Доклад на тему: «Увлечённый небом» жизненный путь героя-летчика В.И. Кузьмина.
Автор публикации: Г. Абдрафиков, ученик 5А класса
Автор публикации: Д. Черняев, ученик 5А класса
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
СОШ № 30 им. В.И. Кузьмина г. Якутска
Доклад
на тему: «Увлечённый небом»
жизненный путь героя-летчика В.И. Кузьмина.
Выполнили: Абдрафиков Георгий,
Черняев Дмитрий, ученики 5 а класса
Руководитель: Степанова Н.Е.,
учитель русского языка и литературы.
Якутск, 2021 г.
Содержание:
Введение стр.3
ГЛАВА 1. Детство и юность стр.4
ГЛАВА 2. Жизненный путь
2.1. Начало полетов стр.5
2.2. Алсиб стр. 6
2.3.Летчик-миллионер стр.6
2.4. Семья стр.7
2.5. Награды и призвания стр.8
Заключение стр.10
Литература стр.11
Приложение стр.11-19
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: данного исследования состоит в том, чтобы сохранить память о В.И. Кузьмине. Работая над темой доклада, из книг, воспоминаний, газетных статей мы узнавали все новые и новые факты о жизни героя. Об этом надо рассказывать. Этот материал надо приумножать и хранить, чтобы дети и взрослые помнили о своем великом земляке.
Объект исследования: биография В.И. Кузьмина
Цель исследования: выяснить и проследить боевую и трудовую биографию В.И. Кузьмина
Задачи: изучить материал о первом летчике из народа саха, опрос школьников и их родителей о памяти легендарного летчика В.И. Кузьмина
Гипотеза: Память о великих героях нашей Республики должна остаться в памяти поколений.
Практическая значимость: составить материалы для проведения классных часов, уроков памяти для учащихся.
Глава 1. Детство и юность
В.И. Кузьмин родились в селе Иннях Олекминского района Якутской АССР в семье крестьянина Кузьмина Ильи Дмитриевича, участника первой мировой войны, кавалера трёх орденов Георгиевского Креста. Он был на селе очень уважаемым человеком, опытным охотником и рыбаком, скоропостижно скончался от перитонита, когда дети были маленькими. У матери, Марфы Ефремовны осталось пятеро детей. В 1928г. в числе первых она вступила в колхоз «Ударник», всё умела делать, была завидная хозяйка, неустанная работница, женщина крутого нрава. Всю большую семью Марфа Ефремовна подняла одна и воспитала прекрасных детей.
В 20-е годы, когда Валерий был мальчишкой, на селе о самолёте даже никогда и не слышали. Он сам рассказывал, как в первый раз увидев самолёт в небе, испугался. «Мать меня, как цыплёнка, под юбку спрятала, а сама дрожит от страха. А в селе тоже был переполох. Инняхцы, услышав самолёт, бросились врассыпную». С тех пор у Валерия появилась мечта полететь в небо.
Глава 2. Жизненный путь.
2.1. Начало полетов
В 1930-х годах в Советском Союзе бурно развивалась авиация, молодежь была увлечена пилотированием, и Валерий Кузьмин не был исключением. Государство призывало:
«Дадим стране 150 тысяч лётчиков!».
В небе над Якутском все чаще стали появляться самолеты, настойчиво осваивалось воздушное пространство Якутии.
Осенью 1935 года записался в только что открывшуюся лётно-планёрную школу. Ранее был объявлен набор, и в ходе него были набраны учлеты - планеристы. В первой набранной группе занимались В. Кузьмин. Занятия с учлетами-планеристами проводили старший преподаватель Якутского пединститута Ю. Г. Шафер и Л. Е. Шевченко, инструктор-планерист из Ленинграда.
