12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванчугова Светлана Михайловна10373
В профессии уже более 30 лет. Люблю свою работу и своих учеников
Россия, Кировская обл., советск
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»
3

Информационный проект " Баскетбол"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1

города Советска Советского района Кировской области







Проектная работа



«Баскетбол»







Автор работы: ученица 4Б класса

Коробейникова Арина

Работа выполнена под руководством

учителя начальных классов

Ванчуговой Светланы Михайловны





2020

Содержание



Введение_________________________________________________3

Основная часть. Какое значение имеет баскетбол в моей жизни___4

История возникновения баскетбола________________________4

История развития баскетбола в России_____________________7

Разновидности баскетбола________________________________8

Техника баскетбола_____________________________________12

Правила игры в баскетбол________________________________22

Заключение. Влияние игры в баскетбол на здоровье человека____24

IV. Основные источники_________________________________________25

Введение

Паспорт проекта

В последнее время очень модно становится вести здоровый образ жизни. И это хорошо! Дети, подростки, школьники, студенты, наши папы и мамы и даже бабушки и дедушки начинают заниматься спортом, лечебной физкультурой, правильным питанием, чтобы оставаться здоровым, молодым и красивым. В настоящее время жить по- другому нельзя, я так считаю.

Сегодня я хочу рассказать про такой вид спорта как баскетбол. Заниматься баскетболом я начала год назад, мне понравилось и я решила продолжать посещать тренировки в ФОКе. У нас классный тренер Павел Геннадьевич. Он строгий и справедливый и мы его любим.

Актуальность темы: все знают игру баскетбол, а как и где она возникла, знают немногие.

Цель: рассказать об истории баскетбола, его развитии, о технике и правилах игры, а также о влиянии игры на здоровье человека.

Задачи:

Познакомиться с историей баскетбола.

Узнать разновидности баскетбола.

Познакомиться с техникой и правилами игры в баскетбол



II. Какое значение имеет баскетбол в моей жизни

История возникновения баскетбола

Название «баскетбол» заимствовано от английского слова, которое правильно пишется — basketball. Оно является сочетанием слов basket — «корзина» и ball — «мяч», дословно — «мяч в корзине». В настоящее время баскетбол является контактной командной игрой, в которой игроки стараются руками забросить мяч в корзину.

Родиной баскетбола являются Соединенные Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 году в учебном центре Христианской молодежной ассоциации. Чтобы оживить уроки по гимнастике, молодой преподаватель, доктор Джеймс Нейсмит придумал новую игру. Он прикрепил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна, в которые нужно было забрасывать футбольный мяч. Болельщики на балконах ловили улетавшие мячи и пытались их забросить в корзину противника, поэтому появляются щиты, которые стали защитой корзины. Уже в 1893 г. появляются железные кольца с сеткой. Новая игра оказалась не только интересной и динамичной, что в 1894 г. в США были изданы первые официальные правила. Д. Нейсмит разработал первые 13 пунктов баскетбольных правил:

- Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.

- По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком.

- Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока, бегущего на хорошей скорости.

- В любом случае не допускаются удары, захваты, удерживание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.

- удар по мячу кулаком – нарушение пунктов правил 2 и 4.

- Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).

- Гол засчитывается, - если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитывается гол.

- Если мяч уходит в атаку (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Выбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.

- Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах.

- Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять положение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые действия которые обычно выполняются рефери.

- Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.

- Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.

Баскетбол из США проникает сначала на Восток – Японию, Китай, Филиппины, а также в Европу, Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе (США) американцы организовали показательный тур между командами нескольких городов. Баскетбол был показательным также на Олимпиадах 1924, 1928 г.

В двадцатые годы начинают активно создаваться национальные федерации баскетбола, проводятся первые международные встречи. В 1932 г. была создана Международная федерация баскетбола (FIBA). В ее первом составе 8 стран – Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния. Швеция, Чехословакия. В 1935 г. Международный Олимпийский Комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. В 1936 г. на Олимпийских играх в Берлине в программе появился баскетбол. Почетным гостем был Д. Нейсмит – Создатель этой игры. В баскетбольном турнире участвовали команды 21 страны. Матчи проводились на открытых теннисных площадках. Во время этой Олимпиады состоялся первый конгресс ФИБА, где были рассмотрены существующие и приняты единые международные правила игры. В первой половине пятидесятых баскетбол стал терять присущую ему остроту борьбы. Потребовалось внести в правила целый ряд изменений и дополнений для ее активизации. Наиболее важными из них тогда были: введены правила 30 секунд (команда, владеющая мячом, обязана в пределах этого времени бросить мяч в корзину) расширение площади зоны, в которой игрокам нападения не разрешалось находиться более трех секунд. Надо сказать, что баскетбольные правила уточняются и дополняются постоянно.





