Был ли Иван IV самым жестоким правителем в XVI в.?
Автор публикации: Л. Гогичова, ученица 7А класса
18
Исследовательский проект
Был ли Иван IV самым жестоким правителем в XVI в.?
Выполнила учащаяся
7 класса
МБОУСОШ№6
Гогичова Лана
Научный руководитель -
Сагкаева К.Р.
Владикавказ 2019 г.
Оглавление
стр.
I. Введение 3
II. Основная часть
1. Опричнина Ивана Грозного. 4
2. Правление английских монархов Генриха VIII и Марии
Кровавой из династии Тюдоров. 10
3. Анализ правления английских монархов Генриха VIII и
Марии Кровавой из династии Тюдоров и русского царя Ивана IV. 14
III. Заключение 15
IV. Список литературы 16
VI. Приложение
1. Таблицы 17
Введение
Во всех странах мира были свои кровавые правители. Они были во все эпохи человечества: в древности, в средневековье, в новое и новейшее время. Мне очень интересна эпоха нового времени, а самым кровавым эпизодом этой эпохи считается XVI век. Это были смутные времена. Религиозные войны, реформация, борьба за первенство в Европе, начало колониальной борьбы – все это и многое другое выпало на долю человечества в XVI веке (10, 18). XVI век славится огромным количеством прославленных монархов и среди них русский царь Иван IV, известный во всем мире как Иван Грозный. В нашей истории царствование Ивана Васильевича, составляющее половину XVI столетия, является одной из самых важных эпох, содержащих в себе ключевые моменты становления российского государства: расширение территорий, подконтрольных Москве, изменения вековых укладов внутренней жизни и наконец опричнина – одно из самых кровавых и величайших по историческому значению деяний царя Ивана Грозного (15, 16, 19). Я много слышал о жестоком и кровавом правлении Ивана и мне было интересно, а действительно ли его правление является таким кровавым по сравнению с теми монархами, которые правили одновременно с ним, как английский король Генрих VIII Тюдор или получили прозвище, отражающее кровавое правление, как английская королева Мария Кровавая Тюдор. Поиск ответов на эти вопросы и стал предметом моего исследования.
Целью моей работы стало исследование правления английских монархов Генриха VIII и Марии Кровавой из династии Тюдоров и русского царя Ивана IV для того, чтобы выяснить чье правление было более кровавым.
Когда сравниваешь исторические события и устанавливаешь черты сходства и различия, это позволяет лучше понять причины, ход, итоги событий. Знание истории всегда будет актуальным, ведь тот, кто знает прошлое, понимает происходящее и предугадывает будущее.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Выяснить, можно ли правление Ивана IV Грозного, английских монархов Генриха VIII и Марии Кровавой из династии Тюдоров назвать кровавым периодом истории.
2. Сравнить правление русского царя Ивана IV Грозного и правления английских монархов Генриха VIII и Марии Кровавой.
3. Проанализировать собранный материал и сделать выводы.
В ходе работы я использовала следующие методы:
1. Анализ учебной и справочной литературы.
2. Сравнение и сопоставление полученных данных.
3. Систематизация и обобщение полученных данных.
Объектом исследования стала учебная и справочная литература, в которой я получил сведения о событиях правления Ивана IV Грозного и правления английских монархов Генриха VIII и Марии Кровавой из династии Тюдоров.
Личность Ивана IV, оказавшая значительное влияние на ход событий российской истории в ХVI в., до настоящего времени не нашла однозначной оценки в исторической литературе. Для многих историков время опричнины – это «царство террора» (15), порождение «полоумного» человека, не имеющее ни смысла, ни оправдания (1), «вакханалия казней, убийств... десятков тысяч ни в чем не повинных людей» по повелению царя для его забавы (16). Для других – программа хозяйственных, социальных и политических преобразований, которая осуществлялась недостойными средствами (3). Митрополит Иоанн Ладожский придавал большое значение опричнине: «Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы. Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной» (21).
Неоднозначно оценивается и личность Ивана. Кто-то из историков считает его сумасшедшим, жестоким (1, 2, 11, 13, 16), кто-то импульсивным и робким (3), мягким и незлобивым по природе, который страдал и мучился, вынужденный применять суровые меры (21).
В отличие от Ивана IV личности Генриха VIII и Марии Тюдор оцениваются однозначно. Историки считают, что религиозно-политическим жестокостям Генриха VIII предшествовала, жестокость не связанная ни с политикой, ни с религией, а являвшаяся просто королевским капризом (9, 11, 13, 14).
