12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Пупочкина Елена Сергеевна145
учитель биологии и химии
Россия, Рязанская обл., Сасово
Материал размещён в группе «Проект «Как пройти аттестацию?»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа N 3»

г. Сасово Рязанской области





Исследовательская работа

Акварельные краски в домашних условиях.





Выполнила:

ученица 10 А класса

Копылова София

Руководитель:

Учитель биологии

Пупочкина Е.С.


Сасово 2020 г.








                                          Оглавление:


1. Введение (цели, задачи и методы следования)    ………        стр. 4-5.

2. Основная часть       …………………………………………..      стр. 6-12.

3. Заключение       ……………………………………………….        стр.13.

4. Список используемых материалов  ……..………………           стр. 14.






                                     






                                











План

I. Введение.

1. Актуальность темы.

2. Цель.

3. Задачи.

4. Методика исследования.

II. Основная часть.

1. Теоретическая часть:

1. История развития акварельной краски.

2. Химический состав и особенности акварельных красок.

3. Процесс приготовления красок в домашних условиях.

2.Практическая часть.

III. Заключение.

IV. Список используемых материалов.























 I. Введение.          

 В настоящее время красок и их цветов имеет огромное разнообразие, что даже неспециалист сможет навскидку назвать с десяток их различных наименований. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. Теперь краски делают и из природных, и синтетических материалов.

  Краски в нашей жизни занимают огромную нишу.  Кому при этом не известны акварельные краски?! Коробка с разноцветными плиточками, круглыми баночками или тюбиками.

Акварельные краски отличаются прозрачностью, нежностью, сочностью. Но они могут быть и очень яркими, глубокими.

Мне стало интересно, из чего раньше изготавливали краски. Смогу ли я сама их получить?

Объект исследования – краски.

Цель: - изготовление акварельных красок из природных компонентов в домашних условиях.

Перед собой поставила  следующие задачи:

- ознакомиться с учебной литературой по теме исследования;

- изучить из каких веществ состоят краски;

- провести эксперимент.

Методы исследования:

1.Теоретический

2. Эмпирический

   Гипотеза: Работая только с растительным материалом, возможно получение акварельных красок на основе природных пигментов даже в домашних условиях.


   



Основная часть.


1. История развития акварельной краски.

Акварельные краски были известны еще глубочайшей древности. Как и многое другое она была изобретена в Китае после изобретения бумаги во II веке н.э. В XII-XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. Ими обычно раскрашивали черно-белые наброски и никто даже подумать не мог, что акварель приобретет независимость и станет одной из самых сложных техник рисования. Предшественницей и акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска) позволявшая получать похожие эффекты. Из первых художников Ренессанса можно выделить Дюрера, Лоррейна ван Дейк, Кастильоне. В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США и Франции.

Большим шагом в развития русской акварели явилась организация и открытие в 1880 году «Общества русских акварелистов», первым председателем которого стал Альберт Бенуа. Общество активно участвовала в выставках, сформировав за период 1896—1918 гг. г. тридцать восемь выставок. В 1918 году Общество акварелистов к большому сожалению прекратило свою деятельность. Однако акварельная живопись не умерла — ею занимались художники всех тогда существовавших союзов и объединений.

До XX века в России не было обособленной подготовки узких профессионалов-акварелистов. Наметившийся в конце XX века рост интереса к акварели, изменил положение вещей. Большим событием стало открытие спецшколы акварели Сергея Андрияки.





 2. Химический состав и особенности акварельных красок.

Акварель (образовано от латинского слова aqua - вода) – клеевые водорастворимые краски. Живопись, выполненная этими красками, тоже носит название акварель.

Особенности акварели:

Прозрачность. Это исключительно важная особенность данных красок. Способы применения акварели и превосходные результаты целиком базируются на прозрачности. Причиной всему являются мельчайшие пигментные частицы, разглядеть которые невооруженным глазом невозможно. Это достигается путем тончайшего помола красящих пигментов и их ровному распределению по поверхности. Цветовая палитра. К производным свойствам акварели относятся изменение оттенков путем нанесения высохших слоев краски поверх предыдущих. При внешней простоте сказанного совсем не просто управлять цветом при помощи слоев.

