«"Будущее на кончике пера": художественная выставка великих открытий и предсказаний писателей-фантастов»
Автор публикации: С. Шевченко, ученик 9А класса
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. Писатели-фантасты и научный прогресс. Научная фантастика как часть жизни……………………………………………………………………..7
2. Научная фантастика и гуманизм: потенциально полезные изобретения человечества, сошедшие со страниц классики…………………………14
2.1 Лазер………………………………………………………………....14
2.2 Воскрешение умерших …………………………………………….17
2.3 Поиск по химическому составу крови…………………………….21
2.4 Спектр света, увеличивающий живые организмы………………..22
2.5 «Звуковая отвертка»………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
В условиях дегуманизации общества и смещенного в сторону «зла» вектора научно-технического прогресса появилась необходимость поиска образца, подсказывающего, на какие потребности общества в будущем нам стоит обратить внимание в настоящем, какие технические средства стоит начинать создавать сейчас. В литературе известно большое количество произведений, содержащих в себе предположения о техническом развитии в мире. Эти предсказания разнородны, и в связи с этим мы выдвигаем в нашей проектной работе проблему: на какие изобретения, описанные в книгах писателей-фантастов, стоит обратить внимание человечества уже сегодня, а также как суметь направить их в русло гуманизации общества.
Цель проекта: создать модель «звуковой отвертки» и художественную выставку, отражающую необходимость «книжных» изобретений, которые способствуют гуманизации общества.
Задачи проекта:
-описать особенности изображения будущего, изобретений будущего в книгах писателей-фантастов;
-составить реестр изобретений, которые предположительно появятся в ближайшем будущем;
-проанализировать, сопоставить данные обоих реестров, сделать выводы;
-смоделировать внешний вид, разработать макеты предполагаемых изобретений;
-провести рефлексию и оценить результаты работы;
-презентовать проектный продукт организационному комитету на итоговом заседании.
Планируемые результаты проекта:
Предметные
–умение демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;
– в устной и письменной форме анализировать:
• конкретные произведения во взаимосвязи с отраслями знания (исто-рией, философией, наукой и др.);
• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;
– ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХI веков и современном литературном процессе;
– обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения):
• умение давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектную литературоведческую работу, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;
• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).
– использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет.
Метапредметные
1) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
2) Закрепление умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3) Активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
4) Закрепление навыков аналитического чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
6) Демонстрация логических умений: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7) Определение общей цели и путей ее достижения; умение договари-ваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осу-ществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
8) Развитие коммуникативных умений, связанных с работой по поиску и обработке информации, созданием нового продукта на основе полученных знаний.
Личностные
1) Осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование гуманистических ценностных ориентаций.
2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, развитии и разнообразии природы, культуры.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, книге, прогрессу, мировой культуре и истории.
4) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предполагаемый продукт проекта: художественная выставка научных изобретений будущего, включающая в себя наглядную модель «звуковой отвертки», описанной в серии художественных книг «Доктор Кто».
Необходимое оборудование: проектор, мультимедийная презентация, стенд для выставки работ.
1. Писатели-фантасты и научный прогресс. Научная фантастика как часть жизни
Научная фантастика потому и называется научной, что работающие в этом жанре писатели опираются на современные им достижения, чтобы спроектировать будущие. И чем крупнее талант автора, тем более точными получаются их предсказания. Неудивительно, что множество современных нам явлений и предметов, которые мы считаем обыденными, когда-то были только художественными образами фантастических романов и повестей. Итак, одна из задач моей работы заключается в том, чтобы показать, что писатели в своих фантастических произведениях уже давно предвидели появление новейших устройств, которые смогут облегчить или усложнить жизнь людей. «Новые идеи и образы, рождающиеся в творчестве писателей-фантастов, часто способствуют трансформации прежних и становлению новых научных и культурных традиций. Выяснение этого предназначения научно-фантастических произведений позволяет понять, какую роль может сыграть научная фантастика в определении и реализации сценариев будущего, и что собственно в этом отношении можно корректно «требовать» от этого вида литературы. Необходимо отметить, что научная фантастика, как и сама наука, является культурно-историческим феноменом и предсказывает не события, а их вероятность».1
Начнем, пожалуй, с главного классика в русле научной фантастики.
Роман Жюля Верна «20000 лье под водой» стал одним из самых известных фантастических произведений. Повествование ведется от лица профессора истории Пьера Аронакса. В ходе событий романа главные герои попадают на подводную лодку. Но лодка была необычная, так как она работает от электрического питания. Во время написания романа это было невозможно и поразительно, но теперь, когда практически каждый прибор работает от электрического тока, мы можем назвать Жюля Верна предсказателем, провидцем. Кроме того, у этого же автора вышел фантастический роман «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут», в котором он предсказывает основной принцип ракетостроения. События романа происходят сразу после гражданской войны в США, то есть очевидно в 1865—1866 годах. После окончания войны в Балтиморе (США) организован Пушечный клуб. Его основатель Импи Барбикен загорелся идеей создать пушку, снаряд которой мог бы после выстрела достигнуть Луны. Предварительные расчеты показали, что технология того времени вполне позволяла построить такое орудие: «В самом деле, — продолжал оратор, — если бог сотворил звезды и планеты, то человек создал ядро, достигающее предельной скорости на земле; ядро — это небесное тело в миниатюре, ведь светила — не что иное, как огромные ядра, летящие в мировом пространстве. От бога исходит скорость электричества, скорость света, скорость звезд, скорость комет, скорость планет, скорость их спутников, скорость звука, скорость ветра! Но от нас исходит скорость ядра, в сто раз превосходящая скорости поездов и самых резвых лошадей!... требуется придать снаряду скорость в двенадцать тысяч ярдов в секунду. Я полагаю, что это нам удастся». Однако далее планы основателей проекта «Колумбиада» изменились. Французский путешественник Мишель Ардан предложил в качестве снаряда пушки изготовить полый металлический цилиндр, заостренный с одной стороны, и сам вызвался полететь внутри него. В итоге было принято решение подготовить вагон-снаряд для команды из 3 человек. Они также рассчитали верную скорость движения устройства: «Таким образом, снаряду придется пролететь в канале семьсот футов под напором шести миллиардов литров газов, прежде чем он выпалит из пушки по направлению к ночному светилу».2 В сочетании научного прогноза и социального предвиденья будущего Жюль Верн определил характер научной современной фантастки.