Основная часть
1. Опричнина Ивана Грозного.
Иван IV Грозный (25.08.1530 – 18.03.1584) взошел на русский престол еще ребенком в 1533 году. До 1538 года регентшей была его мать Елена Глинская, а после ее смерти началось время боярского правления, когда реальная власть находилась в руках боярских родов, борющихся за власть. Занятые борьбой за власть, сведением личных счетов, бояре особо не обременяли себя заботами о воспитании венценосного ребенка. Много лет спустя Иван IV с глубокой обидой вспоминал, что в детстве его порой забывали даже накормить. Он не раз был свидетелем страшных сцен расправ бояр с политическими противниками, всех кто был близок Ивану, или убивали или ссылали на российскую окраину. Однажды великий князь пытался вступиться за близкого себе человека Федора Воронцова, которого избили на глазах Ивана, а затем отдали под стражу, но его попытки были тщетны. Страной управляли ненавистные ему люди, грабившие государственную казну на свои нужды. Все это повлияло на психику мальчика, он запоминал все обиды, становился скрытым, злопамятным, жестоким. Жизнь научила его не проявлять слабость. Он терпел, твердо решив: рано или поздно настанет час расплаты. Достигнув тринадцати лет, Иван вынес свой первый смертный приговор, приказав псарям убить князя Андрея Михайловича Шуйского, считавшего себя правителем Руси (1, 17).
Через четыре года Иван IV объявил, что хочет быть не просто великим князем, как были его отец, дед, а царем всея Руси, то есть полноправным правителем Русского государства. Митрополит Макарий поддержал это новшество, которое привело бы к укреплению верховной власти. В 1547 году Иван венчался на царство в Успенском соборе Московского кремля. Великий князь Иван Васильевич стал первым в истории Руси «боговенчанным царем» (1, 13, 17). Принятие царского титула поднимало международный авторитет России. Отныне государь поднимался на недосягаемую высоту над многочисленными князьями, в том числе и потомками великих князей. Теперь даже самые гордые и своевольные подчинились царю. На Красной Площади при огромном скоплении людей Иван IV объявил, что положит конец губительному боярскому правлению, что отныне он, царь Русский будет и судья и заступник всякому россиянину, и что теперь все дела будут решаться по справедливости (21).
В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: до опричнины и после нее. В первый период царь и его совет приближенных, вошедший в историю под названием Избранной рады, осуществили целую серию реформ. На этот же период приходится и успешная внешняя политика: присоединение Астраханского и Казанского ханств, начало Ливонской войны.
Еще во время Ливонской войны, в 1560 г. правительство Избранной рады прекратило свое существование. Царь окружил себя новыми советниками, а старых выгнал вон. В это время и начались кровавые злодеяния царя. 3 декабря 1564 г. Иван IV неожиданно покинул Москву и выехал в Александровскую слободу. Из слободы царь направил в Москву гонца с письмами к думе и горожанам. В то время, когда члены думы и епископы сошлись на митрополичьем дворе и выслушали известие о царской на них опале, дьяки собрали на площади большую толпу и объявили ей об отречении Грозного. В прокламации к горожанам царь просил, «чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никакой нет» (19).
Под давлением народа Боярская дума не только не приняла отречение Грозного, но «вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством». Царь допустил к себе духовных лиц и в переговорах с ними заявил, что вернется при условии разделения России на две части – опричнину и земщину.
«Опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричнина не была каким-либо новым делом, так назывался издавна удел, который князь выдавал своей вдове, «опричь» (кроме) другой земли. Однако в данном случае опричнина означала личный удел царя. Остальная часть государства стала именоваться земщиной, управление которой осуществлялось Боярской думой.
Все, кто жил на территории опричнины, но не были опричниками, выселялись. Царь забрал в опричнину Суздальский, Можайский и Вяземский уезды, а также около десятка других совсем мелких. В состав опричного «удела» вошло несколько крупных дворцовых волостей, которые должны были снабжать опричный дворец необходимыми продуктами, и обширные северные уезды Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина с богатыми торговыми городами.
Политическим и административным центром опричнины стал «особый двор» со своей Боярской думой и приказами, частично переведенными из земщины. Формально Боярскую думу возглавлял удельный князь молодой кабардинец Михаил Черкасский, брат царицы. Но фактически всеми делами в думе распоряжались Плещеевы, бояре Алексей Басманов и Захарий Очин, кравчий Федор Басманов и их друзья Вяземский и Зайцев (17).
