12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лазарева Екатерина Вячеславовна69

Портрет слова СКАЗКАDOCX / 134.36 Кб

/data/files/v1676201824.docx (Портрет слова СКАЗКА)Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Пермогорская школа»












ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«Энциклопедия одного слова.

Сказка»





Работу выполнил:

Суханов Артём,

ученик 5 класса


Руководитель:

Лазарева Е.В., учитель русского языка













2018 год

Содержание:

Введение.

Основная часть. Портрет слова сказка.

2.1. Анализ слова с точки зрения фонетики, морфемики, грамматики и лексикологии.

2.2.  Синонимы, антонимы, однокоренные слова.

2.3. Этимология слова.

2.4. Жизнь слова сказка в речи, в фольклорных и художественных произведениях.

3. Заключение.

Список литературы.

Интернет - ресурсы.

Приложение. Материал для оформления стенда.

























ВВЕДЕНИЕ


Роль речи в обществе трудно переоценить. Поскольку речь состоит из слов, то каждое произнесенное слово значимое. Оно имеет определённый, присущий только ему смысл. Не случайно о слове народом придумано много различных поговорок, пословиц и присказок: «Словом можно поранить, а можно и вылечить», «Слово – не воробей, выпустишь – не поймаешь» и другие. Любую мысль человек выражает словами, мысль – материальна, материально и слово.

Огромное количество людей, изучающих русский язык, нуждаются в истолковании, разъяснении слов русского языка. В настоящее время справочников и словарей довольно много, из них можно узнать все о словах, но удобней было бы создать словарь для одного слова. В нём будет помещена информация только об одном слове (происхождение, лексическое значение, орфоэпические и орфографические нормы и т. д.). По словам Н. А. Заболоцкого, «под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла». 

Тема проекта актуальна, потому что исследования о жизни слова в русской речи и культуре повышают интерес к изучению русского языка, развивают речь, учат работать со словарями и справочной литературой, расширяют кругозор. Изучая в 5 классе большой раздел «Лексика», я задумался над тем, можно ли  собрать о слове максимум информации, понять, как слово проявляет себя в разных ситуациях.

А. Дистервег говорил: «Лучше рассмотреть один предмет с десяти разных сторон, чем десять предметов с одной стороны». Данный принцип можно положить в основу нашей работы.

Поскольку одним из источников культуры речи являются толковые, орфографические, орфоэпические, омонимические, антонимические, синонимические и другие словари, они решают вопросы культуры речи каждый в своем плане. Широкому читателю нужен такой словарь, энциклопедия, который в максимальной степени удовлетворял бы потребность в овладении культуры речи, помогал бы избежать языковых ошибок.

Объект исследования – слово сказка.

Предмет исследования – употребление и функционирование данного слова в русском фольклоре, во фразеологических оборотах, в текстах классической, современной литературы, в иллюстрациях.

Целью работы является рассмотрение слова сказка с точки зрения происхождения, лексики, словообразования и употребления.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

изучить имеющуюся литературу по данной теме;

описать толкование слова сказка в различных словарях,

исследовать жизнь слова в языке, в произведениях русского фольклора, в художественной литературе;

оформить полученные результаты в виде материала для оформления стенда в кабинете русского языка.

В работе применялись следующие лингвистические методы:

описательные (наблюдение, сравнение, обобщение и классификация анализируемого материала),

ассоциаций.

Практическая значимость заключается в использовании результатов на уроках русского языка при изучении основных его разделов и литературы. Проанализированный материал слова поможет овладеть культурой речи русского языка, избежать языковых ошибок.





ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ПОРТРЕТ СЛОВА СКАЗКА

2.1. Анализ слова с точки зрения фонетики, морфемики,

грамматики и лексикологии

Произведённый фонетический анализ слова выявил, что оно имеет два слога (ударение падает на первый слог), состоит из 6 звуков и 6 букв:

Сказ - ка [скаскъ], 2 слога

[с]    согл,  глух. парн., твёрд. парн, с

[к]   согл., глух. парн., твёрд. парн. к

[а]   гласн, ударный а

[с]    согл,  глух. парн., твёрд. парн, з

[к]   согл., глух. парн., твёрд. парн. к

[ъ]    гласн., безуд. а

6 звуков, 6 букв

Несоответствия: из разбора видно, что в слове происходит процесс оглушения звонкой согласной буквы з перед глухим согласным.

Морфемный состав слова

Данное слово состоит из корня сказ-, суффикса -к-, окончания –а, основа слова – сказк.

Грамматическое значение слова

Сказка – имя существительное, неодушевленное, женского рода, 1 склонения, может употребляться в  форме как единственного, так и множественного числа, склоняется (изменяется по падежам):

И. сказка

Р. сказки

Д. сказке

В. сказку

Т. сказкой

П. о сказке


Лексическое значение слова

В ходе анализа словарных статей слова сказка в ряде толковых словарей русского языка выяснилось, что его лексическое значение в различных источниках сходно.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой находим: «СКАЗКА, -и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина. 2. Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пренебр.). 3. Сказка. То же, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился - с.! * Ни всказке сказать, ни пером описать - в народной словесности: о ком-чем-н. очень хорошем, красивом. || уменьш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои».

