12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Моргачева Ирина Валентиновна7

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ «ТЕХНИЧЕСКИЙ» ИМЕНИ С.П. КОРОЛЁВА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА




                                 ДЕТИ ВОЙНЫ


t1683784727aa.jpg


Работу выполнила:

Ученица 3 «В» класса

МБОУ Лицей «Технический» г.о. Самара

Суворова Полина

Руководитель: Моргачева Ирина Валентиновна




Самара

2023



Содержание


Введение 3

В моем городе Самара тоже есть такой памятник: Памятник «Несовершеннолетним труженикам тыла 1941—1945 годов Благодарная Самара». 4

Цель моей работы: Изучить каково же было детям в годы Великой Отечественной войны, а также познакомиться с историей появления памятника «Несовершеннолетним труженикам тыла 1941—1945 годов Благодарная Самара». 4

Для достижения этой цели я определила следующие задачи: изучение таких вопросов как дети-герои войны, дети блокадного Ленинграда, дети труженики тыла. 4

1. ДЕТИ ВОЙНЫ. 5

1.1. Дети герои войны. 5

1.2. Дети блокадного Ленинграда. 6

1.3. Дети труженики тыла. 8

2. Памятник "Несовершеннолетним труженикам тыла 1941-1945 годов Благодарная Самара". 12

2.1. История создания памятника «Несовершеннолетним труженикам Тыла 1941-1945 годов Благодарная Самара". 12

Заключение 14

Список использованной литературы. 16                   


Введение

Война и дети… Тяжело даже представить что-то более несовместимое. Память огненных лет, ставших тяжелым и суровым испытанием для миллионов советских ребят, обожжет сердца каждого! Война разом оборвала их звонкие песни. В  годы битв наша страна делала все возможное, чтобы уберечь детей от страданий. Но иногда эти усилия оказывались тщетными. Когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что казалось бы и взрослому преодолеть не всегда под силу. Мальчишки - разведчики, токари, пахари, целители ран: они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.

Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и как могли приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, всегда верила в светлое будущее, счастливое будущее  своего юного поколения.

Дети не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены нужно бежать в бомбоубежище… Много детских "почему"? Но детским чутьем они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Известно, что война унесла 13 миллионов детских жизней. А подсчитывал ли кто-нибудь, сколько детей осиротело за это время? А дети, которые остались живы и у которых остались живы родители, их  тоже нельзя считать счастливыми. Ведь они были лишены детства, оторваны от школы, стали рабочими на военных заводах, работали пахарями, сражались на передовой, ходили в разведку.

    Памятники детям Великой Отечественной войны есть во многих городах нашей страны и даже в других странах. Почему? Наверное, потому, что понятие детства и войны несовместимы. Детям не место там, где рвутся снаряды, горят дома и плачут в отчаянии женщины. Даже в самых небольших населенных пунктах памятники детям-героям войны бережно охраняются, к ним часто приносят цветы.

Памятники детям войны - дань уважения и памяти детям, на долю которых выпало тяжелое время войны; напоминание всем поколениям (настоящим и будущим) о тех, кто не дожил до Победы, кто погиб на полях сражений, в партизанских отрядах и в фашистских концлагерях.

В моем городе Самара тоже есть такой памятник: Памятник «Несовершеннолетним труженикам тыла 1941—1945 годов Благодарная Самара».
Цель моей работы: Изучить каково же было детям в годы Великой Отечественной войны, а также познакомиться с историей появления памятника «Несовершеннолетним труженикам тыла 1941—1945 годов Благодарная Самара». Для достижения этой цели я определила следующие задачи: изучение таких вопросов как дети-герои войны, дети блокадного Ленинграда, дети труженики тыла.


1. ДЕТИ ВОЙНЫ.

1.1. Дети герои войны.



Исследуя данную тему, нельзя не рассказать и о молодых героях Великой Отечественной войны. Дети – герои, кто они? До  войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца.

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысяч. С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.

Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам. Конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На «детском фронте» воевали как мальчики, так и девочки. Особенно массовым он был в Белоруссии. [4]

В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию.

Смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.