В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. Укомплектованное из незнатных дворян опричное войско должно было стать, по замыслу Грозного, надежным орудием в борьбе с феодально-аристократической оппозицией. При зачислении в государев удел каждый опричник клятвенно обещал разоблачать опасные замыслы, грозившие царю, и не молчать обо всем дурном, что он узнает. Опричникам запрещалось общаться с земщиной. Опричная тысяча была создана как привилегированная личная гвардия царя. Служба в опричнине открывала широкие перспективы перед худородными дворянами. Им увеличили земельные «оклады», для чего провели конфискацию земель у тех землевладельцев, которые не были приняты на опричную службу. Первоначально в опричнину была взята тысяча (к концу опричнины – уже 6 тысяч) в основном служилых людей, но были и представители некоторых старых княжеских и боярских родов. Для опричников вводилась особая форма: удельные вассалы царя носили черную одежду, сшитую из грубых тканей, а к шеям своих лошадей они привязывали собачьи головы, у колчана со стрелами – метлу. Это означало, что опричник должен грызть «государевых изменников» и выметать измену. На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для боярства; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников.
Подозрительный и воспитанный с детства на примерах коварства и жестокости, неуравновешенный, и в то же время глубоко религиозный Иван развязал массовый террор в стране, казня, уничтожая население часто без малейшего повода. Он стремился укрепить личную власть путем нагнетания всеобщего страха, уничтожая думающих и рассуждающих, казня правых и виноватых.
Уже в первые дни опричнины Москва стала свидетелем кровавых казней. Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. В 1567 г. быт убит обвиненный в измене боярин Федоров, один из богатейших и уважаемых людей в народе. По «делу» Федорова было уничтожено 370 человек. В 1569 г. по приказу царя принял яд его двоюродный брат, князь Старицкий, второй по знатности в России после самого царя, вместе с ним были умерщвлены его семья и слуги. 25 июля 1570 г. на рыночной площади были зверски казнены 116 человек «опальных». Не щадили даже села и деревни, принадлежавшие «опальным» (17, 19).
Особую ненависть царя вызывали те, кто пытался остановить его безудержную жестокость, вступиться за гонимых. Не спасало и духовное звание. Митрополит Филипп осуждал опричнину и казни, неоднократно просил за опальных. Столкновения царя и митрополита закончились тем, что Филиппа убрали с митрополичьего престола, арестовали и сослали в Тверской Отрочь монастырь, где он был убит. Род Колычевых, к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Ивана (19).
Но самой жуткой страницей опричнины стал разгром Новгорода. Поводом для похода на город послужил донос о зреющей там измене. Царь не терпел независимых людей, но еще больше он ненавидел независимые порядки. В Новгороде же многое напоминало о былой вольности. В начале января 1570 г. войска подошли к Новгороду, и опричники начали свою расправу с жителями: людей забивали до смерти палками, бросали в реку Волхов, ставили на правеж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке. «Мертвые тела людей и животных запрудили реку Волхов, куда они были сброшены. История не знает столь ужасной резни» - пишет англичанин Дж.Горсей (19). Людей убивали без всякой причины, только за то, что они новгородцы. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 − 600 человек, считались счастливыми. Шестую неделю царь провел в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, уничтожен скот (1, 17, 19).
Самые скромные подсчеты числа казненных в Новгороде говорят о 2-х – 3-х тысячах жертв (1). По некоторым подсчетам, число жертв достигало 10 – 15 тыс. А в Новгороде тогда проживало не более 30 тыс. человек. Город так опустел, что в народных песнях возник даже поэтический образ этой трагической пустоты: «Коею улицею ехал Иван Грозный царь Васильевич, тут кура не поет» (19).
Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. Первоначально ему он готовил ту же участь, но царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества. Согласно преданию город был спасен поступком юродивого Николы, которому Иван IV сделал подарок, а тот в ответ отослал царю кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после – грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царем его лучший конь, что произвело впечатление на Иоанна. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены (19).
25 июля 1579 г. на одной из площадей Москвы соорудили бревенчатый помост и развели костер. Над костром – котел с кипящей водой. На место казни привели 300 осужденных, уже испытавших муки пыток. Сначала была объявлена «милость» – 194 человека царь простил. Остальных ожидала смерть. Первым казнили видного государственного деятеля, талантливого дипломата дьяка Ивана Михайловича Висковатого. Как рассказывали, царь лично принимал участие в казнях, а толпы опричников стояли кругом и приветствовали казни криками «гойда, гойда». Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы; имение их отбиралось на государя (17, 19).