История развития баскетбола в России

Датой зарождения баскетбола в России считается 1906 г. Место рождения – Петербург, спортивное общество « Маяк». Гимнасты этого общества создали первые баскетбольные команды, затем появились в обществе « Богатырь», некоторых других. Новая жизнь баскетбола в России начинается в начале двадцатых годов. Как самостоятельный предмет баскетбол вводится сначала в Главной военной школе физического образования трудящихся, а чуть позже – в Московском институте физической культуре. Выпускники этих учебных заведений стали первыми специалистами по баскетболу в нашей стране. Первым первенством страны принято считать турнир баскетболистов, состоявшийся в 1923 г. на Первом Всесоюзном празднике физкультуры. В этом же 1923 г. появились в СССР и первые официальные правила. Второй раз первенство СССР разыграно в 1924 г. , а третьим считается турнир на Всесоюзной спартакиаде 1928 г. . Только с 1934 г. первенство СССР по баскетболу стало проводиться ежегодно. В 1940 г. СССР были присоединены страны Прибалтики. В этих странах баскетбол был традиционно силен, эти команды имели большой опыт проведения международных встреч. Школа, стиль баскетбола этих стран, несомненно, оказали большое влияние на его развитие в СССР.

В 1947 году Всесоюзная секция баскетбола вступила в члены Международной федерации баскетбола, и советские баскетболисты получили право участвовать во всех международных соревнованиях, организуемых ФИБА. В том же году мужская команда СССР впервые приняла участие в Чемпионате Европы, завоевала звание чемпиона. Результатом первенства Европе доказали, что советские баскетболисты достигли уже высокого уровня спортивного мастерства.

Женская сборная СССР в 1950 году впервые участвовала в чемпионате Европы и завоевала I- место.

Мужская сборная в 1952 году стартовала на XV Олимпийских играх в Хельсинки. Советские баскетболисты одержали победу над сильными командами Бразилии, Уругвая, Чили, оставили позади себя все европейские команды и завоевали второе место.

Сборная женская команда СССР в 1957 году первый раз участвовала в чемпионате мира, и заняли 2-е место, а в 1959 году в Москве впервые стала чемпионом мира.

В 1976 году женский баскетбол был впервые представлен на Олимпийских играх.

В 1994-95 годах происходит перестройка Российского баскетбола. Организована суперлига шести ведущих мужских команд. Активизировалась работа среди ветеранов-баскетболистов.



Разновидности баскетбола

Существует несколько видов:

- мини-баскетбол и микро-баскетбол

- баскетбол на инвалидных колясках

- слэмбол

- стритбол

- корфбол

Мини-баскетбол и микро-баскетбол.

Мяч, использующийся для игры в мини-баскетбол, должен весить 450-500 г, а для микро-баскетбола – 300-330 г. Окружность мяча должна составлять 680-730 и 550-580 мм соответственно. Разметка поля почти не отличается от разметки в обычном баскетболе, только здесь нет линии, ограничивающей трехочковую зону, а линия штрафного броска находится на расстоянии 3,6 м от щита. В мини - и микро-баскетбол играют две команды по пять человек или меньше. В этой возрастной категории игры часто проводят между смешанными командами мальчиков и девочек. Как и в обычном баскетболе, игра делится на четыре тайма, каждый тайм длится 6 минут. Правила для мини - и микро-баскетбола не такие жесткие, как для обычного. Здесь не действует «правило трех секунд» и не фиксируется чистое время.

Баскетбол на инвалидных колясках.

Баскетбол на инвалидных колясках появился в США в 1946 году. Баскетболисты, участвовавшие во Второй мировой войне и получившие различные увечья, не захотели расстаться с любимым видом спорта и придумали свой баскетбол со своими правилами, а инженеры сконструировали специальные коляски для игры в баскетбол. Сейчас в него играют более чем в 80 странах. Число официально зарегистрированных игроков – 25 тысяч человек. Международная федерация баскетбола на инвалидных колясках (IWBF) проводит различные спортивные мероприятия: чемпионат мира – раз в 4 года; ежегодные турниры клубных команд, зональные соревнования (один-два раза в год) и пр. Баскетбол на инвалидных колясках входит в программу Параолимпийских игр с момента проведения первой такой Олимпиады в Риме в 1960. В правилах баскетбола на инвалидных колясках есть свои запреты и ограничения. Например, запрещена «пробежка» – когда игрок в процессе ведения мяча крутит колесо рукой более двух раз.

