в целом мире –
Дважды два равно…
"Четыре"
"Дважды два четыре"
17.Что случилось у друзей-
Знают все конечно.
Тайну мне доверь скорей
Сразу же она станет всем известна
"По секрету всему свету"
18.По железной по дороге,
Упираясь в небосклон,
К лучшему увозит, катится по рельсам,
Увозя минуты...
"Голубой вагон"
19.На олене, на коне
Хорошо кататься мне!
Не по тундре, не по лугу —
Еду я по чудо-кругу.
Я скачу, я лечу,
Я в восторге хохочу!
"Веселая карусель"
20.Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …
"Папа"
"Песенка о папе".
Детские песни В.Я.Шаинского
«АБВГДейка» (Э. Успенский)
«Антошка» (Ю. Энтин)
«Белые кораблики»
«В мире много сказок» (Ю. Энтин)
«Весенняя фуга»
«Весёлая карусель»
«Вместе весело шагать» (М. Матусовский)
«Голубой вагон» (Э. Успенский)
«Дважды два-четыре» (М. Пляцковский)
«Игра» (Р. Рождественский)
«Когда мои друзья со мной» (М. Танич)
«Крейсер „Аврора“» (М. Матусовский)
«Кузнечик» (Н. Носов)
«Ловите крокодилов» (М. Танич)
«Наша мама» (В. Попков)
«Не поётся птицам» (М. Пляцковский)
«Небылицы» (Ю. Энтин)
«Облака» (С. Козлов)
«Ожившая кукла» (С. Алиханов и А. Жигарев)
«Первоклашка» (Ю. Энтин)
«Песенка крокодила Гены» (А. Тимофеевский)
«Песенка мамонтёнка» (Д. Непомнящая)
«Песенка о ремонте» (М. Пляцковский)
«Песенка про моржей» (И. Шаферан)
«Песенка рыжехвостенькой» (М. Пляцковский)
«Песенка строителей» (Э. Успенский)
«Песня Чебурашки» (Э. Успенский)
«Песня Шапокляк» (Э. Успенский)
«Песня бобрят» (Ю. Энтин)
«Песня о Володе Дубинине» (Н. Олев)
«Песня о цирке» (М. Пляцковский)
«Песня про папу» (М. Танич)
«Пионеры-пионерия» (М. Пляцковский)
«По секрету всему свету» (М. Танич)
«Пропала собака» (А. Ламм)
«Радионяня» (Э. Успенский)
«Улыбка» (М. Пляцковский)
«Фотокарточка „Артека“» (М. Пляцковский)
«Чему учат в школе» (М. Пляцковский)
«Чунга-Чанга» (Ю. Энтин)