Фамилия Кузьмин из этого списка станет известными позже. В. Кузьмин – легендарный Валерий Ильич Кузьмин, участник перегонки военных самолетов по трассе «АЛСИБ» из США в СССР, будущий Герой Социалистического труда, командир Якутского объединенного авиаотряда Якутского управления гражданской авиации. На следующий год был по направлению Якутской организации Осоавиахима поступил на учёбу в Ульяновскую объединённую школу лётчиков и авиатехников, был зачислен на лётное отделение. В сентябре 1937 года вернулся в родную Якутию дипломированным пилотом. Стал первым лётчиком-якутом.
2.2 Алсиб
Некоторое время работал в посёлке Незаметный (вскоре переименованный в город Алдан). Затем в Якутском аэроклубе, в феврале 1940 года состоялся первый выпуск авиамехаников Якутского аэроклуба, командиром звена которого был В. И. Кузьмин. Позднее работал пилотом 234-го авиаотряда спецприменения и Ленской группы полярной авиации.
В начале Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, был зачислен в распоряжение Якутской авиагруппы Управления особой воздушной линии. В то время решением Государственного комитета обороны началось строительство особой воздушной линии для связи с США. Кузьмин, как пилот, обслуживал изыскателей и строителей этой линии. С осени 1942 года работал на воздушной трассе Уэлькаль — Красноярск, по которой началась перегонка самолётов, поставляемых в нашу страну из США по ленд-лизу. В 1943 году стал вторым пилотом самолёта СИ-47 8-го транспортного полка 1-й Краснознамённой перегоночной авиадивизии 1-й перегоночной Краснознамённой авиационной дивизии Гражданского воздушного флота. Все военные годы работал на трассе Алсиб, участвовал в перегоне американских самолётов.
2.3. Летчик-миллионер
В послевоенные годы принимал активное участие в освоении побережья Северного Ледовитого океана, в разведке алмазных месторождений на западе Якутии. Продолжал работу в гражданской авиации Якутии. За свою жизнь освоил полеты на 12 типах воздушных судов, налетал более 18 тысяч часов, то есть он более двух лет провел в воздухе. Такого полета никто из командиров объединенных отрядов не имел
В начале 1950-х годов стал командиром авиаэскадрильи. Подразделение обеспечивало потребности республики в авиатранспортных услугах, одновременно шла подготовка лётных специалистов. Руководимая им эскадрилья из года в год перевыполняла производственный план при полном обеспечении безопасности полётов, ей одной из первых в Якутской авиагруппе присвоили престижное в то время звание «Коллектива коммунистического труда». В мае 1958 года стал пилотом 1-го класса, трижды миллионером.
Как лётчик, хорошо зарекомендовавший себя на руководящей работе, в феврале 1962 года был утверждён командиром 248-го авиаотряда, объединённого с аэропортом Нижние Кресты Управления полярной авиации. Это авиапредприятие, самое крупное на севере Якутии, обслуживало станции «Северный полюс» и приполярные районы республики, занималось проводкой караванов судов в восточном секторе Севморпути.
В 1963 году был назначен командиром Нижнеколымского авиапредприятия Полярного управления ГВФ. В середине 1960-х годов стали поступать новые турбовинтовые самолёты, и в марте 1965 года Кузьмин добивался освобождения от должности руководителя авиапредприятия, чтобы заняться освоением новой техники. Он прошёл переподготовку на самолёт Ан-12 и уже в середине 1966 года работает пилотом-инструктором этого воздушного судна. В январе 1967 года был назначен командиром 139-го лётного отряда, осваивающего сразу два типа самолетов — Ан-24 и Ан-12. В том же году он становится заслуженным пилотом СССР.
В 1969 году возглавил Якутское управление гражданской авиации. Под его руководством была произведена замена огромного парка морально устаревших поршневых самолётов на современные турбовинтовые и турбореактивные лайнеры Ан-24, Ан-26, Ан-12, Як-40, расширена география полётов. Шла активная подготовка производственной базы и персонала для приёма самолётов I класса Ту-154, Ил-76. Осуществлена мощнейшая по масштабам с учётом дальней перспективы реконструкция аэропорта Якутск. Все эти годы Якутский ОАО был в числе самых передовых коллективов республики. При огромной занятости, он продолжал летать на самолете Ан-12.