В Толковом словаре Ефремовой: «СКАЗКА, ж. 1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях. // Литературное произведение такого характера. 2. перен. Что-л. фантастическое, заманчивое. 3. разг. Неправда, вымысел, небылица, ложь; то, чему никто не поверит».

В толковом словаре Ушакова «СКА́ЗКА, сказки, жен.

1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. Русские народные сказки. Арабские сказки. Сказки о животных. Фантастические сказки. «Стану сказывать я сказки.» Лермонтов. «Не за былью и сказка гоняется.» (посл.) «Сказка - складка, песня - быль.» (посл.).| Литературное произведение того же характера. Сказка о рыбаке и рыбке Пушкина. Сказки Андерсена.| перен. Нечто фантастическое, заманчивое. Не жизнь, а сказка.2. Неправда, ложь, вымысел, то, чему никто не верит (·разг.)».

Частота употребления слова «сказка» составляет 5 749 раз на ≈ 300 млн. слов.




2.2.  Синонимы, антонимы, однокоренные слова

У слова СКАЗКА есть множество друзей. О них можно узнать в «Словаре синонимов». Это слова ПРЕДАНИЕ, БАСНЯ, ЛЕГЕНДА, ПОВЕРЬЕ, МИФ, ПРИТЧА, ВЫМЫСЕЛ, БЫЛИНА, САГА, БАЙКА, ПОБАСЕНКА, НЕБЫЛИЦА, НЕБЫЛЬ. Слова-синонимы отличаются своими оттенками. Они означают различные виды вымышленных устных и письменных историй. Например, «СКАЗАНИЕ», «БЫЛИНА» и «МИФ» - рассказы исторического и легендарного характера. «САГА» - героическое произведение Древней Скандинавии, а «БАЙКА» и «ПОБАСЕНКА» - короткие шуточные истории, выдумка.

А вот слов, которые являются антонимами к слову сказка, не так много. Если сказка - это небылица, то значит и антоним сказке быль или реальность.

У нашего слова очень много родственников, все эти слова, так или иначе, связаны с глаголом говорения. «СКАЗКА» находится рядом со словами «СКАЗ», «СКАЗАНИЕ», с глаголами «СКАЗАТЬ», «РАССКАЗАТЬ». Они отмечают способ исполнения, противоположный пению, и означают "повествовать". Владимир Иванович Даль записал множество слов, имеющих общий корень со словом «СКАЗКА»: «СКАЗОЧНЫЙ; СКАЗУЕМОЕ - в логике, что говорится о подлежащем. СКАЗЫВАТЕЛЬ, СКАЗАТЕЛЬ, СКАЗЫВАЮЩИЙ что подробно, РАССКАЗЧИК - говорящий речь, проповедь, передающий события, предания, летописец. СКАЗИТЕЛЬ - рассказчик былин, дум, песен и пр. СКАЗОЧНИК, СКАЗОЧНИЦА - кто сказывает сказки, знает их много. СКАЗЫВАТЬ, СКАЗЫВАТЬСЯ - в знач. извещать, открывать, объявлять, повествовать. СКАЗКОПИСАТЕЛЬ, -составитель, -податель - о сказке судебной или по народной переписи».


2.3. Этимология слова

Каждое слово живёт своей жизнью, рождается и умирает, имеет свою историю; в языке появляются новые слова, а некоторые утрачиваются навсегда или заменяются синонимами. Происхождение слов изучает этимология.

История слова СКАЗКА удивительна. Слово это исконно русское, производное от сказать. Засвидетельствовано не ранее XVII в., до этого – баснь; до XI века – кощуна. До XVII в русском языке это слово имело совсем иной смысл, чем сейчас. Заглянем в словарь В. И. Даля: «СКАЗКА – (стар. ) - 1. Объявленье, весть, оглашенье. Например: «В 1672 году, января 15, была сказана у посольского приказа СКАЗКА о поражении Стеньки Разина». 2. Всякое деловое показание, объясненье, ответ подсудимого, речи свидетелей, отчет о случае, о происшествии. «Свидетели в СКАЗКАХ своих поразноречили. » «СКАЗКА о женихе и невесте, удостоверенье в неродстве их». 3. Ревизские СКАЗКИ - народная перепись, именные списки всего наличного населенья. «Полно чужим коз считать: ведь не СКАЗКУ писать (не перепись)». Слово СКАЗКА в то время означало «правдивое объявление, объяснение, список». Сказки в то время соответствовали действительности, означая примерно то, что сейчас мы обозначили бы словами «рассказ, описание». В какой же момент произошла замена правды на вымысел, и это слово приобрело свое нынешнее значение?

Это произошло примерно в 17-18 веке. Под СКАЗКАМИ стали понимались басни, которые сочиняли о себе знатные особы, чтобы получить подлиннее и поэффектнее запись в Степенной книге. Существовали специально подготовленные люди, профессией которых было - сочинять сказки.