Даровитым на предсказания был и другой писатель-фантаст Герберт Уэллс. Написав свой знаменитый научно-фантастический роман «Освобожденный мир», он фактически предсказывает создание принципов расщепления атомов, атомной бомбы. В 1897 году он выпускает роман «Война миров». В нем автор говорит о прототипе химического оружия и лазере, принципы которых будут описаны только в 1914 и 1916 годах: «Совсем недавно мы считали атом тем же, чем мы считаем кирпичи, — простейшим строительным материалом. Исходной формой материи, единообразной массой безжизненного вещества. И вдруг эти кирпичи оказываются сундуками, сундуками с сокровищами, сундуками, полными самой могучей энергии».
Удивительно, насколько Герберт Уэллс обогнал свое время: «Мы не только сможем использовать уран и торий; мы не только станем обладателями источника энергии настолько могучей, что человек сможет унести в горсти то количество вещества, которого будет достаточно, чтобы освещать город в течение года, уничтожить эскадру броненосцев или питать машины гигантского пассажирского парохода на всем его пути через Атлантический океан. Но мы, кроме того, обретем ключ, который позволит нам наконец ускорить процесс распада во всех других элементах, где он пока настолько медлителен, что даже самые точные наши инструменты не могут его уловить. Любой кусочек твердой материи стал бы резервуаром концентрированной силы».3
Хьюго Гернсбек в своем произведении 1911 года «Ральф 124С 41+» дает читателю представление о видеозвонках, солнечной энергии и ее использовании, тогда как видеозвонки были открыты 1927 году, а энергию солнца научились использовать только в 1954 году: «Вся территория в двадцать квадратных километров была покрыта стеклом. Под массивными квадратными стеклянными плитами помещались фотоэлементы, которые преобразовывали солнечную энергию непосредственно в электрическую. Фотоэлементы в количестве 400 единиц на каждый квадратный метр были смонтированы на больших подвижных рамах, на каждой из которых их было 1600». «Ральф подошёл к укреплённому на стене телефоту, нажал несколько кнопок, и через некоторое время экран аппарата засветился. На нём появилось чисто выбритое и довольно привлекательное лицо мужчины лет тридцати». 4
Вот еще несколько занимательных фактов. Плазменные экраны были изобретены 1964 году, а наушники в 2004, но это не помешало фантасту Рэю Брэдбери написать о них в 1953 году в произведении «451 градус по Фаренгейту»: «…портативный передатчик системы «Ракушка», «…на одной из трех телевизорных стен какая-то женщина одновременно пила апельсиновый сок и улыбалась ослепительной улыбкой».5
В свое время знаменитый русский писатель Александр Беляев также предсказал появление мобильных телефонов в своем романе «Борьба в эфире» 1936 года, но изобретут эти устройства лишь в 1961 году: «Десять часов. Полночь. Это пробили радиочасы, – сказал Эль, обращаясь ко мне. Приложив руку ко рту, он задал кому-то вопрос на своём лаконичном языке. Потом кивнул головою – очевидно, на полученный ответ. «Как же он слышит?» – подумал я, глядя на Эля. Я заметил в его ухе, несколько ниже слухового отверстия, небольшой чёрный предмет, величиной с горошину. Это и был, вероятно, слуховой аппарат».6
Один из известных рассказов Брэдбери, «Вельд» (The Veldt) 1950, тоже содержит в себе некое «предсказание» – дорогая детская комната, в которой создан виртуальный африканский вельд. В какой-то момент детская игра перестает быть игрой. Автор рассказывает об интерактивных стенах, как и в предыдущем романе, а еще и об игровых комнатах, которые можно сравнить с популярным развлечением сегодняшних дней – реалити-квестом – игрой, которую проходят в реальном пространстве, а не на экране. Каждый игрок становится частью истории, и только от его действий будет зависеть развязка квеста.
В рассказе Рэя Брэдбери «Пешеход» фигурирует "умная" машина, которая сама арестовывает главного героя и отвозит его в психиатрическую больницу. Такие машины уже появились на дорогах США как часть проекта компании Google. Разумеется, они не несут никакой зловещей миссии, как в «Пешеходе», и значительно менее совершенны, чем фантастические автомобили Брэдбери. По крайней мере, пока.
Другой автор, Адам Дуглас, предсказал электронную книгу за 18 лет до ее появления в книге «Автостопом по галактике»: «…а еще там было устройство, похожее на большой калькулятор. На передней панели этого устройства располагалась клавиатура примерно из ста крошечных плоских кнопок и экран площадью около четырех квадратных дюймов, на который можно было моментально вывести любую из миллиона “страниц”».7
Прототип электронной книги был создан в середине 90-х, а в конце десятилетия началось массовое производство. О своей задумке Адамс рассказал Нилу Гейману, с которым тесно общался. Гейман, выслушав его, заявил, что появление таких устройств станет приговором для печатной литературы, но Адамс был не согласен. Он поставил в пример акул, которые жили задолго до динозавров, но несмотря на появление более развитого вида продолжили существовать даже после их вымирания. Как мы видим, он оказался полностью прав: «электронки» стали обыденностью, но и бумажные книги не исчезли с полок магазинов.