В середине 1960-х годов стали поступать новые турбовинтовые самолеты, и в марте 1965 года Кузьмин добивался освобождения от должности руководителя авиапредприятия, чтобы заняться освоением новой техники. Он прошел переподготовку на самолет Ан-12 и уже в середине 1966 года работает пилотом-инструктором этого воздушного судна. В январе 1967 года был назначен командиром 139-го летного отряда, осваивающего сразу два типа самолетов — Ан-24 и Ан-12. В том же году он становится заслуженным пилотом СССР. В 1969 году возглавил Якутское управление гражданской авиации. Под его руководством была произведена замена огромного парка морально устаревших поршневых самолетов на современные турбовинтовые и турбореактивные лайнеры Ан-24, Ан-26, Ан-12 и Як-40, а также расширяется география полетов. Шла активная подготовка производственной базы и персонала для приема самолетов I класса Ту-154 и Ил-76. За время его руководства осуществлена мощнейшая по масштабам с учетом дальней перспективы реконструкция аэропорта Якутск.
2.4.Семья
Валерий Ильич был прекрасным семьянином, любящим и любимым отцом. Они с супругой, Марией Андриановной, вырастили и воспитали четверых детей. Дело отца продолжает пилот-инструктор самолёта Ил-76 Владимир Валериевич Кузьмин ,человек, пользующийся большим авторитетом у лётного состава. Старший сын Ариан Валерьевич-учёный-атомщик, проректор Томского политехнического института. Дочь Зоя- геолог. Ольга-врач-гинеколог.
Валерий Ильич Кузьмин после тяжелой продолжительной болезни скончался 1 июня 1983 года на 65-м году жизни в городе Якутске.
Ариан Ильич был образцовым семьянином, любящим мужем, умным и заботливым отцом. Это был отец, дедушка и прадедушка большого семейства. Вместе с верной супругой Любовью Лазаревной прожили долгую счастливую жизнь и воспитали замечательных детей: Раю, Ирину, Сергея. Дочь Раиса Ариановна - кандидат экономических наук, начальник Управления научно-исследовательских работ СВФУ. Ирина тоже физик. Сын-физик, преподаватель СВФУ. О том, каким он был мужем и отцом, пишут жена Кузьмина Любовь Лазаревна и дочь Кузьмина Раиса Ариановна. В последние годы жизни Ариан Ильич был серьёзно болен. Он скончался 6 июня 1996 года на 74- ом году жизни в городе Якутске.
2.5.Награды и призвания
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1973 года за выдающиеся достижения в выполнении плановых заданий по авиаперевозкам, применению авиации в народном хозяйстве страны и освоению новой авиационной техники Кузьмину Валерию Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В течение 12 лет плодотворно руководил Якутским объединённым авиапредприятием, до ухода на пенсию в июне 1981 года.
В.И. Кузьмин удостоен звания «Заслуженный пилот СССР». Кузьмин награжден орденами Ленина, Красной Звезды и «Знак Почета», тремя орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», удостоен званий «Заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР». Избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР трех созывов. Кузьмин В.И. - Почетный гражданин г. Якутска, Олекминского, Чурапчинского, Намского улусов. Звание присвоено за выдающиеся заслуги перед трудящимися г. Якутска, за активное участие в коммунистическом строительстве, в развитии экономики и культуры города, в ознаменование 55-й годовщины Великой Октябрьской революции и 50-летия Союза Советских Социалистических Республик решением Якутского городского Совета народных депутатов от 26 октября 1972 года.
В Якутске его имя присвоено улице, площади. Памятник первому летчику из народа саха установлен у пассажирского терминала аэропорта Якутск.
На доме, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска. Имя «Валерий Кузьмин» носили теплоход, приписанный к порту Тикси, и самолет ТУ-154М авиакомпании «Якутия».