Слэмбол.

SlamBall – это колоссально динамичная смесь баскетбола, регби, хоккея и акробатики. SlamBall не просто новый вид спорта это состояние души, это именно то чего ждали миллионы любителей контактного спорта, за какие несколько минут можно увидеть умопомрачительные данки, жесткий контакт игроков, безумный накал игры и выплеск адреналина. Слэмбол (slamball) - воздушный баскетбол — эффектная командная игра, которая родилась в сознании Мэйсона Гордона и телевизионного продюсера Майка Толина. Совершая головокружительные пятиметровые прыжки, спортсмены лихо забрасывают мячи в корзину и сталкиваются в воздухе. Достигается это за счет расположенных в зонах бросков батутов. Слэмбол выглядит как уличный баскетбол, в который вдруг решили поиграть команда из 4-х суперменов. На сегодняшний день существует профессиональная лига, включающая 8 команд.

Стритбол (от англ. «street» – улица). Более динамичный и агрессивный вид спорта, чем классический баскетбол. В эту разновидность баскетбола можно играть прямо на улице, нужно только одно кольцо. Если же есть баскетбольная площадка, то играют только на одной ее половине. В стритбол играют две команды по три человека в каждой. Суть игры сводится к тому, чтобы вести мяч и забрасывать его в корзину, соперники, как и в обычном баскетболе, пытаются захватить мяч и защитить свое кольцо. Только из-за того, что оно одно, игроки защищают одно и то же кольцо, только по очереди. Одна команда ведет мяч, бросает, но промахивается, и мяч переходит к соперникам, а эта команда тут же начинает защищать кольцо, в которое только что стремилась забросить мяч. Попадание в кольцо из трехочковой зоны приносит команде 2 очка, все остальные попадания – по одному очку. Игра может идти до 16 очков, до того момента, пока разрыв в счете не достигнет 8 очков или на время. В последнем случае команда должна сделать бросок в течение 30 секунд с того момента, как она начала атаку, иначе мяч переходит к противнику. После каждого броска мяч должен быть выведен за пределы трехочковой линии. Как и в обычном баскетболе, здесь не допускается пробежка и двойное ведение, кроме того, нельзя бросать мяч в корзину сверху.



Корфбол.

Название этой игры произошло от голландского слова «korf» (корзина). Корфбол был придуман в 1902 году в Голландии школьным преподавателем Нико Брекхюйсеном. Суть игры, как и в баскетболе, сводится к тому, чтобы забросить мяч в корзину соперников, но сама корзина, размеры поля и правила игры значительно отличаются, что делает корфбол самостоятельным видом спорта. Длина площадки для корфбола составляет 40 м, а ширина – 20 м. Площадка разделена на две половины, примерно в шести метрах от каждой лицевой линии расположена стойка с корзиной. Ее высота составляет 25 см, внутренний диметр – 39-41 см, корзина подвешивается на высоте 3,5 м. Игра состоит из двух таймов по 30 минут. В корфбол играют две команды по 8 человек в каждой (4 мужчины и 4 женщины). Двое мужчин и две женщины играют в защите, столько же – в нападении. Игроки не могут вести мяч, ударяя его об пол, если мяч попал им в руки, то они могут сделать только два шага, а потом должны либо бросить его другому игроку, либо бросить в корзину. Задача нападающих сводится к тому, чтобы захватить мяч, а защитников – чтобы помешать противнику сделать бросок. При этом любые физические контакты между игроками запрещены, мужчины могут играть только против мужчин, а женщины, соответственно, против женщин. Корфбол чрезвычайно распространен в Голландии (в него постоянно играют более 100 тысяч человек, зарегистрировано более 500 клубов, участвующих в общенациональных турнирах) и соседних с ним странах. Со временем корфбол получил признание во всем мире, в том числе в России, и в настоящее время входит в программу Мировых игр.

Техника баскетбола

Чтобы научиться играть в баскетбол, надо овладеть многими техническими приемами: передачами, бросками, ловлей, ведением мяча, всевозможными передвижениями, поворотами, остановками и финтами.

Техника баскетбола подразделяется на технику игры в нападении и на технику игры в защите.

Техника нападения распадается на:

а) техника передвижений б) техника владения мячом

Техника защиты распадается на:

а) техника передвижений б) техника отбора мяча и противодействие.

Техника нападения.

А) Техника передвижения. Для передвижений по площадке баскетболист использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты. Передвижения - основа техники баскетбола. С помощью этих приемов игрок может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его противника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения других приемов.