Но «открытия» авторов не ограничивались лишь техническими устройствами, они коснулись и фармакологии. В своем романе-антиутопии О. Хаксли изображает мир, в котором люди принимают особые лекарства – сомы, поднимающие настроение.
«В 178 году Э. Ф. были соединены усилия и финансированы изыскания двух тысяч фармакологов и биохимиков. Через шесть лет был налажен уже широкий выпуск. Наркотик получился идеальный. Успокаивает, дает радостный настрой, вызывает приятные галлюцинации».
Они очень схожи с существующими сегодня лекарственными препаратами – антидепрессантами. В 30-х годах прошлого века фармацевтическая отрасль не была развита так сильно (прошло всего 4 года с момента открытия пенициллина), поэтому читатели и представить не могли, что когда-то «сомы» будут продаваться в каждой аптеке.
Кредитные карты и продовольственные супермаркеты – весьма распространенные явления в жизни современного человека. Но мало кто знает, что впервые они упоминаются в произведении Эдварда Беллами. Когда автор писал свой роман, о подобных вещах никто и понятия не имел, но они были реальны лишь в его художественном мире. Беллами изобразил 2000-й год, в котором и появились кредитки и большие магазины, правда, технический прогресс еще опередил его фантазию, так как первые кредитные карты появились в 1962 году. Впрочем, именно в «нулевых» они стали наиболее популярными и начали вытеснять наличные.
Итак, в ходе первого этапа нашей проектной работы были получены следующие результаты:
- изучено творчество западных писателей-фантастов: Пьера Аронакса, Жюля Верна, Герберта Уэллса, Хьюго Гернсбека, Рэя Брэдбери, Адама Дугласа, Эдварда Беллами;
- выявлены «пророчества» писателей-фантастов, воплотившиеся в ХХ-ХIХ вв.;
- сопоставлены полученные данные с современными достижениями науки и техники;
На основании результатов данного исследования нами выявлено, что научно-фантастические произведения оказывали и оказывают сильное влияние на сферу науки и техники, и данные книги могут служить «источником вдохновения» для современных ученых. «Современной науке пока сложно объяснить, что же лежит в основе подобных предсказаний. Однако такие предсказания не единичны, они есть и присущи главным образом крупным ученым, поэтам и писателям. Особенно следует подчеркнуть предвосхищения многих событий в будущем известными фантастами. Хотя базируются они на глубоком знании науки и объективном прогнозе ее развития, многие предвидения фантастов можно назвать научно-интуитивными».8
Анализ художественных образов и их реальных воплощений доказывает, что научная фантастика является одной из движущих сил современной науки, а, значит, возможные гуманистические изобретения, упоминаемые в научной фантастике, но еще нереализованные в действительности, также могут сойти со страниц классики и обогатить жизнь человечества.
2. Научная фантастика и гуманизм: потенциально полезные изобретения человечества, сошедшие со страниц классики
2.1 Лазер
Есть много примеров, когда катализатором будущего изобретения служит фантазия авторов произведений. Писатели-фантасты не только обладают даром провидения, но и в курсе последних достижений исследовательской мысли, хорошо знакомы с необычными гипотезами своих современников. Речь идёт об учёных, по смелости идей далеко опережающих собственное время. Одним из таких писателей-пророков в нашей стране стал Алексей Николаевич Толстой. Его знаменитый роман "Гиперболоид инженера Гарина" содержал ту самую инновационную направленность инженерной мысли, которая задала вектор развития очень важным для всего человечества изобретениям на целое столетие. Рядовому читателю романа они казались просто немыслимыми.
В произведении Алексея Николаевича Толстого описывается изобретенный ученым Гариным лазер, называемый гиперболоидом. Его работа основана на расширении тепла и используется этот прибор в романе как оружие. Гарин привлекает на свою сторону американского промышленника и финансиста, миллионера Роллинга. На средства Роллинга Гарин захватывает необитаемый остров в Тихом океане, где с помощью гиперболоида начинает добычу золота из ранее недосягаемых недр Земли. Получив доступ к неограниченным запасам золота, Гарин подрывает золотой паритет, чем вызывает в капиталистическом мире тяжелейший финансовый кризис, благодаря которому скупает промышленность США и становится диктатором под именем Пьер Гарри. Но вскоре его диктатура рушится в результате захвата гиперболоида группой революционеров, возглавляемых советским агентом, сотрудником уголовного розыска Шельгой, и всеобщего восстания рабочих.
Надо признать, что писатель довольно точно описал действие такого луча: «...И сейчас же на таинственном корабле, на носовой башне появился луч. Он был тонок, как вязальная игла, ослепительно белый, и шел из купола башни, не расширяясь. Никому в ту минуту не приходило в голову, что перед нами самое страшное оружие, когда-либо выдуманное человечеством. Луч описал петлю в воздухе и упал на носовую часть нашего пакетбота. Послышалось ужасающее шипение, вспыхнуло зеленоватое пламя разрезаемой стали. Дико закричал матрос, стоявший на юте. Носовая надводная часть пакетбота обрушилась в море. Луч поднялся, задрожал в вышине и, снова опустившись, прошел параллельно над нами. С грохотом на палубу повалились верхушки обеих мачт».9
В романе Гарин постепенно совершенствует гиперболоид, все более увеличивая мощность луча. Вот описание результатов испытания одной из первоначальных моделей гиперболоида: «В дубовой доске, стоящей торчмя, были проделаны отверстия диаметром в десятую долю миллиметра, будто от укола иголкой. Посредине доски выведено большими буквами «П. П. Гарин». Шельга повернул доску, и на обратной стороне оказались те же навыворот буквы: каким-то непонятным способом трехдюймовая доска была прожжена этой надписью насквозь».10
Каков был принцип работы гиперболоида в воображении писателя-фантаста? Световые лучи от угольных пирамидок попадали на поверхность гиперболического зеркала А и, отразившись от нее, фокусировались на поверхности гиперболического зеркала В, изготовленного из фантастического тугоплавкого материала, названного шамонитом. От зеркала В лучи отражались в виде идеального "лучевого шнура".
