12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ЛЮДМИЛА1152
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

МАОУ «Начальная школа № 2»

«Чувашские мифы и легенды».

выполнили: Васильев Илья -1 класс

Савастьянова Софья- 1 класс

 

руководитель: Петрова Людмила Витальевна

учитель начальных классов

 

 

                                                        Чебоксары -2018


 

                                                                 Содержание


 

1.Введение...............................................................................................стр.1

2. Актуальность, цели, задачи, методы................................................стр.1

3. Литературный обзор чувашских мифов и легенд...........................стр.1-3

4. Религия дохристианских чувашей –источник чувашских

мифов и легенд........................................................................................стр.3-4

5.Результаты исследования:

- составление кроссворда по теме «чувашские мифы и легенды».....стр.4

- изготовление книги «Чувашия - мой край родной»..........................стр.4

6.Выводы..................................................................................................стр.5

7.Список литературы..............................................................................стр.5

 

Введение.

Многие люди мифы и легенды воспринимают, как сказки, которые объясняют нам происхождение неба и земли, солнца, животного и растительного мира. Мифы и легенды тесно связаны с религией народов земли. Мифы и религия- это формы культуры, которые взаимосвязаны. Разные религии порождают и разные мифы.

Миф  — это предание (или сказание), которое повествует нам представление людей о мире, о происхождении всего, о богах и героях.

Легенда – повествуют о житиях святых, о сказочных героях и выражают народный характер.
Актуальность. Чувашский народ давно принял христианство, однако многие до сих пор вспоминают старых языческих богов и духов, рассказывают мифы и легенды. Почему? Мы порою не задумываемся над этим, но меня этот вопрос очень заинтересовал.

Цель: сформировать уважение к ценностям чувашской культуры.

Задачи:

Изучение литературы на заданную тему.

1.1. Литературный обзор чувашских мифов

1.2. Религия дохристианских чувашей  

2. Составление кроссворда «Боги и духи дохристианских чувашей».

3. Изготовление книги «Чувашия - мой край родной»

Гипотеза: Языческие боги лежат в основе чувашских мифов и легенд.

  1. Литературный обзор.


 

1. Легенда об Улыпе (Улпе).

Далеко за морями, на юге, гласит легенда, спустился с высокой горы Арамази великан Улып. Он был послан на землю отцом — громовержцем Аслади поведать людям правду и бороться со злом. Улып увидел пасущиеся в долине стада, принадлежавшие маленьким людям — скотоводам. Позабыв наказ отца  Улып, одолеваемый завистью, захватил себе все стада, взял в жены самую красивую женщину, людей разогнал. Жена   родила ему двух сыновей-близнецов, которые выросли также громадного роста и обладали необыкновенной силой. Они пасли с отцом стада, а между делом   развлекались   охотой:   стрелами   поражали  лю­бого зверя за семь верст.  Но в день Калыма неожи­данно скончалась у них мать. Похоронив ее, отец

проклял землю, укрывшую жену, а сам пошел на гору Арамази  искать  себе в жены другую женщину. Прошло три дня, а Улып все не возвращался.

Встревоженные сыновья пошли искать отца и нашли его на вершине го­ры прикованным к скале цепями. Увидев сыновей, отец сказал: «Меня

приковали к скале навечно за невыполнение заветов отца — Аслади. А вы, дети мои, никогда  не делайте людям  вреда,  а отсюда  переселитесь. Улып указал им путь на север — поселиться младшему между реками, старшему — на правом берегу одной из них. «Это будет родиной вашего племени. Пусть ваши потомки почитают ее во веки веков и посеют на ней добрые семена». Сыновья пошли со своими стадами на север, не раз отбиваясь от нападений горных жителей. Через три дня  они добрались до впадения большой реки в море, которую назвали Атал  (Волга), а потом пошли вдоль реки, много раз отбивались от нападений степных и лесных жителей. Через семь лет сыновья Улпа дошли, наконец, до слияния двух больших рек. Здесь они остановились и в среду (древний праздничный день чувашей), зарезав утку, сотворили молитву. Младший брат поселился в междуречье, а старший — на правом берегу реки Суры. Начали распахивать землю, сеяли яровые хлеба и озимую рожь.

  

                                            Легенда о мироздании. 

Суша или земля, по учению мудрецов, покоится посередине Мирового океана, а над нею, как огромная чаша, опрокинуто небо, где жили небеcные боги, солнце, луна и звезды. Выше небесного свода находится небесный океан, воды которого сливаются с водами земного океана и составляют единый Мировой океан. По нему плавает солнце, совершая свой путь вокруг Земли в двадцать четыре часа. Вечером солнце

опускается через особые ворота на запад в подземный мир, а утром оно выплывает через другие ворота на востоке.