Ходьба. Ходьба используется главным образом для смены позиции в период коротких пауз или снижения интенсивности игровых действий, а также для перемены темпа движения в сочетании с бегом.

Бег. Бег занимает в игре большое место и является главным средством передвижения. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из многообразных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной вперед, быстро изменять направление и скорость бега.

Прыжки. Подсчитано, что квалифицированный баскетболист в среднем за игру выполняет до 130-140 прыжков из различных положений и с различными задачами. Применяются два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой. Прыжок толчком двумя ногами выполняется чаще с места из положения основной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Прыжок толчком двумя ногами с разбега применяется обычно при выполнении бросков в корзину и при борьбе за отскок. Прыжок толчком одной ногой выполняется с короткого разбега. Отталкивание производится таким образом, чтобы максимально использовать инерционные силы разбега. При выполнении ряда технических приемов с мячом в безопорном положении очень важным считается умение игрока выпрыгивать на достаточную высоту без активного участия рук, быстро и своевременно.

Остановки. В соответствии с игровой ситуацией баскетболист использует резкие, внезапные остановки, которые в сочетании с рывками и изменениями направления бега дают возможность на некоторое время освободиться от опеки противника и выйти на свободное место для дальнейших атакующих действий. Остановка осуществляется двумя способами: прыжком и двумя шагами. При первом способе игрок делает невысокий скользящий прыжок по ходу движения, причем, оттолкнувшись одной ногой, он подает туловище назад и приземляется либо на обе ноги одновременно, либо сначала на толчковую ногу с последующим приседанием. При втором способе остановки используется так называемый двухшажный ритм (двухшажная техника). Здесь игрок предпоследний короткий шаг делает с подседом и со смещением от центра тяжести в направлении обратном движению. Затем следует последний удлиненный шаг, игрок выставляет ногу вперед со стопорящей опорой на пятку и последующим перекатом на всю ступню.

Повороты. Нападающий использует повороты для ухода от защитника, укрытия меча от выбивания. Есть два способа поворотов - вперед и назад. Поворотом вперёд называются такие повороты, когда переступания выполняются в ту сторону, куда баскетболист обращен лицом, а поворотами назад - те, которые выполняются переступаниями в сторону, куда баскетболист обращен спиной. При повороте на месте игрок переносит основной центр тяжести тела на одну ногу, которая является как бы осью вращения. Выполняя поворот в движении, игрок сближается с противником и ставит стопу опорной ноги развернуто в направлении предполагаемого поворота.

Б) Техника владения мячом. Техника владения мячом включает в себя следующие приемы: ловлю, передачи, ведение и броски мяча в корзину.