Гуманным использование гиперболоида в романе назвать нельзя. Но может ли он служить не военных целях? Конечно. Представим, что было бы, если бы такое орудие все же изобрели. Например, применить его можно было бы также в горнодобывающей промышленности, гиперболоид увеличил бы количество добываемых полезных ископаемых, облегчил труд рабочих. Возможно, фабрики бы перестали выбрасывать в атмосферу вредные отходы, меньше разрушать и менять рельеф и биосферу лесов. Была бы минимизирована опасность профессии шахтера. К слову, существенно повысив мощность своего гиперболоида, Гарин попытался в романе применить его для пробивания глубокой шахты, ведущей к заветному подземному золоту. Современные лазеры пока не могут пробивать шахты и тоннели; однако приводящиеся в наши дни исследования по применению лазеров при проходке горных пород дают вполне обнадеживающие результаты.
Возможно ли такое открытие в современном мире? Не будем придираться. Да, таинственного минерала шамонита вообще нет в природе и чудодейственные угольные пирамидки являются всего лишь плодом фантазии писателя. Но и появление самолетов сотни лет назад считалось глупостью. Кто знает, может, Толстой оказался пророком?
Когда появление такого гиперболоида возможно? Точно сказать нельзя, но с учетом скорости развития технологий совсем скоро. Вообще, для лазерной резки металлов применяют технологические установки на основе твердотельных, волоконных лазеров и газовых CO2-лазеров, работающих как в непрерывном, так и в импульсно-периодическом режимах излучения. Технология использования лазера весьма распространена и постоянно усовершенствуется. Я предполагаю, что появится лазер, работающий на основе расширения тепла, примерно в 2030 году. Это, конечно, недостоверная дата, а всего лишь наше предположение. По нашим ощущениям и учитывая быстрые темпы развития науки, произойдет подобный прорыв очень скоро.
2.2 Воскрешение умерших
Мы вновь обратимся к роману еще одного автора, опередившего время, - Хьюго Гернсбеку. Его произведения уникальны, но фантастический роман «Ральф 124С 41+» является настоящим прорывом в сфере фантастики. Действие романа разворачивается в 2660 году. Главный герой — непревзойденный учёный и изобретатель Ральф 124C 41+. Роман построен как последовательное описание фантастических научных идей и технических устройств, которые использует или проектирует Ральф; романтическая линия в нем используется только как необходимый сюжетный стержень. Итак, в начале романа описывается эксперимент главного героя. Он длился три года, но момент действия произведения совпадает с моментом окончания эксперимента. Смысл опыта одновременно и прост, и сложен. Ральф работает над воскрешением живого организма – собаки.
Начало этого опыта само по себе необычно, но ощущается как реальность, ведь автор обращается к существующим научным терминам: «Радий-К, использованный Ральфом, представлял собой не чистый металл, а сплав радия с аргоном. Такой сплав обладал всеми обычными свойствами радия и выделял большое количество тепла, но не вызывал ожогов органических тканей. Обращение с ним не требовало особых предосторожностей. Находящаяся в ящике собака была мертва уже три года. Ровно три года назад Ральф 124С 41+ в присутствии двадцати видных ученых продемонстрировал живую собаку; затем выкачал из нее всю кровь, пока ее сердце не перестало биться и она не была признана мертвой. После этого Ральф наполнил пустые кровеносные сосуды животного слабым раствором бромистого радия-К и зашил большую артерию, через которую тело было наполнено этой жидкостью».
Постепенно читатель начинает вникать в замысел нашего ученого: «…редкий газ-пермагатол обладает свойством сохранять животные ткани и органы; если же его применять вместе со слабым раствором бромистого радия-К, смешанного с антисептическими солями, тело животного может сохраняться без каких-либо изменений долгие годы. В дальнейшем удалось выяснить, что мертвое тело надо хранить при определенной температуре; это возможно сделать при помощи сплава радия-К». 11
Далее следует процедура переливания крови: «Ральф и его ассистенты быстро начали действовать. Сначала у собаки вскрыли большую артерию и выпустили из нее раствор бромистого радия-К. В лабораторию внесли козленка, привязали к столу и, вскрыв у него артерию, соединили ее с артерией мертвой собаки. За несколько секунд тело собаки наполнилось свежей и теплой кровью, и ученый начал приводить животное в чувство. Собаке дали большую дозу кислорода и посредством электрического вибрационного аппарата заставили пульсировать сердце».12
Но в конце становится понятно, почему этот опыт невозможен сегодня: «Одновременно один из ассистентов Ральфа приложил к темени собаки полую трубку - катод, который направил сноп могущественных лучей Ф-9 в ее мозг. Едва эти лучи, одни из самых радикальных в качестве мозгового стимулятора, оказали свое действие, собака стала подавать слабые признаки жизни. Сначала у нее судорожно дернулась задняя нога. Затем слегка поднялась грудь, и животное сделало попытку вздохнуть».13
После прочтения главы мы понимаем, как автор представлял себе воскрешение живого организма – путем сохранения внутренних органов и переливания крови, с последующей стимуляцией мозга. В конце главный герой даже применяет этот способ на человеке, а именно, на своей возлюбленной. Но что из этих способов возможно в реальном мире?