О немногих из подвигов детей я хочу рассказать. Брестская крепость одной из первых приняла на себя удар фашистских войск. Среди защитников крепости были и дети, вот история некоторых из них: Леня Голиков был партизаном. Вместе со взрослыми  он стойко переносил все тяготы партизанской жизни: не боялся ни холодов, ни долгих и трудных переходов по снегам и болотам, бессонных ночей. Он одевался в лохмотья и отправлялся в деревню. Выпрашивая милостыню, он все примечал и запоминал: сколько солдат, сколько пушек, где стоят орудия и автомашины. Леня Голиков, которому исполнилось тогда четырнадцать лет, стал Героем Советского Союза. Леня Голиков погиб смертью храбрых 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука.

Федя Самодуров. Феде было 14 лет, он воспитанник мотострелковой части, которой командовал гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За Отвагу». [2]

 Подвиги детей  также нашли свое отражение в художественных произведениях, таких как «Иван» Богомолова, «Рассказ танкиста» Твардовского, «Рассказы о юных героях» и многие другие.


1.2. Дети блока
дного Ленинграда.

Также неизгладимой страницей в нашей памяти о войне остается блокада Ленинграда. Блокада…. Страшное слово. Во время блокады целые семьи гибли от холода и голода. Юным ленинградцам-детям блокадного города пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.

До определенного момента дети оставались веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их. Убегали, прорывались на передовую, потому что фронт был рядом. Но позже дети разучились смеяться и улыбаться. А как же было трудно научить их терпеть голод! «Ленинградские дети…» Когда звучали эти слова – на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве – у человека сжималось сердце.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город… [3]

Александр Фадеев в путевых заметках "В дни блокады" писал: "Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.

Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...

И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке".

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января...», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая в 7.30 утра...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.[5]

У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. 


1.3.
Дети труженики тыла.


Нелегко было детям и  в тылу.  Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Рядом со старшими  братьями и сестрами трудились они, их посылали туда, где нужна была помощь старшим. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин. [6]

В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч школьников Самарской области. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

Дома дети постарше пытались поставить на ноги младших, вести домашнее хозяйство.

В мае 1942 года в Куйбышевскую область прибыла первая большая группа детей-сирот из осажденного Ленинграда. Работники куйбышевского горсобеса их отмыли, накормили и распределили по детским учреждениям области. Имеющиеся детские дома к тому времени были уже переполнены. Пришлось открыть четыре новых – в селах Старый Буян, Екатериновка, в Борском и Тимашево.

Вот воспоминания одного из ребенка – труженика тыла Самарской области: «Я с двадцать девятого года рождения, значит тогда мне было 12 лет. В семье было девять человек. Я самый старший. Работать приходилось больше, поэтому учебу (в пятом классе) пришлось оставить, чтобы помогать матери. Зимой я впервые начал работать вне дома – устроился в колхоз кормить овец. Три долгих месяца таскал вязанки с сеном. Дома  младшие братья заменили главу семьи. Весть о победе застала нас на работе, но домой мы не сразу поехали. Как и было положено, отработали до вечера».

Александре Васильевне Павловой из Куйбышева пришлось сменить учебу на 12-часовой рабочий день. Она родилась 30 июня 1924 года в селе Малая Рязань Самарской области. Образование — семь классов. В военные годы работала на эвакуированном заводе 24 и на заводе клапанов. С этого предприятия ушла на пенсию в 1985 году. Награды — Ветеран труда.

Александра Васильевна вспоминает: «Мы были дома, работало радио. И тут по нему объявили о начале войны. Мы опешили, выбежали на улицу, а там уже шокированные соседи вовсю обсуждали эту новость. Мне тогда было 15 лет, 16 исполнилось через восемь дней. Ну а потом всё закрутилось. Через какое-то время в Куйбышев перевезли заводы из других городов. И я пошла работать на эвакуированный из Воронежа завод. Завод надо было возводить с фундамента. Сначала я принимала участие в строительстве. Заводы все были на Безымянке, за 15 км от дома. Ездили туда на паровозе, электричек не было. Сначала на месте завода был пустырь. Все станки стояли в вагонах на железнодорожных путях, люди, которые приехали с заводом, жили там же — в вагончиках. Нам обозначили территорию и работы. Мы делали многое, в том числе и грузили брёвна с Поляны Фрунзе и отвозили их на Безымянку, с кирпичного завода возили кирпич. Мы привозили, другие строили. Возвели корпус, окон и дверей еще не было, а станки уже ставили, и мы работали на них. Я трудилась в литейном цехе, там выпускали гильзы для снарядов и отливали блоки моторов к самолетам. Работали в пальто, в шапках, в сапогах. Когда поставили окна и двери, нас стали оставлять на казарменное положение, чтобы мы дежурили на крыше и следили сверху, чтобы никто не поджег предприятие. Жили по две недели на заводе. Работали по-черному: ночевали в цехах, помыться было негде. Дежурным просто отгородили углы, поставили железные кровати".