В древности, по представлениям чувашей, Вселенная состояла из трех частей: верхней (небесной сферы), средней (земной) и нижней (подземной и водной стихии). Каждая из них — это особый мир, где находились добрые и злые духи и существа. По мнению чувашей, небеса — это обиталище богов, добрых духов и небесных светил. Земля населена людьми, а также земными духами. Подземный мир, где царствовали мрак и холод, зло и смерть, представлялся воплощением первородного хаоса, вместилищем ада и обиталищем демонических духов.

В земной мир помещались космические опоры: мировая гора (Ама ту) и мировое дерево (Ама йывась), а также домашние и дикие животные: олень, бык, конь и так далее. Это было представление о добрых и злых силах и духах природы, о небесной, земной и подземной жизни. «Как благие, так и злые, суть существа, владеющие земными существами; они бессмертны, премудры, невидимы и непостижимы».


 

                                            Легенда о Киремете

 История с первородным сыном Всевышнего — Киреметь — уходит своими корнями в чувашскую мифологию. По убеждению чувашей, они когда-то давно были народом сильным и славным, любимым богом. Нужда и горе не были им знакомы. Сам Верховный Бог (Сьулти Тура) покровительствовал чувашскому народу, осыпал его счастьем и довольствием.

Однако злые люди, обольщенные и подстрекаемые Шуйттаном, прогневали бога ужасным преступлением: они убили Киреметь в то время, когда он разъезжал по земле в колеснице, запряженной белыми лошадьми. И люди, чтобы скрыть следы своего преступления, сожгли его тело и развеяли прах по ветру. Но свершилось великое чудо! Там, где пал прах сына божьего, выросли деревья Хурама (вяз), а с ними возродился злой и мстительный Киреметь. Избирая местом жительства поля, овраги, леса, Киреметь, лишенный небесного жительства, карает людей всякими невзгодами и бедствиями.

Богиня-Мать не могла остаться безучастной к смерти сына, поэтому она рассеяла людей по всей земле, смешала их языки и назначила каждому свой жребий.

Поэтому, в прошлом, в народе существовал обряд изгнания из жилища, дворов и деревень Шуйттана — существа, непримиримого и враждебного человеку.

 

                                      Легенда о богатыре Чемене.

В давние времена жил среди людей богатырь -Чемень. Одетый в доспехи он объезжал чувашскую землю на белом коне и охранял ее границы от

врагов. Богатырская слава Чеменя была громкой, его знали далеко за пределами родной земли и никто из врагов не отваживался меряться с ним

силой и молодецкой удалью.

Прожил Чемень долго, а когда пришла пора умирать собрал всех чувашей и сказал: Похороните меня вместе с моим конем и богатырскими доспехами. Если придут враги на нашу землю и я вам понадоблюсь придите на мою могилу и позовите меня, я приду вам на помощь.

Умер богатырь, похоронили его, как он и просил на высоком кургане, в доспехах и с конем, рядом положили богатырский меч и щит.

Прошло много времени, о богатыре слагали песни, рассказывали о нем сыновьям и внукам. Однажды весной у кургана, где был захоронен герой гуляла молодежь, вспомнили давнее предание о Чемене и решили разбудить богатыря. Пошли на курган и хором позвали:

-Чемень! Чемень!

Земля разломилась и выехал богатырь в доспехах и на белом коне. Молодежь испугалась, но богатырь их не тронул, объехал землю родную и вернулся в курган. А на народ чувашский напал страшный мор – дети и малые и постарше умирали один за другим. Поняли старейшины, что наказал народ чувашской богатырь, за то, что напрасно потревожили его. На кургане богатырском закололи быка и мор прекратился. С тех пор чуваши каждый год Чеменю приносят в жертву быка.


 

                                        Легенда о происхождении чуваш

 В незапамятные времена, гласит легенда, в городе Саре у некоего царя росла красавица-дочь Хунтеслу. Отец никому не показывал ее. Но ее посещал сын Солнца и она забеременела Отец, рассердившись, укрыл ее в золотой лодке, которую пустил в море. Лодка сияла от лучей Солнца. И ее заметили два богатыря – Болгар и Сувар. Стали делить находку. Болгар говорит: «Мне лодку», Сувар: «Мне – что в лодке». Как привели лодку к берегу, богатыри увидели в ней красавицу девушку-царевну. Сувар женился на этой девушке. Она родила ему много-много детей. От рода Сувара и пошел чувашский народ.

                            Легенда о происхождении названия реки Волги 

Жил в давние времена легендарный, храбрейший вождь (патша) чувашей Адыл Батыр (чуваш. Атăл Паттăр). Верой и правдой защищал он свою землю от врагов. В последнем бою он на белом коне вторгся во вражеское войско и острым мечом косил врагов. В него враги пускали сотни стрел, которые втыкались в его щит. Семь раз меняли воины щит Адыла, и каждый раз щит со стрелами с трудом поднимали семь воинов. Как стали менять в восьмой

раз, вражеская стрела намертво сразила героя, попав в его сердце. В честь своего вождя чуваши самую большую реку назвали Атăл (Волга).