Врачи давно начали использовать переливание крови как метод лечения тяжелобольных и раненых, также медки пытались переливать человеку кровь животных: первое прямое переливание от ягненка человеку произведено в XVII веке Ж. Дени (французским врачом) юноше 16 лет, долго страдавшему лихорадкой. Дени выпустил из вены больного 3 унции крови и влил ему в вену втрое большее количество крови ягненка. Правда, тогда опыт завершился неудачно. Чего нельзя сказать о другой подобной попытке. В марте 1930 года в Институт имени Н. В. Склифосовского был доставлен человек с тяжелейшими ранениями обеих рук, погибавший от потери крови. Дежурный врач скорой помощи института попросил Сергея Сергеевича срочно спуститься в приемный покой к умирающему. Все меры по оживлению больного, у которого были перерезаны вены, ничего не дали. И тогда Юдин решился: приказал готовить умирающего к операции. Одновременно в лабораторию принесли человека, погибшего при автомобильной катастрофе. Взяв кровь трупа, врач перелил ее умирающему – тот лежал на операционном столе уже без признаков жизни. Прошло несколько томительных, напряженных минут, и у больного стал прощупываться пульс, лицо порозовело, покрылось испариной. Вскоре он «ожил». Так впервые в мире была доказана возможность «трансплантации» трупной крови. Значение этого для медицины невозможно переоценить!
Итак, как мы видим, один из факторов воскрешения есть и используется в медицине, но что со стимуляцией мозга? В книге главный герой использует для этой задачи неизвестные науке лучи Ф-9. Как же врачи нашего времени решили эту проблему? Пока никак. Иногда возможно восстановление мозга из состояния глубокой комы, анамнез которой во многом похож на смерть мозга. При помощи стимуляции головного мозга электрическими импульсами рассматривают вариант лечения подобных состояний. Но воскрешение мозга после его гибели на данном этапе развития медицины еще невозможно. Но в 2016 году американскими учёными начаты исследования по восстановлению деятельности мозга после его смерти с применением современных биомедицинских технологий.
И последний фактор, влияющий на воскрешение в романе, - полное сохранение внутренних органов человека с помощью введения в организм вместо крови химических соединений.
В книге Гернсбека сразу после того, как сердце пациента останавливается, его перевозят в ледяную кровать; его кровообращение и дыхание искусственно возобновляются с помощью специального аппарата. Затем пациент получает коктейль лекарств внутривенно, включая антикоагулянты и буферы pH, прежде чем его кровь откачают и заменят раствором для сохранения органов. Дальше в сердечно-сосудистую систему пациента медленно вводят антифриз медицинского класса; этот раствор позволяет охладить тело до температуры покоя в – 196 градусов по Цельсию в течение двух недель. Тело — или мозг — затем отправляют на хранение в камеру из нержавеющей стали. Таким образом, все факторы изобретения метода воскрешения или почти изобретены, или уже существуют.
Но все, конечно, не так просто. Возможность воскрешения видов постоянно подвергается критике и с этической точки зрения. Во многих странах клонирование и воскрешение запрещено на законодательном уровне. Великобритания – одна из немногих стран разрешившая на своей территории совершать опыты с клонированием. Легко понять, ведь это вмешательство в геном человека, а также процессы природы. Сколько раз человечество нарушало законы природы и получало ответы в виде огромных катастроф. Этот вопрос нужно исследовать не только ученым, но и мыслителям.
Правда, если представить, что воскрешение появится в «повседневном обиходе» у жителей Земли, что может получиться? Идея, на наш взгляд, выдвинутая Гернсбеком в его романе, кажется интересной и, как мы видим, вполне реализуемой со временем. Разве не здорово иметь возможность вернуть жертв преступлений и узнать о реальных причинах их гибели, чем снизить уровень преступности в мире, дать шанс вернуться великому Фредди Меркьюри или Владимиру Высоцкому и позволить им написать те шедевры, которые они не успели создать при жизни, воскресить краснокнижные виды животных, в чьей гибели и был виноват человек. Возможно, благодаря этому методу уровень смертности на планете значительно упадет, повысится коэффициент рождаемости, средняя продолжительность жизни. Но вместе с этим увеличится и проблема перенаселения Земли, истощения ее запасов встанет еще острей.
Но, пожалуй, этот вопрос решать не нам, а времени. Я думаю, что такие технологии могут появиться, но все-таки не раньше, чем через полвека.
2.3 Поиск по химическому составу крови
Нельзя обойти вниманием знаменитого американского фантаста Рэя Брэдбери, написавшего роман-антиутопию «451 граду по Фаренгейту». Произведение описывает американское общество относительно недалёкого будущего, в котором книги находятся под запретом: «пожарные», к числу которых принадлежит и главный герой Гай Монтэг, сжигают любые найденные книги. Название романа связано с этой идеей и объясняется в эпиграфе: «451 градус по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и горит бумага». Хотя, как позже окажется, автор ошибся.
