Дети войны

4
0
Материал опубликован 9 January 2021

Автор публикации: К. Гомзякова, ученица 11 класса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Вилегодская средняя общеобразовательная школа».




Учебно- исследовательская работа

по истории

Дети войны


Работу выполнила:

Гомзякова Карина

ученица 11 класса

Руководитель: Рахимова

ЗинашЗейнелхановна,

учитель истории и обществознания.



с. Вилегодск, 2020 год

ВВЕДЕНИЕ

Для нашей страны самым тяжелым испытанием было перемежить фашистское нападение. Великая Отечественная война унесла многих жизней, уничтожила целые семьи, изувечила детские судьбы.

Актуальность исследования. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. А наши бабушки и дедушки смогли пережить эти тяжелые времена, сохранили силу духа и помогли победить стране фашистов.

Цель исследования:изучение информации и составление рассказов о жизни детей в годы войны.

Задачи:

Поиск информации в виде воспоминаний

Охарактеризовать трудности жизни детей нашего района в период Великой Отечественной войны

создать видеоряд о героях исследования

Объект исследования: История Великой Отечественной войны

Предмет исследования: судьбы детей Вилегодского района

Глава 1в исследовании посвящена краткой исторической характеристике Вилегодского района в годы войны. Была проанализирована информация из книги «Вилегодский район в годы Великой Отечественной войны» автор Л. Кобелев.

Глава 2исследования, посвящена воспоминаниям детей войны, проживающих в деревне Дресвянка и Гришинская, поселок Сорово. Анализировались статьи из газет "Знамя труда" и "Вилегодская газета", также была проведена беседа с жительницей из п. Сорово.

Методы исследования:Исторический объективизм, анализ, беседа.




ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ В ТЫЛУ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

Вилегодский район, как и многие другие части нашей огромной страны, помогало бойца советской армии побеждать врага. «В начале января 1942 года было собрано по району: 505 полушубков, 102 меховых жилеток, 1270 валенок, 222 пары шерстяных носков, 738 пар рукавиц, 729 килограммов шерсти. Сырье было переработано, все вещи отправлены на склады»[1].

Наш Вилегодский сельский Совет собирали посылки для фронтовиков, в которые с любовью укладывали масло, сухари, мыло, сало - шпиг, махорку, бумагу и карандаши.

Кроме того наши земляки упорно трудились по заготовке кормов, уборке урожая, рубки и вывозке леса. И все эти работы ложились на плечи славных вилегодских женщин, пожилых мужчин, и, конечно же, детей.

На смену ушедшим защищать Родину мужчинам-руководителям колхозов, предприятий, бригад, ферм приходили женщины-матери. К декабрю 1941 года были заменены тридцать руководителей. Женщины очень ответственно и добросовестно несли на своих плечах тяжелые ноши председателя, бригадира, заведующего. Женщины работали в свиноводстве и получали от одной свиноматки до 27 поросят, этого смогла добиться Александра Михайловна Владимирова, свинарка колхоза «Верный путь».

Также военная обстановка требовала, чтобы женщины быстрее освоили имевшиеся в распоряжении МТС и лесозаготовительных предприятий технику, а именно трактора, сеялки. Женщины передовицы вступали в партии, так в годы войны членами ВКП(б) стали трактористки Вилегодской МТС: Валентина Степановна Фомина, Марфа Ивановна Костяева.

Власти района проявляют внимание к детям фронтовиков, их здоровью и обучению. «В январе 1944 года имеющаяся на складах райлесхимпрома шерсть в количестве 580 килограммов была распределена по сельсоветам и переработана на валенки для детей фронтовиков и эвакуированного населения….выделено70 пар детских валенок, выработанных местной промышленностью»[1].

Далеко от фронта, в глубоком тылу, на вилегодской земле жены, матери, старики и дети с не меньшей доблестью изо дня в день тоже ковали Победу. Отдавали фронту, трудящимся городов, молоко, мясо, сено, картофель, шерсть. При этом зачастую сами оставались голодными и холодными. Потому что и теплые вещи отправляли солдатам, с любовью и надеждой о скорой встрече.




ГЛАВА 2. ВОЕННОЕ ДЕТСТВО

Первая героиня исследования - Зоя Ивановна Пироговская, жительница д. Гришинская, теперь она часто живет у детей. Сейчас ей идет 89 год, а во время войны она была девочкой-подростком, которой хотелось поиграть, искупаться в речке. Просто быть ребенком, очень хотелось, но была война.

Во время войны отец ее умер, как вспоминает Зоя Ивановна, "отца послали метать горох, он с голодупоел его и так плохо ему стало, что пришлось вести в Котласскую больницу. Там он и мер"[3]. А на брата пришла похоронка. Все детство детей военной поры прошло в ежедневном труде. Зое Ивановне приходилось чистить лен, яровые, даже возить навоз на лошадях. Ели лепешки с опилками. " Из -под сортовки опилок хрушкой, а из-под лучковкимелконькой... мы его собирали когда папа пилил. Мама добавит к нему мучки и спечет лепешки"[3]. Трудное детство было у девочки. Но она выросла счастливая, стала счастливой женой, матерью и бабушкой. Любит русскую гармошку и частушки.