2.2. Религия дохристианских чувашей.

Для чувашского язычества характерно многоярусное представление о мире. Мир состоял из трех частей:верхний мир, наш мир и нижний мир. Земля была квадратной. На ней жили разные народы. Чуваши верили, что их народ живет в середине земли. Священное дерево, древо жизни, которому чуваши поклонялись, поддерживало небосвод посередине.  Счетырех сторон небосвод поддерживали четыре столба: золотой, серебряный, медный, каменный. На верхушке столбов располагались гнезда, в них по три яйца, на яйцах - утки.

Берега земли омывал океан. В каждом углу земли стояли на страже земли и илюдской жизни чудесные богатыри. Они охраняли наш мир от всякого зла и несчастий.

Верховный бог находился в верхнем мире. Он правил всем миром. Громы и

 молнии метал, дождь пускал на землю. В нижнем мире стояли девять котлов, где варились души грешников.

Под чувашской народной религией понимается доправославная чувашская вера. Часть чувашей веровали в Тора и сейчас веруют. Тора он один, но в веровании Тора существует Кереметь.  У чувашей Кереметь был не богом, а образом зла и темных сил, которому приносили жертвы, чтобы они не трогали людей. [2]        
 Существовала еще языческая религия со множеством богов.

В чувашском языке, в мифах остались упоминания языческих богов – Ану, Ада, Кер, Савни, Сьятра, Мэрдэк, Тора, Ур, Аслади, Сав, Пулех и др. Эти

языческие боги похожи на богов древней Греции, Вавилонии или Руси. Например, чувашский бог Ану (вавилон. –Ану), чув. Ада (вавилон.- Адад),

чув.Тора (вавилон.- Иштор (Аш-Тора), чув. Мэрдэк (вавилон.Мэрдэк), чув. Савни (вавилон. Савни), чув. Сав (греч. Зевс –Сав-ас, рус. Савушка). [3]


 

РЕЗУЛЬТАТЫ.

В легенде о мироздании мы видим тесную связь с чувашской народной религией и ее верованиями. Легенда о Кереметь также объясняет нам почему Кереметь стал злым духом и стал мстить людям. Легенда о богатыре Чемень нам поведала о прекрасном и добром защитнике, к которому люди могли обратиться за помощью. Каждый народ хочет знать о своем происхождении. Чувашский народ был малограмотный, жил бедно. Но чуваши из уст в уста, от дедов внукам передавали легенды о происхождении чуваш и о происхождении названия реки Волга. В легенде об Улыпе много общего с греческой мифологией. Громовержец Аслади напоминает греческого бога Зевса, а Улып прикован цепями, как Прометей. Хотя Прометей в отличие от Улыпа нес людям огонь, а Улып был наказан за свое высокомерие и жестокость.

В результате нашей работы мы составили кроссворд «Боги и духи дохристианских чувашей». (Приложение №1)


 

1.Имя главного бога Чувашей. Тора

2.Чувашский громовержец. Аслади

3. Чувашский богатырь. Чемен

4. Помощник главного бога Торы. Киремет

5. Название главной реки на чувашском. Атал.

6.Бог судеб. Кепе

7. Бог зла и мрака. Шуйтан.

8. Богиня плодородия пахотной земли. Анамыш.

9. Дух и хозяин леса. Арщури.

10. Хранитель домашнего очага и злой дух, насылающий болезни. Итрех.

11. Добрый дух. Херле щыр.

12. Духи воды. Вуташ.

13. Хозяин хлева. Вите хущи.

14. Асьтаха- злой дракон.

 

3. Мы также изготовили книгу «Чувашия - мой край родной»


 

ВЫВОДЫ.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, чувашские легенды и мифы неразрывно связаны с дохристианской религией чувашей. Языческие боги стали героями многих легенд мифов чувашей.

Литература

1. Димитриев, В. Д. Чувашские исторические предания. Ч. 1 : О жизни и борьбе народа с древних времен до середины ХVI века / В. Д. Димитриев. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1983. - 109 с. - 0-40.

2. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. Дохристианские верования чувашей. В.А. Сбоев, В.К. Магницкий, Н.И. Золотницкий.1908г.

3. Чуваши / [автор проекта, сост.-ред. А. И. Кузьмин]. - Чебоксары : ГУП "ИПК "Чувашия", 2008. - 472 с. : ил. - (Культурное наследие народов России). - Библиогр.: с. 463-465.

Авторы материала: И. Васильев (1 класс), С. Савастьянова (1 класс)
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.