В одной из глав романа появляется собака-робот, умеющая находить людей по анализу химического состава их крови. Звучит необыкновенно и футуристично, разве вообще возможно представить настолько развитые технологии. В книге этот «кибер-пес» описывается так: «Его обонятельную систему можно настроить на любую комбинацию – столько-то аминокислот, столько-то фосфора, столько-то жиров и щелочей».14
В мире до сих пор нет подобных технологий, даже нет широко известных научных исследований эту тему. Брэдбери был настолько умен, что предсказал то, чего пока даже в теории не существует. Если остальные изобретения, предсказания кажутся нам понятными и объяснимыми, то это пока за гранью нашего понимания. Конечно, в появлении этого изобретения очень много положительных сторон. Нет, применять их стоит не для поимки «опасных читателей», а, например, для поиска людей, пропавших без вести. Ежегодно только в России исчезают 70 тысяч человек, очень многие из них – дети. Сколько жизней можно было спасти этим изобретением? Очень важно, чтобы такие роботы-собаки использовались только в правильном русле. Их использование должно быть регламентировано на законодательном уровне и в соответствии с правами и свободами людей.
Какими мы представляем этих роботов-поисковиков, представлен в Приложении 2. Внешний облик этих собак в таком важном деле очень важен. Они не должны вызывать страх у и так потерянных и напуганных людей, поэтому мы постарались «смягчить» их образ по сравнению с тем, какими они были представлены у Брэдбери.
Определить в каком году появится это изобретение очень сложно. Счет пойдет не на годы и даже не на десятилетия, а скорее на века. Я считаю, что это устройство сможет появиться не ранее 2500 года.
2.4 Спектр света, увеличивающий живые организмы
Не только Алексей Толстой прославился на поприще русской фантастики в начале ХХ века. Знаменитый писатель Михаил Булгаков в 1925 году написал повесть под названием «Роковые яйца». Сюжетная канва повести «Роковые яйца» очень проста и перекликается с сюжетами многих научно-фантастических романов Г.Уэллса (о чем в повести есть прямые указания). Она поражает смелостью авторской фантазии и обилием весьма рискованных частных заявлений и сатирических выпадов. Действие произведения происходит в СССР летом 1928 г. Владимир Ипатьевич Персиков, профессор зоологии IV государственного университета, совершенно неожиданно для себя делает научное открытие огромной важности — «луч жизни». Настраивая для работы микроскоп, Персиков случайно обнаружил, что при движении зеркала и объектива возникает какой-то красный луч, который как вскоре выясняется, оказывает удивительное воздействие на живые организмы: они становятся невероятно активными, бурно размножаются и вырастают до огромных размеров.
Случайность помогает открыть этот спектр луча. Доцент зовет профессора, изучающего под микроскопом амебы, посмотреть на результаты вскрытия лягушки, но по возвращении профессор приходит в удивление: «…амёбы пролежали полтора часа под действием этого луча и получилось вот что: в то время, как в диске вне луча зернистые амёбы валялись вяло и беспомощно, в том месте, где пролегал красный заостренный меч, происходили странные явления. В красной полосочке кипела жизнь. Серенькие амёбы, выпуская ложноножки, тянулись изо всех сил в красную полосу и в ней (словно волшебным образом) оживали. Какая-то сила вдохнула в них дух жизни. Они лезли стаей и боролись друг с другом за место в луче. В нем шло бешеное, другого слова не подобрать, размножение. Ломая и опрокидывая все законы, известные Персикову, как свои пять пальцев, они почковались на его глазах с молниеносной быстротой. Они разваливались на части в луче и каждая из частей в течение, 2 секунд становилась новым и свежим организмом. Эти организмы в несколько мгновений достигали роста и зрелости лишь затем, чтобы в свою очередь тотчас же дать новое поколение».15
Далее доктор создает специальные камеры, с помощью которых при особой комбинации зеркальных стёкол с пучками света можно получить данный луч: «…приват-доцент Иванов берется соорудить при помощи линз и зеркал камеру, в которой можно будет получить этот луч в увеличенном виде и вне микроскопа».16 Внешне это событие не более чем шутка художника. К сожалению, в результате экспериментов на целую страну обрушится волна огромных змей, страусов, крокодилов «и прочих гадов». Гениальное изобретение Персикова в условиях большевистской России приводит к неразберихе и чертовщине, которая ассоциируется с концом света.
«Роковые яйца» – это сатира, даже предостережение от чрезмерного увлечения революционным прогрессом, революционными методами строительства новой жизни. Они не всегда и не во всем идут во благо народу, утверждал писатель, а могут быть чреваты катастрофически тяжелыми последствиями, потому что пробуждают огромную энергию в людях, не только мыслящих, честных и сознающих свою ответственность перед народом, но и невежественных и бесчинных. Порою таких людей этот процесс возносит на огромную высоту, и уже от них немало зависит его дальнейший ход. Луч в романе, конечно, больше символ, а не реальное открытие. Но если представить его появление сегодня?
Пока на просторах сети Интернет мы не нашли данных об открытии такого луча. Но, на наш взгляд, если бы красный луч существовал, а мы этого не исключаем, используя данное открытие и хоть и неудачный опыт Персикова, можно решить множество насущных общечеловеческих проблем, таких как голод. В бедных странах проблема голодания до сих пор стоит очень остро. Красные лучи способствовали бы увеличению массы, количества скота, возможно, даже удешевило стоимость мясной продукции. Конечно, нельзя утверждать, что не случится такой же оплошности, как в повести. Для правильного использования данных лучей нужны, в первую очередь, правильные руки. Трудно указать точные рамки появления такого изобретения, но М.А.Булгаков уже дал нам подробное описание внешнего вида и работы специальных камер для увеличения мощности луча.
2.5 «Звуковая отвертка»
Ни для кого не секрет, какое влияние на целые поколения людей оказал знаменитый английский сериал «Доктор Кто», повествующий об инопланетянине-гуманоиде, путешествующем через время и пространство в космическом корабле «Тардис», снаружи выглядящем как полицейская будка 50-х годов. Он путешествует вместе со своими компаньонами, попутно борясь с космическими злодеями и спасая Землю от бесчисленных врагов. Но не многие знают о целой книжной серии, выпущенной почти сразу после выхода сериала. Авторов у этих романов много: от Гарета Робертса до Джастина Ричардса. Об этих произведениях и пойдет речь.
