12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баклушина Светлана1541
Учитель начальных классов высшей категории. Стаж педагогической деятельности 24 года
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 60»

города Ижевска Удмуртской Республики

















Конкурс: Народные промыслы

Тема: Дымковская игрушка «Барышня» из глины



Автор работы: Николаева Марианна Алексеевна, ученица 3 б класса

Руководитель: Баклушина Светлана Викторовна, учитель начальных классов



















Ижевск, 2022 г.

Пояснительная записка

Народные ремесла относятся к тому типу декоративного творчества, которое доступно не только мастерам высокого уровня, но и обычным рукодельницам. Выполнить сувенир в народных традициях под силу даже ребёнку. Одними из самых популярных образов были и остаются яркие игрушки, и самая известная из них — яркая глиняная кукла «Барышня». Образ женщины, нарядившейся на праздник, собравшейся на ярмарку.

Я решила изготовить такой сувенир из глины. Отличительными особенностями барышни являются характерные оборки и орнаменты. В росписи барышни я решила проявить своё творчество, добавила свои мотивы.

Цель: слепить и расписать дымковскую игрушку.

Задачи: 

Познакомиться с народным промыслом - дымковской игрушкой;

Познакомиться с приемами лепки и элементами дымковской росписи;

Создать эскиз барышни;

Слепить детали фигуры барышни;

Соединить детали;

Расписать игрушку.

История дымковской игрушки

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни - это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют «кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально матери лепили из глины свистульки для своих детей. Позднее лепкой игрушек стали заниматься семьями. Вместе замешивали глину, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную. Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. 

Дымковские игрушки расписывают разными цветами: красным, желтым, синим, зеленым, золотым. В схемах росписи соблюдают строгий орнамент из сочетания кругов, ромбов, клеток, полосок.

Разнообразны дымковские игрушки. Среди них можно встретить фигурки животных, птиц, людей.

Последовательность моей работы

Лепка юбки – колокола. Раскатала из куска глины шар, вдавила указательным пальцем внутрь шара, сформировала колокол.

Лепка торса. Скатала небольшой кусок глины в овал и прилепила к узкой части купола. Тщательно примазала.

Лепка и прикрепление головы. Для головы взяла кусок глины меньше, чем для туловища. Раскатала шар и примазала к туловищу.

Приступила к рукам. Раскатала жгутик и разделила его пополам. Примазала тщательно к туловищу и слепила манишку.

Украшение игрушки. Волосы барышни сделала из тонких жгутиков, их сначала перекрутила между собой, после чего уложила на голове. Слепила кокошник. Сделала оборку на фартуке. Места соединения смочила водой, швы загладила.

Просушила игрушку.

Загрунтовала белилами. Просушила игрушку.

Расписала барышню по мотивам дымковской росписи. Использовала главные элементы геометрического узора: кружочки, полоски, точки, волнистые линии.

Заключение

В результате работы я узнала много интересного о создании дымковской игрушки. Познакомилась с приемами лепки, с элементами росписи. Научилась технике рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон. Не с первого раза мне удалось слепить барышню, но всё-таки, в результате моих стараний, у меня получилась оригинальная игрушка по мотивам дымковской росписи.





Литература

Величкина Г., Шпикалова Т. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства - Мозаика - Синтез, 2009

Величкина Г.А. «Дымковская игрушка» Издательство - Мозаика – Синтез 2009г

Доронина Г. Использование дымковской игрушки в работе с детьми. Дошкольное воспитание. - 1990. - № 12.

В. Крупина «В дымковской слободе».

Т. Куликовская «Познаем окружающий мир»

t1649692270aa.jpgt1649692270ab.jpg

Автор материала: М. Николаева (3 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Фокина Лидия Петровна, 13.05.22 в 09:53 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Шабанова Алёна, 13.05.22 в 11:46 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественную работу!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.