Анализ «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» А.С. Пушкина
Автор публикации: А. Андрющенко, студентка 3 курса
Технологическая карта урока чтения
Подготовила: Андрющенко А.Н., студентка группы 3Н-9
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: Изучение нового материала
Тема: «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
Цель: анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
Задачи:
– познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
– развивать навыки выразительного чтения, анализировать поступки героев, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста; восстанавливать последовательность событий в сказке.
– воспитывать честность, правдивость.
Цели:
Образовательные: формировать навыки выразительного чтения.
Развивающие: развивать речь, память, мышление, умение прогнозировать текст.
Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работоспособность.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение, выполнять учебное задание.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, формирование умения работать в паре; вести диалог в паре.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
развитие навыков сотрудничества;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Оборудование:
– проектор, презентация,
– страница-раскраска,
– дополнительный материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УДД |
I. Организационный этап. Цель этапа: Организация начала урока. | - Доброе утро! У нас сегодня гости. Посмотрим друг на друга, поздороваемся (пожелаем отличного настроения). - Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей работы на уроке. Давайте проверим, готовы вы к уроку? Все ручки, карандаши и тетради на месте? - Ребята, мы с Вами сегодня будем разбирать «Сказку о рыбаке и золотой рыбке». Посмотрите на обложку данной книги. Слышали ли Вы когда-либо эту сказку? | Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места к уроку. | Умение слушать и понимать речь других учеников. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Метапредметные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний. Работа с текстом до чтения 1. Выдвижение гипотезы. Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся, создание условий для формулирования детьми цели урока | - Давайте с Вами сыграем в игру, которая называется «Наоборот». Я диктую предложение, а Вы продолжаете его. Договорились? Рыбка плавает в море: - не в грязной воде, а … (в чистой), - не медленно, а … (быстро). - Сама она не простая, а … (золотая). Старик был: - не молодой, а … (старый), - не храбрый, а … (трусливый). Отнёс он рыбку старухе, которая была: - не добрая, а … (злая). - не щедрая, а … (жадная). - Какие молодцы, все правильно ответили! Теперь давайте вместе посмотри друг на друга и скажем, чем мы отличаемся ? - Да, ваши ответы верны! Как я уже говорила сегодня мы познакомимся с сказкой А.С.Пушкина . С выражением читает нам … ( имя ученика). - Скажите, пожалуйста, кто является главным героем в сказке на данный момент? Вы можете догадаться, что будет дальше в сказке происходить? ( после ответов на вопросы продолжают читать дальше) - Перелистайте внимательно страницы учебника, посмотрите, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях. - Мы с вами очень хорошо потрудились и нужно отдохнуть (учитель проводит физминутку). Рыбки плавают, ныряют | Ученики каждый высказывают своё мнение. -Научиться выразительно читать рассказ, узнать, кто главный герой, какие поступки он совершал; оценить поступки героев. Несколько учащихся по желанию составляют рассказ. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД). Личностные: Проявление познавательной активности. Метапредметные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД) Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Составлять небольшие монологические высказывания. |
III. Работа со сказкой Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения. Физкульт- минутка Цель этапа: снятие утомления через физическое напряжение; формирование установки на здоровый образ жизни. | (учитель задает вопросы) -Всем ли сказка понятна? - Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка). - В чем необычность рыбки? ( Рыбка золотая, умеет говорить человечьем голосом, исполняет желания). -Есть ли повторение сюжет в сказке Пушкина? Прочитайте. - Чем они похожи? (во всех идет разговор старика и рыбки). - Чем они отличаются? (Меняются желания старухи и ее обращение к старику, меняется состояние моря). - Давайте вместе с Вами выясним, какой характер у каждого героя. Найдите и зачитайте в тексте отрывки, которые показывают характер. - Кто из описанных героев аам понравился больше? Учитель делит учеников на небольшие команды. - Ребята, в каждой команде выберите капитана и придумайте девиз. Учитель: - капитаны команд подойдите ко мне и выберите карточку, Ваша задача - показать фрагмент сказки, который вам выпал. - Какие Вы молодцы, справились с заданием! (за проделанную работу учитель каждому ученику раздает страницу-раскраску с рыбой и краски разных цветов). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (дети повторяют движения из видеофрагмента) | Слушают, отвечают на вопросы, делают вывод. - учащиеся высказывают и обосновывают свое мнение. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение. Метапредметные: Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Личностные формирование установки на здоровый образ жизни. Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение. Метапредметные: Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развитие умения анализировать, сравнивать и прогнозировать. |
IV. Работа с текстом после чтения. Рефлексия. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. | - С какой сказкой мы познакомились cсегодня на уроке? - У вас на партах карточки. - Давайте восстановим последовательность событий в рассказе, расставив их по порядку. - Работаем в парах Старик поймал рыбку Старуха бранит старика Новое корыто Новая изба Столбовая дворянка Вольная царица Владычица морская Рыбка уплыла Разбитое корыто - Молодцы, вы с работой справились. - Подведем итог, используя предложения Мне было сложно… Я запомнила… Я хочу, чтобы… | - Мы познакомились со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Ученики класса работают по карточкам Работают в парах, восстанавливают последовательность событий в рассказе. Подведение итогов урока | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, Метапредметные: Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности. |