12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Орехова Виктория Александровна40
Россия, Белгородская обл., Старый Оскол

«Блистательный, как солнце…»


Вы писатель? — с интересом спросил поэт...

Я мастер.

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»



Михаил Афанасьевич Булгаков - признанный классик русской литературы ХХ столетия, и, на мой взгляд, он по праву достоин звания Мастера.

Судьба писателя имеет свой особый драматический рисунок. В нём мало случайного, как будто заранее было предопределено, что мальчик, родившийся 15 мая 1891 года в Киеве, в семье преподавателя духовной академии, пройдёт через тяжкие испытания эпохи войн и революций, будет бедствовать, станет драматургом лучшего театра страны, узнает вкус славы и гонений и умрёт, не дожив до 50 лет, чтобы лишь через многие годы вернуться к нам своими произведениями, размышляя в них о таких вечных ценностях, как милосердие и справедливость, всепрощение и любовь.

Итак, как я уже говорила, Булгаков родился в Киеве в семье профессора духовной семинарии. Будущий писатель формировался в киевском культурном бомонде, и это определило его вкусы и шкалу ценностей. В родном городе Булгаков окончил Первую гимназию и медицинский факультет. В годы гражданской войны Михаил Афанасьевич был военным врачом. Увиденное на фронте его поразило, даже ошеломило. Именно поэтому, на мой взгляд, будущий писатель оставляет профессию военного врача и решает посвятить свою жизнь литературе. Дальнейшая судьба М. Булгакова связанная с Москвой, куда он приезжает из Владикавказа в конце 1921 года. Живет писатель в бедности, московская художественная среда не признаёт его своим. После нескольких трудных месяцев Михаил Афанасьевич, наконец, устраивается в газету железнодорожников «Гудок». В 1924-1925 годах состоялось чрезвычайно важное для Булгакова событие - в журнале «Россия» напечатали первую, а потом и вторую часть романа «Белая гвардия». Но, к сожалению, журнал был закрыт, и третья часть не вышла в свет. Уже в январе 1925 года Булгаков начинает писать на материале романа пьесу, которая появилась на сцене МХАТа и принесла писателю громкую и очень опасную славу. Это были «Дни Турбиных». С 1925 по 1928 год были напечатаны две сатирических повести - «Дияволиада» и «Роковые яйца».

Больше ни одно произведение Булгакова не было напечатано при его жизни.

В 1930 году Михаил Афанасьевич, доведенный до отчаяния невозможностью донести до читателя свои произведения, обратился с письмом к правительству СССР, в котором с чрезвычайной смелостью рассказал о своей политической и творческой позиции. Фактически в этом письме Булгаков требовал или дать ему возможность работать, или разрешить эмигрировать. За границу писателя не отпустили, но он получил «возможность работать», но не в широком, булгаковском понимании этих слов (т.е. печататься), а в узком - был зачислен на должность режиссера МХАТа.

Надо сказать, что Булгаков – феноменальное явление советских времен. Не принявший искусства соцреализма, политики пятилеток и лагерей, он писал для себя и для внуков, писал, как принято говорить, в стол. В своем письме 1930 года он признавался: «Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет». Эта невероятная смелость была, очевидно, вызвана тем, что Булгаков никогда не отступался от своих творческих позиций, идей и оставался самим собой в самые тяжелые моменты жизни. «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал», - писал Булгаков.

Со Сталиным у писателя сложились особые отношения. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что именовалось страшным словом ГУЛАГ. Он умер не в лагере, а в собственной постели от нефросклероза, унаследованного от отца.

Таким был Михаил Афанасьевич Булгаков. Врач, журналист, прозаик, режиссер, драматург…

Он был представителем той части интеллигенции, которая не покинула страну в страшные годы, которая стремилась сохранить себя в изменившихся условиях. И в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире. Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение:

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.


Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.


И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.


О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней не бывших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех потерявшей, всех забывшей, -


Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь смертельной боли.



На могиле Булгакова нет креста – и он не был водружен не потому, что вдова, Елена Сергеевна, проявляла осторожность в эпоху государственного атеизма. Она никогда и ничего не боялась, когда речь шла о выполнении воли самого писателя. Креста нет потому, что его не хотел сам Булгаков. Голгофа без креста… Если продолжать эту смысловую цепочку, получится страдание без искупления, а значит, и смерть без воскресения, а за всем этим стоит Евангелие без Христа.



Автор материала: М. Анпилова (8 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.