"До железнодорожного вокзала жители центра города ходили пешком до Хлебной площади, потом — на железную дорогу и до вокзала. Поезд ходил только один, в нем было всего шесть вагонов. А люди ехали с вокзала на Безымянку на три завода, поэтому народу в вагонах всегда было битком. Приходилось частенько и на подножке ехать. Был один случай, когда до первой остановки держалась только руками — ноги поставить не успела, они так и болтались. Думала тогда: «Если отпущу руки, то упаду, и мне ноги отрежет». И держалась из последних сил. На остановке вышли двое мужчин, захотели отцепить меня и протолкнуть в вагон, но мои руки долго не могли отнять от поручня, так сильно я вцепилась.»

«Мне выдавали паек: 800 граммов хлеба в день, домашние получали по 300 граммов. Хлеб на работу я почти никогда не брала, так как дома были сестра с грудным ребенком, мама и брат, он только начинал работать, а потом его забрали на войну. Мама приготовит, я с утра поем и иду на завод. Бывало, и голодная ходила. У нас за Самаркой, где сейчас Южный город, был огород. Он очень спасал. Ходили туда пешком, всё носили на себе. Трудно было, что говорить.»

 Ввиду того, что во время Великой Отечественной войны в город Куйбышев  и область было эвакуировано сотни предприятий, детям приходилось с полной отдачей трудиться у станков.

Люди с нетерпением ждали победу, все силы, всего себя отдавали, чтобы приблизить этот долгожданный, выстраданный день. Но и после победы жизнь долго оставалась трудной: тяжелый труд и скудная еда. Но то поколение было не сломать, они надеялись только на Бога и на свои силы и всю жизнь трудились во благо своей любимой Родины.

Дети, отправленные в глубокий тыл, продолжали учиться в школах. В школьных помещениях было так холодно, что в чернильницах замерзали чернила, ребятишки сидели на уроках в пальто и шапках. В школах ученикам выдавали по 50 граммов ржаного хлеба.

«Самым ярким воспоминаниям тех лет был хлебный запах», - вспоминал Анатолий Михайлов. Ему исполнилось семь лет, когда началась война и его отца взяли на фронт. Мать осталась с тремя детьми. «Время идти в школу, но я остался дома – не в чем было ходить: у нас на двоих с братом была одна пара обуви».

«В первый класс пошел только в девять лет, когда занятия стали в две смены: брат прибегал из школы, переобувался и отдавал мне сапоги. В школе нам выдавали по ломтю ржаного хлеба, и мы с нетерпением ждали, когда его привезут из пекарни. Наш класс был проходным, поэтому мешки с буханками проносили мимо нас в учительскую для развеса по порциям. Мы в этот момент забывали и про учительницу, и про уроки, спеша досыта надышаться этим волшебным теплым хлебным ароматом».


2. Памятник "Несовершеннолетним труженикам тыла 1941-1945 годов Благодарная Самара".

2.1. История создания памятника «Несовершеннолетним труженикам Тыла 1941-1945 годов Благодарная Самара".

В память о подвиге детей тружеников тыла 2 июня 1996 года в г. Самара у фонтана в сквере на пересечении улиц Ново-Садовая и Осипенко установлен памятник «Несовершеннолетним труженикам тыла 1941-1945 годов Благодарная Самара» .

Своим появлением памятник "Несовершеннолетним труженикам тыла" обязан обществу «Дети — фронту», появившемуся в 1992 году. Оно выступило с инициативой открытия памятника детям, чей труд в годы  Великой Отечественной войны был большим вкладом в общую победу.