Насколько быстро произошло изменение - уже в начале 19 века Пушкин писал самые настоящие (а не ревизские) сказки. Слово СКАЗКА вытеснило более ранний термин «баснь».

В 19 веке Владимир Иванович Даль указывает вместе со значениями, теперь утерянными в речи, то значение, которое слово СКАЗКА имеет сейчас:

СКАЗКА - вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».

2.4. Жизнь слова сказка в речи, в фольклорных и художественных произведениях

Слово сказка довольно часто встречается в разговорной речи в составе фразеологических оборотов. Какие есть фразеологизмы со словом "сказка"?

Ни в сказке сказать, ни пером написать - нельзя выразить словами. О ком-либо или о чём-либо сказочно красивом, чудесном, необычайном.

Фразеологический оборот сказка про белого бычка известен, скорей всего, каждому человеку. Он один из наиболее употребительных фразеологизмов в нашей речи. Им пользуются и школьники, и взрослые люди, когда кто-нибудь долго и нудно рассказывает что-либо, потом снова возвращается к началу рассказа своего, повторяя одно и то же. Употребляют этот фразеологизм и когда начальники дают много обещаний, но не торопятся их выполнять.

А вот еще один фразеологизм - бабьи сказки.Так говорят про всякого рода выдуманные истории, вымысел, небыль, сплетни, распространяемые некоторыми любителями сочинять, а также про любителей пустословия.

Рассказывать сказки - в значении врать.

Сказка - ложь, да в ней намёк - о поучительном и воспитательном значении сказки и о том, что сказка оперирует иносказаниями и вымыслом, но эта ложь - во благо.

Когда не все так просто и легко получается, как кажется сначала, говорят: « Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается».

Человека, любящего приврать, называют сказочником.

«Всякой сказке конец бывает» говорят о том, что все хорошее когда-то заканчивается.

Сказка – один из самых любимых и популярных жанров русского фольклора, древнейший народный жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. В сказках проявляются характер народа, его мудрость и высокие моральные качества. Наиболее распространенные виды сказок — сказки о животных, построенные на олицетворении зверей, рыб, птиц, и сказки волшебные, рассказывающие о необыкновенных событиях и приключениях. Нередко народная фантазия как бы предсказывала появление в действительности чудесных вещей, изобретенных впоследствии человеческим гением (в русских сказках ковер-самолет — аэроплан, чудесное зеркальце — телевизор и радар). Помимо животных и волшебных сказок, народ создает и социально-политические сказки: такова, например, русская народная «Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове».

В мировой литературе широко известны арабские сказки «Тысяча и одна ночь». Сказочный жанр — очень трудный и поэтому писателей-сказочников в мировой литературе немного — Х. Андерсен, В. Гауф, братья Гримм, Ш. Перро, чьи сказки рассчитаны прежде всего на детей.

Для взрослых в жанре сказки писали Э. Т. А. Гофман, Э. По, О. Уайльд, в России — М. Горький, М. Салтыков-Щедрин (политические сказки), а в советское время — П. Бажов. Из стихотворных сказок известны народная сказка «Дурень», сказки А. Пушкина («Сказка о царе Салтане...», «Сказка о золотом петушке» и др.) и знаменитый «Конек-горбунок» П. Ершова, где использованы народные мотивы; сказки В. Жуковского; политические сказки («Конек-скакунок» С. Басова-Верхоянцева и др.).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над проектом я  узнал о различных типах словарей, познакомился со структурой словарных статей, понял, что создать полную энциклопедию слова сложно, так как слово, его смысл можно разбирать с различных точек зрения и всегда найдётся что- то новое. Считаю, что поставленные цели и задачи мною решены.

Я могу сделать вывод о том, что слово «сказка» всегда входило в активный запас лексики русского языка и до сих пор привлекает к себе внимание. Я считаю, что каждому полезно хотя бы иногда погрузиться в историю слова, проследить его жизнь.

Работа над этим проектом расширила рамки моего  представления о слове как единице языка.

Я понял, что одно слово является носителем огромной информации, которая требует изучения, исследования. Также эта работа требует терпения, хороших поисковых навыков, ответственности, своевременного выполнения каждого её этапа.

Но  самое главное, я пришёл к выводу, что настоящее открытие  -  это посмотреть на мир новыми глазами!















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

2) Иванов Н. О., Шанская М. С., Шанский К. А. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: «Просвещение», 1978.

3) Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. - М.:«Просвещение»,1987

4) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2002 -944 с.

5) Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка- М.: «Цитадел-трейдь», 2007.

6) Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля/Сост. Н.В.Шахматова и др.-СПб.: ИД «Весь», 2004. 736 с.

7) Фразеологический словарь русского языка / Под редакцией А.И. Молоткова. – Мю: Русский язык,1986.

8) Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966



ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/31798

http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-efremovoj/106915

http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-68536.htm

http://www.microanswers.ru/article/yglyblenie-v-istoriju-i-etimologiju-slova-skazka.html

http://slovarius.com/page/skazka.php

http://info-4all.ru/obrazovanie/kakie-est-frazeologizmi-so-slovom-quotskazkaquot/



Автор материала: А. Суханов (5 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.