После смерти Марии Темрюковны, второй жены царя, и новгородского погрома начались репрессии против тех, кто создал опричнину. Погибли отец и сын Басмановы, князь Афанасий Вяземский, Михаил Темрюкович Черкасский с женой и шестимесячным сыном.
В 1571 г. на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Разделение войска на опричное и земское обернулось падением его боеспособности. Многие опричники, разбогатевшие на грабежах беззащитного населения, не желали идти в поход, а желающих набралось только на один полк (против пяти земских полков), после чего царь принял решение отменить опричнину.
Разделение на опричнину и земщину не было, однако, отменено; опричнина существовала до смерти Грозного (1584 г.), но это слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник – словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили – «города и воеводы дворовые и земские» (17, 19).
Опричнина закончилась так же неожиданно, как и началась, но при этом оставила в истории неизгладимый след. Почти всех земель коснулось разорение, да такое, как будто страна испытала опустошительное вражеское нашествие. Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и «волочились меж двор». Экономические и демографические результаты опричнины резюмировал псковский летописец, записавший: «Царь учиниша опричнину… И от того бысть запустение велие Русской земли» (19).
Непосредственным результатом запустения был «глад и мор», так как разгром подрывал основы шаткого хозяйства даже уцелевших, лишал его ресурсов. Бегство крестьян, в свою очередь, привело к необходимости насильно удерживать их на местах – отсюда введение «заповедных лет», плавно переросшее в учреждение крепостного права. В плане идеологическом опричнина привела к падению морального авторитета и легитимности царской власти; из защитника и законодателя царь и олицетворяемое им государство превратились в грабителя и насильника. Выстраиваемая десятилетиями система государственного управления сменилась примитивной военной диктатурой. Попирание Иваном Грозным православных норм и ценностей и репрессии в отношении церкви лишили смысла самопринятый догмат «Москва — третий Рим» и привели к ослаблению нравственных ориентиров в обществе. Как считает ряд историков, события, связанные с опричниной, явились непосредственной причиной общественно-политического кризиса, охватившего Россию через 20 лет после смерти Грозного и известного под именем «Смутного времени» (1, 17, 19).
Правление Ивана Грозного продолжалось 37 лет. Период опричнины продолжался всего 7 лет. За это время князь Курбский в своей истории, перечисляя жертвы жестокости Ивана, насчитывает их свыше 400 (16). Современники иностранцы считали даже за 10 тысяч (3). Совершая казни, царь Иван по набожности заносил имена казненных в помянники (синодики), которые рассылал по монастырям для поминовения душ покойных с приложением поминальных вкладов. Историк Скрынников проанализировал эти синодики и у него вышло около 4,5 тысяч человек (17), а по мнению историка Кобрина – пятнадцать тысяч (21). Но тем не менее потери были катастрофическими. По воспоминаниям современников река Волхов выходила из берегов от трупов, которых туда сбрасывали (19).
2. Правление английских монархов Генриха VIII и Марии Кровавой из династии Тюдоров.
Так же как и правление Ивана IV правление английского монарха Генриха VIII (1491 – 1547 гг.) можно разделить на два этапа: до развода с Екатериной Арагонской и после. В первой половине своего правления Генрих был ревностным католиком. В 1521 г. он распространил листовки, в которых выступал против Мартина Лютера, за что получил от папы римского титул «Защитник веры». В 1513 г. в союзе с Испанией Англия воевала с Францией. Это война закончилась подписанием мирного договора, по которому город Турне остался в руках англичан, а сестра Генриха Мария вышла замуж за французского короля Людовиком XII (10, 14).
Генрих был женат на Екатерине Арагонской, дочери Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской. Она была выдана замуж за Артура, старшего брата Генриха VIII, скончавшегося через несколько месяцев после свадьбы (11). Генрих VIII женился на Екатерине сразу после вступления на престол в 1509 г. Первые годы брака были по видимости счастливыми, но все дети молодых супругов либо рождались мертвыми, либо умирали во младенчестве, единственной кому удалось вырасти была девочка Мария (будущая королева Англии Мария Кровавая). Между тем Генрих полюбил фрейлину Екатерины Анну Болейн и попросил разрешение у папы римского расторгнуть брак с Екатериной. Папа римский Климент VII, боясь гнева императора Карла V, племянника Екатерины Арагонской, не разрешил Генриху развестись. Тогда английский кардинал Томас Кромвель предложил Генриху развестись с Екатериной без папского разрешения.
