12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Lesj.94102
Преподаватель истории искусств в ДХШ
Россия, Омская обл., Омск

ЭССЕ ПО ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

АЛЕКСАНДРА ЭРАСТОВИЧА ТЮЛЬКИНА

Ульянова Дарья

БОУ ДО «ДХШ №1 им. Саниных» г.Омска

Изящные цветы на окне на фоне пейзажа Уфы в золотой дымке. Это «Гортензии», 1920 г. Александра Эрастовича Тюлькина.

t1698581106aa.jpg

«Гортензии», 1920 г., картон, темпера.

На переднем плане полотна мы видим прекрасные гортензии. Они стоят в горшочках на подоконнике. У них светло-пурпурный оттенок, где-то виднеется розоватый мотив. Аккуратные маленькие зелёные листья обвили цветы. Есть ощущение, что окно принадлежит на частному дому, а уютной квартире на высоком этаже многоэтажного дома.

На заднем плане большие поля и небольшие домики, очевидно, это частный сектор пригорода или даже скорее деревушка. Природа за окном, уже приняла осенние оттенки. Прекрасно видна церковь, стоящая между домами и полями. Она освещается ярким лучом, который символизирует надежду и чистоту, на мой взгляд. Ясное утреннее небо, но при этом мне кажется, погода может быть слегка ветреной, поскольку наступает осень.

Пышные гортензии перекочевали в горшки, а не растут в грунте. Это говорит нам, о том, что заботливые садоводы, решили продлить любование прекрасными цветами. Мне кажется, хозяева этой квартиры, с приближением осени высадили гортензии в горшки, и забрали из дачи в квартиру, так как не смогли расстаться с этой красотой. Для художника, тонкого ценителя прекрасного, каждое время года привлекательно по-своему.

Уютная атмосфера данной картины излучает тепло и гармонию. Мне пришлось по душе данное произведение, гортензии одни из моих любимых цветов. Я тоже хочу научиться также как Александр Эрастович передавать красоту в своих работах, через мастерство.

Вторая не менее привлекательная картина Тюлькина это живописное произведение «Яблони цветут». Изображение такое уютное, что вызывает во мне трепетные воспоминания о дачном периоде, когда бабушка с дедушкой начиная с мая месяца ездят по выходным на дачу и берут меня с собой.

t1698581106ab.jpg

«Яблони цветут», 1960 г., картон, масло

Здесь мы видим буйное цветение яблонь на переднем плане с левого края. С середины мая, как нам известно, начинается активное цветение плодово-ягодных растений, в их число и входят яблони. А запах… Какой невероятный аромат они источают. По всему городу появляются «локации для фотосессий».

На произведении мы видим сами цветущие яблони, дорожку и предположительно загородный домик, с прилегающей к нему территорией, на которой расположились бочонки, наполняемые водой из шланга «про запас», часть сарая где хранится инвентарь, а возможно это и вовсе банька, в которой после тяжелого рабочего дня можно расслабиться с березовым веником и чаепитием. Мне почему-то кажется, что хозяева очень любят пить чай в том числе и в тени наших главных героинь яблонь, весной наслаждаясь их ароматом и цветением; летом в жару прятаться в тени их кроны попивая зеленый чай, который насколько мне известно неплохо утоляет жажду, а осенью уже пьют чай с вареньем, тем самым из плодов этих яблонь.

Само по себе изображение выполнено с преобладанием холодных оттенков, но все же источает тепло. Листва у яблонь холодных изумрудных оттенков, такая бывает у яблонь с крупными плодами. Соцветия которые уже распустились по большей части белые, а закрытые бутоны холодных розоватых оттенков. Также ни то сарай ни то баня, в холодном голубом цвете.

При этом, домик, дорожка и земля одновременно содержит как теплые так и холодные оттенки коричневого в равных пропорциях, ведь уже май месяц и скоро лето, о чем напоминает нам художник вводя теплые оттенки. Художник с особенным трепетом передает облик гармонично сложившегося пейзажа родного края.

Рассматривая работы Алекчандра Эрастовича, на душе становится тепло и уютно, он прекрасно умел передать с натуры состояние на холст. Не зря говоря о башкирской школе живописи, в первую очередь говорят о Тюлькине.

В третьей представленной нам картине Александра Тюлькина «Ледоход» изображено строительство первого городского автомобильного моста. Это была грандиозная стройка того времени – переправа построена в 1956 году и заменила служившую в почти полтора столетия понтонный мост. Он и по сей день функционирует, только для увеличения числа полос в 1992 году рядом построили еще один, чуть большего размера. (Историческая справка)

t1698581106ac.jpg

«Ледоход», 1962 г., холст, темпера.

Данное полотно однозначно относится с жанру пейзажа, по характеру подходит одновременно к эпическому (пейзаж – пейзаж с изображением просторов местности) и историческому (пейзаж с изображением облика Земли прошлого, содержащий исторически важные события).

По своему определению ледоход – это движение льда по течению (во время таяния или в начале замерзания рек). В нашем случае я склоняюсь к апрельской весне. Река начала подтаивать у берегов, с земли снег уже сошел. На реке видны хоть и талые, но все еще отчетливо читающиеся тропинки, протоптанные людьми за зиму. От самого полотна так и веет промозглостью, я будто стою у края берега и чувствую сырость и ветер развивает мои волосы, так и хочется укутаться шарфом, но вид при этом поистине завораживает. Александр Эрастович, в работе использует холодный колорит, дабы подчеркнуть погоду и состояние природы. На картине нас встречают холодные серые, коричневые, синеватые оттенки усиливая собой эффект прохлады. По картине непонятно какое время суток, утро ли, день, ранний вечер; так всегда бывает весной.

Из представленных нам трех произведений, именно это погрузило меня в лиричное настроение больше остальных. От него веет тоской, хотя ранняя весна, к этому и располагает.

В итоге своей работы, хочу охарактеризовать живопись в полотнах уфимского мастера как «тихую», в ней нет самих людей, но всегда подразумевается их присутствие. Первые два произведения этюдные, камерные. Живопись Тюлькина вечная – она не затрагивает какую-то эпоху, она актуальна во все времена, и понятна всем, что считаю очень важным. Она лишена пафоса и сюжетной занимательности. Картины Тюлькина западают в душу надолго.



Автор материала: Д. Ульянова (2 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Lesj.94, 06.11.23 в 17:21 0Ответить Пожаловаться
При регистрации работ, указывала класс в ДХШ, а не общеобразовательной школе. В первый класс ДХШ они поступают в возрасте 10-12 лет.

Отредактировано 06-11-2023 17:26

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.