Блистательный, как солнце
Автор публикации: М. Анпилова, ученица 8А класса
— Вы писатель? — с интересом спросил поэт...
— Я мастер.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Михаил Афанасьевич Булгаков - признанный классик русской литературы ХХ столетия, и, на мой взгляд, он по праву достоин звания Мастера.
Судьба писателя имеет свой особый драматический рисунок. В нём мало случайного, как будто заранее было предопределено, что мальчик, родившийся 15 мая 1891 года в Киеве, в семье преподавателя духовной академии, пройдёт через тяжкие испытания эпохи войн и революций, будет бедствовать, станет драматургом лучшего театра страны, узнает вкус славы и гонений и умрёт, не дожив до 50 лет, чтобы лишь через многие годы вернуться к нам своими произведениями, размышляя в них о таких вечных ценностях, как милосердие и справедливость, всепрощение и любовь.
Итак, как я уже говорила, Булгаков родился в Киеве в семье профессора духовной семинарии. Будущий писатель формировался в киевском культурном бомонде, и это определило его вкусы и шкалу ценностей. В родном городе Булгаков окончил Первую гимназию и медицинский факультет. В годы гражданской войны Михаил Афанасьевич был военным врачом. Увиденное на фронте его поразило, даже ошеломило. Именно поэтому, на мой взгляд, будущий писатель оставляет профессию военного врача и решает посвятить свою жизнь литературе. Дальнейшая судьба М. Булгакова связанная с Москвой, куда он приезжает из Владикавказа в конце 1921 года. Живет писатель в бедности, московская художественная среда не признаёт его своим. После нескольких трудных месяцев Михаил Афанасьевич, наконец, устраивается в газету железнодорожников «Гудок». В 1924-1925 годах состоялось чрезвычайно важное для Булгакова событие - в журнале «Россия» напечатали первую, а потом и вторую часть романа «Белая гвардия». Но, к сожалению, журнал был закрыт, и третья часть не вышла в свет. Уже в январе 1925 года Булгаков начинает писать на материале романа пьесу, которая появилась на сцене МХАТа и принесла писателю громкую и очень опасную славу. Это были «Дни Турбиных». С 1925 по 1928 год были напечатаны две сатирических повести - «Дияволиада» и «Роковые яйца».
Больше ни одно произведение Булгакова не было напечатано при его жизни.
В 1930 году Михаил Афанасьевич, доведенный до отчаяния невозможностью донести до читателя свои произведения, обратился с письмом к правительству СССР, в котором с чрезвычайной смелостью рассказал о своей политической и творческой позиции. Фактически в этом письме Булгаков требовал или дать ему возможность работать, или разрешить эмигрировать. За границу писателя не отпустили, но он получил «возможность работать», но не в широком, булгаковском понимании этих слов (т.е. печататься), а в узком - был зачислен на должность режиссера МХАТа.
Надо сказать, что Булгаков – феноменальное явление советских времен. Не принявший искусства соцреализма, политики пятилеток и лагерей, он писал для себя и для внуков, писал, как принято говорить, в стол. В своем письме 1930 года он признавался: «Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет». Эта невероятная смелость была, очевидно, вызвана тем, что Булгаков никогда не отступался от своих творческих позиций, идей и оставался самим собой в самые тяжелые моменты жизни. «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал», - писал Булгаков.
Со Сталиным у писателя сложились особые отношения. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что именовалось страшным словом ГУЛАГ. Он умер не в лагере, а в собственной постели от нефросклероза, унаследованного от отца.
Таким был Михаил Афанасьевич Булгаков. Врач, журналист, прозаик, режиссер, драматург…
Он был представителем той части интеллигенции, которая не покинула страну в страшные годы, которая стремилась сохранить себя в изменившихся условиях. И в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире. Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение:
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
О, кто поверить смел, что полоумной мне,
Мне, плакальщице дней не бывших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Всех потерявшей, всех забывшей, -
Придется поминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь смертельной боли.
На могиле Булгакова нет креста – и он не был водружен не потому, что вдова, Елена Сергеевна, проявляла осторожность в эпоху государственного атеизма. Она никогда и ничего не боялась, когда речь шла о выполнении воли самого писателя. Креста нет потому, что его не хотел сам Булгаков. Голгофа без креста… Если продолжать эту смысловую цепочку, получится страдание без искупления, а значит, и смерть без воскресения, а за всем этим стоит Евангелие без Христа.