Цветовой тон, насыщенность. Путем наложения слоев одного цвета друг на друга достигается и насыщенность цвета. В отличие от гуаши, акварель не предназначена для пастозного нанесения, так как весь смысл теряется.

Состав акварели:

пигменты (тонкодисперсные порошки),

связующее – гуммиарабик, декстрин, вишневая или терновая камедь,

пластификатор (глицерин или инвертированный сахар),

поверхностно активное вещество – бычья желчь – позволяет легко разносить краску по бумаге, препятствует скатыванию краски в капли,

антисептик – фенол, предохраняет краску от плесени.






3. Процесс приготовления красок

     Процесс изготовления акварели начинается с подбора нужного оттенка минеральной краски. Выбрать его можно из уже готового сырья или путем смешивания нескольких цветов. Если оттенок слишком насыщенный его ослабевают путем добавления белил.

  • Первичное минеральное сырье выпускается в кусках или порошке крупного помола.
  • Далее минеральные краски измельчаются в шаровых мельницах или каменной ступке, если она изготавливается вручную. Чем мельче полученные частицы, тем выше сорт акварельной краски.
  • Затем полученную массу соединяют со связующим веществом, например, с гумми-арабиком. Количество связующего вещества зависит от минерального сырья, так меньше всего его требуют белый и черный цвет, а больше всего оттенки охры.
  • После соединения минеральной краски с водным раствором связующего вещества получается тесто и раскатывается толщиной 5-8 мм, после чего его оставляют сушиться на 12 – 20 часов.
  • Если акварель будет расфасована в тубу, то помимо связующего вещества добавляется некристаллизующийся жидкий мед или глицерин.
  • В зависимости от формы выпуска жидкая фасуется в банку, полужидкая акварель — в тубу, твердая – в кювет или плитку.
  • Когда акварель достаточно затвердела,  ее формируют в выбранную форму. Готовая масса нарезается на соответствующие кусочки.







2. Практическая часть.

   В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево.…  Некоторые из этих красителей применяют и в настоящее время , но очень  небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими красивыми названиями получают из растений и животных, а это дорого и сложно.

    Любопытно было бы проверить. Но каким образом? Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал – в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин – из кошенили (крошечных насекомых)…

    И  все же можно попробовать приготовить краски с использованием минеральных веществ - пигментов, которые могут находиться  в школьной лаборатории или в домашнем хозяйстве.


















Описание экспериментальной части:

      Для проведения экспериментов мне необходимо природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказалась глина, перманганат калия, мел,  порошок с хной,  клей ПВА и куриное яйцо.

     Я провела 4 опыта:

Опыт 1.

     1) Очистила глину от посторонних примесей.

     2) Просеяла порошок.

     3) Смешала глину с клеем.

Глина с клеем дала грязно-коричневую краску, плохо смешивалась с клеем, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала.

Опыт 2.

     1) Очистила мел от посторонних примесей.

     2) Измельчила  мел в порошок.

     3) Просеяла порошок.

     4) Смешала мел  с яичным белком.

    Яичный белок с мелом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной.

Опыт 2.

     1) Очистила мел от посторонних примесей.

     2) Измельчила  мел в порошок.

     3) Просеяла порошок.

     4) Смешала мел  с яичным белком.

    Яичный белок с мелом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной.


Автор материала: С. Копылова (10 класс)
Опубликовано в группе «Проект «Как пройти аттестацию?»»


Комментарии (1)

Юмашева Антонина Михайловна, 18.05.20 в 22:16 0 Ответить Пожаловаться
Работая много лет в изо студии, использую краски производственного изготовления, спасибо, узнала много интересного. Очень заинтересовал опыт №2 мне пригодится для рисования нетрадиционными способами и особенно в приклеивании мелких камней. Будет интересная фактура. Попробую, что получиться.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.