В 1533 г. Генрих назначил архиепископом Кентерберийским Томаса Кранмера. В мае архиепископ объявил брак Генриха с Екатериной незаконным, а через несколько дней Анна Болейн была объявлена супругой короля. Климент VII, потребовал от Генриха явиться с повинной в Рим, но Генрих ответил молчанием. Тогда в марте 1534 г. папа отлучил Генриха от церкви, объявил его брак с Анной недействительным, а рожденную Анной Елизавету (будущую королеву Англии Елизавету I) незаконнорожденной. Отношения между Римом и Англией окончательно разорвались. Генрих своим указом назвал свой первый брак недействительным, а первую дочь Марию лишил права на престолонаследие. Екатерина Арагонская была отправлена в монастырь. Однако Анна Болейн недолго сохраняла своё высокое положение. Она не пренебрегала молодыми поклонниками, а сам Генрих в это время увлёкся новой красавицей – Джейн Сеймур. В начале мая 1536 года на турнире королева, сидевшая в своей ложе, уронила платок проезжавшему мимо придворному красавцу Норрису, а тот поднял его на глазах Генриха. На другой день Анну, её брата Рочестера и ещё нескольких кавалеров арестовали. 17 мая комиссия пэров признала королеву виновной в заговоре против короля, и постановила казнить её. 20 мая Анна Болейн была обезглавлена. На следующий день Генрих обвенчался с Джейн Сеймур. Она была королевой всего 15 месяцев и умерла, родив Генриху сына Эдуарда (будущего короля Англии Эдуарда VI) (11, 13, 14).
Церковная реформа продолжалась. В 1534 г. под давлением государя английский парламент принял Акт о супрематии (верховенстве), провозгласив короля верховным главой английской церкви. Англия навсегда отказывалась признавать авторитет папы, а ее церковь отныне стала называться англиканской. Генрих хотел оставить учение церкви в неприкосновении, но догмат о папской власти был так тесно сплетён со всей системой католичества, что при его отмене надо было преобразовать некоторые догматы и учреждения. В 1536 году король утвердил десять статей. Теперь источником вероучения в Англии должны были быть только Священное писание и три древних символа веры, признавались только три таинства: крещение, причащение и покаяние, уменьшалось количество обрядов, началось уничтожение икон, мощей и других священных реликвий (10, 11).
В результате бесчисленных изменений в национальной системе верования, в большинстве случаев произведенных самим королем, мало кто знал, что думать и что исповедовать. Люди и рады были следовать его доктринам, какими бы непоследовательными и противоречивыми они ни были, но поскольку сам король постоянно менял эти доктрины, его подданные не успевали сориентироваться, так быстро он шарахался из стороны в сторону. Сторонники папы и последователи Лютера, все в равной степени были объектом королевской мести и религиозных гонений.
Бэйнхем и Билни были сожжены за их оппозицию папству, а сэр Томас Мор и епископ Фишер были обезглавлены по обвинению в отрицании верховенства короля над всей церковью страны, т.е. за отказ признать справедливым «акт о верховенстве», направленный против папства (11). Лэмберт, школьный учитель короля, после публичного диспута с ним был сожжен заживо, а в 1540 году доктор Барнс, руководивший казнью Лэмберта, познал на своей шкуре суровость «кровавого закон»: за обсуждение теологических вопросов он по парламентскому биллю, без всякого суда был приговорен к сожжению заживо на том же месте, что и Лэмберт. Весте с Барнсом были сожжены и его оппоненты Джерард и Джером (14).
В 1538 – 1539 гг. была произведена секуляризация крупных монастырей. Всё колоссальное имущество монастырей стало собственностью короля, а церковная десятина и подать пошла в королевскую казну. Это позволило Генриху усилить армию и флот, значительно укрепить границы и построить множество гаваней. В 1541 г. Генрих стал также королём Ирландии (18).
