Физкультминутки на уроках английского языка
Автор публикации: В. Фахрутдинова, ученица 7 класса
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Фахрутдинова В.Д., Усольцева А.А.
Статья посвящена необходимости проведения физкультмину-ток на уроках английского языка для улучшения здоровья обучающихся. Большое количество внимания уделено интеграции пауз физической активности с изучением английского языка, что позволяет не только повысить физическую активность учеников, но и более эффективно проводить занятия в младших классах и с гиперактивными детьми. В статье даны примеры конкретных упражнений для физкультминуток и их описание.
Ключевые слова: физкультминутка, гиподинамия, здоровьесбере-гающие технологии, психоэмоциональные нагрузки, возрастные особенности, рифмовка.
Современный урок иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от обучающихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления, иногда отвлечься от книг и изучения новых слов, и немного взбодриться.
Для снятия усталости обучающихся и повышения их работоспособности на уроке учителю необходимо проводить разрядку. Одной из форм разрядки на уроках иностранного языка являются физкультминутки, т. е. разрядка с использованием различного рода движений.
К сожалению, многие учителя пренебрегают этим элементом. Тем самым, они пытаются дать детям больше материала. И делают они это зря. Когда мозг ребенка перегружен, ему ничего в голову не «идет». Помимо этого, можно нанести вред здоровью. А ведь необходимо не ухудшать его, а сохранять. Поэтому крайне важно включать физкультминутки на уроках английского языка.
Физкультминутка проводится в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, коротеньких стихотворений, проговариваемых обучающимися хором. Музыкальное сопровождение физкультминуток, делает их насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся. Занимает такая зарядка немного времени, зато помогает переключить внимание, “расшевелить” уставший от однообразной позы организм, а так же повторить очередной стишок на английском языке. Это позабавит детей, придаст легкости и энергичности.
Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам, к росту утомляемости, гиподинамии, нервному напряжению. В связи с этим нужно соотносить учебную нагрузку с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способствовать укреплению здоровья. Знания не будут востребованы, если ребенок не будет здоров. Поэтому важно внедрение и использования на уроках здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.
Современное общество ориентируется на здоровую личность, способную к нетрадиционному решению проблемных ситуаций, умеющую гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений, способную прогнозировать последствия своих действий и нести за них ответственность.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения с наименьшим причинением вреда психическому и физическому здоровью обучающихся. Также важно отметить виды деятельности, применяемые на уроках иностранного языка для формирования иноязычных умений и навыков.
В настоящее время особое внимание уделяется «здоровьесберегающим технологиям», которые описывают систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривают систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика. Таким образом, «здоровьесберегающие технологии» представляют совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов и объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
По мнению Бродкиной Г.В. «технологичность и педагогическая поддержка на уроке положительно влияют на поддержание интереса к предмету, создает психологически комфортные условия для развития каждого ученика, снижают тревожность». Уровень и качество обученности, рефлексия настроения и эмоционального состояния обучающихся показывают, что происходит положительная динамика в процессе обучения, эмоциональное состояние характеризуется как стабильно комфортное и уверенное, а это является подтверждением того, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в спокойном и уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит неудачи.
Образовательная технология должна соответствовать определенным методическим требованиям: концептуальность, системность, эффективность, гибкость, динамичность и воспроизводимость.
На уроках английского языка, как впрочем, и на любом уроке необходимо проведение физкультминуток. Физкультминутка повышает работоспособность и активно изменяет деятельность детей, ослабевает утомление, развивает речь, координацию движения и мелкую моторику, а также переключает их на продолжение занятия.
Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, а также способность сосредотачиваться. Разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют лучше запомнить новую лексику и поднять настроение.
При проведении физкультминуток на уроке преследуется цель не только научиться произносить английские слова, но и снять напряженность, усталость, накопленную в течение урока. Очень важно все проговаривать и демонстрировать. Достаточно, чтобы дети поймали смысл действий. Когда это задание будет повторяться на уроках, дети начнут сами повторять слова и запоминание новой лексики пройдет естественно. После проведения физкультминутки, они работают с хорошим настроением, активны и с удовольствием выполняют задания.
Небольшая двигательная нагрузка благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности и повышает эмоциональный уровень учащихся. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья детей.
Физкультминутки можно разнообразить эмоциональным чтением стихотворных текстов, танцами, играми и разными подвижными упражнениями. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки.
Уроки английского языка отличаются большой интенсивностью и требуют от обучающихся высокой концентрации внимания и напряжения. Физкультминутки – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Для снятия усталости обучающихся и повышения их работоспособности каждый урок необходимо поводить физкультминутки длительностью в 2-3 минуты. При двигательной активности снимается утомление и восстанавливается эмоционально-положительное состояние обучающихся.
