Интервью о профессии: учитель русского языка и литературы
Автор публикации: Э. Филиппова, ученица 8 класса
– Расскажите о себе и о своей профессии. Кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?
– Меня зовут Филиппова Наталия Михайловна. Мне сорок шесть лет. Я работаю учителем русского языка и литературы в МОУ Чебаковская СОШ. Закончила Константиновскую среднюю школу в 1985 году и поступила в Ярославский Государственный Педагогический институт на историко-филологический факультет. Получив профессию, работаю учителем в течение 27 лет. В настоящее время преподаю в 7,8,9,10-ом классе, веду внеурочные занятия в начальной школе, являюсь классным руководителем и заведую методическим объединением учителей гуманитарного цикла.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
– С детских лет я мечтала стать учителем. Наверное, все дети в детстве играют в школу. Так вот и я сначала играла с куклами, потом с подружками, а позднее – с вымышленными учениками. У меня была детская доска, мел, журнал. Я сама писала за учеников, проверяла ошибки. Сначала мне хотелось быть учителем начальных классов, потом я решила преподавать географию. Мне очень нравилось показывать указкой по карте. У меня было несколько разных карт, отец приделал их на планку, и я могла их вешать на гвоздик. Представляя себя учителем, я стояла около карты с указкой и рассказывала «детям» чаще всего выдуманные истории по географии. Став взрослее, я поняла, что мне интереснее литература. Так у меня появилась мечта-стать учителем литературы.
– Чем Вас привлекает Ваша профессия?
– Профессия учителя и сложная и интересная одновременно. Она заставляет не стоять на месте, а следить за новыми методиками, технологиями. Один рабочий день не похож на другой. Мы радуемся, видя успехи и достижения учеников, вместе с ними преодолеваем трудности. Учитель – это творческая профессия. Учитель всегда молод душой и полон энергии и сил работать всю свою жизнь в школе.
– Что является самым сложным в Вашей профессии?
– В последнее время появляется всё больше «трудных» детей, поэтому постоянно встает вопрос о дисциплине. Это для меня первая проблема. Вторая связана с тем, что дети не читают книги. Как развить интерес к чтению, как побудить прочитать изучаемое произведение? У многих учеников вообще отсутствует интерес к учёбе, поэтому становится всё труднее заинтересовать их, привлечь внимание к материалу урока.
– Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?
– Я всегда мечтала стать учителем и не пожалела об этом ни разу. Если бы у меня появилась возможность попасть в прошлое и заново прожить, я бы, не задумываясь, снова отправилась в педагогический институт. Я с радостью иду на работу. Я люблю свою школу. Я люблю своих учеников.
– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
– Я могла бы порекомендовать свою профессию только тем, кто любит детей, кто может стать им настоящими друзьями. Если кто-то увлекается литературой, языками, он может выбрать профессию журналиста, критика. Необязательно для этого быть учителем. Многие мои однокурсники в школе не смогли работать, хотя в институте учились хорошо. Наверное, учителем надо родиться.
– О чём бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?
– Я бы хотела предупредить будущих педагогов о том, что жизнь у них простой и спокойной не будет. Большую часть времени они будут проводить в школе, а дома придется проверять тетрадки, писать планы. Не каждый супруг это выдержит, поэтому могут возникнуть проблемы в семье. Надо быть готовым к преодолению трудностей.
– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?
– Мне не сложно было освоить эту профессию. Я начала работать ещё до того, как получила диплом. Я скупала в магазинах все книги, связанные со своим предметом, добросовестно готовилась к урокам, писала конспекты. Я выписывала большое количество методических журналов, использовала их для работы. И сейчас постоянно покупаю книги, читаю журналы. Недостаточно только закончить педагогический университет и получить диплом. Учитель должен учиться всю жизнь: посещать различные курсы, обмениваться опытом, участвовать в семинарах. Учитель – это вечный ученик.
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
– Безусловно, далеко не каждый может быть учителем. Учителем русского языка и литературы может быть человек грамотный, хорошо знающий свой предмет, историю литературы. Учитель должен быть терпеливым, справедливым, внимательным. Учитель должен быть примером, авторитетом, поэтому ему надо быть безукоризненным в своих поступках.
– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
– Я считаю, что моя профессия приносит мне достаточный доход. Правда, для того, чтобы получить неплохую зарплату, надо иметь большую нагрузку. Но у меня всегда нагрузка была большой. Кроме этого, учитель, имеющий педагогический опыт 25 лет получает пенсию по выслуге. Я тоже получаю уже второй год пенсию, которая заметно пополняет наш бюджет.
– Кроме этой школы, Вы еще где-нибудь работали?
– Я начинала свой педагогическую деятельность в глухой деревне Борисоглебского района. Здание школы было новым, каменным, одноэтажным. Всех учеников было пятнадцать, в классе по два-три человека. Теперь этой школы уже нет. Но я всегда буду вспоминать эти первые свои шаги. Многие ученики стали теперь моими друзьями. Еще я работала в неполной средней школе Ростовского района. Это уже была серьёзная школа. С большим количеством учеников, с требовательным завучем, строгим директором. Там я себя почувствовала настоящим учителем. И вот уже более двадцати лет я преподаю в Чебаковской школе. И эту свою школу я не променяю ни на какую другую.
– Собираетесь ли Вы повышать свою квалификацию?
– Я имею первую квалификационную категорию в течение пятнадцати лет. В две тысячи пятнадцатом году буду подтверждать. На высшую категорию сдавать не собираюсь, считаю, что пока к этому еще не готова.
– Общаетесь ли Вы с коллегами из других школ?
– Да, конечно, я общаюсь с коллегами из других школ. Работать уединённо нельзя. Четыре раза в год у них проходят заседания методических объединений, на которых мы можем задать вопросы, обменяться мнениями, поделится проблемами. Я часто посещаю семинары в Тутаевских и районных школах. Это очень полезно. Сама даю открытые уроки для учителей других школ. Любая встреча для нас – радость.
– Участвовали ли Вы в каких-нибудь профессиональных конкурсах?
– Мне кажется, что я очень застенчивый человек, поэтому боюсь участвовать в каких-либо конкурсах. Но однажды меня всё-таки уговорили (потому что я уступчивая) принять участие в районном конкурсе «Учитель года». Сколько я натерпелась страха! Но зато сколько удовлетворенности от того, что я тоже что-то могу. Так что это было знаменательное событие в моей жизни.
– Кого Вы считает своими учителями-наставниками?
– Я очень благодарна своей учительнице, которая привила мне интерес к литературе. Это Смирнова Людмила Леонидовна, очень опытный учитель, уже не работающий в школе. В институте тоже были хорошие преподаватели. Но институт – это не школа. Только в школе можно почувствовать домашнюю атмосферу, любовь и заботу учителей. Я стараюсь быть похожей на свою учительницу. Многое в работе я позаимствовала у неё. Очень надеюсь, что мои ученики, настоящие или бывшие, обо мне отзываются с любовью и уважением.
Орфография и пунктуация автора сохранены
Участник Всероссийского конкурса для школьников «Самые разные профессии-2015»