Один из примечательных инструментов, которым пользуется Доктор Кто, - это некая звуковая отвертка, иногда называемая звуковым зондом. С ее помощью главный герой сериала делает все: открывает двери, блокирует радио - и спутниковые сигналы, лечит раны, то есть её основная функция — воздействовать на различные механизмы (от простейших до кибернетических) посредством звуковых волн. Доктор модифицировал и улучшал отвёртку на протяжении многих лет, добавляя в неё всё больше функций. Ранние версии отвёртки применялись в качестве исследовательского оборудования, хотя вполне подходили, например, для взламывания замков или детонации бомб. К моменту использования её Девятым Доктором звуковая отвёртка представляла собой более сложное сканирующее устройство не только для техники, но и для диагностики состояния живых существ в медицинских целях.17
Дизайн прибора менялся довольно часто, так как главный герой весьма небрежно использовал его, из-за чего инструмент часто ломался. Отвертка имела продолговатую, вытянутую форму. Обычно черного, светло-коричневого цвета с зеленым, красным или синим светодиодом на конце. Практически всегда имела какие-либо подвижные части, что придавало ей еще более фантастический вид.
Подумать только, универсальный инструмент, практичный, удобный, компактный. Если бы он существовал, то насколько простой стала бы наша жизнь, такой инструмент способен устранить практически любые повреждения. Также упростилось оказание первой и вторичной помощи пострадавших.
Правда, у этого изобретения, как и у всех прочих, есть и отрицательные стороны. Ведь в функции этого прибора входит именно управление различными механизмами. Почти везде используются электронные замки, взломать которые с это отверткой легко. Все механическое будет подвластно обладателю этого прибора, ведь электроника плотно вошла в нашу жизнь на бытовом и производственном уровне. Сегодня трудно представить себе любой дом или квартиру без современных электронных приборов, облегчающих нашу жизнь и быт. Что может сделать злой, корыстный человек, обладающий силой управлять приборами? Так что ее использование необходимо ограничить некими рамками.
Появится ли эта отвертка в реальной жизни? По словам профессора ультрасоники в Бристольском университете Брюса Дринкуотера, секрет заключается в ультразвуковых волнах, которые можно использовать для приложения силы к объектам. Такая технология уже опробована в современном производстве для скрепления деталей, и разрабатываются ультразвуковые силовые поля для использования в медицинской сфере для отделения больных клеток от здоровых.
Профессор Дринкуотер и команда из The Big Bang: UK Young Scientists & Engineers Fair сейчас изучают, можно ли использовать сверхмощные версии этих звуковых лучей для создания реальной звуковой отвертки. В то время как реальная звуковая отвертка, скорее всего, еще далеко, профессор Дринкуотер полон надежд. "Ультразвуковая отвертка еще может быть в разработке, но ультразвуковая технология уже делает свой след на медицинской и производственной аренах с некоторыми впечатляющими результатами»18.
Интересно, что The Wand Company создали универсальный пульт дистанционного управления Sonic Screwdriver, который выглядит точь-в-точь как отвертка Доктора (можно даже выбирать между отвертками Десятого и Одиннадцатого), однако возможности его куда более скромные. Этот программируемый ИК пульт можно использовать для управления телевизорами, DVD и Blu-ray проигрывателями, док-станциями для iPod и прочими устройствами, оснащенными инфракрасным портом.
Пульт распознает 13 жестов, которые благодаря трем банкам памяти можно использовать для программирования 39 команд дистанционного управления. Например, круговое движение отверткой по/против часовой стрелки можно использовать для изменения громкости звука или скроллинга. Чтобы никто, кроме владельца, не мог воспользоваться отверткой, предусмотрена функция блокировки при помощи трехсимвольного PIN-кода.
Как можно заметить ученые уже вплотную подошли к открытию этого прибора, и он, как мне кажется, будет скоро изобретен. Предполагаю что это буде в 2030 году. Ознакомиться с прототипом более подробно можно в Приложении 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким, образом, нами было изучено 11 научно-фантастических произведений, проанализированы этапы возникновения научных открытий на основе художественной литературы, определены изобретения, воплощенные учеными в жизнь, а также изобретения, находящиеся на стадии проектирования и разработки.
В ходе данного проекта мы сумели:
-описать особенности изображения будущего, изобретений будущего в книгах писателей-фантастов;
-составить реестр изобретений, которые предположительно появятся в ближайшем будущем;
-смоделировать дизайн некоторых изобретений, создать основной продукт – выставку художественных работ, в которых воплотились наши предположения о форме, типах изобретений, разработать макет «звуковой отвертки»;
-доказать, что на изобретения, описанные в книгах писателей-фантастов, стоит обратить внимание человечества уже сегодня, ведь как мы сумели убедиться в главе 1, они оказывают огромное влияние на научный прогресс, жизнь всего человечества. Кроме того, мы определили направление развития научных изобретений, их гуманное применение.
Именно благодаря умению предугадывать развитие технологий авторы научной фантастики за десятки и даже сотни лет предрекли появление интернета, атомной бомбы, бионических конечностей и других изобретений, которыми пользуется современный человек, а также что писатели-фантасты по сей день влияют и будут влиять на направление развития научного прогресса и качество жизни людей. В своей работе он сумел приблизиться к решению данной проблемы, проанализировав и изобретения, описанные писателями-фантастами, которые в будущем смогут воплотиться в реальность, а также определив области их рационального и гуманного применения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дуглас Адамс, «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом»/ А. Антомонов (Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом), 1992., 3 изд. - 360 с.