При Генрихе VIII было положено основание будущего могущества Англии. Но вместе с тем король жестоко расправлялся с непокорными. За последние семнадцать лет его правления было сожжено на кострах, а также умерло в тюрьмах десятки тысяч человек (9). Жестокости короля, как в государственной, так и в личной жизни не было границ. Последние 4 года своей жизни он страдал от язвы на ноге, боль от которой в сочетании с его дородностью и наступающим одряхлением обострила его раздражительность и вспыльчивость до такой степени, что редко кто из его ближайшего окружения приближался к нему без страха. В это время для человека, рискнувшего разойтись с королем во мнении, как справедливо предполагалось, надежды на прощение не оставалось. Хотя его здоровье быстро ухудшалось, его неумолимая жестокость проявлялась не реже, чем в прошлом, и обрушивалась на всех без разбора: то на католиков, то на протестантов. Последними жертвами необоснованных подозрений короля были герцог Норфольк и его сын Генри Говард, граф Сари (14).
Его дочь от Екатерины Арагонской, Мария I Тюдор (18.02.1516 – 17.11.1558) взошла на английский престол после смерти своего сводного брата Эдуарда VI (1537 – 1553 гг.), короля Англии (7). Жизнь Марии была печальна от рождения до самой смерти, хотя ничто поначалу не предвещало такой судьбы. Для детей её возраста она была серьёзна, выдержана, редко плакала, прекрасно играла на клавесине. Когда ей исполнилось девять лет, заговорившие с ней по латыни коммерсанты из Фландрии были удивлены ее ответами на их родном языке. Отец очень любил поначалу свою старшую дочь и приходил в восторг от многих черт ее характера. Но всё изменилось после того, как Генрих вступил во второй брак с Анной Болейн. Марию удалили из дворца, оторвали от матери и наконец потребовали, чтобы она отреклась от католической веры. Однако, несмотря на свой юный возраст, Мария отказалась наотрез. Тогда ее подвергли множеству унижений: полагавшаяся принцессе свита была распущена, сама она, изгнанная в поместье Хетфилд, стала служанкой при дочери Анны Болейн, крошке Елизавете. Мачеха драла её за уши. Приходилось опасаться за саму ее жизнь. Состояние Марии ухудшилось, матери было запрещено видеться с ней. Только казнь Анны Болейн принесла Марии некоторое облегчение, особенно после того, как она, сделав над собой усилие, признала отца «Верховным главой англиканской церкви». Ей вернули свиту, и она опять получила доступ в королевский двор. Гонения возобновились, когда на престол взошел младший брат Марии, Эдуард VI, фанатично державшийся протестантской веры. Одно время она серьёзно подумывала о бегстве из Англии, особенно когда ей начали чинить препятствия и не разрешали отправлять мессы. Эдуард в конце концов лишил сестру престола и завещал английскую корону правнучке Генриха VII Джейн Грей. Мария не признала этого завещания. Узнав о кончине брата, она немедленно двинулась в Лондон. Армия и флот перешли на её сторону. Тайный совет объявил Марию королевой. Через девять дней после своего восшествия на престол леди Грей была низложена и кончила жизнь на эшафоте.
Заняв трон в 1553 г., Мария пользовалась поддержкой той части народа, который сохранил верность католичеству. В годы ее правления в Англии возобладала Контрреформация. В 1554 г. она отменила все законы Генриха VIII и Эдуарда VI касающиеся протестантства (кроме закона о секуляризации монастырей) и вернула страну в лоно католической церкви.
Чтобы обеспечить престол за своим потомством и не допустить на него сестру, протестантку Елизавету, Мария должна была вступить в брак. В июле 1554 г. она вышла замуж за наследника испанского престола Филиппа (будущий король Испании Филипп II), хотя знала, что он очень не нравится англичанам. Она обвенчалась с ним в возрасте 38 лет, уже немолодой и некрасивой. Жених был моложе ее на двенадцать лет и согласился на женитьбу только из политических соображений. Он не жил долго в Англии, посещая свою жену только изредка. Между тем Мария очень любила мужа, скучала без него и писала ему длинные письма, засиживаясь до поздней ночи (20).
Она правила сама, и царствование её во многих отношениях оказалось в высшей степени несчастно для Англии. Королева с женским упрямством желала возвратить страну под сень римской церкви. Сама она не находила удовольствия мучить и терзать людей, несогласных с нею в вере; но она напустила на них юристов и богословов, пострадавших в прошлое царствование. Государственные деятели-протестанты были изгнаны, власть перешла в руки Гардинера, который стал яростно преследовать протестантов. Архиепископ Кранмер, один из деятелей реформации, был посажен в Тауэр и сожжен. С февраля 1555 г. по всей Англии запылали костры, на которых гибли «еретики». Всего было сожжено около трехсот человек, среди них иерархи церкви –Ридли, Латимер и другие. Было приказано не щадить даже тех, кто, оказавшись перед кострищем, соглашался принять католичество. Все эти жестокости принесли королеве прозвище «Кровавой» (9, 11, 12, 13, 20).
