12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бадмахалгаева Лидия Сергеевна31
Учитель русского языка и литературы
Россия, Калмыкия респ., с.Северное Лаганского района
6

Эссе на тему « Тема депортации по повести А.Г.Балакаева « Три рисунка».

Эссе на тему

« Тема депортации по повести А.Г.Балакаева « Три рисунка».

Ни голос памяти правдивой

Сулит беспамятность, беду….

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.


А.Т.Твардовский.


с. Северное- малый уголок моей любимой Родины. Здесь я родилась, здесь я выросла, здесь я хожу в мою любимую школу. У нас сейчас счастливое детство, спокойная жизнь. Это время, когда мы всегда чувствуем тепло маминых рук, заботу классного руководителя, помощь надежного друга. И невозможно себе представить, что у наших дедушек и бабушек было тяжелое детство. У меня есть старенькая бабушка, которая пережила сталинский геноцид. 28 декабря калмыков выселили в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. Калмыки были лишены всех прав. Теперь они назывались спецпереселенцы и были обречены на голод, болезни, тяжелый физический труд, унижения и оскорбления. В том холодном декабре 1943 года за одну ночь калмыцкий народ был вывезен из родных мест под дулами автоматов, от грудных младенцев до стариков.

Когда в нашей родной степи вольный ветерок тронул печальные струны и горько заплакал, когда последний звук оборванной струны отозвался в просторах нашей степи и , казалось, сама природа онемела от горя – в нашей душе распустила крылья тоска.

В каждой семье были и те, кто не выдержал жестокости сталинского геноцида. Это были старики и молодые, и только начинающие жить дети. Сколько же отцов и матерей сжимали зубы от боли? Сколько детей остались сиротами? За этими трагическими событиями следовало долгое пожизненное страдание тысяч и тысяч спецпереселенцев. Разбросанные по всей стране люди не могли создать большие и счастливые семьи. Сибирские бараки, пустые баланды, могилы в мерзлой земле- весь этот ад, вся эта мука, страдания переносились людьми.

Это был настоящий геноцид! Власти сознательно шли на истребление древнего мужественного народа. Народ, имеющий самобытную высокую культуру, был обречен на вымирание.

Так калмыцкий народ начал долгий и трудный путь длиной в 13 лет и 13 дней, устланный телами умерших от холода, голода и унижений.

Переживания, выражение собственных чувств находили отклик в душе каждого, испытавшего горькие годы ссылки. Изгнанники из родного края были тепло приняты простыми сибиряками, несмотря на то, что среди них был пущен слух, что к ним едут нелюди, людоеды.

Переживая боль за свой народ, Д. Кугультинов написал:

«Я знал, что мой народ в лесах Сибири

Нашел друзей и вновь душой окреп

Средь лучших русских

Средь щедрейших в мире

Деливших с нами и судьбу и хлеб».

Период пребывания калмыков в районах Сибири не прошел бесследно. Спецпоселенцы – калмыки трудились на лесозаготовках, колхозах, рыболовецких хозяйствах. Несмотря на лишения, вызванные голодом, холодом, эпидемиями, отсутствием элементарных бытовых условий, калмыки осваивались на новых местах и включались в трудовую жизнь страны.

И как сказала моя старенькая ээжа Елизавета Петровна « Простые люди Сибири помогали выжить нам, калмыкам. И их светлые чувства озаряют светлыми воспоминаниями нашу жизнь». Сибиряки обладали добрым и отзывчивым сердцем, кажется, сама природа наделила их чувствами справедливости и милосердия. О доброте их души со слезами благодарности рассказывает моя ээжя. Они были людьми другой веры, другой национальности. Но сколько было в них человечности, доброты, искренности. Они помогали, чем могли. Предложили свое жилье, обеспечили одеждой, не смотря на то, что ссыльные были другого цвета кожи, другой расы. Благодаря им, их помощи, наши бабушки и дедушки не умерли, помогают нам, своим внукам, учиться и работать. Я очень люблю свою бабушку, помогаю ей по хозяйству, ее приглашают к нам в школу на классные часы. А старшая моя сестра Алина учится в Калмыцком Государственном Университете на факультете восточной филологии и часто берет у нее интервью о тех трагических событиях в жизни калмыцкого народа.

Мое поколение и вслед идущее за мной должны помнить, что мы своей жизнью обязаны тем, кто не вернулся на родину, и тем, которые окружали их. И многие из них были людьми редкой душевной красоты, чуткие и честные труженики.

Накануне этой трагической даты у нас в школе проходят классные часы, библиотечные уроки, линейка памяти, посвященные этой дате. Двадцать седьмого декабря у нас проводится тематическая линейка « Боль памяти».

На уроках литературы мы не раз обращались к этой теме. Многие писатели обращались к теме « Дети и война». Я хочу остановиться на повести

А.Балакаева « Три рисунка».