Ловля мяча. Ловля мяча - прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча - это исходное положение для последующих передач, ведения или бросков, поэтому структура движения должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов. Ловля мяча двумя руками. Наиболее простым и в тоже время надежным способом овладения мячом считается ловля мяча двумя руками. Подготовительная фаза: если мяч летит к игроку на уровне груди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, ненапряженными пальцами и кистями образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча. Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами, сближая кисти, а руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая тем самым мяч к груди. Завершающая фаза: после приема мяча игроком туловище вновь подается слегка вперед; мяч, укрываемый от противника разведенными локтями, выносится в положение готовности к последующим действиям. Ловля мяча одной рукой. Когда игровая обстановка не позволяет дотянуться до летящего мяча и поймать его двумя руками, следует ловить мяч одной рукой. Передача мяча. Передача - прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки. Существует много различных способов передач мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, характера и способов противодействия соперников. Передача двумя руками от груди - основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки противника. Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно охватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа с добавочным движением кистей, придающим мячу обратное вращение. Завершающая фаза: после передачи руки расслабленно опускают вниз, игрок выпрямляется, а затем занимает положение на слегка согнутых ногах. Передачи двумя руками сверху чаще всего используют на средние расстояния в условиях плотной опеки противника. Подготовительная фаза: игрок поднимает мяч слегка согнутыми руками над головой и заносит его за голову. Основная фаза: игрок резким движением рук с разгибанием в локтевых суставах и захлестывающим движением костей направляет мяч партнеру. Передача двумя руками снизу применяется на расстоянии 4-6 м в тех случаях, когда мяч пойман на уровне ниже коленей или поднят с площадки. Подготовительная фаза: мяч в руках, опущенных вниз, руки слегка согнуты, пальцы свободно расставлены на мяче. Основная фаза: маховым движением рук вперед в сочетании с их выпрямлением мяч посылают в желаемом направлении. Передача двумя руками "из рук в руки" используется для адресования мяча партнеру, находящемуся почти в плотную к игроку с мячом. Подготовительная фаза: игрок вытягивает руки с мячом, пересекая направление движения партнера. Основная фаза: игрок сначала поворачивает мяч таким образом, чтобы кисти поддерживали его с верху и снизу, а затем отпускает мяч. Передача одной рукой от плеча - наиболее распространенный способ передачи мяча на близкое и среднее расстояние. Подготовительная фаза: руки с мячом отводятся к правому плечу так, чтобы локти не поднимались; одновременно игрок поворачивается в сторону замаха. Основная фаза: мяч на правой руке, которая сразу же выпрямляется с одновременным захлестывающим движением кисти и поворотом туловища. Завершающая фаза: после вылета мяча правая рука на короткое мгновение как бы его сопровождает, а затем расслабленно опускается вниз. Передача одной рукой сверху применяется, когда необходимо послать мяч на средние и особенно дальние расстояния. Подготовительная фаза: игрок поворачивается броском в направлении передачи, рука с мячом отводится назад в направлении передачи, рука с мячом отводится назад в сторону, мяч лежит на ладони и удерживается пальцами. Основная фаза: выпрямленная рука с мячом мощным маховым движением по дуге вверх доходит до вертикального положения, а другая, согнутая в локтевом суставе, поддерживает равновесие и ограничивает противодействие соперника. Передача одной рукой снизу выполняется на близкое и среднее расстояние в тех ситуациях, когда противник усиленно старается перехватить передачу поверху. Подготовительная фаза: прямая или слегка согнутая рука с мячом махом отводится назад, мяч лежит на ладони, удерживаемый пальцами и центробежной силой. Основная фаза: рука с мячом вдоль бедра выносится вперед вверх. Передача одной рукой сбоку сходна с передачей одной рукой снизу. Подготовительная фаза: замах осуществляется отведением руки с мячом в сторону назад и соответствующим поворотом туловища. Основная фаза: рука с мячом делает маховое движение вперед в плоскости, параллельной площадке. Передача одной рукой подбрасыванием решает ту же задачу, что и передача двумя руками "из рук в руки". Игрок вытягивает руку с мячом, лежащим на ладони, пересекая направление движения партнера. В момент сближения игрок слегка подбрасывает мяч вверх коротким движением кисти и пальцев. Партнер по ходу подхватывает мяч проводит действия.

Ведение мяча. Ведение мяча - прием в баскетболе, дающий возможность игроку продвигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении. Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой вниз - вперед, несколько в стороне от ступней ног. Основные движения выполняются в локтевом и лучезапястном суставах. Ведение с изменением скорости. Неожиданные изменения скорости ведения мяча применяются игроком для отрыва от защитника. Чем выше отскок и меньше его угол, тем больше скорость продвижения. Ведение с изменением направления. Используется главным образом для обводки противника и проходов для атаки корзины. Изменение направления достигается тем, что кисть руки накладывается на различные точки боковой поверхности мяча с последующим выпрямлением руки в нужном направлении. Ведение с изменением высоты отскока. Применяется для прямого прохода мимо защитника, без отклонений в сторону. Игрок сближается с противником, ведя мяч с достаточно высоким отскоком, затем сильно сгибает ноги, наклоняет туловище и снижает мяч почти к площадке выпрямленной полностью рукой. Ведение с асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног. С успехом используются для обводки двух-трех противников. Данный способ ведения позволяет более свободно и рационально использовать толчковые движения ног и отклонения туловища в качестве финтов.