Авторы памятника - скульптор Иван Иванович Мельников и архитектор Юрий Васильевич Храмов. Сначала планировалось сделать скульптуру мальчика с рабочим названием «Алёша младший». Памятник должен был символизировать детей и младших братьев тех, кто ушёл воевать. Когда проект уже был создан, и обсуждались его детали, женщины общества «Дети — фронту» подняли вопрос, что памятник не отражает труда девочек в тылу. Довод был принят во внимание, и к фигуре мальчика была добавлена фигурка девочки. [1]

Мальчик и девочка изображены в одеждах 1940-х годов, сидящими на скамье и держащимися за руки, символизируя чистые и искренние чувства. Скульптурная композиция выполнена из бронзы и установлена на гранитном постаменте и мраморном основании. На постаменте с одной стороны установлена табличка с названием памятника, с другой — табличка со стихами неизвестного поэта:

«Средь голода, разрухи и смертей

Вам выпала особая дорога:

Война вас не считала за детей,

А Родина с вас спрашивала строго».

Я считаю, что эти строки очень ярко и точно отражают  судьбу детей-тружеников тыла.

Я решила почтить память детям погибшим на войне и посетить памятник «Несовершеннолетним труженикам тыла 1941-1945 годов благодарная Самара». (Приложение 1)


Заключение

Для достижения обозначенной в работе цели, проанализировав и изучив судьбы детей войны, можно сделать следующие выводы:

- во-первых, не смотря на все тяготы войны, дети становились мужественными, сражались с врагом наравне со взрослыми;

- во-вторых, сумели противостоять всем невзгодам войны: перенести голод, холод. А в тылу врага заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев;

- в-третьих, понятие дети и война не совместимы, потому что попав на войну дети должны были расстаться с детством.

Печальных примеров тяжелой участи детей в военное время можно приводить еще много. Нельзя не вспомнить о детских концентрационных лагерях, устроенных фашистами. В них маленькие пленники подвергались нечеловеческим пыткам, «нацистские врачи» ставили на них чудовищные опыты, дети умирали мучительной смертью. Трудно подсчитать, сколько маленьких несчастных узников было замучено в таких концлагерях по всей Европе. Дети, пережившие войну, никогда уже её не забудут. По ночам они по-прежнему слышат грохочущие разрывы бомб, испуганные крики, пулеметные очереди. Они рано взрослели. Взрослели от голода, взрывов, совершаемого на их глазах кровопролития. Родителей убивали на их глазах. Но они не забывали. Они не падали духом и становились сильнее, их поддерживали окружающие, помогали им. Они смогли пережить несчастья и вместе со всей страной строить новую жизнь после войны.

Я не хочу, чтобы когда-нибудь, кто-нибудь  из детей узнал весь этот ужас.

Я благодарна тем детям и ветеранам, которые даровали нам свободу и не осознание таких ужасных дней, моментов, незнание, что такое грозное слово "война".

В завершение своей работы мне хочется сказать, что все погибшие должны жить в нашей памяти. Память – наша история. Стерев прошлое - мы стираем будущее. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя.

Список использованной литературы.

Памятник несовершеннолетним труженикам тыла - [Электронный ресурс] - http://smr.holme.ru/sight/598416c522c22a8e36b5897a/

Война глазами детей – [Электронный ресурс] – https://cyberleninka.ru/article/n/voyna-glazami-detey

Блокада глазами детей – [Электронный ресурс] – https://cyberleninka.ru/article/n/blokada-glazami-leningradskih-detey

Дети войны – [Электронный ресурс] – https://cyberleninka.ru/article/n/deti-voyny-1

Блокада Ленинграда – дети войны [Электронный ресурс] - https://tass.ru/spec/leningrad_deti?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

Трудности выживания в тылу - [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/evakuirovannye-deti-trudnosti-vyzhivaniya-v-tylu



Приложение 1

t1683784727ab.jpg





t1683784727ac.jpg

Приложение 1

t1683784727ad.jpgt1683784727ae.jpg

Приложение 1

t1683784727aa.jpg

t1683784727af.jpg



























































Автор материала: П. Суворова (3 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.