12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кашина Ася Васильевна1497
Стаж работы - 28 лет. Высшая квалификационная категория. Отличник народного просвещения.
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Мы редко задумываемся над тем, что СЛОВО появляется в языке не просто так - оно заключает в себе определенное видение человеком мира. В понимании, например,     Осипа Мандельштама, «любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку», «слова, как тяжелые гири верны». А по ощущению Н. Заболоцкого, «под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла».

Наш информационно- исследовательский проект направлен на повышение интереса к изучению русского языка, на развитие нашей речи, на  обогащение словарного запаса через работу со словарями и справочной литературой. В ходе проекта я самостоятельно провел  исследование о жизни слова в русской речи и оформил результаты своей работы в виде презентации.

Актуальность

Выбранная мною тема показалась мне актуальной, потому что исследования о жизни слова в русской речи и культуре повышают интерес к изучению русского языка, развивают речь, учат работать со словарями и справочной литературой, расширяют кругозор. Изучая в 5 классе большой раздел «Лексика», я задумался над тем, можно ли  собрать о слове максимум информации, понять, как слово проявляет себя в разных ситуациях.

Цель работы:

составить энциклопедию слова, то есть собрать как можно больше материала о жизни слов в языке.

Мною были поставлены следующие задачи:

·        Изучить лексическое значение слова «Корабль»,  его этимологию с помощью различных словарей;

·        Исследовать «жизнь» слова «Корабль» в языке, в малых жанрах фольклора, в мифологии;

·        Создать «Энциклопедию слова «Корабль»;

·        Повысить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Используемые методы: анализ источников информации, обобщение полученных данных.

Этапы работы:

I .Подготовительный

·        Выбор темы;

·        Определение темы и формулировка задач;

·        Получение рекомендаций от руководителя Кашиной А.В: оговорены сроки и график консультаций;

·        Составление плана работы над проектом;

·        Установление формы представления проекта;

·        Обсуждение возможных источников информации при работе над проектом.

II. Организационный

·        Сбор необходимой информации из разных источников (словари, интернет)

·        Анализ и систематизация информации в соответствии с поставленными задачами;

·        Консультационные занятия, в ходе которых велось обсуждение вопросов, возникающих в процессе работы над проектом;

·        Доработка материала с учётом сделанных руководителем замечаний.

III. Итоговый

·        Создание конечного продукта (презентации)

·        Подготовка презентации к защите проекта

·        Подготовка к публичному выступлению и защита проекта;

·        Рефлексивная деятельность

 

Конечный продукт: презентация для учащихся 5-6 классов по теме «Энциклопедия слова «Корабль». В ней подробно отображены следующие моменты:

·        Актуальность, цели и задачи проекта;

·        Представлен  перечень русских словарей;

·        Прописан ход работы:

·        Знакомство со словарями, выбор слов и составление плана;

·        Толкование слова «Корабль» из Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова

·        Словообразовательный ряд;

·        Синонимы и антонимы;

·        Фразеологизмы со словом «Корабль»;

·        Пословицы и поговорки со словом «Корабль»;

·        Рифмы к слову «Корабль»;

·        Слово «Корабль» в мифологии;

·        Выводы и результаты о проделанной работе

Выводы и результаты: Считаю, что поставленные цели и задачи мною решены. В ходе работы над проектом я  узнал о различных типах словарей, познакомился со структурой словарных статей, понял, что создать полную энциклопедию слова сложно, так как слово, его смысл можно разбирать с различных точек зрения и всегда найдётся что- то новое.

Работая с синонимами и антонимами, я увидел, насколько многообразны значения слова «Корабль».
Также синонимы и антонимы помогают нам увидеть границы наших знаний. Становится понятно, что во многих значениях нами это слово ещё не использовалось и нам  предстоит сделать ещё много интересных открытий, расширяющих наш кругозор.

Работа с пословицами ещё раз убедила меня в том,что пословицы – это кладезь народной мудрости, Это заповеди, переданные нам нашими предками. И очень важно и сегодня вникать в их смысл, следовать им, если мы хотим быть грамотными и коммуникабельными людьми.

Любопытны и фразеологизмы со словом «Корабль»

Изучая устойчивые сочетания слов, человек сможет найти правильное решение или выход из сложной ситуации, расширить свой кругозор и духовный мир, понять истинные ценности.

Слово «Корабль» живёт и  в мифологии. Очень интересно всегда заглянуть в прошлое и сравнить его с  тем, что происходит в настоящее время.

Таким образом, я могу сделать вывод о том, что слово «Корабль» всегда входило в активный запас лексики русского языка, до сих пор само явление привлекает к себе внимание, поэтому интересно и слово, которое все чаще приобретает переносное значение. Думаю, полезно хотя бы иногда погрузиться в историю слова, проследить его жизнь.

Работа над этим проектом расширила рамки моего  представления о слове как единице языка.

Я понял, что одно слово является носителем огромной информации, которая требует изучения, исследования. Также, эта работа требует терпения, хороших поисковых навыков, ответственности, своевременного выполнения каждого её этапа.

Но  самое главное, я пришёл к выводу, что настоящее открытие  -  это посмотреть на мир новыми глазами!

Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учащихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.