Казна была истощена, вследствие неудачной войны с Францией. Результатом политики Марии был рост протестантизма в Шотландии. День её смерти (и одновременно день восшествия на престол протестантской Елизаветы I) отмечали в стране как национальный праздник (9).
3. Анализ правления английских монархов Генриха VIII и Марии Кровавой из династии Тюдоров и русского царя Ивана IV.
Репрессии в правления английских монархов связаны с решением религиозного вопроса. Хотя, в кровавой деятельности английского короля Генриха VIII есть черта, отличающая его от других тиранов. Он был палачом не во имя государственных интересов или религиозных идей, а во имя своих эгоистических потребностей (14). Руководствуясь одними инстинктами, он устранял с пути все, что ему мешало, не разбирая, друзья это или недруги. Опричнина Ивана IV была направлена на установление собственной безграничной власти (19).
Можно ли назвать правление Ивана IV кровавым? Я думаю, нет. За время его правления по разным подсчетам погибло от 10 до 15 тыс. человек (21). Власть православного царя Ивана Васильевича была намного мягче, чем в Европе, о чем говорят следующие факты: в правление Генриха VIII было казнено 70 тыс. человек (6). В ходе религиозной войны во Франции в 1572 г. во время Варфоломеевской ночи было убито свыше 80 тыс. протестантов (4). Почему же Грозный царь-тиран, а европейцы – само милосердие?
Может быть, все дело в том, как проводились казни. У Генриха VIII не было такой жестокости как у Ивана IV: варить в котлах, убивать просто так на улицах города, топить в реке, бросать на съедение собакам или медведям (17). А может быть прав Кобрин, который считает, что заговоров против царя не было, а имели место измышления иностранных мемуаристов, которые, таким образом, пытались показать «слабость» московского режима и убедить своих хозяев вести более активную антироссийскую политику (21).
За 5 лет правления Марии было уничтожено около 300 человек и ей дают прозвище Кровавая, в то время как ее отец уничтожив за 36 лет около 70 тыс. человек подобного прозвища не получает. Почему? Может быть, все дело в отношении народа? Ведь внутреннюю и внешнюю политику католички Марии народ не одобрял и не желал возвращения католической религии (9, 12).
Что касается прозвища Ивана IV, то Грозным при жизни его в народе никто не называл. Это прозвище было дано иностранцами (на немецком языке звучит как «Ужасный) и воспринято нашим историками. Современники вкладывали другой смысл в это прозвище. Так, во время полемики Ивана с Баторием последний упрекнул своего соперника в том, что он окружает себя рындами, вооруженными секирой, во время приема послов. Иван ему ответил: «Это чин государский, да и «гроза», т. е. этого требует мой ранг и уважение, которое я должен внушать». Валишевский предлагает обратиться к «Домострою», где говорится об обязанностях отца семьи и от него требуется быть «грозным», т. е. внушающим уважение (3).
Как бы то ни было, при всех своих недостатках и пороках, ошибках и преступлениях Иван пользовался большой популярностью в народе, перед которой оказались бессильны как его неудачи, так и влияния времени. В русских народных песнях Грозный занимает почетное место и не характеризуется отрицательными чертами. В них он строг, справедлив и даже великодушен (3).
Русский народ понял своего царя и свято чтил его память. Вплоть до самой революции и последовавшего за ней разгрома православных святынь Кремля к могиле Грозного Царя приходил простой люд служить панихиды, веруя, что таким образом выраженное почитание Иоанна IV, привлекает благодать Божию в дела, требующие справедливого и нелицеприятного суда (21).
Заключение
В свой век Иван IV имел пример и подражателей в европейских странах. Нравы его эпохи оправдывали его систему (3). Но если нравы эпохи оправдывали жестокость на Западе, то они должны оправдать и Ивана IV.
Правление жестоких монархов ослабляет страну, в которой они правят. Начало правления Ивана IV было хорошим, но он ослабил Россию опричниной и затяжной кровопролитной Ливонской войной, которая обескровила Россию и опустошила ее государственную казну. Мария Тюдор проводила бесполезные казни, тщетно пытаясь вернуть Англию в католичество, разорила страну, а ее реформы были отменены Елизаветой I. Вот только Генрих VIII усилил армию и флот, оставив после себя сильную страну, положив начало могуществу английской нации, но какой ценой. Их амбициям не было границ, они старались в первую очередь ради себя, а не ради страны в которой правили, ради ее народа. Опричнина Ивана Грозного показала, что использование террора правящей верхушкой подрывает политический, экономический и социальный строй страны. Да и нужен ли какой-нибудь стране жестокий правитель?