Броски в корзину. Квалифицированная баскетбольная команда проводит за время встречи в среднем 65 - 70 бросков в корзину с игры и до 20 - 25 штрафных бросков, от точности которых и зависит достижение победы над соперником. Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в корзину - ее главная цель. Баскетболист, готовясь к броску, должен оценить ситуацию на площадке, возможную интенсивность и способ противодействия опекающего защитника, реальные пути выхода для борьбы за отскок и другие моменты. Бросок двумя руками от груди. Преимущественно используется для атаки корзины с дальних дистанций в условиях отсутствия активного противодействия защитника. Подготовительная фаза: мяч обхватывается пальцами, образующими плотную "чашу", и выносится на уровень лица, ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, одна нога выставлена на 30 - 40 см вперед. Основная фаза: руки полностью выпрямлены вверх - вперед по небольшой дуге, кисти и пальцы, раскрываясь, дают мячу направляющий легкий толчок; одновременно с движением рук выпрямляются и ноги. Завершающая фаза: после выполнения броска руки опускаются расслабленно вниз, игрок принимает исходную позицию для последующего рывка к щиту, чтобы бороться за отскок в случае промаха. Бросок двумя руками сверху. Целесообразно применять со средних дистанций при плотной опеке противника. Подготовительная фаза: мяч выносится над головой слегка согнутыми в локтевых суставах руками, туловище слегка отклоняется назад. Основная ваза: руки выпрямляются вверх - вперед, и делается более энергичный толчок кистями и пальцами. Завершающая фаза: схожа с предыдущим способом. Бросок двумя руками снизу. Выполняется преимущественно при стремительных проходах к щиту и атаках корзины в затяжном прыжке под руками накрывающего мяч защитника. Подготовительная фаза: игрок получает мяч в движении под правую или левую ногу, а затем делает широкий шаг другой ногой и выполняет прыжок к щиту. Основная фаза: игрок максимально вытягивается к щиту, выносит к корзине прямые руки, мяч выпускается с кончиков пальцев в самой высокой точке, причем добавочным движением кистей пальцев ему придается обратное вращение. Завершающая фаза: руки, как бы сопровождая мяч, поднимаются вверх без напряжения. Бросок одной рукой от плеча: довольно распространенный способ атаки корзины с места со средних и дальних дистанций. Подготовительная фаза: игрок выставляет правую ногу вперед, развернувшись правым плечом по направлению к корзине. Основная фаза: примерно на уровне головы мяч лежит на правой руке, которая начинает вытягиваться вперед-вверх по направлению к корзине. Завершающая фаза: после выполнения броска рука как бы сопровождает мяч к корзине, а затем опускается расслабленно вниз. Бросок одной рукой сверху. Используется чаще других для атаки корзины в движении с близких дистанций и непосредственно из-под щита. Подготовительная фаза: мяч ловиться под правую ногу. Основная часть: в высшей точке прыжка рука выпрямлена для максимального приближения мяча к корзине, мяч выталкивается мягким движением кисти пальцев, ему придается обратное вращение. Завершающая фаза: игрок приземляется на согнутые ноги недалеко от корзины, принимает положение равновесия и готовится к борьбе за отскок в случае промаха. Бросок одной рукой сверху ("крюком"). Наиболее часто используется центровыми игроками для атаки корзины с близких и средних дистанций в условиях активного противодействия высокорослого защитника. Отталкиваясь левой ногой, игрок выпрыгивает вверх, одновременно правая рука с мячом отводится от туловища и дугообразным движением также поднимается вверх. Добивание мяча. В ряде игровых положений, когда мяч отскакивает от щита при неудачном броске или пролетает вблизи корзины, игрок не располагает временем для приземления с мячом, прицела и броска. В таких случаях следует добивать мяч в корзину в прыжке двумя руками или одной рукой.

Техника защиты. Техника защиты подразделяется на две основные группы: а) техника передвижений; б) техника овладения мячом и противодействия.

А) Техника передвижения.

Стойка. Защитник должен находиться в устойчивом положении на слегка согнутых ногах и быть всегда готовым затруднить выход нападающего за удобную позицию для атаки корзины и получения мяча. Стойка с выставленной вперед ногой. Применяется при держании игрока с мячом, когда необходимо помешать ему бросить в корзину или пройти под щит. Игрок на согнутых ногах располагается как правило, между нападающим и щитом. Одну ногу он выставляет вперед, одноименную руку вытягивает вверх - вперед, предупреждая ожидаемый бросок, а другую руку выставляет в сторону - вниз, чтобы помешать ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины. Стойка со ступнями на одной линии. Используется при опеке нападающего, готовящегося в средней части поля к проходу с ведением в правую или в левую сторону. Передвижения. Направление и характер передвижения защитника, как правило, зависят от действий нападающего. Поэтому защитник всегда должен сохранять положение равновесия и быть готовым передвигаться в людом направлении, все время изменяя направление бега в стороны, вперед, назад (часто спиной вперед).