Вторая героиня- жительница д. Дресвянка Антонина СавватиевнаГавшева, она воспитывалась в многодетной семье, в которой было десять детей. Сейчас ей 89 год, но она помнит всю свою жизнь и особенно военное детство. "Из той поры больше всего ей запомнился постоянный голод, тяжелый совсем недетский труд и бабушкины молитвы за сына и внуков, что были на фронте"[2]. Во время войны детям приходилось просить милостыню по деревням. Просили дети хлебушка, иногда давали хлеб, а иногда луковицу, семьи хоть и бедные были, а помогали друг другу.

Антонина Савватиевна рассказывает, что ее мать все время была на работе с раннего утора и до полночи, поэтому хозяйством руководила бабушка.

У всех детей в деревне на день были свои обязанности. Антонина с сестрой Элей собирали корзину кисленки и пестов. "Все чистили и ставили на стол,, что бы бабушка видела, что задание выполнено"[2]. Также девочки собирали шишки красного клевера, которые шли на семена, поэтому собирали в тайне. Высушенные шишки, разминали руками и добавляли в лепешки. Бабушка девочка приговаривала; " Детоньки хоть ешьте, хоть храните, это вам на весь день, больше не ждите"[2].

С восьмилетнего возраста Антонина Савватиевнаполучила работу в колхозе. Нужно было сидеть в поле у завора и следить, чтобы в поле не прошел скот, так как завор был с утра до вечера открыт, потому что возили навоз. Дети жаловались, что днем было жарко, а вечером одолевали комары, а уйти было нельзя.

Десятилетние и двенадцатилетние подростки чистили яровые, лен, собирали корень в поле. Об этих же работах рассказывает и Зоя Ивановна. Более взрослые подростки уже ходили к ночам на сенокос, мужчин ведь не было, дети занимались и уборкой сена. Гребли и возили сено парни, а вот девчонки тринадцати- четырнадцати лет работали во время войны доярками и телятницами. Очень трудная и тяжелая работа. " Ведра были большие, деревянные, надо было подоить по 12-15 коров, накормить, напоить, убрать навоз и наравне с домохозяйками идти на сенокос"[2].

Вспоминая тяжелое военное время, Антонина Савватиевна не скрывает слез, она смогла, как и другие дети войны выжить, кто-то не смог. Ей хватило сил жить и трудиться на благо Победы.

С третьей героиней нашего рассказа я побеседовала лично. Её зовут Зоя Николаевна Ильина. В настоящее время проживает в доме престарелых в п. Сорово. Живет здесь около 10 лет. Переехала в поселок из села Пречистого. На данный момент Зое Николаевне 95 лет. Сын умер у нее еще очень давно. Осталась совсем одна. В итоге так и попала наша героиня в дом для пожилых людей.

На фронт попала совсем еще ребенком. Окончив пятилетнюю школу, сразу началась война. Отправили девочку в лес, распределять делянки. Долгое время работала у лесников.

Время было очень трудное. Трудилась днями и ночами. За хорошую работу выдавали пойки. Когда немцы близко подходили к делянкам, вечерами маленькая Зоя «подрабатывала» партизанкой. Девочка была маленьким, хрупким ребенком, и из-за этого она смогла выполнить такое трудное и страшное задание, чтобы её не заметили немцы.

Зоя Николаевна с трудом вспоминает это время. Пережить все то, что перенесла в свое время эта женщина - не каждый сможет!«Мы сражались за нашу землю, и за светлое будущее наших детей!»





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сколько уже написано о войне, сколько сказано и спето, но тема эта неисчерпаема в России, пока хоть один человек будет о ней помнить. И вот настал этот долгожданный день Победы. Радовались победе  и повзрослевшие за короткое время дети. Но в их памяти навсегда остались трагические  воспоминания об этих ужасных днях. Украденное фашистами детство им уже некогда, и некто не вернёт. Эти дети уже состарились и у них есть внуки и правнуки, для которых они не желают такой же трагической судьбы как у них. Для того чтобы понять какого было детям во время войны, пообщайтесь с прабабушками или прадедушками, которые своими глазами видели все ужасы войны, когда были совсем еще маленькими.

У многих убивали родных и близких. И все это видели дети! Дети, чье детство должно было стать самой лучшей и беззаботной порой на свете. Дети, которых должны были окружать теплота, забота и любовь. Всего это, к великому сожалению, дети во время любой войны не получают. Им приходится, так же, как и взрослым, преодолевать все невероятные тяготы и лишения военного времени. Детям, которые видели войну своими глазами, пришлось невероятно быстро повзрослеть.

Были забыты детские игры, шалости, развлечения. Какой смех и радость, когда ежедневно погибает большое число людей. Дети, пережившие войну, никогда уже её не забудут.
К сожалению, понятие война входит в нашу жизнь и сейчас, в наши дни.  Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Нужно ценить и дорожить тем, что у тебя есть.

Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что не только через 70 лет, но и через 100 лет память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. В способности помнить, любить, дорожить, ценить заключена огромная нравственная сила, которая помогает человеку глубже понять себя, оценить своё достоинство, разобраться в окружающем мире.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кобелев Л.М. Вилегодский район в годы Великой Отечественной войны,-Архангельск, 2010 г.

2. Маланина Е.М. Дети войны- последние свидетели большой трагедии...// Знамя труда №31 от 7 мая 2015 года

​​​​​​​3. Судьба Зои Ивановны //Знамя труда №48 от 1 декабря 2016 года



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.