Их правления интересны как исторический урок, как назидание последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотической личности, стоящей на вершине диктатуры. Мне кажется, что в наших силах сделать все возможное, чтобы не повторилось больше подобного хаоса. Это тем более легче сделать сегодня, когда в России развивается демократия, происходит становлением правового государства.
Результаты моего исследования можно использовать, как материал на уроках, занятиях кружков, факультативах по истории. Я поделился своими знаниями на уроке истории в 6 «Б» классе.
Список литературы:
1. Балязин В.Н. Неофицильная история России. Иван Грозный и воцарение Романовых. М.: Олма медиа групп, 2007
2. Большая универсальная энциклопедия. Т. 4. М.: АСТ – Астрель, 2009
3. Валшевский К. Иван Грозный. М.: ИКПА, 1989
4. Вернерштайн. Хронология мировой цивилизации. Т. 1. М.: Слово, 2003
5. Всемирная история. Энциклопедия. Т. 2. М.: Олма Медиагрупп, 2009
6. Всемирная история. Энциклопедия. Т. 4. М.: Олма Медиагрупп, 2009
7. Всемирная история. Энциклопедия. Т. 6. М.: Олма Медиагрупп, 2009
8. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 кл. М.: Просвещение, 2008
9. Диккенс Чарльз. История Англии для юных. М.: БСГ – Пресс, 2008
10. Дмитриева О.В. Новая история. Конец XV – XVIII век. 7 кл. М.: ООО Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002
11. Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Властители судеб Европы: императоры, короли, министры XVI – XVIII вв. Смоленск: Русич, 2004.
12. Кристофер Дэниел. Англия. История страны. М.: Эксма, 2007
13. Мусский И.А. 100 великих диктаторов. М.: Вече, 2000
14. Рыжов К. Все монархи мира. Западная Европа. М.: Вече, 1999
15. Соловьев В. История России для детей и взрослых. М.: Белый город, 2008
16. Соловьев С. М. Об истории новой России. М.: Вече, 1993
17. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: Наука, 1985
18. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. История нового времени. 1500 – 1800 гг. 7 кл. М.: Просвещение, 2010
19. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI – XVIII вв. М.: МИРОС, ВЕНТАНА-ГРАФ, 1999
20. http://www.best4best.ru/news/samye_krovavye_praviteli/2010-01-22-927
21. http://historysibsuti.narod.ru/ivgroz8.htm
Приложение
Таблица 1. Сравнительная характеристика правления английских монархов Генриха VIII и Марии Кровавой из династии Тюдоров и русского царя Ивана IV.
| Иван Грозный | Генрих VIII Тюдор |
Общее. | 1. Мирная половина правления. 2. Укрепление границы государства. 3. Устраивали частые пытки и казни. 4. Поставили церковь в зависимость от правителя. 5. Многобрачие. 6. Оставили слабого приемника. | |
Различия. | 1. Строил храмы. 2. Не реформировал церковь. 3. Поражение в Ливонской войне. 4. Оставил после себя ослабленную опричниной страну. | 1. Разрушал монастыри. 2. Реформировал церковь. 3. Победа в войне с Францией. 4. Оставил после себя довольно сильную страну. |
| Иван Грозный | Мария Тюдор |
Общее. | 1. Пользовались поддержкой народа в начале правления. 2. Устраивали частые казни. 3. Неудачное проведение внешней политики. 4. Заметно ослабили страну. | |
Различия. | 1. Не менял религию. 2. Много раз женился. 3. Были удачные войны. | 1. Меняла религию. 2. Один раз вышла замуж. 3. Не было удачных войн. |
| Генрих VIII Тюдор | Мария Тюдор |
Общее. | 1. Воевали с Францией. 2. Пользовались поддержкой народа в начале правления. 3. Устраивали частые казни. 4. Меняли религию. | |
Различия. | 1. Реформатор. 2. Разрушал монастыри. 3. Удачная война с Францией. 4. Оставил после себя сильную страну. | 1. Контрреформатор. 2. Восстанавливала монастыри. 3. Неудачная война с Францией. 4. Оставила после себя слабую страну. |