Я нередко замечаю, что ребенок проявляет на уроке двигательное беспокойство: старается изменить позу, отвлекается, не слушает учителя и своих одноклассников, не может сосредоточиться. В начальных классах часто включают зарядку с использованием различного вида движений, песен или танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение способствует торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей. Исследования ученых показывают, что через каждые 15 минут на уроке необходима смена деятельности. В этом случае физические упражнения способны улучшить кровообращение, работу сердца, легких, восстановить эмоционально положительное состояние. На уроках я проводят физкультминутки в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, коротеньких стихотворений, которые обучающиеся проговаривают хором.
Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их насыщенными и интересными, повышает эмоциональное состояние учащихся и способствует повышению работоспособности организма.
Классификация физкультминуток:
Стандартные физкультминутки
Hands up! Hands down!
Hands on hips, sit down!
Stand up, hands to the sides,
Bend left, bend right.
Hands on hips,
Оne, two, three, hop,
Оne, two, three, stop. Stand still!
Hands up! Hands down! Shake! Shake!
Stand up! On the tiptoes,
Turn around. Step aside,
Step left! Step right!
Hands up! Clap, clap.
Hands on the hips! Step, step!
Bend your left,
Bend your right,
Turn yourself around.
Hands up! Hands down!
Hands at sides and sit down!
Ten fingers on my hands , on my hands
Ten fingers on my hands, on my hands
Two eyes, one nose -
All on my face.
Ten fingers on my hands, on my hands
Релаксационные физкультминутки
Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let’s pretend it’s summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause) Your troubles float away. You love your relatives, your school, and your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The world is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, you have much energy. You are in good spirits.Open your eyes. How do you feel? You have a lot of energy. You are active and strong. You can do any work easily. Your body is light.
Дыхательная гимнастика
Pretend you are balloons/divers.
Breathe in. One, two, three, four.
Hold your breath.
Breathe out. One, two, three, four.
– Pretend that you blow balloons, breath out and counting: 1, 2, 3, 4.
– Breath in and counting: 5, 6, 7, 8.
Пальчиковые разминки
Five little gentlemen go for a walk.
Five little gentlemen stop for a talk.
Along came five ladies.
They stood all together.
And they began to dance.
Father finger, Father finger
Where are you?
Here I am. Here I am.
How do you do?
Mother finger, Mother finger
Where are you?
Here I am. Here I am.
How do you do?
Brother finger, Brother finger
Where are you?
Here I am. Here I am.
How do you do?
Sister finger, Sister finger
Where are you?
Here I am. Here I am.
How do you do?
Baby finger, Baby finger
Where are you?
Here I am. Here I am.
How do you do?
Разминка для глаз
Look left, right, (глазами влево, вправо)
Look up, look down, (глазами вверх, вниз)
Look around, (глазами по кругу)
Look at your nose, (смотрим на нос)
Look at that rose, (одну руку вытягиваем, как будто держим цветок, и смотрим)
Close your eyes, (закрываем глаза)
Open, wink and smile! (открываем, моргаем и улыбаемся)
Песенные физкультминутки
With my foot I tap, tap, tap,
With my hands I clap, clap, clap,
Right foot first
Left foot then
Round and round and back again.
Танцевальные физкультминутки
Teddy Bear, Teddy Bear, turn around
(дети поворачиваются вокруг себя)
Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground
(дети касаются пола)
Teddy Bear, Teddy Bear, tie your shoe
(дети притворяются, что завязывают шнурки на ботинках)
Teddy Bear, Teddy Bear, how old are you?
(после этого вопроса покажите детям какое-либо число до 10.
Они должны досчитать по-английски до этого числа)
1-2-3-4-5-6...
Имитативные физкультминутки или «Зоологические»
Тематические (лексические) разминки
Stand up, sit down, (встаём, садимся)
Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)
Point to the window, (показываем пальцем на окно)
Point to the door, (показываем пальцем на дверь)
Point to the board, (показываем пальцем на доску)
Point to the floor. (показываем пальцем на пол)
Грамматические физкультминутки
We are running, (бег на месте)
We are jumping, (прыгаем на месте)
Trying to touch the sky.
(поднимаемся на носочки, руки вверх)
We are skipping,
(перескакиваем с ноги на ногу на месте)
Trying to touch the sky.
(поднимаемся на носочки, руки вверх)
We are flying like a real jet.
(руки в стороны, показываем самолёт)
We are hopping,
(прыгаем на месте на одной ноге, потом на другой)
We are climbing (как будто карабкаемся вверх)
Like a funny cat. (рисуем в воздухе усы как у кота)
Mew. (садимся на место)
Список литературы
Аносова М.В. Анализ уроков с позиции здоровьесбережения// Педагогика и психология здоровья. – М.: Просвещение, 2003.
Белогубец Е.Е. Физкультминутки на уроках английского языка в начальной школе. // English. - 2006 №5 - с.13-17
Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2004
Карпова А.К., Рощина Г.А. Физкультминутки для начальной школы. Ярославль, 2006