Паспорт исследовательского проекта «Энциклопедия одного слова»
Мы редко задумываемся над тем, что СЛОВО появляется в языке не просто так - оно заключает в себе определенное видение человеком мира. В понимании, например, Осипа Мандельштама, «любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку», «слова, как тяжелые гири верны». А по ощущению Н. Заболоцкого, «под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла».
Наш информационно- исследовательский проект направлен на повышение интереса к изучению русского языка, на развитие нашей речи, на обогащение словарного запаса через работу со словарями и справочной литературой. В ходе проекта я самостоятельно провел исследование о жизни слова в русской речи и оформил результаты своей работы в виде презентации.
Актуальность
Выбранная мною тема показалась мне актуальной, потому что исследования о жизни слова в русской речи и культуре повышают интерес к изучению русского языка, развивают речь, учат работать со словарями и справочной литературой, расширяют кругозор. Изучая в 5 классе большой раздел «Лексика», я задумался над тем, можно ли собрать о слове максимум информации, понять, как слово проявляет себя в разных ситуациях.
Цель работы:
составить энциклопедию слова, то есть собрать как можно больше материала о жизни слов в языке.
Мною были поставлены следующие задачи:
· Изучить лексическое значение слова «Корабль», его этимологию с помощью различных словарей;
· Исследовать «жизнь» слова «Корабль» в языке, в малых жанрах фольклора, в мифологии;
· Создать «Энциклопедию слова «Корабль»;
· Повысить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Используемые методы: анализ источников информации, обобщение полученных данных.
Этапы работы:
I .Подготовительный
· Выбор темы;
· Определение темы и формулировка задач;
· Получение рекомендаций от руководителя Кашиной А.В: оговорены сроки и график консультаций;
· Составление плана работы над проектом;
· Установление формы представления проекта;
· Обсуждение возможных источников информации при работе над проектом.
II. Организационный
· Сбор необходимой информации из разных источников (словари, интернет)
· Анализ и систематизация информации в соответствии с поставленными задачами;
· Консультационные занятия, в ходе которых велось обсуждение вопросов, возникающих в процессе работы над проектом;
· Доработка материала с учётом сделанных руководителем замечаний.
III. Итоговый
· Создание конечного продукта (презентации)
· Подготовка презентации к защите проекта
· Подготовка к публичному выступлению и защита проекта;
· Рефлексивная деятельность
Конечный продукт: презентация для учащихся 5-6 классов по теме «Энциклопедия слова «Корабль». В ней подробно отображены следующие моменты:
· Актуальность, цели и задачи проекта;
· Представлен перечень русских словарей;
· Прописан ход работы:
· Знакомство со словарями, выбор слов и составление плана;
· Толкование слова «Корабль» из Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова
· Словообразовательный ряд;
· Синонимы и антонимы;
· Фразеологизмы со словом «Корабль»;
· Пословицы и поговорки со словом «Корабль»;
· Рифмы к слову «Корабль»;
· Слово «Корабль» в мифологии;
· Выводы и результаты о проделанной работе
Выводы и результаты: Считаю, что поставленные цели и задачи мною решены. В ходе работы над проектом я узнал о различных типах словарей, познакомился со структурой словарных статей, понял, что создать полную энциклопедию слова сложно, так как слово, его смысл можно разбирать с различных точек зрения и всегда найдётся что- то новое.
Работая с синонимами и антонимами, я увидел, насколько многообразны значения слова «Корабль».
Также синонимы и антонимы помогают нам увидеть границы наших знаний. Становится понятно, что во многих значениях нами это слово ещё не использовалось и нам предстоит сделать ещё много интересных открытий, расширяющих наш кругозор.
Работа с пословицами ещё раз убедила меня в том,что пословицы – это кладезь народной мудрости, Это заповеди, переданные нам нашими предками. И очень важно и сегодня вникать в их смысл, следовать им, если мы хотим быть грамотными и коммуникабельными людьми.
Любопытны и фразеологизмы со словом «Корабль»
Изучая устойчивые сочетания слов, человек сможет найти правильное решение или выход из сложной ситуации, расширить свой кругозор и духовный мир, понять истинные ценности.
Слово «Корабль» живёт и в мифологии. Очень интересно всегда заглянуть в прошлое и сравнить его с тем, что происходит в настоящее время.
Таким образом, я могу сделать вывод о том, что слово «Корабль» всегда входило в активный запас лексики русского языка, до сих пор само явление привлекает к себе внимание, поэтому интересно и слово, которое все чаще приобретает переносное значение. Думаю, полезно хотя бы иногда погрузиться в историю слова, проследить его жизнь.
Работа над этим проектом расширила рамки моего представления о слове как единице языка.
Я понял, что одно слово является носителем огромной информации, которая требует изучения, исследования. Также, эта работа требует терпения, хороших поисковых навыков, ответственности, своевременного выполнения каждого её этапа.
Но самое главное, я пришёл к выводу, что настоящее открытие - это посмотреть на мир новыми глазами!