В настоящее время его имя присвоено самолету Sukhoi Superjet 95-100 с бортовым номером RA-89011 также авиакомпании «Якутия».
4 октября 1995 года его имя было присвоено ювелирному алмазу в 568 карат «Летчик Валерий Кузьмин».
Средняя школа №30 свято чтит имя своего Героя Валерия Ильича. 25 декабря 1998 года по Постановлению городского совета депутатов в памяти лётчика, Почетного гражданина города, заслуженного пилота СССР и в связи с 80-летием со дня рождения Средней общеобразовательной школе №30 города Якутска присвоено имя Валерия Ильича Кузьмина. В школе оформлен стенд Памяти Кузьмина, в 2002 году присуждена Премия лучшим ученикам школы, с 7 ноября 2017 года проводится ежегодная городская научно- практическая конференция «Кузьминские чтения».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работая над докладом мы узнали о героической жизни Валерия Ильича Кузьмина, первого якутского летчика. Мы познакомились с материалом о летчике , который хранится в школьной библиотеке, посетили музей авиации, Изучив собранные материалы Следовательно, Кузьмины Валерий Ильич и является достойными гражданами нашей страны, служит образцом для подрастающего поколения. Валерий Кузьмин был одним из лучших представителей довоенного и послевоенного поколения, стоявших у истоков создания и развития авиации Якутии. Его трудовая биография – это история авиации республики в миниатюре. Валерию Ильичу были свойственны трудолюбие, способность принимать решения и нести за них ответственность, стремление всегда быть впереди.
Считаем, что молодое поколение должно учиться жить на примере выдающегося лётчика, который нашел своё место в жизни и оставил достойный след в истории нашей страны.
По итогам исследования мы составили доклад, провели классный час в 5 а «Гордимся именем Героя В.И. Кузьмина», подготовили наглядный материал с фотографиями , презентацию для ознакомления с жизнью Валерия Ильича.
Список литературы
Бекенева О. Увлечённые небом братья Кузьмины. п. Дельгей
А. Почтарев, Л. Горбунова. Полярная авиация России. 1914-1945 гг.. — Paulsen, 2011.
Воздушная трасса «Красноярск – Уэлькаль» («Аляска – Сибирь»): вчера, сегодня, завтра: материалы науч.-практ. конф. — Красноярск, 2007. — 121 с.
ИА Yakutia24/Якутия24
Мазурук И. П. Полярный круг. Воздушный мост Аляска - Сибирь = Альманах. — М., 1978.
Негенбля И. Е. Якутяне — заслуженные пилоты и штурманы СССР и Российской Федерации.
Пронякин К. А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. Приветствия: Героя России Г. В. Жидко, С. И. Авакянца, С. И. Фургала, А. С. Николаева; предисл. Т. В. Барановой; послесл.: А. М. Будника, В. М. Куканова. — Хабаровск: МедиаМост; РГО, 2019—160 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке).
Ярославцев В. А. Небо без границ. — Красноярск.
Официальный сайт герои страны [электронный ресурс] Валерий Ильич Кузьмин. Сайт «Герои страны». Дата обращения: 11 февраля 2021.
Официальный сайт якутской библиотеки [Электронный ресурс] Кузьмин Валерий Ильич// Энциклопедия ЯСИА. Дата обращения: 11 февраля 2021
Приложение1. Первый выпуск младших инструкторов- планеристов 1936 г. Якутск.
Рисунок 1 Валерий Ильич Кузьмин
Рисунок 2 Трасса АЛСИБ
Рисунок 3 Летчик В.И. Кузьмин
Рисунок 4 Первый из народа саха
Награды
Рисунок 5 Памятник перед аэропортом
Рисунок 6 Мемориальная доска
Рисунок 7 Самолет имени В.И. Кузьмина
Рисунок 8 Теплоход, приписанный в порту Тикси
Рисунок 9 Постановление о присвоении школе имени Кузьмина
Рисунок 10 ювелирный алмаз "Летчик Кузьмин"