Детство- это время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации. Например, у меня, это красивые игрушки, любимые мультики, вкусная еда. Но всего этого не было у Бори, главного героя повести « Три рисунка».

Маленькая повесть « Три рисунка» - первое в калмыцкой литературе произведение о депортации калмыцкого народа в Сибирь, это трагедия одного человека, хоть и маленького.

Калмычонок Боря, который жил с больной матерью на маленькой железнодорожной станции. Он не знал, что отец погиб на фронте. Верил, что он жив, и ждал его, и каждый раз встречал воинские эшелоны. Люди старались помочь ему, кто чем мог. Он мужал не по годам, нужда и лишения рано научили его различать, кто добрый и кто злой.В образе мальчика – сироты Бори Гаряева многие узнавали своё детство холодных и военных лет, себя, лишённых родительской ласки, время наших надежд и ожиданий. Трогательная повесть Алексея Балакаева находит отзвук в душе каждого, кто читает её, и вызывает живой интерес у читателей разных стран.

Полна невзгод жизнь героя повести Бори, трогательна его дружба с Бадмой. Он – сирота, живущий впроголодь, почти на улице. А. Балакаев пишет: « он, как маленький старичок,.. мелкими шажками шел в сторону поселка», каждый день бегал на станцию встречать поезда, ждал отца. Писатель был такого же возраста как Бадма, от лица которого рассказывается история и судьба его маленького друга Бори. Бадма более 17 лет хранит три рисунка, как самую дорогую реликвию. Герой не шел на контакт, на все вопросы отмалчивался, пытался все время убежать. Удалось лишь узнать, что он ждет отца с войны. При второй встрече Боря согласился пойти с новым знакомым в красный уголок станции погреться. Со временем они стали друзьями.

Своим заработком Боря щедро делился с другими. Так он стал кормить маленькую русскую девочку, с которой подружился на станции. Она тоже приходила сюда, чтобы встретить своего отца. Уже закончилась война , а сын все еще надеялся на встречу с отцом. Мальчик гибнет под колесами поезда, спасая свою подружку. Последняя его просьба Бадме: передать отцу, когда тот вернется, бумаги из кармана его пальто, которые, оказывается, он все время носил с собой. Это были три рисунка, в которых мальчик отразил свои мысли о родине, думы об отце, и мечту о будущем. Таково печальное и глубоко гуманистическое содержание этой повести. « Своим пером, омытым кровью и слезами», писатель свидетельствует о всенародных бедствиях и горестях в годы военного времени».

Ослепительным факелом вспыхнула и погасла такая короткая Борина жизнь. И эту вспышку уловил и обессмертил А.Г. Балакаев, чтобы каждый, кто возьмёт в руки книгу, мог увидеть воочию торжество человечности и дружбы.

Я считаю, что основная мысль этой повести- главный герой Боря – не враг народа. Он –невинная жертва. Самое уязвимое существо. Депортация- это преступление против человечества, которое не должно повториться.

Борис-пример доброты, человечности, бескорыстия. Несмотря на то, что терпел лишения и нужду, он готов был прийти на помощь другим. Не жаловался на судьбу, был стойким, жизнелюбивым человеком. За что его любили другие люди. Очень любил калмыцкую степь, хотел возвратиться, но до того дня не дожил. Мне очень понравился главный герой повести. Я бы тоже хотела выработать в себе такие же качества: быть доброй, терпеливой, заботливой, решительной. По этой повести у нас был проведен классный час и конкурс « три рисунка». Я тоже приняла участие в этом конкурсе и заняла 1 место.

Мы живем в 21 веке. Человечество стремительно движется вперед, оно ежеминутно изобретает, выдумывает, осваивает, удивляет и творит. Единственное , что не меняется, это людская ненависть, вражда между народами. И сейчас на Украине неспокойно…. Но такое, как депортация малых народов ,не должна повториться… Только память о трагических ошибках прошлого может спасти нас от повторения их в настоящем и будущем.

Эта изученная нами повесть способствуют воспитанию нравственных ценностей: доброты, милосердия, сострадания, формируют у учащихся толерантное сознание. Мы должны быть добрыми, гуманными по отношению друг к другу. Я очень рада, что мы сейчас живем в спокойном мире. Что же делать, чтобы избежать депортации?

Просто нужно начинать, прежде всего, с себя. Стать более милосерднее, добрее, мягче, уважать и ценить мнение других, быть толерантным. И тогда нам всем станет хорошо. Не важно, какой ты национальности, веры и расы.

Давайте все вместе жить дружно! Пусть будет мир, чистое голубое небо над головой, пусть всегда цветут тюльпаны на нашей калмыцкой степи, в небе парит орел, пусть будут счастливы все дети разных национальностей на нашей огромной планете! Пусть никогда не будет на нашей прекрасной земле места депортации! Пусть никто и никогда не узнает такого горя , как узнал Боря Горяев. В память о нашем герое пусть его могила вечно будет утопать в цветах!









Автор материала: А. Лиджиева (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.