Урок истории в 7 классе «Международные отношения в Европе в XVI-XVII вв.»
Всемирная история, 7 класс, Международные отношения XVI-XVIIвв.
Сценарий урока
С начала XVI века в международной жизни Европы существовали две разные точки зрения на то, каким должно быть её политическое устройство.
На доске схема в виде сопоставления
2. МО
Священная Римская империя---
Англия и Франция –
Идея самостоятельных национальных гос-в
государств
идея единой империи в Европе столкновение неизбежно?
за католицизм религиозные цели за протестантизм
династия Габсбургов записываем в ходе обсуждения) династия Бурбонов (Фр.)
борьба за мировой рынок борьба за мировой рынок
за господство папы политические цели территориальн. независимость
Задание 1.
Назвать сходства и отличия устройства государств, религиозной политики, сделать вывод.
В виде тезисов фиксируем на доске и в рабочих тетрадях, по одну и другую стороны.
Задание 2.
Определите понятие: Вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства это -- …. (война)
Фиксируем определение в тетрадь.
Учитель: Войны бывают различными по характеру, давайте определим из предложенных видов войн для какого периода во всемирной истории они характерны и приведём примеры противоборствующих сторон.
А) захватнические ----
Б)религиозные ----
В) династические ------
Г) крестьянские -----
Д) гражданские ------
Е) национально-освободительные ----
Ж) войны государств и коалиций за гегемонию -----
Учащиеся работают в группах по два человека, фиксируют примеры сторон на доске, поясняя устно.
Затруднения вызывает ответ на пункт ж): пример войн такого характера неизвестен, понятиями «коалиция» и «гегемония» не владеют.
Предлагаю выдвинуть гипотезы по определению понятий «коалиция» и «гегемония». Для подтверждения или опровержения гипотез обращаемся к событиям Тридцатилетней войны.
Учитель знакомит с понятием Тридцатилетняя война в Европе, не формулируя определение. Объясняет причинно-следственные связи и предлагает совместными усилиями с помощью учебника и картографического материала проследить какие страны приняли участие в этой войне, с какими целями.
Для этого каждой паре выдаётся карточка с названием страны и следующими вопросами:
Найдите территорию вашего государства на карте
Почему государство приняло участие в Тридцатилетней войне (цели)
Кто был вашим союзником?
Кто был вашим противником?
Каковы итоги войны для вашего государства?
На выполнение задания 5-7 минут. Учебник стр.163-168, карта Европы в XVI-XVIIIвв.
Следующий этап – каждая пара учащихся представляет государство. При помощи магнитов прикрепляют названия государств на схеме, на доске, комментируя рассказом , т.о. выстраиваится зрительный ряд участников конфликтующих сторон.
( Страны-участницы минимум предложить семь: Австрия, Чехия, Голландия, Франция, Дания, Швеция, Россия)
После этого предлагаю сформулировать определение понятия «коалиция» и «гегемония». Учащиеся практически без затруднений: «Это военный союз государств для совместных действий», «первенство в руководстве; политика, основанная на стремлении к мировому господству»
Если понимаем, что такое коалиция и гегемония, предложите формулировку понятия Тридцатилетняя война.
Записываем в тетрадь определения, выводы.
Тридцатилетняя война –это военный конфликт за гегемонию Священной Римской империи в Европе, продолжавшийся с 1618 по 1648 гг.
Через тезисы из задания 1, приходим к выводу, что война началась как религиозная, а закончилась как политическая. Называем отличия. Отмечаем, что война 1618-1648 годов завершила эпоху религиозных войн, Вестфальский мир заложил основы новых отношений между государствами Европы.
Самостоятельно вычитывают значение Вестфальского мира, запись в тетрадь 2-3 мин.
Вопросы для обсуждения:
9. Вопросы для класса:
Существовали ли способы разрешения конфликтов мирным путём? Всегда ли война?
Можно ли считать Европу расколотой по религиозному признаку в XVI веке?
Было ли столкновение этих двух позиций неизбежно?
Ответ формулируется с помощью метода «Пресс», (схема ответа на левой стороне доски: Я считаю…, Потому что…, Например…., Следовательно….)
Ответы-рассуждения учащихся. Акцентирую внимание на современных проблемах .
Оценивание в парах. Выставление оценок.
Домашнее задание: стр. 169-171 – составить кластер «Восточный вопрос», параграф 18-19 по опорной схеме.