Б) Техника овладения мячом. Вырывание мяча. Если защитнику удалось захватить мяч, то прежде всего надо попытаться вырвать его из рук соперника. Для этого нужно захватить мяч возможно глубже двумя руками, после чего резко рвануть к себе, сделав одновременно поворот туловищем. Выбивание мяча. Выбивание мяча из рук противника. Защитник сближается с нападающим, активно препятствуя его действиям с мячом. Для этого защитник выполняет неглубокие выпады с вытянутой к мячу рукой, отступая затем в исходную позицию. Выбивание мяча при ведении. В момент начала прохода нападающего с ведением защитник отступает или слегка отпрыгивает назад, оставив противнику прямой пут к корзине, и преследует его, оттесняя к боковой линии. Затем защитник набирает такую же скорость, как и нападающий, и, опередив ритм ведения, выбивает мяч ближайшей к противнику рукой в момент приема мяча, отскочившего от площадки. Перехват мяча. Перехват мяча при передаче. Успех данного способа перехвата зависит прежде всего от своевременности и быстроты действий защитника. В этом случае защитнику нужно на коротком расстоянии набрать максимально возможную скорость и опередить соперника на пути к летящему мячу. Защитник плечом и руками отрезает прямой путь сопернику к мячу и овладевает им. Перехват мяча при ведении. Осуществляется в момент, когда защитник догоняет нападающего, ведущего мяч. Для этого защитнику необходимо подстроиться к ритму и скорости ведения мяча, а затем, выйдя из-за спины нападающего, на мгновение раньше его принять отскакивающий мяч на кисть ближайшей руки и самому же продолжать вести мяч, но в другом направлении. Накрывание мяча при броске. Защитник, имеющий некоторое преимущество перед нападающим в росте и прыжке, должен попытаться помешать вылету мяча из рук при броске. Накрывание мяча может осуществляться по ходу подстраховки игрока противника. При накрывании мяча нужно избегать движения всей руки (или рук) сверху - вниз, так как это часто приводит к персональным ошибкам, особенно при противодействии броску двумя руками или одной рукой снизу. Отбивание мяча при броске в прыжке. Эффективное противодействие броску в прыжке - очень трудная задача, требующая от защитника мобилизации всех сил, умения и внимания. Лучшим для отбивания мяча с траектории полета в корзину является момент, когда мяч уходит от кончиков пальцев руки и уже не контролируется нападающим. Защитник должен стремительно выходить для противодействия броску в прыжке так как время от момента отталкивания до момента выпуска мяча равняется всего 0,18 - 0,20 сек. Овладение мячом в борьбе за отскок у своего щита. Для каждого игрока защищающейся команды очень важно уметь уверенно овладеть мячом, отскочившим от своего щита или корзины, так как команде приходиться выполнять эту операцию в среднем 25 - 30 раз за матч. После броска нападающего защитник должен преградить противнику путь к щиту, занять устойчивое положение, а затем бороться за отскок, быстро и своевременно выпрыгивая для овладения мячом. Прыжок выполняется толчком как одной, так и двумя ногами после небольшого разбега или с места. Высоко выпрыгнув и завладев мячом, игрок при приземлении широко разводит ноги и сгибает туловище, чтобы в условиях силовой борьбы помешать противнику занять выгодное положение по отношению к щиту и мячу. Затем мяч энергичным движением рук подтягивается к туловищу и укрывается при помощи широко расставленных локтей.

5. Основные правила игры в баскетбол

В баскетбол играют две команды. Обычно команда состоит из 12 человек, 5 из которых являются полевыми, а остальные считаются игроками на замену. Ведение мяча в баскетболе. Спортсмены, владеющие мячом, должны передвигаться по полю, ударяя им в пол. В противном случае будет засчитан «пронос мяча», а это нарушение правил в баскетболе. Случайное прикосновение к мячу отличной от руки частью тела не считается нарушением, в отличие от целенаправленной игры ногой или кулаком. Баскетбольный матч состоит из 4 периодов или таймов, но время каждого тайма (время игры) разнится в зависимости от баскетбольной ассоциации. Заброшенный в корзину мяч может приносить разное количество очков своей команде. Если мяч заброшен во время штрафного броска, то команда зарабатывает 1 очко. Если мяч заброшен со средней или близкой дистанции (ближе 3-х очковой линии), то команде дается 2 очка. Три очка зарабатывает команда, если мяч заброшен из-за трехочковой линии. Если в основное время обе команды набрали одинаковое число очков, то назначается 5 минутный овертайм, если и он закончился в ничью, то назначается следующий и так до тех пор, пока не будет определен победитель. Правило 3 секунд – правило, которое запрещает любому игроку атакующей команды находиться в зоне штрафного броска более трех секунд. Правило двух шагов в баскетболе. Игроку разрешается сделать только два шага с мячом, после чего он должен либо произвести бросок, либо отдать пас.