Александров, И. Что будущее нам готовит? // Стругацкий А., Стругацкий Б. Фантастика-литература. / В сборнике: О литературе для детей. Волгоград, 1991.
Булгаков, М. А. «Роковые яйца» / М.: Амфора, 2011 г. – 90 с.
Беляев, А.Р. Борьба в эфире. М.; Л.: Молодая гвардия, 1928 г. - 88 с.
Брэдбери, Рэй. «451 градус по Фаренгейту» / Издательство Форс, 2019 г. – 170 с.
Верн, Жюль. «20000 лье под водой»/ пер. с фр. Н. Яковлева, Е. Корш. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1956. — 478 с.
Верн, Жюль. С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут. Вокруг Луны. М.: Издательство: СВР- 2016. - 200 с.
Вики-сайт «Доктор Кто». Ссылка на интернет-источник: https://tardis.fandom.com/ru
Володихин, Д. Требуется осечка… Ближайшее будущее России в литературной фантастике. Социальная реальность. №1., 2007 г.
Гернсбек, Хьюго. «Ральф 124С 41+». М.: Издательство Прогресс, 1964. - 165 с.
Ковтун, Е.Н. Мир будущего в современной научной фантастике: специфика художественной модели. Ссылка на интернет-источник: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-buduschego-v-sovremennoy-nauchnoy-fantastike-spetsifika-hudozhestvennoy-modeli
Медиаресурс. Высокие технологии. Ссылка на интернет-источник: https://ru.inforandum.com
Осипов, А.А.О библиографии фантастики. Ссылка на интернет-источник: http://www.fandom.ru/about_fan/osipov_01.htm
Ричардс, Джастин. Доктор Кто. Сказки Повелителя времени / Н. Екимова, перевод на русский язык // Оформление. ООО «Издательство «Э», 2017 – 210 с.
Толстой, А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина»/ «Methuen Publishing», 2016. – 320 с.
Уэллс, Герберт. «Война миров»/ Перевод М. Зенкевич. Издание на русском языке AST Publishers, 2015.
Уэллс, Герберт. Освобожденный мир. М.: Издательство Эпоха, 2014.
Цветков, Е. В. Научная фантастика и научное предвидение. как способ конструирования социальной реальности : социально-философские аспекты : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Цветков Евгений Викторович ; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. – Архангельск, 2009. Ссылка на интернет-источник: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-fantastika-i-nauchnoe-predvidenie.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Автор, название произведения | Название | Способ применения | Примерное время появления |
Алексей Николаевич Толстой | Гиперболоид (лазер на основе расширения тепла) | горнодобывающая промышленность | 2030 г. |
Михаил Афанасьевич Булгаков, «Роковые яйца» | Особый спектр света, увеличивающий живые организмы | Увеличение количества скота | 2400 г. |
Хьюго Генсек, «Ральф 124С 41+» | Технология воскрешения | Воскрешение умерших людей, возвращение вымерших видов животных | 2070 г. |
Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту» | Поиск людей по химическому составу крови | Поиск пропавших, похищенных людей. | 2500 г. |
Гарет Робертс, Джастин Ричардс и др. Серия книг о Докторе Кто | «Звуковая отвертка» | Медицина, управление устройствами, устранение технических повреждений | 2030 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 Цветков, Е. В. Научная фантастика и научное предвидение как способ конструирования социальной реальности : социально-философские аспекты : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. – Архангельск, 2009. Ссылка на интернет-источник: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-fantastika-i-nauchnoe-predvidenie.
2 Верн Жюль. С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут. Вокруг Луны. М.: Издательство: СВР-Медиапроекты, 2015 г. С. 105-107.
3 Герберт Уэллс. Освобожденный мир. М.: Издательство Эпоха, 1922 г. С. 145.
4 Гернсбек Хьюго. «Ральф 124С 41+». М.: Издательство Прогресс, 1964. 165 с.
5 Брэдбери, Рэй. «451 градус по Фаренгейту»/ Издательство Форс, 2019 г. С. 28.
6 Беляев А.Р. Борьба в эфире. М.; Л.: Молодая гвардия, 1928 г. С. 45-46
7 Дуглас Адамс, «Путеводитель по галактике для путешествующих ав-тостопом»/ А. Антомонов (Путеводитель по галактике для путеше-ствующих автостопом), 1992. С.120-121.
8 Цветков, Е. В. Научная фантастика и научное предвидение. как способ конструирования социальной реальности : социально-философские аспекты : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Цветков Евгений Викторович ; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. – Архангельск, 2009.
9 Толстой А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина»/ «Methuen Publishing», 2016. С.165.
10 Толстой А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина»/ «Methuen Publishing», 2016. С.183-184.
11 Гернсбек Хьюго. «Ральф 124С 41+». М.: Издательство Прогресс, 1964. 165 с.
12 Гернсбек Хьюго. «Ральф 124С 41+». М.: Издательство Прогресс, 1964. 165 с.
13 Гернсбек Хьюго. «Ральф 124С 41+». М.: Издательство Прогресс, 1964. 165 с.
14 Брэдбери, Рэй. «451 градус по Фаренгейту»/ Издательство Форс, 2019 г. С. 113
15 Булгаков, М. А. «Роковые яйца» / М.: Амфора, 2011 г. С. 9-10
16 Булгаков, М. А. «Роковые яйца» / М.: Амфора, 2011 г. С.13
17 Вики Доктор Кто. Ссылка на интернет-источник: https://tardis.fandom.com/ru
18 Медиаресурс Высокие технологии. Ссылка на интернет-источник: https://ru.inforandum.com