Баскетбольное поле. Игровое поле для баскетбола имеет прямоугольную форму и твердое покрытие. Покрытие площадки не должно иметь никаких изгибов, трещин или любых других деформаций. Размер площадки для баскетбола должен составлять 28 метров в длину и 15 метров в ширину (стандарт). Высота потолка должна быть не меньше 7 метров, а на профессиональных площадках потолки поднимают на высоту 12 метров и выше. Свет на поле должен быть сделан так, чтобы не мешать передвижению игроков и должен равномерно охватывать всю площадку. До конца 60-х годов турниры можно было организовывать под открытым небом. Однако сейчас баскетбольные матчи проводятся только на закрытых площадках. Разметка площадки - ограничивающие линии. Проходят по всему периметру площадки (2 короткие лицевые линии и 2 длинные боковые). Центральная линия. Проводится от одной боковой линии к другой и при этом она параллельна к лицевым линиям. Центральная зона представляет собой круг (радиус 1,80 м) и расположена ровно в центре баскетбольного поля. Трехочковые линии представляют собой полукруги радиусом 6,75 м, проведённые до пересечения с параллельными (лицевыми) линиями. Линии штрафного броска. Линия штрафного броска наносится длиной 3,60 м параллельно каждой лицевой линии так, чтобы её дальний край располагался на расстоянии 5,80 метров от внутреннего края лицевой линии, а её середина находилась на воображаемой линии, соединяющей середины обеих лицевых линий.

Баскетбольный мяч. Баскетбольный мяч имеет сферическую форму, выкрашен в утвержденный оттенок оранжевого цвета и имеет рисунок в виде восьми вставок и черных швов. Размер баскетбольного мяча: длина окружности, мм масса, г. Размер 7 750-780 567-650 . Размер 6 720-740 500-540. Размер 5 690-710 470-500 .Размер 3 560-580 300-330.

Размеры баскетбольного кольца и щита. Высота баскетбольного кольца от уровня пола составляет 3,05 метра (стандарт). Диаметр кольца для баскетбола колеблется от 45 см до 45,7 см. Само кольцо должно быть выкрашено в ярко оранжевый цвет. К кольцу крепится специальная сетка диной 40-45 см. Баскетбольное кольцо расположено на расстоянии 15 см от щита. Щит, к которому крепится кольцо, также имеет ряд важных параметров. Размер баскетбольного щита: ширина – 1,8 м, высота – 1,05 м. Современные баскетбольные щиты изготавливаются из закаленного стекла. Судейство в баскетболе. На баскетбольном матче присутствуют: старший судья и судья; секундометрист; секретарь; помощник секретаря; оператор 30-ти секунд.

Заключение. Влияние игры в баскетбол на здоровье человека.

Я считаю, что польза баскетбола огромна: баскетбол насыщен различными маневрами, бегом и всевозможными прыжками и бросками. Это позволяет во время игры задействовать практически все группы мышц, что способствует гармоничному укреплению мускулатуры. Баскетбол укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает координацию движений, развивает ловкость. Регулярные занятия этим динамичным видом спорта хорошо повышают выносливость организма. Прекрасно влияют на иммунную систему, укрепляют защитные свойства организма. Тренируют дыхательный аппарат человека, увеличивает объем легких. Благоприятно влияют на работу сердечно-сосудистой системы. Баскетбол укрепляет нервную систему. Полезна эта игра для глаз. Перевод взгляда с близких предметов на дальние, слежение за мячом и игроками укрепляет глазные мышцы, развивает периферическое зрение. Баскетбол является хорошим помощником для поддержания стройной фигуры и борьбы с лишним весом. Очень полезна эта игра для развития таких черт характера как самодисциплина, сосредоточенность на поставленных целях, ответственность, умение нестандартно мыслить, инициативность, коммуникабельность.

Но существуют и противопоказания к игре в баскетбол: баскетбол может быть противопоказан при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма. Поэтому при наличии болезней, перед началом занятий баскетболом, необходимо проконсультироваться с врачом. Кроме этого, баскетбол считается травмоопасным видом спорта, поэтому новичкам необходимо уделить внимание начальной подготовке. Чтобы минимизировать вероятность получения травм, перед каждой игрой необходимо разминаться, а также играть с людьми с приблизительно одинаковой физической подготовкой.

Баскетбол помог мне полюбить физические нагрузки. Постоянные тренировки помогают становиться крепче, выносливее, развиваться, добиваться результатов. Приходится много бегать, прыгать, отжиматься, чтобы быть в хорошей спортивной форме, улучшать результаты. Я счастлива, что играю в баскетбол, играйте и будьте здоровы!



IV Основные источники

1. Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – (Серия «Шаг за шагом»).

2. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

3. Гомельский Е.Я. Игра гигантов. – М.: Вагриус, 2004.

4. Интернет ресурсы: www.wikipedia.ru, http://www.slamdunk.ru/history, http://krytaya-kowka.narod.ru/history.html, http://www.biysk.ru/~basket/istoriya.htm, http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/basketbol/, https://studfile.net/contact_us/, https://chudesalegko.ru/


Автор материала: А. Коробейникова (4 класс)
Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.